Такова наша се ля ва! продолжение2

УМОПОМРАЧЕНИЕ

Не анекдот.

Действительный случай. Костромская школа №… Шестой класс. В упражнении, которое делается в классе устно, попадается выражение: «петух на насесте». Учительница, подозревая, что многие городские ребята не знают, что  такое насест, спрашивает класс:

– Кто может объяснить это выражение?

Молчание. Потом – общий смешок.

– Ну, кто может?

Поднимается недоросль:

– Это… Короче, когда на зоне опущенного на парашу сажают!

Весь класс одобрительно кивает: молодец, верно!

   

МОИ МЫСЛИ, МОИ СКАКУНЫ


      Невозможно не понять: нас стараются менять


Я думаю, с этим-то никто спорить не будет: нас действительно всеми способами стараются изменить. Да со всех сторон. Сейчас это делать достаточно просто: тотальная информатизация, возможностей много. Тут главное-то в чём? А в том, как относиться к этому наступлению, нашествию, атаке, как хочешь назови, а смысл будет один – агрессия. Можно, конечно, наёжиться, сопротивляться, о том, как это делать, стоит, пожалуй, подумать, но до того нужно этот процесс понять.

Может быть, это объективная историческая реальность? Тогда нужно поспешно искать пути врастания в этот процесс с наименьшими потерями, стараясь не отстать от всего мира. Именно такой взгляд на ситуацию и выход из неё предлагают нам наши дорогие либералы. Ну, а если (вдруг, совершенно случайно, это говорится просто так, это просто игра ума!) это явление – продукт особого образа мышления какого-то клана, группы людей, стремящихся с помощью глобальных действий к неограниченному господству над миром? Тогда, возможно, следует размышлять, а паче того – действовать, очень выборочно, примеряя на свой народ, свою страну, на свои конкретные условия предлагаемый новый наряд. При этом постараться не принимать на веру все яркие финтифлюшки давно уже изжившего себя, но пытающегося обновиться, течения, и не забывать о существовании во все века таких портных, которые мигом оставят тебя голым и беззащитным.
 
И вот теперь нужно определить: а чем мы, собственно, должны дорожить, какие ценности брать с собой в узелке, что вообще не подвергать соблазнам новых предлагаемых условий, а что, вполне возможно, и переделать на новый лад. И тогда окажется, что таких понятий не так уж много. В крупных масштабах бытие любого человеческого сообщества состоит из довольно небольшого числа компонентов, но именно с их помощью оно, это сообщество, только и может прочно удержаться на ногах, не исчезнуть с лица земли, как исчезли многие государства. Это семья, вера, сильная власть и крепкая защита ею каждого. Это язык, культура. Это единение, умение совместно преодолевать трудности. Это своеобразное восприятие всего мира, образ мышления. Для государства, которое хочет считать себя сильным и независимым, нужны ещё здоровая, самостоятельная экономика и боеспособная армия, но это – предмет особого, отдельного обсуждения.

При внимательном рассмотрении этого небольшого списка окажется, что есть в нём элементы не очень однозначные. Вера, например. Распространённая ошибка: смешивание двух понятий – веры и религии. Можно верить в Перуна, Велеса и иже с ними, можно верить во Вседержителя и Иисуса  Христа, можно верить в Аллаха и Магомета… На этом держатся многие государства. Но в понятие «вера» кроме религий входит, например, вера в царя, в коммунизм, в лидера, в избранный путь. Это тоже своеобразные религии, тоже государственные устои, независимо от того, как к ним относятся в данный момент. А потому расшатывание их, даже пересматривая историю, даже забираясь в глубь времён или во вчерашний день, в любом случае чревато гибелью сложившегося в какой-то период мировоззрения, и неминуемо ведёт к ослаблению страны перед лицом неизбежных в такой ситуации попыток захвата и принудительного внедрения мировоззрения чужого.

К той же категории относится, например, единение народа и народов. Чёткое разграничение между народами, населяющими, к примеру, наше многонациональное государство, и народами других самостоятельных стран, обнаруживает глубочайшую стратегическую ошибку советского строя, породившую мины долговременного действия в национальном вопросе и в отношениях интернациональных. Тезис о равенстве и братстве всех народов Советского Союза и  при этом полное отсутствие попыток действительно всех уравнять в сочетании с практически полным игнорированием вопросов национальной самоидентификации привели спустя десятилетия к Карабаху, Сумгаиту, Абхазии, Приднестровью, Осетии, Прибалтике, а в итоге – к развалу великой страны. Гигантские финансовые вложения в освободительные движения за рубежом и просто в хорошие отношения с другими странами не дали в конечном итоге искомого результата, мировая революция так и не произошла, вечные, вроде бы, друзья в подавляющем большинстве не остались таковыми. Что осталось в итоге? Осталась мысль о том, что в первую очередь нужно не приманивать к себе другие страны и народы деньгами, продовольствием, оружием и ещё чёрт-те чем, а самим становиться сильными, и тогда к России потянутся многие. Сами. Без наших дипломатических заискиваний.

Помимо финансовых приманок  и внедрения собственных оборонительных интересов наша страна в разные времена  часто оказывала в «горячие» мгновения истории в разных концах мира реальную военную помощь. Монголия, Испания, Корея, Вьетнам, Куба, Мозамбик, Никарагуа, Египет, Ангола… Но в последней четверти двадцатого века Россия особенно часто вынужденно стала отталкивать бывших друзей, хотя иногда делала это и раньше. Мы оказались в плену давней иллюзии долговременности дружбы, мы пытались эту дружбу купить, но тут же находились стороны более денежные, которые элементарно перекупали  бывших «друзей», до этого исправно, как ласковое теля, сосавших денежное, военное и прочее вымя Советского Союза. Именно в это время наша страна стремительно потеряла свои позиции в мире. Потеряла  уважение, подкреплённое изрядной долей страха, превратившись в государство, с которым можно не считаться или просто отмахнуться.
 
Эту ситуацию тут же заметили наши глобальные  оппоненты, создав, подкормив, захвалив пятую колонну в России в лице многих государственных чиновников, предпринимателей и деятелей культуры. А ещё – с помощью мощного идеологического наступления взрастив добрую половину нового поколения в духе своих пропагандируемых законов, догм, принципов. И вот сегодня на этом фронте мы пока ещё терпим одно поражение за другим. За последние почти три десятка лет наша политика на Украине, например, практически отсутствовала. Дипломаты, оказавшиеся в плену фальшивой советской догмы о «братском народе» пустили отношения на самотёк, который постепенно иссякал, как ручеёк в засуху. Недавнее светило либеральной контрреволюции и так же недавно проштрафившийся министр здравоохранения Зурабов стал самым бездарным послом России на Украине из всего дипломатического корпуса. Но именно в это время он купил в нашей Костромской области за бесценок уникальный усадебный комплекс Витово – шедевр архитектуры в стиле модерн, который использовался в качестве единственной в области туберкулёзной лечебницы-санатория. Позорность сделки с местными властями особенно была подчёркнута тем, что совершил её бывший министр здравоохранения… Факт, который, конечно ничего не доказывает (доказывать должны соответствующие органы, которые в подобных случаях удивительно нерасторопны), но мне и всем окружающим говорит о многом.

