С одесского кичмана... Высоцкий

"С одесского кичмана…" Высоцкий.
               


Тайна  «Городского романса»  или  «С одесского кичмана…».
               
                В.Высоцкий был студентом школы-студии МХАТ, когда познакомился с Синявским А.Д., который преподавал советскую литературу. Студенты курса, Высоцкий, часто бывали дома у преподавателя. Кроме учёбы по предмету,  он начал пробы  в литературе под руководством опытного педагога,  написал  несколько  рассказов.               
                В доме гитара, радушные хозяева, благосклонное отношение к нему.
Хозяин, жена,  любили  блатные песни,  творчество в этом направлении.               
                Высоцкий знал, мог исполнить на гитаре, все известное, чуть ли не с годов революции.
Это направление в творчестве он называл  «Городской романс»,  слова «дворовые, блатные»,  не любил, старался их не произносить.
                Хозяева купили магнитофон, огромный, какие тогда были. Бобины - катушки впечатляли!
 Рекомендации, записывать только песни.  БЫЛИ СВОИ СТИХИ.       
               
                М.Розанова, жена  А.Синявского,  литератор, публицист, (в сокр. «высоцковедение»),
«Слово «поэт»… не могу. Это… отдельный жанр.
                Это можно только петь. 
                Читать это и нельзя, и не к чему,               
 и главное неинтересно. Это интересно именно в сочетании               
 с музыкой, с гитарой, с голосом».
               
                В.Высоцкий,  профессионально,  с манерой   исполнения  лучших мастеров блатного  жанра  с  20-х годов, с придыханием (придушенным) голосом, душевно, записал на пленки, все известные чужие, блатные песни. Песни воровского счастья времен НЭПа,  беспризорщины,  лагерные, дворовые, бандитской удачи, политические. Свои, какие были. Пробы. Добавил рассказы. Синявский был в восторге!
                Проходит время, он узнаёт,  арестовывают Синявского А., осенью 1965 года.
Громкое дело 66-го, Синявский, Даниэль осуждены. В.Высоцкий переживает.
                У Синявского был обыск, что-то с бобин изъяли, но и рассказы остались?
(как объяснить их появление в печати).  Остались песни?  Высоцкого никто не вызывал, не спрашивал.(?)
Розанова М. говорит, что она кому-то давала что-то переписать («высоцковедение»).
                Освобождение Синявского А., выезд за рубеж.

Высоцкого, два рассказа где-то напечатали.
80-ые,  грампластинка в  Париже  «С одесского  кичмана….».  С той  бобины,  у Синявского!?
И всё! Наследие исполнения, чужие блатные, вкрадчивым, молодым, ранним голосом,  ДУШЕВНО ! Где-то есть?
                Песни блатные, чужие,  он  пел редко, но до конца жизни. Окружение, голосом,  нарочито грубым, вызывающим, знал, что записывают на кассету.
                Душевно,  на очень  закрытых  корпоративах,  по просьбе, пожалуйста, очень просим.
Сейчас выражение, блатной,  настоящий Высоцкий,  найти без искажений большая удача и невозможно! 
                Был  неоднократно предупреждён, об ответственности за пропаганду уголовной тематики.

… Записи на пленки!  Его голос. Ему 27 лет, парень.                Арест Синявского.  Близкое знакомство, тревожное ожидание, паника…
                У Высоцкого ответственные, сложные репетиции. Театр готовит премьеру «Павшие и живые», всё  затягивается, коллектив на нервах. Год 20- летия  Победы! Ответственность  зашкаливает!
                Премьера на контроле райкома партии! ЕЁ  ЖДУТ!
До премьеры  дотянул,  но уже в  «разгоне».  Он главный,  без него  нельзя.  Тревожное  ожидание  у  коллектива. Подведёт?  Райком обещал городу.  Растрепали?               

                4.11.1965 года, Премьера  «ПАВШИЕ И ЖИВЫЕ». Триумф!  Блистательная идея авторов!
Ко времени!  ПОБЕДА,  это святое!  Уважение  фронтовиков,  одобрение партии.  На годы. Театр на Таганке,  на слуху,  полный зал, очереди за билетами. Труппе поклон и множество благ!
                У  театра  праздник,  а его в  больницу.  От переживаний,  напряжения,  ожидания…сам  не  может выбраться.
                Постановку ждут, реклама, молва. Фронтовики и армия, народ.
Тяжело, но выправляется, под  «конвоем»  врача.  Блудливый взгляд, наглый, что они все виноваты,
а  он так, временно вышел.  У всех ощущение побитости,  неправоты, зависти.
                Ему ничего не будет!  Он талант!  ЗВЕЗДА!
В очередной раз прощён, ограничились беседой.
               
                … Статья-исследование  А.Синявского  «Отечество.  Блатная песня».  Он  занимался этим на научной основе много лет.  Он с женой,  Розановой М, купили магнитофон,  их гитара, они организовали запись. Чтобы  на практике,  изучение жанра.  Развитие, влияние на общество блатной песни. Исследование.
                Сейчас мнение,  что Синявский   первый,  кто начал  распространять  пленки,  кассеты  Высоцкого.
Розанова М., что она никогда не давала переписывать пленки  Высоцкого («высоцковедение» о противоречиях).
               
                Цель-версия. А.Синявский под научный письменный труд-исследование, готовил приложение, магнитофонные  записи блатного творчества в СССР.  И как он делал, переслать за рубеж,  опубликовать, так как, в СССР  это невозможно. (Исполняет песни В.Высоцкий)
                Цель-версия  другая.  А.Синявский  «подогрел»  интерес парня опубликовать  блатное  творчество чужое  и  своё!
                Где?  В СССР не запишут, ещё и «накидают»!
В обоих случаях для парня все непредсказуемо. Реклама, удовлетворенное тщеславие.
                Но, где будет Высоцкий?
               
