Артист Вячеслав Шалевич

Когда я работал над материалом об артистке Эльзе Леждей, всплыла фамилия любовника Леждей Вячеслава Шалевича, связь с которым возникла во время работы над фильмом «Хоккеисты».   Я этот фильм видел еще на большом экране, в начале 60-х, но сейчас, в век интернета снова посмотреть его мониторе компьютера не представляется сложным.  Я и посмотрел «Хоккеисты» с участием еще молодых Эльзы Леждей, Вячеслава Шалевича, Николая Рыбникова, Геннадия Юхтина и других звезд советского кинематографа.  Известно, что роман Леждей и Шалевича продлился несколько лет, и хотя оба уже были холостыми, брак так и не состоялся.  А пара была весьма красивая и очень гармоничная.

Вячеслав Шалевич – народный артист РСФСР, прославившийся еще в период рассвета советского кинематографа благодаря участию в картинах «Три тополя на Плющихе», «Хоккеисты» и «Семнадцать мгновений весны».

Вячеслав родился и вырос в Москве. Мальчик воспитывался матерью-одиночкой и ее родной сестрой. Отец Анатолий Шалевич был офицером НКВД, женившимся не по любви на Елене Ивановне, матери актера. Свадьба состоялась в Минске. Когда женщина поняла, что муж не испытывает к ней никаких чувств, она, несмотря на поздний срок беременности, сбежала от супруга в столицу СССР к сестре.

Долгое время Шалевич думал, что отец погиб на финской войне, и только когда актеру уже шел четвертый десяток лет, Вячеслав познакомился с родителем, который, как оказалось, был репрессирован и провел много лет в ссылке.

Так как Слава рос безотцовщиной, он был довольно хулиганистым мальчиком. Тетушка, пытаясь оторвать племянника от влияния послевоенной улицы, водила на спектакли и различные представления, стремясь привить любовь к искусству. Это женщине удалось, так как Вячеслав начал мечтать о сцене.

После школы Шалевич поступил в Театральное училище им. Б. В. Щукина, а в 1958 году вошел в труппу Театра им. Е. Вахтангова. Между прочим, изначально молодой артист в списки выпускников, принятых в эту труппу, не попал. Тогда юноша смело отправился к руководству театра и чуть ли не заставил выслушать, как умеет читать текст пьесы. И тогда Вячеслав был зачислен в актерский состав.

На сцене Вахтанговского театра Вячеслав Шалевич провел фактически всю жизнь. Хотя гораздо позднее артист возглавлял Московский драматический театр имени Рубена Симонова, но играть продолжал на родных подмостках. Через 20 лет после выпуска из Щукинского училища талантливый артист вновь сел за парту и окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе.

Дебютной ролью в кино Вячеслава Шалевича стал персонаж Алексея Швабрина из экранизации пушкинской «Капитанской дочки». Затем артист сыграл в военной драме «Спасенное поколение», триллере «Барьер неизвестности», трагедии «Теперь пусть уходит». Первую известность актеру принес образ капитана команды Анатолия Дуганова в спортивной драме «Хоккеисты». Фильм вышел на экраны кинотеатров в 1964 году, когда наша сборная по хоккею стала олимпийскими чемпионами, и популярность хоккея в нашей стране зашкаливала. О хоккее говорили не только мужчины, но и представительницы слабого пола, которые вместе с мужьями и друзьями шли на хоккейные матчи. Поэтому этот фильм стал очень популярным в стране, и главного героя, роль которого сыграл Шалевич, узнавали на улицах.

Помню, на страницах газеты «Советский спорт» писалось, что сцены решающей хоккейной баталии между командами  «Ракета» и «Металлист» снимались во время реального матча на первенство СССР по хоккею. Игроков двух команд одели в форму «Ракеты» и «Металлиста», поставили много камер, которыми снимали матч,  а крупные планы игроков,  тренеров уже снимали отдельно.  В те годы в спорте активно обсуждались вопросы, как продлить долголетие хороших игроков, ведь они после 30-лет обычно списывались в запас, уступаю место молодым не по игровым качествам, а по записи в паспорте.

Следующими громкими работами Шалевича были семейная история «Три тополя на Плющихе», юмористическое шоу «Кабачок «13 стульев», военно-историческая лента «Красная площадь. Два рассказа о рабоче-крестьянской армии», мелодрама «Моя улица» и военный фильм «Город под липами».

В фильмографии Вячеслава много картин на военную тематику. Нельзя пройти мимо политического памфлета «Райские яблочки», телесериала «Семнадцать мгновений весны» и военной драмы «Кодовое название «Южный гром». Артист с легкостью перевоплощается в красноармейских комиссаров («Красная площадь»), белогвардейских генералов («Чокан Валиханов»), советских офицеров («Особое подразделение»).  В сериале «Семнадцать мгновений весны» Шалевич сыграл роль американского резидента в Европе Аллена Даллеса,  причем очень убедительно.  В репертуаре артиста 70-80-х годов герои разных национальностей – грузины, американцы, поляки, англичане.