Но зато на Украине (почему не «в Украине» –  об этом я  ещё расскажу) успешно действовали американцы. Результат мы наблюдаем сейчас. Только жёсткие, на грани с диктаторскими, действия президента Лукашенко удержали от такой же ситуации братскую Белоруссию. Это – факт, который стыдливо умалчивается нашей властью и нашей пропагандой. Атмосфера психологической блокады, созданная американцами и европейцами вокруг этой страны и её руководителя,  во многом отпугивает наше руководство от ещё более тесных контактов и по сей день. Был ведь момент, когда тот же Лукашенко впрямую говорил о возможности объединения двух государств. Отшатнулись. С опасливой оглядкой на Вашингтон и Берлин. Или кто-то в России из властей предержащих убоялся прямой конкуренции в симпатиях народов к лидерам? А ведь единение и взаимопомощь между народами, в первую очередь – близкими по духу, по крови, славянскими, это, как уже говорилось, один из устоев, на которых держится государство. И вот этот столп с одной стороны усердно расшатывается, а с другой стороны – не очень поддерживается. Администрация США раскачивает этот устой, но не только этот. Она давно уже начала активно использовать тот факт, что восточные любители жизненных пространств внесли в международный оборот представления о так называемом Великом Туране – мусульманском государстве, включающем в себя (и не скрывали этих намерений!) пространства от всей Северной Африки, к Малой Азии,  Закавказью,   всёму  Поволжью и Средней Азии до Китая. Кроме того Штаты уже внедряют  в сознание людей во всём мире идею якобы незаконности владения Россией прибрежными пространствами Арктики. Уже активно насаждается мысль о богатствах Сибири, которые должны принадлежать всем (а ещё лучше – некоторым избранным) странам мира… Такие вот гримасы глобализации. Точнее сказать – жадные щупальца.

За последние годы многое стало Россией делаться для того, чтобы пресечь мечтания международных авантюристов. На Севере армия начинает становиться крепкой ногой, в Сибири затеваются большие стройки с дальним, стратегическим прицелом, российские мусульмане  чаще  сами начинают противостоять бредовым зарубежным планам, и темпами своего развития наглядно показывают «доброхотам», что в чужеземном покровительстве они не нуждаются.

Очень способствовали единению российских народов и укреплению доверия к власти помощь нашего государства в защите населения Приднестровья, в отражении грузинской агрессии против Южной Осетии (появившейся, кстати, как и Абхазия, и Нагорный Карабах, на свет в результате грубой ошибки советской власти, почему-то поделившей единые народы на части и передав некоторые из них бывшим кровным врагам). Всплеск российского самосознания произошёл и после Крымского референдума…

     Можно с уверенностью сказать, что реальные действия (не декларации) Российской Федерации по защите собственных интересов пользуются безоговорочной поддержкой большинства населения России. Не ошибусь, если скажу, что то же большинство ждёт с нетерпением таких же действий в ситуации с Новороссией, потому что очень многие, кто внимательно изучал историю, хорошо помнят слова императора Николая I: «Там, где однажды был поднят русский флаг, он никогда не должен быть опущен!». Впрочем, это высказывание относится не только  к южной украине русской земли. 

     Итак, глобализация. На мой взгляд – это ловкое использование капиталистическим миром известной идеи о всемирной пролетарской революции. Разумеется, в своих интересах. И, конечно же, как говорили классики марксизма, нет такого преступления, на которое не идёт капитал для достижения своих целей. Это торгово-финансовое, политическое с применением военной силы вмешательство в жизнь большинства стран, закабаление и полная зависимость от небольшой группы государств, уже веками живущих природными и человеческими ресурсами во всём мире, богатевших на этом и становившихся всё сильнее.

Но, пожалуй, самое опасное вмешательство, которому труднее всего противостоять, – вмешательство в тонкий мир жизни духовной, в личную жизнь людей, в сложившиеся принципы и представления, в культуру, в язык, в семейные отношения, в традиции. Этот фронт, на мой взгляд, самый главный, потому что здесь происходит попытка перестроить саму исторически сложившуюся природу страны, само  сознание народов, её населяющих.
 Логика такой культурно-духовной агрессии проста: если очевидно, что политическими методами и военной силой  одолеть Россию не так-то просто, если вообще возможно, нужно попытаться изменить её людей, их менталитет, их обычаи, их культуру, язык. И тогда гораздо проще будет говорить с Россией другим языком.

Я уже говорил об этом, но не грех и повториться. Представьте себе Лондон или Нью-Йорк с обязательным школьным изучением русского языка, русской музыкой, постоянно звучащей в эфире, с кинотеатрами, где демонстрируются в большинстве русские фильмы, причём, некоторые из них – о непобедимых русских героях, безжалостно убивающих плохих американских парней. Представьте себе американцев и англичан, вывозящих в Россию свои капиталы… Невозможно даже вообразить? А в России, в особенности в Москве, это уже давно стало реальностью. Заботами правительства и послушных подпевал из средств массовой информации мы под видом совершенствования перешли на новую систему образования, взяв её у американцев, тех самых, которые завидовали нашей системе и старались переманить молодых учёных из России. Какой предмет в российских школах сегодня один из самых главных? Русский язык? Русская литература? Русская история? Да нет. С каждым годом всё больше часов уделяется английскому языку в ущерб всему русскому. Для чего? Чтобы все могли понимать команды, отдаваемые новыми хозяевами? Чтобы  каждый россиянин мог сказать англоязычному миру: да, вы будущие властители мира? То есть, изначально закладываем в головы новых поколений, в подсознание, философию пораженческую, философию  проигрыша. Ведь победившие никогда в истории не изучали языки стран поверженных, а заставляли  всех поголовно говорить на языке победителя. Иногда это выглядит просто смешно, как, например, сегодня выглядят потуги считающих себя победителями Украины и Прибалтики. Но это – не надолго. Это  довольно скоро пройдёт.
 
       Если это всё так, то почему бы не изучать в равном количестве школ наравне с английским ещё и самые распространённые в мире языки – испанский и китайский? Это если  эти страны нам не враги, а равные партнёры. Но если кто-то врагом станет, то тогда    мы   станем учить   язык противника, как в своё время вполне хватало на фронте немецкого языка. А потом, после войны, после Победы во всём мире активно стали изучать русский язык по собственной инициативе!

Внедрение ударными темпами примитивно-клиповых учебников и системы оценки знаний неуклонно сводило новые поколения на уровень питекантропов. И это было не просто подражание, поскольку в той же Америке уже начинают отходить от тестовой системы и начинают внедрять обзорно-концептуальные учебники, дающие широкий кругозор, обучающие логике поиска, самому поиску, а не заменяющие простые инструменты такого поиска знаний.

