Баттл Моисей vs Корей

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



Случилось невозможное: опричники Моисея - верные левиты - восстали против него. Восстали и с треском проиграли.
Их лидер Корей потребовал себе должность первосвященника вместо Аарона, но Бог посчитал этот бунт преступлением и твердой рукой подавил его, то есть бросил в преисподнюю 3 известных семейства (включая малых детей), спалил 250 старейшин и истребил 14 700 человек*, вступившихся за убитых.
Ну а затем спор обрёл мирные формы и был разрешён с помощью жребия.

Таков вкратце сюжет, в котором удивительно все.

В самом деле, сначала речь вроде бы шла об ИЗБРАНИИ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА.
Моисей так и говорил: «завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» [Чис 16:5]
То есть, по словам Моисея, Бог собирался выбрать Первосвященника и показать его народу.

Решить эту задачу Он мог по-разному: огненными письменами на стене скинии, голосом с небес («Ты, Аарон...»), каким-нибудь ореолом вокруг избранника, сошествием благодатного огня в его кадильницу или по жребию (как в конце концов и было сделано [Чис 17]).

--------------------------------------------------------
            *Убил бы больше, если бы Аарон не воспрепятствовал «поражению» [Чис 16:46-48]
--------------------------------------------------------


Назавтра Бог, однако, никого не выбирает и никого не приближает. Вместо этого Он вздыбливает землю и убивает единственного оппозиционного кандидата (Корея) с его сторонниками, а заодно сжигает и всех недовольных властью Моисея.
По-видимому, оставшиеся в живых должны были рассуждать следующим образом. Смерть недовольных необычна - стало быть, это кара Божия. Из претендентов на должность остался один Аарон, значит, его-то Бог и назначил своим избранником.
Вот так замысловато, землёй и огнем, Всевышний отделил зерно от плевел, не церемонясь со «щепками».

=======================
Здесь лживый дух,
здесь ложью пахнет
======================= 
Народ, как ни странно, видит в этой акции не руку Господа, а козни заинтересованных лиц - Моисея и Аарона. Нет, говорит потрясенная паства, Всевышний не мог обойтись со старейшинами так жестоко и несправедливо; это преступление совершили вы, Моисей и Аарон! [Чис 16:41] Но тут кары обрушиваются на непокорных с удвоенной силой, словно сам Бог спешит доказать: «Все это делаю Я, Я!».
Не помогло. Судя по [Чис 17], погасить конфликт не удалось и в этот раз.

Но Вседержитель ведь не может просчитаться. Стало быть, Бог вовсе не собирался выбирать святого. Идею эту выдумал пророк (Моисей), чтобы выиграть время и выпутаться из затруднительного положения.

Для большего правдоподобия пророк обвиняет Корея в черной неблагодарности. Всевышний, дескать, дал левитам важные привилегии, а им всё мало - они претендуют еще и на священство [Чис 16:8-11]! Да ведь это - бунт против Господа!
Другие участники собрания - Дафан с Авиудом - пеняют Моисею за невыполнение обещаний. И это - бунт!
Бунтует и народ иудейский, когда обвиняет власть в расправе с неугодными. Они же противятся воле Господа! Вот всем и досталось…
 
Но почему же недовольство Моисеем означает выступление против Господа?
А потому, что всё своё правление вождь объявляет богоугодным. А раз так, любая КРИТИКА ВОЖДЯ автоматически становится БУНТОМ ПРОТИВ БОГА и, соответственно, тягчайшим преступлением.

На самом деле судить о воле Всевышнего сложно, так как её Он всегда возвещал через посредников. Посредники же порой поступали неправедно* и даже вещали что-то своё, не Божье [Плач Иер 4:13, Ис 44:25, Зах 13:2, Иер 28, Иер 27:14-16, Иер 29:8-9, 3 Цар 13:11-18].
Грешил и сам Моисей: убил египтянина, бросил законную жену и детей, женился на эфиопке, уничтожил скрижали...
Более того, в моисеевой Торе немало примеров того, как он
СОПРОТИВЛЯЛСЯ воле Создателя [Исх 4:10-16, Чис 16:46-48, 20:12, 20:19],
ОТКЛОНЯЛСЯ от нее [Исх 23:19, Втор 32:51-52] и даже
ВЛИЯЛ на нее [Исх 32:9-14, Исх 14:11-20, Втор 9:18-20, Чис 11:1-3].

