Что есть добродетель

Человек может осознавать некую реальность так, как она есть (или так, как принято в данной культуре), но он не в состоянии привнести в неё что либо новое, оживить её по своему, изнутри своего восприятия. Такой человек - "реалист" в буквальном смысле слова. Он видит всё, что можно увидеть на поверхности явлений, но не способен проникнуть за пределы видимого, в их сущность и мысленным взором увидеть невидимое. Он видит детали, но не целое, деревья, но не лес...

Нельзя сказать, что такой человек обладает небогатым воображением, но его воображение функционирует, как вычислительная машина, комбинирующая уже известное и существующее, выводя таким образом свои последующие действия...

"Реалист" видит только внешность вещей, только явленный мир. Он фотографически запечатлевает их в своём мозгу и может действовать с вещами и людьми только так, как они представлены на этой его картинке. ..

Болезнь "реалиста" обедняет его как человека. Хотя он способен вполне успешно функционировать в обществе, его видение действительности настолько искажено из за отсутствия способности проникать в глубь явлений и видеть их в перспективе, что оно заставляет его заблуждаться в тех случаях, когда от него требуется нечто большее, чем просто манипулирование непосредственно данным или достижение ближайших целей. "Реализм", хотя и кажется прямой противоположностью психотизму, на самом деле дополняет его.

Истинной противоположностью "реализму" и психотизму является продуктивность...

Наиболее важным объектом продуктивности является человек. ..

Благо любого человека заключается в той деятельности, которая отличает его от других людей и делает его тем, что он есть. Эта деятельность есть "деятельность души, согласованная с суждением или не без участия суждения..." Добродетельный человек согласно Аристотелю, - это человек, который посредством своей деятельности, руководствуясь разумом, осуществляет заложенные в нём возможности.

"Под добродетелью и способностью я разумею одно и то же", - говорит Спиноза. Свобода и счастье заключаются в понимании человеком самого себя и в его стремлении  осуществить свои возможности, с тем, чтобы всё "более и более приближаться к предначертанному нами образцу человеческой природы". Добродетель, согласно Спинозе, тождественна использованию человеком своих сил, а порок отождествляется с неумением использовать свои силы. Сущность зла, согласно Спинозе, заключается в бессилии.

Эрих Фромм "Человек для самого себя" 


Рецензии