       Подавляющее большинство учителей было против таких новшеств, потому что немало людей ещё помнит прежнюю систему, дававшую прекрасные знания, несравнимые со знаниями нынешних выпускников школ. Именно поэтому проводились протестные конференции, писались письма в разные инстанции, но линия на американизацию не менялась, после одного упёртого появился новый министр, или откровенно не понимавший, или прекрасно знавший, с какой целью и для кого он так старается. А высокие инстанции этого долго как бы не замечали. Или негласно поддерживали? Во всяком случае, без такой поддержки и при такой негативной волне живучий министр долго бы не продержался. Но нет. Стоял Ванька-встанька! Атаку на новые поколения российских граждан мы тогда успешно прозевали. Теперь, правда, тратим огромные средства, чтобы вернуть образование хотя бы частично на круги своя…

И пусть мне докажут, что всё это – не диверсия, не стратегический план, задуманный где-то за океаном. За старательное перекрашивание белого в чёрное нужно платить, и хорошо платить, людям, которые выполняют эту работу. Похоже, что это происходило как раз таким образом. А некоторые прекраснодушные либералы всё считают, что ничего страшного не происходит, что всё идёт по единственно правильному пути! Остальные, впрочем, прекрасно понимают – что и зачем они всё это говорят и делают, и про себя (вслух – ни за что, они же просто трусы!) называют нас с вами быдлом, ватниками и другими симпатичными словами.  Стоит посмотреть внимательно, и мгновенно обнаруживаются мельчайшие результаты американизации в нашем быту: все эти дни неизвестного в России святого Валентина и всякая чертовщина с набирающим силу на русской земле хеллоуином. Новый год – «хеппи нью йир»! День рождения у тёщи – и то: « С днём рожденья ту ю! С отвращеньем пою. Ну, зачем по-английски поздравлять мать твою?». И вот такие мелочи вместе с усилиями уже довольно большой армии недоумков из так называемой  творческой элиты, увы, меняют наше сознание. Процесс этот незаметен, ползуч, но приносит свои результаты. Мы уже спокойно говорим «киллер» вместо  «наёмный убийца», как бы узаконивая этим право на существование его самого и его «работы». И ещё одно презренное занятие стали называть обычным словом «профессия» – проституцию. А вот, кстати, такой профессии, как писатель, у нас в соответствующих реестрах просто нет! Но об этом – позже.

        Бандиты, вымогатели, убийцы, воры, взяточники в нашей речи сплошь и рядом «зарабатывают» миллионы! А мы даже уже не обращаем внимания на то, как дико звучит это самое «зарабатывают»! Столетия ненавидимые всем человечеством ростовщики, процентщики стали весьма уважаемыми банкирами, кредитодателями… Что, будем ждать новых Раскольниковых? Поделитесь доходами! На пару-тройку процентов снизьте оплату кредитов, на столько же повысьте, если бы не больше, плату за использование наших денег, отданных вам на сохранение и сбережение! А то Сбербанк, используя наши с вами деньги и не доплачивая нам достойные проценты за их использование, разбогател уж слишком. Если  вы, банкиры, это сделаете, то народ был бы вам весьма благодарен и перестал бы помышлять о том, как поймать вас в тёмном углу. Ослабьте пресс, господа, не пейте кровушку у народа так активно, отступите на шаг-другой в своей погоне за наживой. Тогда, может быть, и обойдётся.

Грязному вышучиванию подвергается любое светлое чувство или поступок в нашей жизни, любое упоминание о прошлом со знаком плюс вызывает буквально поросячий визг за рубежом и, соответственно, в наших либеральных эмпиреях. Доходит до совершенно невозможного даже с точки зрения наших «зарубежных партнёров», когда наши недоумки стараются стать святее папы римского. Как-то утром по радио шла детская передача из Петербурга «Как курица лапой». Передача, в целом, неплохая, нужная. Но вдруг в ней я слышу, как персонажи хором поют: «На наших просторах растут помидоры»… Вы в недоумении пожимаете плечами: «Ну, и что?». А то, что текст этот – пародия на Гимн Российской Федерации! И пелся он именно на мелодию Гимна! То есть, совершено публичное искажение и оскорбление государственного символа, что по закону является преступлением. В передаче для детей! Ни выпускавшие программу редакторы и ни один из актёров-исполнителей не отказались пропускать в эфир это издевательство! Кстати, они продолжают работать и по сей день. А прошли уже годы. И мы с негодованием говорим о том, что в Америке сняли российский флаг с принадлежащего России здания! И опять ни-че-го не делаем! Не выселяем в никуда американское какое-нибудь постпредство, не снимаем флаг с какой-нибудь американской собственности в ответ на те заокеанские действия. Может быть, я неправ в моём провинциальном заблуждении, но бандитов нужно не уговаривать или вежливо уступать дорогу. Их надо – по морде! Заставить уважать себя персонажей такого типа можно лишь самим научившись уважать свой народ, своё государство.
 
А пока… Быть русским, российским уже стало немодно!
Именно с Запада идёт к нам и уже почти пришло полное разложение семьи, как одной из основных опор государства. Что мы видим сегодня? Элементарное хаотическое сожительство, полностью исключить которое не сможет никогда, пожалуй, всё человечество, но сейчас оно стало заурядной бытовой нормой, становится чем-то уже обязательным до брака и во время него. Сколько бесплодия, болезней, включая СПИД, сколько семей разрушено этими так называемыми «гражданскими браками» – никто не считает. И никто из употребляющих этот термин не вспоминает, что гражданский брак, в отличие от церковного – это тот самый, который заключается и регистрируется в ЗАГСе. Кстати, и эта норма когда-то, в начале двадцатого века, не принималась населением, потому что размывалась святость церковного брака, его незыблемость, именно как основного государственного устоя. Тогда был в ходу анекдот:

– Я слышала, дочь твоя вышла замуж?

– Да.

– И как, гражданским браком?

– Нет. В сарае. Просто тАком.

И всё же так называемый «брак», реально сегодня существующий, что это? Свобода, которую ущемлять нельзя? Сексуальная революция? Да блуд это всё, если говорить по-старославянски. А как сказать на современном русском, – знает каждый.
 
Избавиться от всего этого можно довольно просто, лишив незарегистрированные «браки» всех социальных прав, которые имеют браки официальные, включая права и обязательства финансовые, права собственности и прочее. А в зарегистрированных браках поставив имущественные и финансовые права сторон в зависимость от стажа этого брака: то есть, лишить возможности заключать  любые брачные договоры, если официальный, зарегистрированный брак длится менее десяти лет! Женщины после этого мигом перестанут соглашаться на нигде не записанные и не оформленные «отношения» и гораздо взвешеннее будут подходить к самому факту заключения брака. Но пока над этим никто и не думает! Даже государственная статистика лукавит, предоставляя нам цифры зарегистрированных (только в ЗАГСе!) пар и число разведённых (опять же только в ЗАГСе!) пар. За последние годы в Костромской области соотношение между этими цифрами установилось в среднем такое: на две пары зарегистрированных – одна пара разведённых. Соотношение это и без того огромное, но оно не учитывает совершенно вот именно эти никем не учтённые так называемые «гражданские браки».

