Эпоха Информационного Мусора

Эпоха Информационного Мусора как возможный последний этап
самоуничтожения человечества

  К концу 1980-х благодаря распространению персональных компьюте-
ров и интернета (к которым с наступлением 2000-х прибавились
электронные фотоаппараты, а чуть позже и электронные кинокамеры)
значительно снизился порог перехода представлений и впечатлений в
форму записываемых, хранимых и распространяемых данных. Ожида-
лось, что наступит Эпоха Информационного Благоденствия, но насту-
пила Эпоха Информационного Мусора (ЭИМ).
  Вот это -- ваша современность, названная по её определяющему
признаку (а он реально определяющий, поскольку именно он эту со-
временность, похоже, и убьёт вместе с вами; точнее, заморочит вас
до смерти).
  Умы забиваются псевдоинформацией -- через телевидение, интер-
нет, уличную рекламу и т. п. Действительно нужные сведения теря-
ются среди чепухи, а если всё-таки попадаются на глаза, то всё
равно не усваиваются, потому что...
   - не распознаются в качестве значимых на пёстром фоне разной
     ерунды;
   - не получают надлежащей доли внимания, надлежащих ресурсов
     психики -- из-за того, что те уже связаны чепухой;
   - оказавшись всё же воспринятыми, тонут в псевдоинформации,
     которая уже попала в человеческие головы.

  Коллективный интеллект общества всё более загружается произ-
водством и обработкой псевдоинформации и защитой от неё, то есть
нейтрализуется ею: оказывается неприложимым к решению реальных
серьёзных проблем, стоящих перед обществом, из-за чего общество
как целое по сути глупеет.
  Мусоризации информационного пространства способствовали:
    - увеличение количества телеканалов;
    - распространение интернета;
    - развитие мобильной связи;
    - увеличение доступности видео- и звукозаписей;
    - расширение возможности портативных устройств получения,
      хранения, воспроизводства, передачи информации;
    - удешевление и упрощение создания, хранения, копирования
      и передачи текстов и изображений.

  Если раньше люди получали сведения по преимуществу в организо-
ванном порядке, с прохождением этих сведений через серьёзное
редактирование, то сегодня каждый информируется по преимуществу
на своё усмотрение (точнее, под влиянием всех, кому не лень со-
вать в информационное пространство в большом количестве что-то
завлекательное), поэтому наполняется всё более низкопробным
"материалом".
  В результате люди оказываются дезориентированными, интеллекту-
ально ослабленными, но при этом уверенными в своей информирован-
ности. Их деятельность становится всё более вредной для них са-
мих, а также для общества и природной среды.
  До наступления Эпохи Информационного Мусора существовали:
    - легальные издания;
    - нелегальные издания (подрывные: подпольные или доставленные
      из-за границы);
    - самиздат;
    - фольклор (устно распространяемые информационные продукты).

  99% информационной продукции составляли легальные издания. Они
проходили более-менее серьёзное редактирование, выполнявшееся
более-менее квалифицированными людьми. Оно было...
    - литературное;
    - идеологическое;
    - научное;
    - на предмет государственных тайн.

  Хорошие, нужные вещи браковались редко: как правило, отбрасыва-
лось низкокачественное. Приблизительно догадываясь, какие вещи не
получат шанса на публикацию, потенциальные сочинители не тратили
на них времени, а тратили его на что-то другое. Или же боролись
за качество своего продукта.
  В Эпоху Информационного Мусора редактирование в основном не
работает, а работает цензура, но работает упрощённо, потому что
не имеет ресурсов на вникание в каждую конкретную ситуацию.
  Тексты всё больше анализируются даже не людьми, а компьютерными
программами.
  Цензура Эпохи Информационного Мусора НЕ ОТБРАКОВЫВАЕТ тексты по
следующим признакам:
    - низкое литературное качество;
    - малограмотность;
    - деструктивность идеологии (если нет "экстремизма");
    - гнилость морали;
    - абсурдизм;
    - вздорность с научной точки зрения;
    - лживость;
    - низкий интеллектуальный уровень.

