К. А. Смирнов. Дьяковская культура Материальная ку

К.А. Смирнов. Дьяковская культура (Материальная культура городищ Оки и Волги)
Молiхомь Патаре Дiаiе
яко Тоi iзведе огнь
iждеть МатырьСваСлава прiесеть
на крыдлiех све
ПраОцем нашiем
I ту пiеснема поемь
одле къстрбоiцiе вещерне
iежды повiехомь старе словы
Слве нашеа
о СвентеСедьмiце рiекы нашiе
iждехомь грады Оце наше iмах бiяще
I тоу земе опоустiшiя
до земе iне iдьшя
iдеже смехомь о щасы тоi держеве
i за древлесть iмяхомь кълоуне нашiе
i грады i селы i огнiце о земiе оутворящете
Влескнига. Дощ. 19…Молимся мы Питару Дию, потому как Он низвел Огонь, который Матерь Всех Слава приносит на крыльях своих Праотцам нашим. И ее песнями воспеваем мы возле костровищ вечерних, где рассказываем старые слова Славы нашей у Святой Седмицы рек наших, где города Отцов наших были. И ту землю они оставили, в землю иную пошли, где была у нас во те времена держава и в древности округа наша, и города и села, и огнища, в земле устроенные (перев. Н. Слатина)
 
Дьяковская культура — Отв. ред. Ю.А. Краснов; АН СССР. Ин-т археологии — издание: 1974
 
Предисловие
Предлагаемый вниманию читателей сборник статей подводит итог определенному этапу в изучении дьяковской культуры, характеризующей дославянское население Волго-Окского края, территория которого впоследствии стала центром Русского государства. Первая общая характеристика этой культуры, важность научения которой всегда осознавалась археологами, была дана еще в начале XX в. А.А. Спицыным.
Позднее материалы новых исследований дьяковских городищ и селищ освещались в капитальных трудах П.И. Третьякова, Е.И. Горюновой и других исследователей. В последние годы коллективом сотрудников Московской экспедиции ИА АН СССР под руководством А.Ф. Дубынина были произведены большие работы в западных районах Подмосковья. В результате ряд крупных поселений был раскопан полностью. Полученный этими исследованиями большой материал, частично уже нашедший отражение в литературе, заставил по-новому рассмотреть вопросы, связанные с историей населения, оставившего памятники дьякова тира. В частности, стала ясна большая роль западного, предположительно балтийского, компонента в культуре населения западных районов Волго-Окского междуречья в I тысячелетии н.э.
Главным образом материалы этих новых раскопок и легли в основу статей, помещенных ниже. В работе К.А. Смирнова, которой открывается сборник, впервые даются подробная характеристика н классификация огромного вещевого материала, накопленного более чем за полвека исследований дьяковских городищ, рассматривается историческое развитие их оборонительных сооружений и жилых построек, приводятся краткие сведении о хозяйстве и общественном строе населения, оставившего эти памятники.
К.А. Смирнов касается также вопросов об археологических признаках дьяковской культуры, ее территории и периодизации.
Работа И.Г. Розенфельда посвящена рассмотрению керамики — наиболее массового материала дьяковских памятников. В основу исследования положен материал Щербинского городища, который, по мнению автора, дает наиболее полное представление о развитии керамического производства на всех этапах развития дьяковской культуры и может служить стержнем для построения хронологической шкалы развития керамики всей культуры. Керамический материал рассматривается автором как важнейший источник не только для характеристики данного вида производства, но и для хронологических и этнических выводов.
Работа А.Ф. Дубынина является полной публикацией материалов одного из наиболее интересных и полностью изученных дьяковских памятников — Щербинского городища в Подольском р-не Московской обл…
 
 
К.А. Смирнов. Дьяковская культура (Материальная культура городищ Оки и Волги)
Введение
Городища раннего железного века, расположенные в Волго-Окском междуречье, представляют большую ценность для характеристики дославянского населения края, который несколько веков спустя вошел в состав Русского государства.
Изучение этих памятников началось в 1889г. с раскопок В.И. Сизовым Дьякова городища, давшего название всей культуре. Более ранние исследования были незначительны по объему и плохо документированы.
Первая обобщающая статья А.А. Спицына, вышедшая в 1903г., не столько подводила итоги, сколько ставила задачи дальнейшего изучения памятников. После ее выхода в свет были накоплены большие материалы, однако обобщающая работа по всей культуре пока не написана. Многочисленные статьи посвящены публикации материала или же решению каких-либо частных вопросов.
Целью данной работы являются систематизация вещей, найденных на городищах, выделение характерного для этой группы памятников комплекса и определение времени существования дьяковских городищ с характерными для каждого периода вещами и типами жилищ.
Анализ материала позволяет реконструировать хозяйственный и общественный строй дьяковцев и насколько возможно вскрыть причины, обусловившие возникновение городищ и последующий уход с них населения…
 