 Увы, новые правила игры, эту «свободу» от любых обязательств, с радостью приняли очень многие (в основном – мужчины), горько затем проливая слёзы (в основном – женщины), когда «свободный» партнёр поворачивается и уходит. Нынешнее положение вещей очень устраивает и  расплодившихся брачных аферистов (как мужчин, так и женщин), ловко использующих ситуацию. Они заключают кратковременные браки и делят затем принадлежащее им по закону имущество поровну даже в том случае, если до этого брака у них, как одной из сторон, и гроша за душой не было.

Особо мерзко выглядит в этой ситуации наша так называемая «культурная элита», которая ежедневно и победно талдычит нам с экранов о всё новых и новых своих сожителях и сожительницах, хвастает друг перед другом количеством кратковременных жён и мужей. А подрастающие, идущие им на смену мальчики и девочки всё это слышат, стремятся подражать своим кумирам, имеющим весьма смутные представления о морали, и будут в результате точно такими же.
 
И никто не скажет громко, во всеуслышание: «В жизни бывает и такое. Бывают и случайные связи. Но случайная связь – это абсолютно то же самое, что случка в собачьей стае на помойке». А вы не морщьтесь высокомерно! Это просто ничем не прикрашенная правда. Вы будете таким грязным шлейфом гордиться? Или постараетесь отмыться и забыть? А средства массовой информации подают этот броуновский перепихон от одного партнёра к другому как норму! Даже не норму, а образец для подражания! А как же?! Наши знаменитости этим занимаются, а мы-то чем хуже?

Сексуальная распущенность требует всё большего расширения проституции, мужских и женских извращений. Свобода! Как только не измывались над знаменитой фразой простодушной женщины, незнакомой с точной терминологией, о том, что у нас секса нет! А ведь неловкое это выражение означало лишь то, что у нас не было проституции, порнографии, лёгкого доступа к любым извращениям через интернет. И всё хихиканье и ёрничанье по этому поводу дало немедленный результат: ещё шире открылись ворота для постепенного, ползучего внедрения чужих «ценностей», чужой морали, точнее – аморальности. В менталитете россиянина нечто подобное, хотя и было, но не одобрялось никогда! Нужна ли такая «свобода»? Нужна ли свобода однополых так называемых браков? Мне скажут: люди должны иметь право выбора. Хорошо. Пусть эти самые… однополые… тешатся меж собой, допускаю, что это – их личное дело. Но когда идёт речь о детях, выращенных такими парами, то это уже дело государственное.

       И проституция, расцветшая пышным цветом и уже почти официально называемая работой, профессией, и так называемые «гражданские браки», по сути своей тоже являющиеся разновидностью проституции, ведут в физиологический тупик. Русский народ давно уже высказался по этому поводу: «На затоптанной тропе никакая трава не растёт»! А «культурная элита» всё пытается усидеть на двух стульях и мямлит, и топчется на западном ветру. Вот уж поистине – и хочется, и колется, и мама не велит! В результате пакость эта всё больше и больше завоёвывает у нас жизненное пространство. В западных странах всё больше и больше пар с «родителями №1 и №2» при активном содействии откровенно фашистской так называемой ювенальной юстиции берут русских детей (причём, часто – от живых нормальных, но объявленных  из-за безденежья неспособными содержать детей родителей) на воспитание. Кого они воспитают? Таких же извращенцев, как они сами! И что, – наши чиновники, отдающие наших детей за рубеж, не понимают этого? Не знают о такой возможной для них судьбе? И неужели кто-то сомневается в том, что в таких историях замешаны большие деньги?
 
Ещё пример успешного освоения нами западных так называемых «общечеловеческих ценностей». Вспомните, с чего сегодня начинается практически любой выпуск новостей в электронных средствах массовой информации. Правильно, с катастроф, убийств, военных действий, аварий. Какие фильмы занимают главное место на телеэкране? Фильмы насилия, агрессии, жестокости. Каналы переполнены фильмами и сериалами на таком материале. За неделю телеэкранных убийств совершается больше, чем за год в реальной жизни. У нас уже не будет никогда литературных героев, мучающихся при мысли об убийстве. У нас уже выросло поколение, забывшее народное правило «лежачего не бьют», поколение, забившее ногами до смерти сотни сбитых на землю людей и не просто снимающее это убийство на свои телефоны, но и со смехом выкладывающее отснятый материал в интернет. И это чаще всего не бандиты, не убийцы, а брошенные на произвол судьбы родителями, занятыми своими сексуальными или алкогольными проблемами, вполне ещё недавно добропорядочные подростки. Уже почти ушел в прошлое замечательный российский обычай: приходить на помощь гибнущему, слабому. Уже почти всегда на крик о помощи не открываются двери в подъездах, идут мимо и отворачиваются прохожие…

  Я много раз об этом говорю, я умышленно сгущаю краски, ведь немало ещё осталось у нас хорошего и доброго. Пока. Но неужели мы так и будем благодушно взирать на то, что наша шагреневая кожа становится всё меньше и меньше? Неужели мы так и не будем ничего противопоставлять этому ползучему захвату и переделке нашего образа жизни, нашего образа мышления?

Русское мышление всегда отличалось неспешностью, плавностью, обстоятельностью. Русский язык, богатейший язык мира, трудно осваивается другими народами не из-за произношения, и не из-за большого количества слов, а потому, что выраженная им мысль предстаёт с помощью русского синтаксиса (с его уточнениями, введением новых понятий, с его сочетаниями предложений) плавной, абсолютно законченной и отточенной по форме. Именно это обстоятельство затрудняет иностранцам понимание тонкости смыслов русской поэзии, речи, литературы, юмора. Так было всегда до тех пор, пока исподволь не просочился (а точнее – внедрили!) к нам русский новояз. Построенный на коротких предложениях. Без финтифлюшек. Конкретный. Деловой. Когда-то первое место на американском конкурсе короткой прозы получило «произведение», которое хочется воспроизвести полностью: «Под нами Техас. У нас лопнул бензопровод. Билл чиркнул спичкой. Обоим погибшим было двадцать пять лет». Ну, чем не повесть? Куда там всяким Буниным, Тургеневым, Чеховым и иже с ними!

