Бродяга-император
Через пять дней после восшествия на престол восьмого императора династии Туг-Тэмура (16 октября 1328 г.) в деревне Гучжуан* в семье крестьянина Чжу родился третий сын (21 октября 1328 г.). Впоследствии он несколько раз менял имя, но я сразу буду его называть по прославленному в истории — Чжу Юаньчжан.
_____________________________
* Гучжуан находилась близ современного города Фэнъяна, в среднем течении реки Хуанхэ.
Семья жила обычной жизнью крестьян средней руки, и ничто не предвещало беду. Но в 1344 г. во время разлива Хуанхэ были снесены обветшавшие дамбы, разрушен Великий канал, и река изменила своё русло. В результате прервалось снабжение северных провинций продовольствием, и там начался голод. Вдобавок к этой беде на посевы напала саранча. А потом вспыхнула эпидемия предположительно чумы.
За один месяц умерли мать, отец, старший брат Юаньчжана. Вдова брата с трудом содержала двоих маленьких сыновей. Юноша не мог ей существенно помогать, и женщина попросила его уйти. Она присоветовала деверю наняться на работу в соседний буддийский монастырь Хуанцзюэ. Так Юаньчжан и поступил.
Монахи согласились взять парня для подсобных работ. На беду у монастыря не имелось собственных запасов — он жил за счёт крестьян (арендаторов монастырской земли) и на подаяния прихожан. В тот год оба источника иссякли, и уже через два месяца после прихода Юаньчжана монахи разбрелись по Китаю в поисках пропитания. Юноша тоже стал странствующим монахом. Скитался он три года. За это время жизнь наладилась, и осенью 1348 г. он вернулся в монастырь, где стал изучать буддийские премудрости.
***
Все эти годы в стране царствовал одиннадцатый император династии Тогон-Тэмур. При нём реальными правителями Юань были первые министры, представлявшие интересы различных монгольских придворных группировок. Периодически какая-то из группировок брала верх. Тогда очередного первого министра казнили, а на его место приходил министр-победитель. Видимо, такая политика лавирования объясняет столь длительное правление Тогон-Тэмура (1333 — 1368 гг.). Однако распри придворной знати способствовали нарастанию народных волнений и в конечном счёте изгнанию монголов из Китая.
В XII в., ещё до нашествия чингизидов, в народе хань** зародились несколько тайных обществ, сориентированных преимущественно на буддизм. Идеологией их стала философия Чистой земли (аналогия рая). Попасть туда праведники могут не сами по себе, но только с помощью будды Амитабхи. В Чистой земле есть озеро, сплошь покрытое белыми лотосами. Из вод этого озера и возрождаются при помощи Амитабхи умершие праведники. Чтобы облегчить страждущим путь к общей гармонии и справедливости Амитабха обещал прислать на землю будду грядущего — Майтрейи и князя света — Минвана. В ожидании этих благодетелей человечества и жили адепты тайных обществ.
______________________________
** Хань — самый многочисленный народ в мире. Сегодня он составляет 19 % всего человечества и 92 % населения Китая, немногим меньше 1 млрд 300 млн человек. Именно хань мы называем китайцами.
Когда в Китае воцарилась династия Юань, общества перешли от выжидательной позиции к сотворению мира гармонии своими руками. В процессе борьбы против монголов они стали взаимодействовать и получили единое прозвание «Общества Белого лотоса». Именно тогда началась разработка лечебных практик «Белого лотоса» — традиционной китайской медицины (акупунктура, массаж, тайцзыцюань, цигун). В недрах «Белого лотоса» зародились и главные стили китайских боевых искусств, в первую очередь ушу.
***
Восстановлением разрушенного разливом Хуанхэ и возвращением реки в старое русло озаботился первый министр Тогто. Для этого был введён особый налог и согнаны на работы 1,5 млн крестьян. Охраняли их 20 тыс. стражников.
«Общества Белого лотоса» не остались безучастными. Руководитель тайного объединения «Минцзяо» по имени Хань Шаньтун велел своим людям изготовить одноглазого каменного идола и рассказывать в народе о его неизбежном появлении. Когда идол был готов, истукана закопали под деревом близ Хуанлингана — места, откуда начинались восстановительные работы. В конце мая 1351 г. землекопы и в самом деле обнаружили изваяние, на спине которого было написано: «Одноглазый каменный человек: он взбаламутит Жёлтую реку, и вся Поднебесная взбунтуется!».
