Кусок лесов и болот... Окончание

     1 июля 1920 года Всекарельский съезд объявил о создании Карельской Трудовой Коммуны в составе РСФСР. В неё были включены населенные карелами местности Олонецкой и Архангельской губерний: город Петрозаводск, карельские волости Олонецкого, Петрозаводского и Повенецкого уездов. Началось строительство мирной жизни, которое шло не всегда гладко. Много было допущено ошибок и перегибов: по недостатку властного опыта или направленных вражеской рукой, теперь уже не выяснить.  Впрочем, и от дефицита дураков во власти Россия не страдала никогда, по иному вряд ли возможно объяснить случившееся в Карельской Трудкоммуне осенью двадцатого года: в чью-то явно нездоровую голову пришла идея провести продразвёрстку среди крестьян. И это в тех местах, где морошка-то не каждый год урождается, не говоря о хлебе и прочем!

   Разумеется, всё это не прибавило популярности большевистскому правительству, в сельской местности начало расти  открытое недовольство. Принятые центральной властью весной 1921 года меры по выправлению ситуации, в том числе отказ от продразвёрстки, выделение 45 тысяч пудов семенного зерна и прочие действия запоздали. В октябре 1921-го года в Тунгудской волости был создан подпольный Временный Карельский комитет, который незамедлительно приступил к формированию повстанческих «лесных отрядов». Через несколько недель на территории волости действовало уже до 700 хорошо вооружённых бойцов, организованных в две роты под командованием активных участников комитета Иванова и Кирьянова. Белые повстанцы нападали на  отдельные объекты (в частности  уничтожили мост через реку Онду), врывались в сёла, безжалостно расправляясь с представителями власти и милиционерами, грабили и убивали крестьян, сочувствующих большевикам.

     Располагая в данной местности  сводным отрядом из пограничников, таможенников и милиционеров численностью всего в 50 человек, прекратить бандитские вылазки своими силами местная власть не могла.  27 ноября правительство Финляндии внесло на рассмотрение Лиги наций ходатайство  о назначении комиссии по восточно-карельскому вопросу. В ответной ноте Советское правительство предостерегло финнов от участия в вооружённой авантюре в Карелии. Однако финляндское руководство не вняло голосу разума и продолжило формирование вооружённых отрядов из карельских белоэмигрантов, русских белогвардейцев, финских добровольцев и прочих искателей приключений. В качестве военспецов и инструкторов  было привлечено свыше 500 человек профессиональных военных, в основном офицеров, среди них будущие герои «зимней войны» войны майор Пааво Талвела и Эрик Хенрик. Из граждан   Финляндии, пожелавших участвовать в войне с большевиками, также сформировали отдельный батальон (Repolan Pataljoona). Кроме того, в начале декабря 1921 года было организовано несколько отрядов из бывших участников кронштадтского мятежа, численностью около 200 человек.

    Генеральным спонсором «освободительного похода» выступила ранее никому неизвестная фирма  «Гутцейт и Ко». Разумеется, совершенно случайно, одним из членов правления этой почтенной компании оказался президент Свинхувуд, а большой аванс, выданный английским заказчиком на поставку миллиона телеграфных столбов,  огромной партии мачтового и строевого леса,  безусловно, полностью был вложен в развитие лесобрабатывающей отрасли  Финляндии.… К концу декабря 1921 года финские отряды численностью в 5-6 тысяч человек вторглись на территорию Советской Карелии. Слабые заслоны пограничников и местной милиции не могли сдержать согласованного нападения мобильных отрядов финнов и повстанцев. К январю  1922 года белые вышли на линию Кестеньга-Суомосалми-Ругозеро-Паланы-Поросозеро,  захватив значительную территорию.
 
   Во всех захваченных населённых пунктах белофиннами проводилась насильственная мобилизация местного населения, сопровождаемая массовыми реквизициями лошадей и продовольствия. Следует отметить, что  «карельская авантюра» вызвала массу протестов в самой Финляндии. В тылу у наступавших финских войск стихийно возникло народное «движение лесорубов», которые организовывали партизанские отряды, наносившие чувствительный урон коммуникациям белофиннов. 15 января 1922 года во всех крупных городах Финляндии была проведен всеобщая манифестация с требованием прекращения агрессии против России.

       Советское правительства ввело на территории Мурманского края и Карелии военное положение и начало принимать решительные меры по разгрому вторгшегося врага. Был организован Карельский фронт под командованием командарма А.И. Седякина. В начале 1922 года численность советских войск в Карелии достигла 8,5 тысяч человек при 22 орудиях и 166 пулемётах. В январе красные начали контрнаступление. Мощными ударами они разгромили  главные группировки финнов в районе Поросозера и  Ребол. В тылу врага, под командованием знаменитого Тойво Антикайнена, активно действовал лыжный отряд красных финнов. Мобильный, хорошо обученный, насыщенный автоматическим оружием, он сеял страх и панику в рядах противника. Неожиданным ударом красные диверсанты захватили Кимасозеро – ключевой пункт обороны белофиннов.  Сам Антикайнен рассказывал об этом событии так: «Падение Кимасозера было для белобандитов тяжелым ударом...  Их командир Илмаринен-Танкинен пишет в своих воспоминаниях, что катастрофа под Кимасозером и все всплывшие при этом обстоятельства навсегда похоронили надежду на победоносное завершение освободительной войны в Карелии». Под ударами красных войск белофинская оборона начала разваливаться, 25 января красноармейцы овладели Кестеньгой, а в начале февраля взяли военно-политический центр «Карельского комитета» - село Ухту.

    К середине февраля вся территория Карелии была очищена от интервентов, крестьянские мятежи частично были подавлены силой, другие без поддержки извне погасли сами собой.  Отступая, белофинны угоняли с собой население и скот, сжигали деревни. Отдельные исследователи говорят о том, что уход жителей был добровольным, однако статистика и документы говорят об обратном. К примеру, из 8 тысяч жителей Ухтинского уезда (оплота повстанцев) оказавшихся на территории Финляндии, по амнистии 1923 года домой вернулись более 6 тысяч.  Общий ущерб, нанесённый Карелии «освободителями» составил немалую по тем временам  сумму – 6 миллионов рублей золотом.
      
    Однажды один из профессиональных критиков советского прошлого,  заявил, что «в 1939 году в обмен на территорию на Карельском перешейке Советы предложили Финляндии никому не нужный кусок лесов и болот в Восточной Карелии». Видимо автор этого дерзновенного разоблачения коварства сталинского режима  имел слабое представление о сути дела, поскольку это был тот самый «кусок лесов и болот», за который всего два десятилетия назад финны отчаянно  дрались целых четыре года.


Рецензии
Здравствуйте Володя!
Спасибо вы так хорошо пишите я думаю о своём крае .
А я узнал много интересного о Карелии.
у меня есть повесть где есть несколько слов о Карелии в которой я никогда не был.
и навряд ли буду.
по состоянию здоровья не могу мне может стать плохо везде итд.
Я путешествую виртуально.
Всего доброго вам!
С уважением


Владимир Деменин   07.07.2024 14:47     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию, тёзка! Мой родной край немного севернее Карелии.
С добром.
Владимир.

Чернов Владимир   10.07.2024 10:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.