       Что, это время потребовало перехода к этакой энглизированной речи? Мы сами к этому маразму стремимся, сами в том направлении идём? Да нет, не само собой всё происходит. Повторяю: нам активно меняют сознание. Различные зарубежные фонды, «почему-то» крайне заинтересованы в России. Нет, они прямо не вторгаются в наши дела, политику и так далее. Они, если смотреть поверхностно, занимаются очень даже благим делом: учреждают, например, всякого рода литературные премии, коими награждаются книги российских авторов. В первую очередь, разумеется, поощряются книги негативного по отношению к России, к её прошлому и настоящему содержания. Но не только. Буквально на глазах у всего культурного мира нынешние хозяева жизни отбрасывают не только русские, но и английские, французские и прочие литературные традиции. За новую эпоху в литературе выдаётся тоскливое и невнятное бессюжетное описательство по принципу «что вижу, о том пою», состоящее из бормотания и копания в глубинах авторского организма. И почти всегда в таких случаях процесс этот заканчивается выводом, однажды сделанным героем русского классика: «Снаружи человек порой красивым бывает. Но внутри у него кишки и они воняют».  А ведь есть кроме внутренностей ещё и прекрасная душа. Но о ней нынешние авторы как-то не часто вспоминают.  Толкатели этого направления не задумываются о том, что душа их должна быть прежде всего интересной   читателям, быть отзывчивой на беды людей, сочувствующей при каких-то неурядицах, воспевающей красоту мира и человека, возвеличивающей единые человеческие ценности. Новая мутная, с претензией на глубокий смысл скороговорка выдаётся за единственно правильный, единственно возможный современный литературный путь; бездарное склеивание созвучных слов завоёвывает под названиями с новыми «измами» или в уродливом виде так называемого «рэпа» захватывает территорию, которую прежде занимала Поэзия.
Вот так постепенно литература превращается в  издевательство не только над здравым смыслом, но и  над смыслом вообще. Вырываются вперёд «произведения», старательно искажающие наши историю и сегодняшний день, а за ними поспешают и те, авторы которых быстро уловили, что от них требуют всякие Соросы, «поймали», как говорится, англоязычную стилистику. Глядя на успех первых, вторые, не будь дураками, быстро сообразили, куда и как надо идти. И сегодня во многих литературных журналах публикуется немало произведений, сделанных по принципу: плюнь хоть во что-нибудь! Только не забывай, что сделать это нужно на зарубежный манер, то бишь, «по-современному». Остальное называется модным словечком «неформат» или хорошим словом, приобретшим во многих редакциях неприличный оттенок, – «патриот».
 
        Всё это лишь один способ манипуляций нашим сознанием. Главное орудие в этом процессе – интернет. Но он требует отдельного разговора.

Любой здравомыслящий человек, обнаружив, что ему навязывают что-то чужое и ему несвойственное, попытается противостоять этому насилию, этому усердному внедрению. Он задаст вопрос себе: если это всё делается так энергично, значит, это нужно той самой противной (то есть, той, которая против самого твоего существования!) стороне? И вот для того, чтобы этот вопрос у нас не возникал, наши «лучшие западные друзья» подсовывают нам хитрое понятие «толерантность». В нормальном прочтении это означает терпимость к чему-то, что у тебя не укладывается в сознании. При этом опускается уточнение: где именно нужно быть толерантным, в каких ситуациях? По смыслу этой проповеди получается, что толерантным нужно быть везде и всегда.

        Вот в этом и подводный камень! В результате за очень короткое исторически время сложилось положение, когда, например, пришедший к тебе в гости персонаж, не помышляя о толерантности, кладёт ноги на стол, пристаёт к твоей жене, начинает есть из твоей тарелки, но как только ты возмущённо начнёшь приподниматься, грозит пальцем: толерантность и ещё раз толерантность! То есть, толерантность предлагается как бы с одного конца, а противовес просто не предполагается! По мне – так лучше сразу хук справа  и вышвырнуть за порог. Но по уже установившимся правилам выразить своё отрицательное отношение к чему-то, к очередным новациям, которые  тебя не устраивают, не так-то просто. Что вы! «Вот в Америке и в Европе это так, а вы ведёте себя нетолерантно!».
 
       Ну, о том, что в Америке всё далеко не так, как требуют почему-то от нас, знают многие. Не так в отношении смертной казни, отмены которой требуют от нас, не отменив её у себя; не так по отношению к семье и так далее. Да и старушка Европа тоже уже буквально горит и стонет от многих тысяч, если уже не миллионов, севших ей на шею «толерантных» пришельцев, которые ведут себя безобразно, несут с собой бескультурье, грязь и наглую требовательность. Почему-то этим «гостям» все что-то должны. Они не признают местных обычаев и законов, но зато исправно требуют себе денежное содержание. Уже и «толерантные» террористы с фашистами подали голоса на европейских улицах. В Америке тоже «толерантно» относятся к откровенным фашистам не только на Украине и в странах Прибалтики, но уже и у себя дома! И от нас пытаются добиться того же!

Нынче американцы, а за ними и Европа сами себя назначили верховной властью в мире, которой дозволено всё. Когда же Россия пытается защитить свои интересы, то это уж никак низзя!

Если у вас откроются всё же глаза, и вы внимательно начнёте смотреть вокруг, то вы поймёте, что против вас и меня, и всех народов нашей страны уже давно ведётся тихая война. Не горячая пока. Не холодная, – уже нам знакомая. Война с применением средств, отравляющих души, умы и сердца. Война без правил, где ничто не запрещено делать противостоящим нам силам и запрещено делать всё нам с вами. Это война на полное порабощение и подчинение, война на освобождение для наших «партнёров» жизненного пространства, занимаемого нами. Когда-то многие завоеватели применяли подлый приём: гнали перед собой в атаке мирное население. А разве сейчас не происходит то же самое? Беженцы в Европе, во многих городах уже вытесняют коренных жителей, уже появились повсюду арабские, латиноамериканские, африканские и прочие кварталы. Беженцы уже давно усвоили, что просить помощи не нужно, нужно требовать и… ничего не делать, живя на пособия! Недалёк день открытых вооружённых столкновений пришельцев и коренных жителей. И вот эти столкновения отнюдь не будут проявлениями фашизма, как их немедленно назовут те же либералы, которые и породили все эти чужеродные толпы на улицах европейских городов. Это будет самозащита своей культуры, своих обычаев, короче – своей собственной европейской жизни, её уклада. Но конечный результат будет один: коренное население неизбежно проиграет, если будет жить по предложенным ему либералами правилам.
 