III. Признаки, территория и хронология Дьяковской культуры
В течение длительного времени в археологии существовало представление об особой дьяковской культуре. Ее основными признаками считали сетчатую керамику и грузики дьякова типа. В эту культуру выделяли памятник» железного века на Верхней Волге, Средней Оке и в Волго-Окском междуречье. Накопление нового материала заставило пересмотреть эту точку зрения. Сетчатая керамика была найдена на огромной территории, включая Эстонию и Среднее Поволжье. Грузики также стали известны на территории от Восточной Литвы до Верхней Волги. Возникает вопрос, есть ли основания выделять Дьяковскую культуру? Если такие основания имеются, то какой комплекс признаков характерен для нее?
П.Н. Третьяков писал: В настоящее время дьяковскими городищами называют древние городища лишь Волго-Окского междуречья, Верхнего Поволжья и области Валдайской возвышенности, нижние культурные наслоения которых характеризуются текстильной (сетчатой) керамикой -. Такое определение территории не вызыват возражений. Действительно посуда с сетчатой поверхностью служит характерным признаком дьяковской культуры. Она распространена на протяжении всего I тысячелетия до н.э. и доживает до III в. н.э. Однако надо учитывать, что керамика с сетчатой поверхностью широко встречается на послениях среднего и нижнего течения Оки, среднего течения Волги, в Эстонии, на севере Европейской части СССР. Этот признак дает возможность провести границу между финно-угорскими племенами и населением Верхней Оки и Смоленщины. Отметим к тому же, что сетчатая курамика исчезает в III в. н.э., т.е. до того времени, когда дьяковские городища прекращают существование.
Ранние дьяковские городиша богаты изделиями из кости. По-видимому этот признак нельзя рассматривать как типично дьяковский, поскольку в I тысячелетии до н.э. и даже в I тысячелетии н.э. изделия из кости встречаются в огромном количестве и на других памятниках лесной полосы.
Классическим признаком дьяковской культуры считаются грузики дьяковского типа. В Волго-Окском междуречье они появляются к середине I тысячелетия до н.э. или даже немного раньше. На некоторых городищах они встречаются с вещами этого времени, и их стратиграфическое взаимоотношение не вызывает сомнений. Исчезают грузики примерно в середине I тысячелетия н.э. Таким образом, они существуют в течение того же времени, что и городища. Правда, нельзя не учитывать находки грузиков на Смоленщине и в Белоруссии, доходят они и до Восточной Литвы. Однако на памятниках Волго-Окского междуречья грузики богато орнаментированы и четко делятся на типы. На грузиках же, найденных на городищах Смоленщины и Белоруссии, орнамент встречается намного реже, и сам по себе он гораздо проше. Эти наблюдения дают основание предполагать, что для городищ Волго-Окского междуречья грузики являются достаточно характерным признаком.
Интересно отметить, что известные на грузиках изображения, расшифровывающиеся как изображения человека или птицы, встречаются и на посуде в пределах Волго-Окского междуречья и Верхней Волги. На обломке сосуда из Минского городища изображение нанесено поверх сетки вдавлениями. На этом памятнике найдены также фрагменты сосудов с орнаментом, часто встречающихся на грузиках. На троицком городище в кладе найдены две бляхи, рассмотренные выше, детали которых повторяют то же изображение. Предметы, на которых имеются такие изображения, следует рассматривать как типично дьяковские.
На Троицком городище найдена железная булавка с навершием, смонтированным из бронзовых бляшек, повторяющих изображения на грцзиках. Бляшка с аналогичным расположением деталей обнаружена на городище Черная гора на Верхней Волге.
Из других типично дьяковских укращений следует отметить умбововидные подвески и квадратные бляшки, изготовленные техникой ложной зерни.
Нельзя не остановиться на одном факте, который также выделяет дьяковскую культуру среди других. Характеризуя развитие металлургии у дьяковцев П.Н. Третьяков писал: Из железа изготовлялись также и предметы убора — пряжки, булавки со спиральными головками, поясные кольца. Но чаше они делались из меди и бронзы. Так как цветной металл был привозным и часто попадал к дьяковским племенам в виде изделий, в их среде не было оригинальных форм бронзовых предметов убора и украшения, а расспространялись вещи, бытовавшие у богатых цветным металлом соседей -.
На наш взгляд, здесь содержится неточность. Не вызывает сомнений, что приток цветного металла в Волго-Окском междуречье в виде изделий был велик. Но нельзя согласиться с мнением П.Н. Третьякова, что булавки со спиральной головкой и пряжки чаще всего делалась из меди и бронзы. Наоборот, можно отметить, что многие предметы, которые на соседних территориях, как правило изготовлялись из бронзы, на территории междуречья Волги и Оки делались из железа. Таковы, например, булавки со спиральной головкой, пряжки и подвески к поясу...
Борусы, Белая Русь и Дьяковская культУра
https://vk.com/doc399489626_560194740


Рецензии