эРэФиЯ - предисловие к книге стихов

     Оглядываясь назад в 65, я понимаю, что прожил счастливую жизнь. И не только потому, что, скажем, мои мама и старший брат вообще не дожили до этого возраста. А потому, что самореализовался, как творческая личность, и еще продолжаю жить и творить, будучи здоровым, энергичным и оптимистичным.
     А ещё моему поколению очень повезло. На нашу долю не выпало катаклизмов, через которые прошли наши родители и деды – ни войн, ни революций, ни массовых репрессий или террора, голода или насильственного изгнания с Родины. Собственно, я мог погибнуть всего лишь дважды: на афганской войне, унесший жизни двух моих однокурсников, но это был локальный зарубежный вооружённый конфликт, а не Мировая или гражданская война; и после крушения Советского Союза, когда в 1993 году я оказался среди защитников парламента, расстрелянного Ельциным из танков, но в этот день меня не было в «Белом доме». Мне повезло. В первом случае я не распределился в силовые структуры и не был направлен «понюхать пороху» и быть принятым в партию (а именно так произошло с китаистом Александром Петруниным с моего курса, принявшим в Афганистане мученическую смерть). А во втором благодарю своего Ангела-хранителя, который спасал меня еще не раз, но не в таких драматических обстоятельствах (при обрушении башен-близнецов в Нью-Йорке на моих глазах или в суровых штормах при пресечении Тихого океана в 1991-м).
     А ещё нам повезло жить в раю. Или при коммунизме – зависит от того, воцерковлённый ты или богоборец. Но суть не меняется и именно поэтому мы наблюдаем сейчас такую ностальгию по Советскому Союзу, даже среди тех, кто в то время не жил. Вспоминаю анекдот той поры. Учительница проводит урок в младших классах и спрашивает: «Где в мире у детей самое счастливое детство?» Одна из учениц отвечает: «В Советском Союзе». – «Правильно. А где дети каждое лето бесплатно отдыхают у моря?» Второй ученик без запинки говорит: «В Советском Союзе». – «Верно. А где детей бесплатно кормят в яслях, детских садах и школах?» Вдруг этот вопросник прерывает громкий плач… «Сашенька, что ты плачешь?» - « Хочууу в Советский Союуууз…» И дело не в идеологической составляющей. Не принимая фальшивое в своём коммунистическом фарисействе государство, мы любим те человеческие отношения, которые сложились в тех условиях. Что, тогда не было барыг, жуликов, предателей и извращенцев? Были, но в абсолютном меньшинстве и порицались общественной моралью. Богатство пряталось, власть маскировалась, преступления наказывались…А ценились искренность, преданность, трудолюбие и служение идеалам и принципам.
     Я был зачат в год смерти того, кого Корней Чуковский очень смело для того времени назвал «усатый тараканище». Конечно, современники отлично понимали, кто такой «страшный великан, рыжий и усатый таракан», который пообещал съесть всех зверей и которого испугались, попрятавшись, даже слоны, быки и носороги… Я не идеализирую Сталина. Несмотря на индустриальный подъём, выигранную войну, ядерное оружие и чистку от «ленинских друзей», он для меня – прежде всего душегуб. Но душегуб и подписывавший расстрельные списки Хрущёв – инициатор десталинизации,  оттепели и наших космических побед. Менее кровав Брежнев (на котором всё равно жертвы Чехословакии-1968 и Афганистана), смешной в своём детском тщеславии, но проморгавший тот момент, когда страну надо было разворачивать в другом направлении, автор застоя…
     И вот мы пришли к эРэФии - сильно обрезанной версии Российской империи и Советского Союза. Странное государственное образование в результате поражения в холодной войне. Генри Киссинджер сказал, что из-за развала СССР Россия потеряла 300 лет своей истории. И он же на 96-м году жизни назвал величайшим грехом США «планомерное уничтожение единственного справедливого мирового государства – Советского Союза». Американский «серый кардинал» заявил, что крах СССР – большая потеря для мировой цивилизации, потому что советский проект отвечал на многие вызовы современности иначе, чем капиталистически страны, где всё решают деньги и где человек ценится только за наличие у него необходимых средств. Такой подход – практически как в животном мире – не способен должным образом развиваться в человеколюбие, полагает Киссинджер и раскаивается, что приложил так много усилий для борьбы с социализмом. Сложно себе представить, подчёркивает один из лидеров мирового масонства, что без коммерческого интереса люди в СССР шли на величайшие подвиги и даже после войны в условиях бедствий и лишений сохраняли этот настрой. А после краха СССР люди были сознательно и методично развращены и было попрано само понятие справедливости. Ни добавить, ни убавить…
     Я придумал этот термин «эРэФиЯ», где государство с маленькой буквы, а индивидуализм («Я») с заглавной, потому что он отражает пришедшую разобщенность нашего общества, где теперь каждый за себя. Исчезли и русская общинность, и советский коллективизм. А это значит, что сноп рассыпался, и каждый колосок легко сломать поодиночке – кого на богатстве и всевластии, кого на нищете и безысходности. Любого мало-мальски принимающего решения в эРэФии мгновенно коррумпируют и монетизируют, а у денег нет Родины. И уходят лес и байкальская вода в Китай, газ и нефть на Запад, лучшие умы за океан…
     Я даже написал свои законы для эРэФии, как горькую иронию на сложившийся дуализм беззакония и издевательства над здравым смыслом: с одной стороны море бесполезных законотворческих актов, которые плодит каждый новый созыв Государственной Думы (особенно после безальтернативного всевластия «Единой России»),  с другой – полный произвол на местах и безнаказанность за неисполнение законов. Помноженные на соответствующую кадровую политику. Чем хуже, тем лучше…
     Венок сонетов «Русский Апокалипсис» был написан на исходе 90-х, как итог ельцинского демонтажа великого государства. Но почти 20 лет спустя оказывается, что это была только разминка. Что случилось после, я описал в свой книге стихов «Кровораздел».
     И, наконец, смех сквозь слёзы – «История государства Российского от Тимашева до Юмашева или Варяги-2» перекидывает мостик к блестящему произведению графа Алексея Константиновича Толстого с похожим названием, но «от Гостомысла до Тимашева». Произведение охватывает большой отрезок русской истории вплоть до прихода к власти В.В.Путина. Появится ли третья часть, зависит от многих факторов…