      Вот такие ведутся сегодня в мире тихие, пока незаметные войны, ведущиеся с помощью денег, лихого американского политического нажима, порой превращающегося в открытые требования. И закон у этих войн один: неправы все, кроме США, которые и Закон, и Учитель, и Хозяин. Нам в результате этой войны по замыслу её устроителей отведена лишь роль рабочей силы и источника обогащения. Для этого тратятся миллиарды и триллионы денежных знаков, на которые у нас в стране уже взращена и уже живёт рядом с нами так называемая финансовая, политическая, торгово-промышленная, культурная элита, готовая в нужную минуту предать Россию. Именно эта сила сегодня блокирует все немногие попытки здравомыслия, противостояния в этой войне. Иначе как понять бессильное разведение руками в нашем правительстве, в выборных органах? Министры-менеджеры, которым всё равно, чем руководить (они одинаково ничего не умеют), убрать которых требует большинство профессионалов; казнокрады, попирающие закон, сочиняя при этом песенки; законники, покрывающие воровство миллиардов… Под знаменем свободы слова беспомощно взирают власти на откровенно враждебно настроенные против России теле- и радиоканалы, газеты, журналы, отведя остальным роль лишь информационную. И при этом практически не делая попыток иметь свои, государственные рупоры для разъяснения  народу своих действий и политики. Ведь если право голоса имеют все движения, организации и группы с капиталом, то вполне логично, чтобы в противовес льющейся из этих СМИ грязи появились бы мощные, талантливые газеты, журналы и каналы, излагающие в популярной форме государственную политику, и обязательно вели (совсем забытое нами сегодня понятие!) контрпропаганду, разоблачали бы фальшивки, опровергали враньё, просто высмеивали бы! Сегодня на таком поле работают (удачно или нет – не об этом сейчас речь) только несколько честно заработавших свои деньги романтиков вроде Михалкова, Прилепина, да некоторые издания газетно-журнальные, часть своей печатной площади отдающие подобным материалам…

       А государство-то вроде и вовсе в стороне, вроде бы ему это и совсем не нужно… Или это не безразличие, а просто трусость на высшем  уровне? Да ну их, мол, этих крикунов, с ними и связываться не хочется. Поймите же, наконец: невозможно нормально жить, когда государство, в котором ты живёшь, прячет голову по-страусиному в песок!

Мудрый человек когда-то сказал: «Нет ничего страшнее, чем жить в эпоху перемен». С нами поступили точно так же, как поступили с Ираком. Там показали миру какую-то пробирочку и назвали её страшным оружием, после чего уничтожили страну. Нам тоже долго твердили, что Советский Союз – это плохо. И три хорошо обработанных персонажа подписали его уничтожение, не смущаясь даже тем, что перед самым этим моментом воля народов страны была объявлена на референдуме и была прямо противоположной, а подписанты, пойдя против этой воли, по Конституции стали преступниками. А ведь нашей стране – мирной и сильной – тот самый пресловутый застой, которым объясняли нам необходимость катить назад, к капитализму, был нашей стране необходим, нужна была передышка после десятилетий гонки! Не дали такой возможности жить своей спокойной жизнью.

        Сегодня не знаю, как в столицах, а в бескрайней российской провинции большинству жителей уже надоели бесконечные перемены, реформы, перестройки, превратившиеся, по сути, в непрерывную гонку, катастройку, к которой так активно призывают нас наши «заклятые друзья». Какое шило и куда воткнулось? Дайте же стране хоть короткую передышку!
 
Но нас втолкнули ещё и в эпоху многочисленных, но одинаково разорительных «революций» буквально во всём.  Нечего успокаиваться и выравнивать сбитое дыхание! Сейчас нас, по сути дела, продолжают бить «цивилизованными методами»: санкциями, обвинениями в шпионаже, в непонятно откуда взятой агрессии, в применении допинга, во вмешательстве в иностранные избирательные кампании… И вот теперь – ещё одна напасть: глобализация, сплошная информатизация. Россия, как сказал Владимир Владимирович Путин, это медведь, который не пойдёт жить в другие страны. Так что глобализация нам не нужна, тем более что против неё уже и на Западе разворачивается борьба. Глобализация – это метод захвата территорий и ресурсов. То же самое с информатизацией. При всех плюсах этого процесса он уже сейчас превратился в способ тотальной слежки за каждым человеком, способ контроля за странами и их руководителями, способ кражи военных и промышленных секретов и так далее. А потому и к этим явлениям нужно подходить крайне осторожно. Чем больше во всех областях нашей жизни мы будем обращаться к себе, к своему опыту, культуре, традициям, чем больше мы будем ставить барьеров на пути проникновения к нам явлений враждебных, чуждых, тем лучше.

Может быть, это наивно, но мне почему-то кажется, что начать делать это не так уж сложно. Если только всем обществом и немедленно. Начать пусть с кажущихся мелочей, начать одновременно всем единомышленникам. Сделать замечание тем, кто называет Россию «Рашкой» или «этой страной», не подать руки тем, кто с презрением относится ко всему российскому, запретить телепередачи, где практически все исполнители поют только по-английски и почти нет российских песен, не говоря уже о русских народных…
Мир широк, говорят нам либералы, нужно осваивать просторы мировой культуры? Очень странный мир, в котором существуют США, значительно меньше – Великобритания, ещё меньше – Франция и Италия, чуть-чуть Латинской Америки… Ещё более странным этот мир покажется, если мы внимательно послушаем наш теле- и радиоэфир и обнаружим в нём почти полное отсутствие украинских, белорусских, казахских, грузинских, армянских, литовских, молдавских песен и музыки. Мы, простые провинциалы, совершенно не знаем, что пишут финские, шведские, канадские, польские, болгарские, индийские, японские, китайские, немецкие да практически все композиторы всех остальных стран! А вот Гершвина, Армстронга, Фитцджеральд, битлов, пару-тройку шансонье я слышу постоянно, они меня уже начали раздражать! За что этих гениальных музыкантов превращают в жупелы? Только за то, что кому-то на наших каналах они очень нравятся? Этот «кто-то» детство провёл в тех краях или рос здесь, у нас, слушая только такую музыку на рентгеновских плёнках? И это даёт, якобы, право навязывать мне свои вкусы? Но ведь кому-то другому нравятся Гарри Беллафонте, Шарль Азнавур, Поль Робсон! Нет, продолжается исполнение всё тех же песен, тех же исполнителей.

       Да что там  о зарубежных певцах! А разве с нашими не то же самое? Часто ли вы слышите в радиоэфире исполнителей русских, татарских, башкирских, чеченских, цыганских народных песен? Часто ли вы наслаждаетесь северными, рязанскими, казачьими, уральскими, сибирскими напевами? А про телевидение – и говорить нечего. Всем заправляет "элитная" группа.  Именно она определяет вкусы, пристрастия, делит между собой выгоды. Все эти люди известны поимённо. Их что - нельзя обуздать? Нельзя буквально заставить наполнять наш с вами эфир, государственный эфир в соответствии с государственной политикой? Или опять побеждают чиновная лень и желание (возможно, и оплаченное!) угодить истинным хозяевам жизни?
 
