1912 год - матрос и аптека

Со времен Уильяма Хоуза (1774 г.) опорными пунктами общества по спасению утопающих были аптеки. Тогда и еще очень долго после больницы были редкостью, врачи принимали на дому или выезжали к больным. Полицейских участков было тоже мало. И вот аптек было сравнительно много. И в аптеках было все, что нужно для спасения тонувших.

По этой английской традиции в Российской империи тоже опорными пунктами были аптеки. Тем более, что в Санкт-Петербурге держателями аптек часто были англичане – все сплошь энтузиасты общества спасения утопающих.

В городе с реками и каналами, одетыми в каменные берега с парапетами, случайно упасть в воду было сложно. Чаще тонули самоубийцы. Они прыгали с мостов. Причем обычно ночью. Их вытаскивали из воды и несли в ближайшую аптеку. Вот и получалось: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека».

В 1912 г. Александр Блок помог спасти на Мойке тонувшего матроса. Тогда же узнал о главной проблеме спасения утопающих – самоубийцы после спасения вновь идут топиться. Их вновь вытаскивают и вновь несут в ту же аптеку, откачивать. «Умрешь – начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь».

Блок написал это стихотворение через 9 дней после спасения того матроса.


Рецензии