Принесите мне карту
Кларнетист Миша имел большие амбиции. Окончив на «отлично» Минское музыкальное училище имени Глинки и став лауреатом республиканского конкурса молодых исполнителей, он решил сделать шаг, ни больше ни меньше — поступать в Московскую консерваторию им. Чайковского. Взял чемоданчик, кларнет, попрощался с мамой, папой и молодой беременной женой и сел на поезд.
Москва встретила его холодно. Сначала все шло гладко: документы приняли, общежитие выделили, консультации назначили. Но вскоре Миша впервые увидел своих конкурентов. Профессор-кларнетист, слушая игру Миши, покачал головой:
— Вы очень сильный кларнетист. Если бы поступали год назад, проблем бы не было. К тому же вы лауреат Белорусского конкурса. Мне вас жаль, молодой человек. Все может закончиться потерянным временем и в итоге призывом в армию. Мы не можем принять всех на специальность кларнет, даже два дополнительных места не спасут ситуацию. Так сложились карты.
Миша был в растерянности. Что же делать?
— А ничего нового, — сказал профессор. — Вас примут в любую консерваторию с удовольствием.
На деле «любую» найти оказалось трудно. Во многих консерваториях Советского Союза срок приема документов уже истек. Но одна лазейка осталась: Консерватория города Петрозаводска по непонятным причинам выбилась из общего графика. Профессор лично нашел Мишу в общежитии:
— Торопитесь, у вас всего три дня.
Билетов не было, но снова случилось чудо. Миша нашел компанию единомышленников, стремящихся попасть в далекий северный город. Кто-то оказался за бортом, но его папа имел машину и согласился повезти своего сына-скрипача, Мишу и еще одного парня-пианиста в Петрозаводскую консерваторию имени А. К. Глазунова. Они успели в последний день. Как и в Москве, выдали общежитие, назначили консультации. Здесь все складывалось неплохо.
Принимали троих. Один кандидат-кларнетист оказался виртуозом, а остальные конкуренты были явно слабее. Приближался день экзамена по специальности. Репетиции с назначенным пианистом-аккомпаниатором шли интенсивно. И вдруг ситуация осложнилась: каким-то образом появились еще два кларнетиста. Документы у них приняли, хотя прием вроде бы уже закончился.
Миша понял, что снова оказался в сложной ситуации. Эти двое были сиротами, которых зачисляли без препятствий. Миша опустил руки, представляя, как осенью получит повестку в советскую армию. Но тут его ангел-хранитель указал путь спасения.
В дебрях Петрозаводской консерватории Миша заметил объявление. Он прочел его и понял: во всей огромной стране осталась единственная феноменальная консерватория, где документы еще только начали принимать. Так наш герой снова оказался совсем не в том месте, где собирался учиться.
Дома в Минске заждались известий от Миши. Прошли все сроки, а от сына и мужа никаких вестей: уехал в Москву и как в воду канул. Что случилось? Обокрали, не поступил, заболел? И вот, с опозданием, приходит долгожданная телеграмма. Папа, без очков ничего не видя, волнуется. Беременная жена читает вслух:
— Поступил в Астраханскую консерваторию.
— Куда? — спрашивает мама.
— А где это? — кричит папа.
— Принесите мне карту!
2020.07.20
События рассказа происходят летом 1975 года.
Свидетельство о публикации №220072000037