        Буквально недавно случай был в программе «Голос». Программа эта в последнее время всё больше и больше склоняет поющую молодёжь к зарубежной музыке. И если при создании передачи в ней ещё можно было что-то услышать не иностранное, то позже всё русское и вообще народное, не говоря о советском, стало  мягко выдавливаться. Но на сей раз это вообще было сделано в самой грубой и хамской форме.  Очередной конкурсант, прибывший в столицу, как мне помнится, из Ставрополья, обладая удивительно красивым бархатным баритоном, выбрал для исполнения одну из песен Арно Бабаджаняна. И вот после исполнения  ни один из членов жюри не повернул кресло, что означало бы положительную оценку выступления! Плохо спел? А зрители, соскучившиеся по советским песням, бешено аплодировавшие, просто ничего не понимают? Два  наших «светила», две «звезды» из состава  жюри (Сюткин и Шнуров), ничего из себя выдающегося, как вокалисты, не представляющие, буквально высмеяли конкурсанта, который осмелился «эту музыку» (презрительная гримаса) исполнять. Да ещё (о, какой ужас!) в строгом фраке с «бабочкой»! Исполнение – «пронафталиненное», «этого самого Бабаджаняна нужно переделывать на современный (то бишь, на зарубежный) лад». Что было особенно заметно – членам жюри нечего было сказать по сути:  об ошибках (если бы они были), об особенностях пения этого конкретного человека. Все оценки сводились только к «чуть-чуть не дотянул» и « что-то мне не понравилось». И это – оценка профессионального жюри?
Поражал Сюткин, насмехавшийся над провинциальностью выступления. Кто бы говорил! Исполнитель и приверженец ритмов 60-ых годов, сам выходец из провинции, окончивший костромской «кулёк» –  культпросветучилище, «звезда» ниже средней величины правит бал! Он, как и все остальные, вершит судьбы участников!
Конкурсант – уже далеко не мальчишка – достойно выдержал и  издёвку, и хамство, и покровительственный, свысока тон. И плохо скрытое презрение светилось в его взгляде.
 
       Вот так убиваются все попытки сохранить хоть что-то из великолепного нашего наследия. Особое ощущение вызвали два других члена жюри, которые или промолчали, или просто пальцем не пошевелили, чтобы защитить… даже не конкретного человека, а «эту нафталиновую музыку» и этого древнего Бабаджаняна. То есть, молчанием своим показали и своё «превосходство» над великолепным композитором, его творчеством, и своё согласие с высказанным «мнением».

        Бывают, правда, редкие исключения, когда  исполнителю нельзя отказать в желании исполнить ту или иную песню. Только Хворостовский и несколько знаменитостей могли позволить себе диктовать телеадминистраторам свой репертуар. Вот совсем недавно был случай. В телепередаче «Точь в точь» артисты показывали своё мастерство в имитации… опять-таки многих зарубежных исполнителей. Впрочем, были там и подражания нашим  певцам: Лемешеву, Гурченко, Отсу, Шульженко. Трудно было не обратить внимание на то, что зал  встречал именно этих участников конкурса особенно тепло. Но вот вышел на сцену Максим Галкин в образе Фёдора Шаляпина и запел «Дубинушку». Спел очень хорошо, очень похоже. Зал замер, не дыша, при этой песне. Многие, полагаю, никогда и не слышали её, а другие  уже забыли после десятилетий умолчания. Но дело было не только в прекрасном исполнении! Социальное звучание этой песни оказалось близким очень многим сердцам в зале, и он буквально взорвался в финале! Вот это была овация! Артист буквально сразу стал лидером конкурса, а чуть позже – его победителем. И я  думаю: неужели и вот этот эпизод ничего не говорит нечистой телевизионной силе? Неужели не видна в нём тоска народа по своему, русскому, по своей песне? Да и ненависть к неравенству, несправедливости – тоже.

А ведь достаточно одного приказа по телерадиокомпании, чтобы привести в равновесие эти перекосы. Но кто отдаст такой приказ, если на местах, где такие приказы могут появиться, сидят очень удобные, близкие по духу к сильным мира сего  люди? Разумеется, такие мои мысли и наблюдения – что толстокожему бегемоту дробина, но если дробины (хотя бы в виде вашего протестного письма!) будут лететь отовсюду, и их будет много-много, то будет и результат: без ультранационализма спокойно можно и нужно сделать всё российское естественным и модным! А мировые культура, экономика предстанут перед нами действительно мировыми. Но для этого все мы должны объединиться и открывать глаза всему нашему народу, которому подсовывают яркую пустышку, чтобы забрать у него весь его дом.
 
  Думаю, что именно эта борьба должна стать нашей национальной идеей на ближайшее время. Тогда мы можем одолеть вторжение, западную напасть (от слова «нападать»).

В заключение продолжу мысль из выступления нашего президента: медведь, хозяин, в другие места жить не пойдёт, но и свою тайгу никому и никогда не отдаст. А потому теоретически останется лишь один способ воздействия на Россию. Но это, как известно всему миру, занятие абсолютно бесперспективное.

 

РАСПУТНАЯ МЫСЛЬ

Легенда о витязе


Стоит Витязь на распутье. Перед ним – камень. На камне – надпись:

«Направо пойдёшь – прав будешь, правду найдёшь. Но можешь и голову потерять.

Налево пойдёшь – налево пойдёшь. Лёгкую, сладкую жизнь найдёшь.

А вот прямо не ходи. Будет долгий путь, обогнёшь ты шар земной и упрёшься вновь вот в этот камень. И будешь снова читать: «Направо пойдёшь»… А поэтому ты не ходи по заранее известному пути. Оно тебе надо? Отвернись от услужливо  подсказывающего камушка.  Лучше иди себе, куда шёл. Пусть с зигзагами, пусть с поворотами, но своей дорогой.

И не читай глупые советы».


МЫСЛЬ КОШМАРНАЯ

А не сделать ли чёрное белым?

      Когда прикидывал я, какие разговоры в народе ведутся чаще всего, допустил я промах. Не вспомнил про другие важные темы. Это я, к примеру, про образование говорю. Школьное. Про то, как мы очень быстро отказались от налаженной и признанной во всём мире системы, несмотря на то, что была неоднократно доказана её эффективность, что другие страны перенимали у нас какими-то частями опыт… Впрочем, вокруг этой темы столько было и есть разговоров, что просто перечислить все повороты – и то невозможно. А ещё мы часто говорим о воспитании нового поколения, о необходимости заботы о нём…
 Короче, мы бесконечно говорим о детях. И, казалось бы, всё правильно: о чём же таком более важном нам ещё говорить? Дети есть практически у всех, у каждого родителя есть свой взгляд на любую проблему, с ними связанную… Но вот со сравнительно недавнего времени перестали меня эти дебаты устраивать. То есть, не содержание их, а сам факт таких горячих дискуссий, где каждый со своей колокольни наподобие муэдзинов возвещает миру своё личное к вопросу отношение, не слушая при этом никого и не слыша ничего. Когда я выражал свои сомнения, мне небезосновательно отвечали: у нас каждый имеет право высказать свою точку зрения! Так что – «пусть говорят!».