                *               
                *                *          

…И немного истории

     А вот, как мне виделось предисловие в 2002 году, когда книга была закончена, и я назвал его «Новой Литературе – Новую Поэзию»:

     «Автор решил никого не просить написать предисловие к своей пятой книге стихов, а расставить кое-какие акценты сам. Почему? Да потому, что никто лучше автора не понимает глубину подтекста написанного.
     Отличительная особенность предлагаемой вниманию читателя Новой Литературы эпохи Водолея – и её квинтэссенции, Новой Поэзии – в том, что исходное количество слов русской речи существенно не меняется, а общий объём смысла многократно возрастает, благодаря нестандартным словосочетаниям и необычным парадоксальным образам. Этот приём уже использовался автором в книжках «Аристократизм букв», «Прощай, ХХ век!» и «Необратимые извинения», за что критика назвала поэта «Сальвадором Дали русского стиха». Многополярность и многомерность изложения позволят читающему (в зависимости от его одарённости) выявлять тут бесконечное число 3х-, 4х-, 5-ти и т.д. –полярных смысловых и образных  суперпозиций. В таком контексте Новая Поэзия подобна постоянно расширяющейся вселенной… Может быть, поэтому вышедшие поименованные выше сборники сразу окрестили «стихами для умных».
     Ну, например, название этой книги - «эРэФиЯ». Речь идёт не только об обломках постсоветского пространства, населённого придуманной политиками нацией – «россиянами». Здесь и соотнесение себя со страной: я в стране и страна во мне, со всем хорошим и плохим, что характерно для нас и нашей эпохи. В этом смысле повествование от первого лица в стихах не есть авторское «Я», а это некий новый герой нашего безвременья, с которым автор не обязательно во всём согласен.
     Мы готовы к тому, что данная книга вызовет бурю протестов и критики, но мы отметаем их самым решительным образом и призываем читателя воспринимать Новую Поэзию по-новому – неоднозначно и не прямолинейно. К примеру, стихотворение «Умение ждать» может вызвать бешенство феминисток и оскомину у прекрасного пола лишь одной фразой: «Я жду, что при рождении детей запишут жён в отходы производства…» Но внимательный читатель угадает здесь приём концептуального абсурда, соотнеся это с предыдущими строфами («Я жду, когда заговорят коты» и «Я жду, когда отменят алфавит»). Или же кое-кто с готовностью бросит автору упрёк в антисемитизме, прочитав стихотворения «Стимул к долголетию», «Конформизм», «Сдержанность». Ничего подобного! Умному очевидно, что автор высмеивает попытки объяснить сложную обстановку в стране и натянутые межличностные отношения стереотипизированными примитивными формулами типа «Во всём виноваты жиды». А стихотворение с использованием матерных слов «Интим не предлагать» (кстати, единственный подобный прецедент во всём творчестве автора) может вызвать шквал негодования моралистов: «Куда смотрит цензура? Ах, да, её больше нет…» Но стих лишь отражает, подобно магнитофонной плёнке, как стала сейчас говорить молодёжь и какое растление навязано России извне, а по моральной сверхзадаче может служить образцом целомудрия. То же касается и стихотворения «Москва бьёт с носка».
     В сборнике стихи очень разные: грустные и смешные, ироничные и патетические, вечные и одномоментно-событийные. Но все их объединяет густота смысла и богатство языка. Это стихи экзотических пород, кропотливо выращенные в теплицах подсознания и затем пересаженные в массовое сознание, где, надо сказать, они привились.
     Этот поэтический сборник – как срез нынешней эРэФии. В нём отразилось всё, чем «славно» наше время: наркомания, проституция, коррупция, бессилие властей, телевизионное растление, политические убийства, культ денег, обнищание народа, жестокость, предательства… И вместе с тем, душевные переживания интеллигенции, которая понимает, что так быть не должно».


     … Вот так написано 17 лет назад и не изменено ни одной строчки…


Рецензии