  Иной автор, стремящийся писать качественно, ХОТЕЛ БЫ проходить
редактирование в старом, доэимэшном стиле, но уже НЕ МОЖЕТ, пото-
му что культура редактирования в значительной степени утрачена,
да и творческий продукт без редактирования получается дешевле, то
есть, шанс на успешный сбыт его оказывается чуть выше, поскольку
значительная часть потребителей разбирается в качестве не очень,
а то даже приучена к низкому его уровню. К тому же низкокачест-
венное делается быстрее, на рынке появляется раньше -- и собирает
сливки ещё и благодаря этому.
  На информационном рынке выигрывает не лучшее качеством, а более
отвечающее запросам потребителей, раньше появившееся и более де-
шёвое (= низкопробная халтура). В эпоху редактирования издатели
не равнялись безусловно на запросы потребителей, а чуть подтяги-
вали потребителей за уши вверх, на следующий уровень развития, на
котором пребывали сами. Когда все подтягивают, потребителю де-
ваться некуда, приходится поддаваться. Когда же на информационном
рынке свобода, потребитель сбегает туда, где над ним не издевают-
ся посредством дёргания за уши, а наоборот, подстраиваются под
тот уровень, какой у него есть (и этот уровень в комфортных, рас-
слабляющих условиях постепенно становится ещё ниже).
  Свобода самовыражения как ценность -- это идея очень глупая,
потому что в случае реализации ведёт к замусориванию информацион-
ного пространства и к тому, что у лучших людей значительно умень-
шается способность влиять на остальных. Лучшие люди тут -- более
развитые интеллектом, исповедующие более толковую идеологию и
более здоровые морально.
  Свобода самовыражения ведёт не к тому, что лучшие люди получают
возможность достукиваться друг до друга и до "широких масс" неза-
висимо от благоволения государства и частных издателей, а к тому,
что "широкие массы" обзаводятся собственными лидерами, адекватны-
ми им по уровню развития интеллекта, популярным глупостям и степе-
ни морального разложения (или только прикидывающимися таковыми с
какими-то нехорошими целями) и потом равняются только на этих
лидеров и игнорируют государство и лучших людей -- и хорошо ещё,
если не начинают борьбы с ними.
  Чем общество замусореннее в информационном отношении, тем оно
слабее. Хорошо, если оно противостоит только таким же замусорен-
ным обществам, иначе конкурирующие общества его сомнут. Но помимо
противостояния обществ есть ведь и другие "вызовы". К примеру,
угроза глобальной катастрофы природопользования.

                *  *  *

  Мутегон -- популярный герой Эпохи Информационного Мусора: инди-
вид, успешно занимающийся производством привлекательной галиматьи
с сильным охмурительным действием.
  Охмурня, муть -- разновидность информационного мусора, специфи-
ческая продукция мутегонов.
  Охмурённость -- состояние приятной одури, возникающее при дли-
тельном чтении захватывающих текстов.
  Галиматья, чепуха, чушь -- псевдосведения, характеризующиеся не
отдельными второстепенными ошибками и шероховатостями, а принци-
пиальной неадекватностью реалиям.

                *  *  *

  Теперешнюю массовую культуру можно охарактеризовать как мелька-
тельную: информация в ней подносится не большими, стабильными,
хорошо структурированными массивами, должными создавать целост-
ную картину чего-то значительного, а неустойчивыми кучками раз-
розненных тасуемых фрагментов, засоряющих память, но вызывающих
приятное ощущение охмурённости, псевдоинформированности.

                *  *  *

  В области образования мелькательность современной культуры вы-
разилась в "модульной" технологии обучения. При такой технологии
учащийся осваивает не обязательную систему учебных курсов, проду-
манных лучшими специалистами и утверждённых после ряда дискуссий,
а приблизительно соответствующие ей "модули" -- наборы корреспон-
дирующих между собой кусков чего-то там, якобы гибко подбираемые
под его индивидуальные возможности и стремления.

                *  *  *

  Как противостоять информационному замусориванию на личном уров-
не:
1. Минимизировать чтение интернетных статей, блогов, а также
   газет и журналов.
2. Игнорировать интернетные дискуссии: всё равно там 99% участни-
   ков -- дураки и проплаченные "боты".
3. Игнорировать видеолекции с говорящими головами: действительно
   толковые авторы до производства видеолекций не опускаются, по-
   тому что серьёзная информация требует текстового режима и мед-
   ленного вдумчивого чтения.
4. Исключить компьютерные игры как класс потребляемого продукта.
5. Исключить развлекательные и "общественно-политические" про-
   граммы как класс потребляемого продукта. Послабление может
   делаться разве что в отношении юмористических передач.
6. Новостные телепередачи смотреть немного -- ради поддержания
   неприязненного отношения к современности и чтобы не пропустить
   действительно важных событий.
7. В самообразовании ориентироваться по возможности на старую
   литературу -- появившуюся до наступления ЭИМ.
8. В информационном пространстве всегда руководствоваться тем
   соображением, что информация хорошо переваривается и идёт на
   пользу только тогда, когда этой информации немного, а иначе
   она только зря сжигает невосполнимые ресурсы мозга.

                *  *  *

  Как сделать так, чтобы Эпоха Информационного Мусора закончи-
лась, а человечество при этом всё же в основном уцелело и смогло
существовать дальше.
1. Чётко обозвать, обозначить проблему.
2. Пропагандировать защиту от информационного мусора на личном
   уровне.
3. Не стесняться квалифицировать популярных балаболов как мутего-
   нов, пропагандонов и т. п.
4. Бережно относиться к старой литературе.
5. Создавать и расширять информационные зоны, свободные от инфор-
   мационного мусора.
6. Выступать за сокращение компьютеризации, интернетизации,
   мобильной связи.
7. Продвигать интеллектуализацию.

Литература:

  Пора бы ей уже и быть.


Рецензии
Спасибо за обозначенную проблему! Мусоризация сознания - это страшная вещь.
"По долгу службы" сталкиваюсь с этим постоянно.
С уважением,

Алёна Сергиенко   03.02.2021 12:42     Заявить о нарушении
А я сталкиваюсь с этим на улице и в интернете. Спасибо за поддержку!

Александр Бурьяк   03.02.2021 14:41   Заявить о нарушении