Поэтому было бы крайне несправедливо ставить знак равенства между волей Моисея и волей Господа. 

Тем не менее, пророк еще не раз возьмёт на себя функции Всевышнего.
Так с самого начала бунта вождю якобы известны намерения Всевышнего, хотя Тот обратится к пророку лишь на следующий день (Чис 16:18-20).
Пророк самолично переносит Суд Божий на завтра, как будто Богу надобно готовиться (?).
Но и «подготовившись», Бог, по словам Моисея, боится промахнуться (!?), постоянно требуя отделить «зерна от плевел», виновных - от остальных.
Эту роковую границу жизни и смерти Высший Судия (или все-таки пророк?) проводит своеобразно: к виновным причислены и жены, и малые дети вожаков.
 
--------------------------------------------------------
             *Исайя при свидетелях приступил к пророчице [Ис 8:2-3], Осию тянуло к блудницам [Ос 1:2-3, 3:1-2]
--------------------------------------------------------

Допустим на минуту, что мятежные родители действительно виновны перед Богом и их дети платят по счетам отцов, но причем здесь ЖЁНЫ и почему остались в живых СЫНЫ зачинщика смуты, Корея (Чис 28:11)? Они даже произвели многочисленное потомство (1 Пар 26:1-3,9)! Как ни крути, «здесь лживый дух, здесь ложью пахнет».

Понятно же, что Бог – Милосердный и Всеведущий - не мог участвовать в том грубом обмане и изворотливый пророк действовал самостоятельно. Он сам довел ситуацию до точки кипения и теперь лихорадочно искал выход из положения.

Сохранить власть было нелегко, поскольку вождь в короткие сроки восстановил против себя все население и даже личную гвардию — левитов (не все вышли ПРОТИВ, но никто не вступился ЗА него). Всеобщее возмущение эль-гаарца было, по всей видимости, справедливым. Достаточно представить, как толпы народа ЧАСАМИ ждали аудиенции у Моисея [Исх 18:13-18], как выходили и застывали у шатров, когда вождь шествовал мимо [Исх 32:8], чтобы прочувствовать его тщеславие и властолюбие. Даже родные брат и сестра корили его за гордыню [Чис 12:2].

Не удивительно, что узурпация власти вызывала недовольство элиты и самые родовитые ее представители требовали перераспределить властные полномочия. Один из них, лидер левитов Корей, и по должности (охрана скинии) и по своему происхождению (двоюродный брат Моисея и Аарона) вполне мог претендовать на священство. 

К тому же, единолично управляя народом, Моисей не признавал никаких ошибок и никакой личной ответственности за провалы. А следовало бы. Именно он увел народ в пустыню и обрек на тяжкие испытания, обещая привести в землю, «где течет молоко и мед». Успех этого дела гарантировал, якобы, сам Господь Бог ([Исх 3, 13:5, 23:20, 33:1-3, Лев 1:24, Втор 6:3, 31:20]).

Как оказалось, землю «хорошую и пространную» наскоком заполучить нельзя, поскольку местные жители готовы защищать ее с оружием в руках. Обещанное благополучие отодвинулось на 40 лет и те «египетские» иудеи, что когда-то поверили Моисею, лишились мечты навсегда ([Чис 14:23,29-31,35-38]). Налицо полное фиаско проекта и его руководителя*. Однако когда знать в лице Дафана и Авирона возмутилась и потребовала от обанкротившегося лидера отчета, он отвечал им репрессиями**. Такой же «асимметричный» ответ получил простой народ, усомнившийся в священном характере расправы со знатью.