Накануне восстания Хань Шаньтун объявил себя перед многотысячной толпой наследником свергнутой монголами династии Сун и одновременно посланцем будды Амитабхи — буддой Майтрейи. Адепты «Белого лотоса» ходили в толпе и призывали поклоняться спасителю. Тогда же другой член «Минцзяо» Лю Футун был объявлен воплощением князя света Мантуна, т.е. полководцем, пообещавшим Хань Шаньтуну вернуть его законный престол. С этого собрания отправились посланники во все концы страны с призывом восстать. Знаком участия в восстании определили красную повязку на голове, отчего движение получило название Восстание красных повязок.
Однако местные власти были предупреждены шпионами о тайном сборище. В разгар народного ликования на крестьян напал отряд верных династии Юань солдат. Хань Шаньтуна схватили и отрубили ему голову. Однако его жена и сын Хагь Линьэр улизнули от преследователей и скрылись в горах Ваньшань. Лю Футун во главе отряда «Белого лотоса» с боем прорвался из окружения и положил начало вооружённому восстанию. Всего за 10 дней в его войско собралось около 60 тыс. бойцов. Очень скоро их численность стала приближаться к миллиону.
***
Подавлением бунтов занялся первый министр Тогто. «Белый лотос» провозгласил, что китайский народ беден, потому что все богатства страны забирают монголы. Разъярённые красные повязки бились с таким ожесточением, что 300-тысячное императорское войско терпело поражение за поражением и, в конце концов, разбежалось. После этого длительное время сопротивление повстанцам оказывали только набранные местными помещиками отряды. Они носили правительственную форму синего цвета, отчего их прозвали «синей армией».
Более года собирал Тогто новое войско, но затем стал с успехом громить красные повязки. Однако в 1354 г. император сместил его с поста первого министра и сослал в земли туфаней (тибетцев). В следующем году по приказу Тогон-Тэмура опальный вельможа выпил яд и отправился к праотцам. Изгнание и гибель Тогто усугубили положение монголов: правительственная армия разбежалась в очередной раз, часть дезертиров вступили в ряды красных повязок.
***
Как и многие крестьяне Поднебесной, молодые односельчане Чжу Юаньчжана ушли к повстанцам. Сам он решился покинуть монастырь в конце апреля — начале мая 1352 г. Парень попал в отряд Го Цзысина. Ему повезло. Именно этот отряд составил костяк будущих победителей империи Юань.
Го Цзысин был крупным землевладельцем низкого происхождения. Чиновники его постоянно унижали и грабили. Возмущённый несправедливостью, в начале 1352 г. он и ещё четверо вожаков собрали собственный отряд, который в считанные месяцы вырос в многотысячную армию.
Чжу Юаньчжан оказался отличным солдатом и храбрым бойцом. Го Цзысин приметил его в первый же день появления молодого человека в отряде и в дальнейшем уверенно продвигал его. У командира был товарищ Ма Гун. Он погиб в бою, оставив сиротой единственную дочь. Го Цзысин взял девушку под своё покровительство и вскоре сосватал её за Юаньчжана. Молодой человек стал ближайшим помощником командующего и почти членом его семьи.
***
В начале 1355 г. князь света Лю Футун встретился с семьёй погибшего Хань Шаньтуна и провозгласил сына его Хань Линьэра императором Сяо Мин-ваном. Была учреждена империя Сун. Лю Футун стал первым министром, а на деле сосредоточил всю власть в своих руках. Будучи лично человеком выдающейся храбрости, управлять людьми он оказался неспособен. Поскольку командовать войсками Лю Футун ставил либо своих родственников, либо друзей, даже подчинённые ему командиры то и дело вступали в спор с командующим и отказывались выполнять его приказы. Со временем эта слабость князя света всё более и более сказывалась на положении красных повязок.
Го Цзысин вынужден был признать ставленников «Обществ Белого лотоса», но он сильно переживал по этому поводу, тяжело заболел и через три месяца умер. Командование армией перешло к его сыну Го Тяньсюю. Чжу Юаньчжан стал его левым полководцем. Однако Тяньсюй был слишком молод и неопытен, к тому же в конце года он погиб. Настоящим полководцем изначально оказался Юаньчжан. Так всего через несколько лет бедный крестьянин и бродячий монах волею случая законно возглавил наиболее сильную часть повстанческой армии.
В апреле 1356 г. его красные повязки разгромили с помощью союзников-пиратов правительственный флот на реке Янцзы, а затем захватила Цзицин (ныне Нанкин). Город стал резиденцией Юаньчжана, центром восстания красных повязок.