Лучшими работами 90-х годов стали главные роли в фильмах «Любовь немолодого человека» и «Прощение». В 1994 году артист перевоплотился в первосвященника Иосифа Каифу в мистической драме «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Вместе с Шалевичем главных героев сыграли Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Николай Бурляев, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Александр Филиппенко, Владимир Стеклов.
Шалевич одинаково убедительно смотрелся в роли аристократа, режиссера, композитора. Вячеслав Анатольевич за актерскую карьеру дважды сыграл советских политических деятелей – в автобиографической ленте «Брежнев» перевоплотился в Алексея Косыгина, а в историческом сериале «Дело гастронома № 1» исполнил роль Леонида Брежнева.

В новом веке Вячеслав Шалевич стал сниматься в телепроектах, среди которых особой популярностью пользовались криминальная лента «Инструктор», боевики «Боец», «Боец. Рождение легенды», приключенческая мелодрама «Наследство» и драма «Московская сага».

Когда Вячеслав Шалевич учился в 8 классе средней школы, юноша начал встречаться с девушкой, своей ровесницей. Хотя во многих биографиях актера утверждают, что молодые люди были одноклассниками, это неверно: актер учился в школе только для мальчиков. По достижении 18-летнего возраста возлюбленные тут же отправились в ЗАГС и оформили отношения. Но этот опрометчивый союз продержался чуть более двух недель, и молодые люди расстались.

В начале 60-х годов артист женился повторно. Со второй женой прожил три года, у супругов родился сын Владимир. Но и эта семья распалась, на этот раз из-за любви Вячеслава к актрисе Валентине Титовой. Коллеги стали встречаться и некоторое время даже жили вместе, в личной жизни Вячеслава наступила гармония. Но затем женщина ушла от возлюбленного к актеру и режиссеру Владимиру Басову, за которого вышла замуж официально. Уход Титовой от красавца Вячеслава к страшному Басову очень тяжело  переживался артистом. Именно в это время проводились съемки фильма «Хоккеиста», где начался его роман с Эльзей Леждей.

После второго брака у Шалевича была череда громких звездных романов. Так как артист всегда оставался джентльменом, имена этих актрис Вячеслав не называет и общественности известны только романтические отношения с Эльзой Леждеи; просто из-за того, что эта связь была на виду. Тем не менее, никто из актрис не смог околдовать Шалевича настолько, чтобы тот решился на следующий брак. А вот художник-модельер по имени Галина очаровать артиста смогла, и супруги прожили вместе более 30-ти лет, вплоть до смерти третьей жены Вячеслава. От этих отношений у актера остался второй из детей – сын Иван.

Артист невероятно тяжело пережил уход Галины. У него ухудшились отношения с младшим сыном, который втянулся в страшное увлечение наркотиками. Выйти из тупиковой ситуации и Вячеславу Анатольевичу, и Ивану помогла Татьяна Виноградова, врач по специальности, которая стала четвертой и последней супругой артиста. В 2001 году, когда Шалевичу было уже 67 лет, актер вновь стал отцом: родилась дочка Анна, которая уже проявляет интерес к театру и занимается в студии актерского мастерства.

В конце осени 2016 года Вячеслав Шалевич перенес пневмонию с осложнениями. Болезнь подкосила здоровье артиста, но Вячеслав не прекращал появляться на сцене. 1 декабря, в то время, когда актер играл Галилео Галилея в спектакле «Пристань», ему стало плохо, была вызвана «скорая помощь». На предложение медиков о госпитализации Шалевич ответил отказом.

Кризис вызвала болезнь легких, пневмония с осложнениями. Через два дня состояние артиста резко ухудшилось, начался судорожный синдром, и Вячеслава Шалевича поместили в реанимацию. Там, не приходя в сознание, актер скончался 21 декабря 2016 года. Официальной причиной смерти Вячеслава Анатольевича считаются осложнения, полученные после перенесенной пневмонии.

Смерть артиста стала ударом для близких, ведь в семье подрастала несовершеннолетняя дочь. Гражданская панихида прошла 23 декабря в театре им. Е. Вахтангова, которому актер посвятил жизнь. Прощание с артистом проходило под музыку из последнего спектакля, в котором играл Шалевич. Из зала гроб выносили под громкие аплодисменты. Похоронили Вячеслава на Ваганьковском кладбище.

Сейчас могила артиста украшена цветами, на ней установлен крест и фото артиста. Место захоронения Вячеслава Анатольевича находится рядом с могилами других знаменитостей: Андрея Миронова, Георгия Вицина, Олега Даля, Александра Абдулова, Леонида Филатова.

Список кинофильмов, в которых сыграл Вячеслав Шалевич, довольно обширен, но наиболее значимыми являются следующие:

1964 — «Хоккеисты»
1967 — «Три тополя на Плющихе»
1970 — «Красная площадь»
1971 — «Город под липами»
1973 — «Семнадцать мгновений весны»
1977 — «Это было в Коканде»
1980 — «Кодовое название «Южный гром»
1990 — «Любовь немолодого человека»
2003 — «Инструктор»
2005 – «Брежнев»
2008 — «Боец. Рождение легенды»


Рецензии