--------------------------------------------------------
           *Вообще, исходная коллизия (бунт из-за земли обетованной) очень стандартна. Некий честолюбец
              вовлекает людей в тяжелые испытания, обещая в конце пути райские кущи. На самом-то деле его
              намерение - сплотить людей под своим началом. Несмотря на все тяготы, светлые дали оказываются
              недостижимыми и возмущенный народ требует ответа у своего лидера. Тогда он репрессиями подавляет
               протест и резко меняет курс. Больше никаких заманчивых обещаний — только лишения, лишения и
               лишения - «затягивание поясов»), пока не вымрут все недовольные, а остальных, запуганных и
               ожесточенных, можно будет натравить на врага и чужую собственность.
               Как все это, увы, знакомо!
          **Первоначально Моисей попытался опереться на Дафана и Авирона, поскольку они не претендовали
               (и не могли претендовать) на священство (не левиты). Однако, они предъявили Моисею обвинение в
               обмане — обещал землю с молоком и медом, а вместо этого увел народ в пустыню на 40 лет. Тут и
               возникла идея "возмущения" земли – так вам не нравится пустыня? В отместку она поглотит вас!
--------------------------------------------------------


====================================================
Власть подготовила теракт против собственного народа
====================================================
Полностью восстановить картину этого преступления против собственного народа нелегко, однако ее общие контуры просматриваются довольно отчетливо. Жестокий правитель, чтобы выжить, использовал против соплеменников целый арсенал средств: горючие вещества, взрывчатку и инфекцию. На эти подозрения наводит сам характер «поражения» и странности в поведении Моисея.
 
Возьмем хотя бы все эти перемещения. К чему они? Зачем понадобилось увести сотни уважаемых людей из стана к скинии, продержать некоторое время и вновь вернуть в стан, к шатрам Корея, Дафана и Авирона? Ведь там, у скинии не случилось ничего особенного, ровно ничего. Мятежные старейшины дружно покадили пред лицем Господа, постояли, ожидая какого-то знака (сказано же: «завтра покажет Господь, кто Его…кого Он изберет, того и приблизит к Себе»), но Он не откликнулся. Судя по тексту, они так и пошли назад с горящими кадильницами в руках, тратя священный огонь и куря неизвестно кому. Пришлось прошагать около 3 км* под палящим солнцем, чтобы в конце концов просто вернуться на исходную позицию (?).

Такое бессмысленное брожение наводит на мысль, что людей просто уводили из стана, дабы без помех завершить подготовку теракта (взрыва) против их семей. Возможно и другое: первоначально вождь намеревался испепелить сторонников Корея у храма, но что-то не сработало**, и он перенес экзекуцию к шатрам, к эпицентру взрыва. Ведь полыхнуло ровно тогда, когда дома отступников рухнули в воронку и земля засыпала их (нечто подобное произошло поздней со стенами Иерехона). Если для теракта использовали т.н. горную нефть***, то выделявшиеся при этом горючие газы могли вспыхнуть от огня кадильниц и испепелить их владельцев.

--------------------------------------------------------
           *Туда и обратно. Считается, что скинию устанавливали на расстоянии субботнего пути (2000 шагов) от
             стана (чтобы приходить в субботу, не нарушая правил шаббата) (Нав 3:4)
        **Какое-то облако вышло и окутало скинию, но людей не поразило (как часто бывало в подобных случаях) и не
             вспыхнуло (не вышел огонь от Господа). Возможно, смертоносное облако просто отнес в сторону ветер.
      ***Начало применения нефти археологи относят к 6-му тыс. до н. э. В 3-м тыс. до н. э. в государствах
             Двуречья и Египте асфальт использовали при сооружении зданий из кирпича и камня, дамб, причалов
             и дорог. Ее сжигали в светильниках и применяли в качестве лекарства, использовали в военном деле как
             воспламеняющееся вещество вместе с селитрой, серой и смолой для изготовления "огненных стрел" и
             "огненных горшков". В Ветхом завете ее упоминают, начиная с Неемии (2 Мак 1:31-36, 2 Мак 1:19-22,
             Дан 3:46).
--------------------------------------------------------


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history)


Рецензии
Старо как мир. Большое спасибо Вы делаете большое дело. И не смотря на кажущееся кощунство,на самом деле пишите богословский трактат. Бог = разум. И думаю никто не станет спорить. Вездесущий и невидимый. Ну не вирус же он. Хоть сегодня миром правит вирус. Спасибо

Даилда Летодиани   21.07.2020 06:03     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Дая.
Мой разум задаёт мне множество вопросов, сам же на них отвечает, а ответы порождают новые вопросы...Может, это - раздвоение личности? Или всё-таки вирус?))))
С уважением,

Томас Твин   22.07.2020 12:18   Заявить о нарушении
По грузински слово Твини значит мозг . Так что ничего удивительного)))

Даилда Летодиани   22.07.2020 12:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.