                У него длительное время депрессия. Высказывания: «Меня арестуют. Скоро арестуют…»
Паническое состояние. Успокоился после процесса.
Работа в театре, новые знакомства,  удачи в стихах, песнях, съемки в фильме «Вертикаль» отвлекли.
                Считается,  что все неприятности Высоцкого,  критика, даже преследования, ограничения в ролях,
фильмов,  публикациях и т.д., с середины 60-ых, это его творчество. Блатное и что-то против.
                Это не так!  Совсем не так.          
Было следствие и суд,  Синявский, Даниэль. Громкий процесс на весь мир. Высоцкий,  на следствии, вхож в дом, дружил с семьей. Его записи  песен,  рассказы  (содержание ?)  на пленках магнитофона Синявского.
                Приговор и Высоцкому, неблагонадёжен!  Контроль и контроль!  И пошло, и пошло…
            
                … Была Великая война.  Руководители страны  -  фронтовики.
На  фронте, в тылу блатная песня,  норма.  Она везде, с ней даже в атаку,  других не было.  Другие были и с ними в атаку. Мать, перемать,  «Вперёд! За Родину!»   
                Блатные  песни любил  Брежнев.  Андропов  благосклонно к  Высоцкому.  Острые выпады,  стиль
работы  Председателя, молодец!  Только не наглеть!  Щёлоков, как скажет Лёня.
Правительство - фронтовики, тыл, само собой.  Депутаты, все свои.
                СУСЛОВ М. А., идеолог КПСС, отсутствие чувства юмора, аскет, жестокий, жесткий, его опасался
Брежнев.  Главное для него, догмы марксизма-ленинизма и никаких шатаний в сторону.
                Безграничная власть!
Литература, кино, театры, зрелища, спорт, концерты. Молодежь,  свободное время,  развлечения и многое другое. Газеты, журналы, печать. Контроль партии!
                Оступившиеся, провинившиеся, повинившиеся. Контроль партии!               
                Высоцкий был под неусыпным контролем партии.
               

     … События 1966 года и родилась песня Высоцкого «Парус»…
В его текстах середины 60-х прямая связь, что происходило в стране.
В начале 60-х утерян 1-й архив, (так называемый, «архив у дяди»), в 1966-ом году, второй…
Идеология в культуре, разбирательство, предупреждение власти. Пишет песню – «беспокойство»… «порвали парус»…, пока один…               
               
     «Порвали парус…», песня – беспокойство, сам определил смысл. Какая причина?
Тоже одна из главнейших. События в доме Синявских – апогей личного Высоцкого, ему объявлено до этого, стиль его творчества, форма, манера... не поэзия!
Мария Розанова, писатель, известная в литературных кругах, критик… Выразила своё мнение и вне сомнения, мужа, писателя, педагога Высоцкого, А. Синявского, словами.
               
«Слово «поэт»… не могу. Это… отдельный жанр.
                Это можно только петь. 
                Читать это и нельзя, и не к чему,               
 и главное неинтересно. Это интересно именно в сочетании               
 с музыкой, с гитарой, с голосом».

Фраза стала достоянием литературного мира тех лет.

… Через десять лет… Доказать свою поэзию, прорывается с помощью рекомендации Михаила Александровича Шолохова, на «пробное» (предварительное) голосование в крыло «Союза писателей» - «поэзия»… Поэты страны, которыми он боготворил, проголосовали единогласно…против принятия в «СП».

Перед этим, правда, советы ему… «Однажды Высоцкий завел разговор о вступлении в Союз писателей с поэтом Григорием Поженяном, на что тот ответил: «Володя, я, конечно, могу дать тебе рекомендацию, но о чем ты говоришь, какой же ты поэт?! Ну, песенник ты, бард, если хочешь так называться, но не поэт ты. Пушкин – это поэт!»

… Его жанр… НЕ  поэзия!?
Обида, сетования на судьбу… Состояние, которое укорачивает жизнь.



Цикл «К 40-летию со дня…»
Интернет – вариант 2012-2020, исследования.


Рецензии
Кое что историческое...
Уркаганская песня прозвучала даже на приеме в Георгиевском зале Кремля, устроенном Иосифом Виссарионовичем в 1935 году в честь челюскинцев, где выступал утесовский оркестр, – по личной просьбе Сталина, которую тот передал артисту через Ворошилова. Когда Утесов закончил петь, Сталин со своим ближайшим окружением бешено аплодировали.

Впоследствии Леонид Осипович рассказывал, что еще больше его поразила реакция героев-полярников. Они вскочили на столы, как были – в унтах, и начали одобрительно и весело топать, скидывая бокалы и другую посуду. В тот вечер он пел песню про урканов три раза на бис – и каждый раз реакция публики повторялась.

А во время Великой Отечественной артист переделал хит, который благословил сам Сталин, в «Песенку о нацистах». «С берлинского кичмана сбежали два уркана», - пел он. В новом варианте герои песни останавливались отдохнуть не в воровской малине, а в пивной на Фридрихштрассе, а традиционный для блатного жанра печальный сюжет стал более залихватским. Урканы не жаловались на старые раны, но, став нацистами, остались уголовниками.

«Ах, Геббельс малахольный, скажи моёй ты маме,
Что я решил весь мир завоевать.
С танкою в рукою,
С отмычкою в другою
Я буду все народы покорять...», - пел Утесов перед солдатами.

Владимир Конюков   20.07.2020 09:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.