Территории, подчинявшиеся непосредственно полководцу Чжу, неизменно расширялись, что никак не входило в планы высшего командования красных повязок и равных ему полководцев. Дело в том, что руководители «Обществ Белого лотоса» в большинстве своём защищали интересы нищего крестьянства, а Чжу Юаньчжан стал искать поддержку у помещиков и конфуцианцев. Он и впрямь оказался мудрее своих соперников, воспользовавшись советами престарелого конфуцианца Чжу Шэна: «Строй стены выше. Запасай больше зерна. Не спеши назваться князем». Особенно важным был третий совет: Чжу Юаньчжан не стал возвеличивать себя прежде времени.
В 1359 г. синяя армия юанцев, противостоявшая красным повязкам Юаньчжана, была в основном подавлена, и полководец утвердил свою власть во всём Центрально-Южном Китае. А вот армия Лю Футуна с того же 1359 г. стала терпеть поражение за поражением под ударами войск династии Юань и оказалась запертой в местности Аньфэн. Там красные повязки держали осаду до 1363 г., когда правительственные войска под командованием военачальника Лю Чжэнь перешли в наступление и разгромили осаждённых. Судьба Лю Футуна остаётся под вопросом. Кто-то полагает, что князь света погиб в сражении, а кто-то — что ему удалось скрыться вместе с Хань Линьэром.
Чжу Юаньчжан поспешил на выручку окружённым, но опоздал. Правда, ему удалось разгромить Лю Чжэня и убить его. Близ города Чучжоу полководец приветствовал императора Сяо Мин-вана, т.е. Хань Линьэра… С этого времени внешне почитавшийся император в действительности оказался пленником полководца.
Дальнейшие события, происходившие в Китае в XIV в., удивляют своей современностью для XXI в. и подтверждают древнюю истину: ничто не ново в этом мире. Пояснение даёт манифест Чжу Юаньчжана от 1366 г. Там, в частности, было сказано: «Надеясь на то, что Майтрейя наведёт порядок в мире, чтобы искоренить тяготы и страдания, народ стал собираться в сообщества… Когда искушение распространилось, злоумышленники из этих сообществ тут же начали творить бесчинства; они по всякому поводу и случаю сжигали и разоряли города и селения, убивали и истребляли чиновных мужей, губили и калечили людей без разбора. Династия Юань, пустив в ход свои войска, а также денежные и продовольственные запасы, пыталась покарать их, но не добилась никаких успехов и не смогла навести порядок в мире и успокоить народ. Вот почему мужи, имеющие свои помыслы и наблюдавшие всё это со стороны, воспользовались случаем, хорошо обдумали свои планы и стали действовать. Одни действовали якобы от имени дома Юань, другие под видом предводителей деревенского ополчения, а третьи выступали самостоятельно во главе своих войск, но все стремились к самостоятельности в своих действиях, и поэтому Поднебесная обрушилась и рассыпалась на куски»***. Не судьба ли СССР рассказана средневековым политиком?
____________________________
*** У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана. — М.: Прогресс, 1980.
В любом случае, поднявшийся на революционном энтузиазме красных повязок из нищих низов в народные вожди Чжу Юаньчжан решительно переметнулся на сторону помещиков и обвинил собственных соратников в бандитизме и разложении. С «обществами Белого лотоса» полководец распрощался.
Дальше больше. Пришло время покончить с императором Сяо Мин-ваном — молодой человек стал существенной помехой для Юаньчжана. Весной 1367 г. он послал главнокомандующего Ляо Юнчжуна приветствовать Сяо Мин-вана на переправе в Гуачжоу. Встречавшие заранее продолбили лодку и на середине реки выдернули искусно замаскированную затычку. Им оставалось лишь наблюдать, как метался в тонущем судёнышке никому не нужный «владыка мира»****. Несчастный император утонул, вместе с ним канула в небытие империя Сун. Чжу Юаньчжан приказал более никогда не вспоминать о ней и о событиях, связанных с делами и подвигами её полководцев и героев. Даже установленные в их честь памятники были разрушены. Из книг были выскоблены места, рассказывавшие об их деяниях. Было запрещено упоминать их в исторических хрониках.
