Лекарство от идолопоклонства

(Еще кусочек из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Это не статьи, на перевод этих заметок в серьезный формат отдельного слота времени у меня не предусмотрено. Будет здорово, если через несколько десятилетий дневник чтения Библии перерастет в комментарий на все книги Библии. Когда буду проходить книги, по которым проводил разборы, эти заметки буду писать поверх конспектов разборов, дописывая их. Сейчас я читаю книгу пророка Иеремии).


Г. 10:1-25: Ложные боги: живой и истинный Бог

Проповедь Иеремии в храме состоит из четырех пунктов: пророк говорит о ложном поклонении, ложных пророках, ложной уверенности и ложных богах. Он противопоставляет этому правильное понимание храма, закона, завета и истинного Бога. Десятая глава – четвертый пункт проповеди Иеремии в воротах храма.


10:2: Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся.

В Библии «путь» часто означает «образ жизни». Образ жизни здесь связан со страхами. Модус вивенди во многом определяется тем, чего человек боится и опасается, начиная с экзистенциального уровня. Скажи мне, чего ты боишься, и я скажу, каким путем ты ходишь.


10:3: Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора

Три стиха занимает описание технологии изготовления идола. Массивная бандура, вдобавок стоившая огромных денег, хотя бы даже с учетом использованных материалов и вложенного труда, но с точки зрения пророка это пустота. Чем материалистичней поклонение, тем больше у него шансов на статус «пустота».

Слово «пустота» встречается в этой главе в ст. 3, 8, 15, в этой книге еще в 2:5. Это же еврейское слово стоит в Еккл.1:2: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!»

Противоположное этому слову – «истина». Оно описывает Бога в 10-м стихе. Насколько пуста и суетна жизнь, посвященная идолам, настолько наполнена смыслом и красотой жизнь, посвященная Богу.

За идолослужением не стоит мировоззрение, отражающее подлинное положение вещей и устройство мира, за ним и под ним – пустота.


10:5: Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах.

Послание Бога через Иеремию актуально для его получателей. Они боялись того, чего язычники страшатся (ст.2), Бог в ответ на этот страх описывает идолов как нечто пустое, чего бояться не стоит.

Августин говорил, что при идолопоклонстве люди поклоняются тому, что нужно использовать, и используют то, чему нужно поклоняться. Прекрасная мысль.

А Мэтью Генри приводит пословицу греков: кого воздвигают в качестве иного бога, тот сначала должен сотворить иной мир. Этот мир сотворен Богом, и мы должны посвятить жизнь тому, чтобы поклоняться сотворившему его.


10:6: Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом.

Описав пустых и безжизненных идолов, Иеремия переводит свой взгляд на Господа. Из его уст вырывается вздох восхищения и поклонения. Бог велик и бесподобен!

Лекарство от идолопоклонства, в том числе и от современных его форм – в переведении взгляда с творения на Творца, с ограниченного и преходящего на безграниченое и совершенное. Выйдя утром на крыльцо, выдыхать: «Нет подобного Тебе!» Встретившись с частичкой прекрасного, хотя бы подумать: «Ты велик!»


10:7: Кто не убоится Тебя, Царь народов? ибо Тебе единому принадлежит это; потому что между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет подобного Тебе.

«Кто не убоится Тебя, Царь народов?»: тема страха перед сакральным продолжается. Бояться стоит Царя народов. Однажды Его убоится всякий.

Величие, о котором речь в предыдущем стихе, приводит духовно здорового человека не только к восхищению Богом, но и к священному трепету и страху перед Ним. Духовность, не пропитанная благоговением – лжедуховность.

В этом стихе видна красивая особенность книги Иеремии: в начале книги пророк назван «пророков народов», а здесь Бог называется «Царь народов» (эту особенность подметил Келли). Бог не бросает Своего слугу при выполнении его миссии, Он идет с ним его поприще под одним игом. «Возьмите иго Мое на себя» – а когда возьмете, мы вместе понесем его.

Идолы являются локальными божествами отдельных народов, Бог является истинным Царем всех народов (Ис.43:15; 46:1).

Кстати, Келли посвятил несколько страниц новой для меня мысли: Бог не называется в Библии Царем святых или церкви. Для церкви Иисус – Жених, Глава, Брат, Друг и т.п., но не Царь (по словам Келли), так же и Бог Отец для нас Отец Небесный, но не Царь. Отношения царя и подчиненных не такие близкие, как отношения жениха и невесты, главы тела и членов тела, братьев, друзей, отца и детей и т.д.

Бог называется в Библии Царем по отношению к Израилю и народам. Келли говорит, что в От.15:3 правильно читать «Царь народов» (так в самых древних рукописях), а не «Царь святых», тем более с учетом того, что это цитата из Иер.10:7.

«нет подобного Тебе»: каждый идол имеет хоть какие-нибудь общие черты с другими идолами. Бог уникален и превосходен.


10:10: А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его.

Выше Иеремия описал идолов, здесь он высказывается о Боге. Идолы – ложь, Бог – истина, идолы – мертвы, Бог – живой, идолы – временны, Бог – Царь вечный.

От наблюдения и вскрытия отступления важно переходить к правильному богословию, которое есть описание Бога и восхищение Им, оно насыщает и направляет. На одном отрицании жизнь не построишь.


10:23: Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.

Иероним Стридонский пишет, что это о том, что вавилоняне не сами произвольно решили напасть на Иудею, но были исполнителями воли Божьей. Эту мысль развивает и Мэтью Генри: в тех, кто причиняет нам боль, надо видеть орудия Божьи, направление стопам которых дает Господь (точнее, это уже я развиваю мысль, предложенную Генри).

Стихи, которые могут при первом прочтении показаться универсальными истинами о тотальном Божьем владычестве и марионеточном поведении человека, надо рассматривать в контексте.

20.07.2020


Рецензии