__________________________
**** Существует историческая версия, согласно которой в той же лодке утонул ранее спасшийся князь света Лю Футун.
***
Покончив с империей Сун, Чжу Юаньчжан решил покончить с империей Юань. Менее чем через год после гибели Сяо Мин-вана, 23 января 1368 г., было проведено публичное жертвоприношение, во время которого было объявлено, что монголы законно свергли династию Сун по велению Верховного владыки — высшего божества. Через сто лет Верховный владыка решил изгнать монгольских императоров и поставить во главе китайского народа китайского правителя. По воле Верховного владыки таким правителем стал Чжу Юаньчжан, который основал династию Мин и империю Да Мин (Великая Мин). Столицей империи Мин был объявлен Интянь, получивший название Наньцзин (Южная столица).
В сентябре этого же года 200-тысячная армия Мин под командованием полководца Сюй Да окончательно разгромила армию империи Юань и захватила столицу город Даду (ныне Пекин). Император Тогон-Тэмур и его двор бежали в монгольские степи.
Чжу Юаньчжан запретил китайцам носить монгольскую одежду и прически. Были восстановлены китайские имена и фамилии, традиционные обряды. Государственной идеологией стало конфуцианство.
Укрепившись у власти, в дальнейшем первый император династии Мин истребил всех своих остававшихся в стране соратников. Выявлялись клики, их «вожди» обвинялись в тайном сотрудничестве с династией Юань, после чего проводились массовые казни, десятки тысяч людей отправлялись в вечную ссылку. По обвинению во взяточничестве, подлоге документов и пр. истреблялись во множестве мелкие и средней руки чиновники.
Для ловли «ненадежных» был учреждён отряд Парчовая охрана («Охрана в парчовых одеяниях»). В её ведение были переданы сыск и пытки. Отправляясь во дворец, чиновники всякий раз прощались с семьями. Однако казнили не только самих преступников, но и всех членов из семей. Особо жёстким преследованиям подвергались литераторы, философы и те, кого сегодня мы называем интеллигенцией — за сплетни и клевету, за бессмысленные призывы и обман невинных. Сановники, чиновники и образованные смутьяны выли от ужаса, зато народ ликовал и благодарил справедливого правителя. Возмездие настигло преступные сословия!
Всего за годы царствования Чжу Юаньчжана было казнено «несколько сот тысяч человек, в числе которых были гуны и хоу, военачальники, первые министры, крупные чиновники министерств и цензората, чиновники всех ведомств, мелкие служащие округов и уездов, цзиньши, ученики столичной школы, цзиньшэны, конфуцианские учёные, литераторы, учёные, буддийские и даосские монахи, богачи, помещики и другие».
Чжу Юаньчжан был злодеем не по характеру своему — он был уверен, что только так сможет укрепить власть династии Мин и дать мирную жизнь истерзанной междоусобицами стране. Накануне кончины он завещал своим многочисленным сыновьям*****: «С того момента, когда я поднял войска, и до сего дня прошло сорок с лишним лет. Я сам управлял всеми делами Поднебесной и испытал все виды человеческих отношений — хорошие и дурные, истинные и ложные. Особенно грубо нарушали законы коварные и хитрые люди. Это ясно и не вызывает сомнений. Поэтому, кроме специальных распоряжений и законов, я усилил наказания, стремясь к тому, чтобы люди знали, чего следует бояться, и не осмеливались легко преступать законы. Но это меры особого периода власти, когда нужно было положить предел мошенничеству, а не законы, применяемые в течение долгого времени монархами, уже упрочившими власть. Впредь наследные правители, которые будут управлять Поднебесной, должны придерживаться только “Кодекса законов” и “Великих предостережений”, ни в коем случае не должны применять такие наказания, как клеймение, отрезание ног, носа, оскопление. Подданные, осмелившиеся подавать доклады с просьбой применять эти наказания, по донесениям гражданских и военных чиновников, должны немедленно наказываться как за тяжелое преступление»******.
_________________________
***** У Чжу Юаньчжана от законной жены-императрицы Мо и наложниц было 26 сыновей и 16 дочерей. Отца пережили 23 сына. Все они были князьями и получили свои уделы в Поднебесной.
****** У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана. — М.: Прогресс, 1980.
Бродяга-император Чжу Юаньчжан умер на 72-ом году жизни в 1398 г. Он слёг, пролежал тридцать дней и тихо умер. Похоронили основателя династии Мин за городскими стенами Нанкина под горой Чжуншань в могиле, называемой Сяолин.
Династия Мин царствовала в Китае ещё 246 лет.
Свидетельство о публикации №220072000925
Юлюбарский 20.07.2020 18:21 Заявить о нарушении
С уважением
Виктор Еремин 21.07.2020 11:43 Заявить о нарушении