       Вот такие возражения для меня почему-то становились ещё одним тревожным сигналом. Появилось ощущение, что машинист, который должен вести состав в каком-то определённом направлении, решил вначале проверить гудок своего паровоза. Пустил пар. Гудит? Гудит! Хорошо гудит. Ну-ка, ещё раз! Опять гудит! И вот так – бесконечное число раз, пока окончательно не убедился, что гудок правильный. Но при этом не заметил, что весь пар уже вышел впустую, наш паровоз вперёд не летит, а  стоит, не сдвинувшись с места, а если и тронулся, то уже по другим рельсам. А в кабине уже хозяйничают  другие люди…

К чему это я?.. А, про детей. Они, наши детишки, девчонки и мальчишки, каждый день тревожат наше внимание. Вот одного из них в школе четвёрка юных бандитов засунула головой в унитаз только за то, что слабее и ростом не вышел. А ещё, какая наглость с его стороны, – в хоре поёт! Вот вполне уже подросшие наши любимые ребятишечки довели учителя в классе до белого каления, снимая при этом всё происходящее и выкладывая в интернет. Вот курят. Больше девочки, чем мальчики. Курят не только табак. Вот поливают всех вокруг густым матом. Вот совершают преступления… Да что я вам рассказываю! Вы почти каждый день можете сами получить такую информацию, уж наши СМИ тут не зевают, сейчас же сообщат во всех подробностях, тут же развернут дискуссию: кто виноват – школа, учитель, директор, общество, родители или ещё кто-то…

Да, кто-то. Только, с точки зрения общества, не сама точка зла. Её никак нельзя упоминать, на экране даже лицо делают неузнаваемым, чтобы не задеть тонкую психику ребёночка 12-14 лет, умышленно умалчивая о том, что практически все такие персонажи в этом возрасте знают любые стороны взрослой жизни и прекрасно сознают, – что они делают и зачем. И прекрасно знают о своей безнаказанности, а от этого наглеют ещё больше.

Откуда на нас такая беда? Кто, всё-таки, виноват? Как получилось, что всё увеличивается циничное, безнадзорное, на грани преступности юное поколение?

А все виноваты. Все поголовно.

В первую очередь – те родители, которые считают, что после пелёнок, памперсов и торжественного поступления в детсад их ребёнок находится под надзором людей, которые обязаны, должны, с которых нужно требовать, на которых, как на крепостных, как на лакеев, можно кричать и топать ногами. Родители, которые появляются в школе только в том случае, если с их чадом произошло нечто, ущемляющее их интересы или амбиции. Те родители, которые, посидев с ребёнком над выполнением домашних заданий раз-другой, тут же затягивают жалобную песню о перегруженности программ, о тяжкой доле школьника, которому и погулять-то некогда. Где он будет гулять и с кем – это их мало волнует, важно лишь одно: чтобы он не сидел со своей «домашкой» часами и не мешал взрослой жизни. Родители, которым дети нужны лишь как возможность получения пособий и материнского капитала, чтобы одним из тысячи способов обмануть закон, получить деньги  и… прогулять (не по-детски, а по-взрослому), пропить, пустить по ветру на всякие авантюры.

Кстати, отвлекусь ненадолго от темы. Я не могу сказать, что у меня было какое-то особое трудное детство. Точнее – детство у меня было среднестатистическим для военного и послевоенного времени, типичным советским, как говорили тогда. И вот когда я осторожно перебираю уже достаточно ветхие страницы воспоминаний об этом детстве, я не могу припомнить, чтоб хотя бы раз кто-то из родителей сидел со мной над домашними заданиями. А их было вовсе не мало, ничуть не меньше, чем сейчас. Когда сердобольные родители годами стонут о возросшей в десятки раз нагрузке, – они просто лгут. Нагрузка тогда была, повторюсь, ничуть не меньше. Содержание  было несколько иным – это да. А вот объём тогдашний, думаю, далеко не все из сегодняшних школьников смогли бы выдержать…

       Участие в моём образовании мать принимала только тогда, когда, задолго до школы, поскольку ни яслей, ни детских садов поблизости вообще не было, научила меня читать. И потом подбрасывала мне книжки, которые, в общем-то, и формировали из меня что-то пока неопределённое, но уж, во всяком случае, не антиобщественное. Книги эти покупались ещё до моего рождения, авансом. Уже перед официальной школьной учёбой я прочёл множество книг для детей, из тех, которые во множестве выпускались незадолго до войны. Это было «Хождение за три моря» Кунина о путешествии Афанасия Никитина, это был сборник древнегреческих мифов, естественно, адаптированный для юного возраста. Это была «Занимательная физика» в двух книгах Перельмана. Это были «Приключения доисторического мальчика», среди тех книг были тома зоолога Альфреда Брема и энтомолога Жана-Анри Фабра… Особое место  занимала  книга «Щит и меч» об истории развития оружия и средств защиты с древнейших времён до предвоенных танков. Таких познавательных и просто интересных книг, включая, конечно, и толстенные «Сказки народов мира» и «Сказки народов СССР», было множество. Уже сразу после войны, даже ещё во время её, этот прекрасный поток, издававшихся «ДетГИЗом» книг, возобновился. Многие из них до сих пор занимают почётное место у меня на книжных полках.  Таким образом, эстафету воспитания одного, хотя бы, отдельного мальчишки (а тиражи тех книг были огромными!) взяло на себя государство, которое понимало, что формирование человека происходит в очень раннем возрасте, что сознанию ребёнка вполне по силам (под присмотром взрослых) одолеть, понять и рассказы о хирургах, и драматическую медицину, и китайский секрет фарфора, и занимательную минералогию Ферсмана, и ещё уйму других интереснейших вещей. Недавно подошёл  в книжном магазине к детской полке. Кричаще-яркие обложки и иллюстрации (кстати, эта безвкусица – тоже влияние Запада на художников-оформителей) и… почти ничего – вдумчивого, серьёзного, спокойно-познавательного, оформленного эстетически безукоризненно. Это что – дети уже не воспринимают литературу такую, к какой я когда-то привык, или издательства сознательно направляют детские умы на то, что полегче? Остались книги-барби, книги-поттеры, книги-хи-хи, книги-фэнтэзи и прочая ничем не затрудняющая головы детей чепуха. Ох, неладно что-то и в этом нашем королевстве!

Чем было  в нашей стране мощное государственное (!) издательство детской литературы? Задаю этот вопрос и сразу же как бы слышу либеральный визг о том, что это – средство коммунистической пропаганды, что книги учили детей… Чему? – спрашиваю я. Любить Сталина? Ложь! Не читал из сотен книг ни одной про Сталина. Про Ленина – не очень много, но всё-таки читал. Про Фрунзе, Баумана, Будённого, про Павку Корчагина и Мальчиша-Кибальчиша – читал. Про общечеловеческие мужество, честь, совесть и отвагу читал. Про Робинзона Крузо, Тома Сойера, про дядю Тома, про капитана Гранта и капитана Сорви Голова и многих других – тоже читал. А вот про Сталина – не было такого, потому что сам он был против такой популяризации. А если этого не было, зачем врут?
А теперь ответьте мне на один простой вопрос. Что такого уж страшного было в том, что я мог читать эти книги вместе  с другими ребятами (тираж в пятьдесят тысяч считался маленьким тиражом)? Я задаю и себе этот вопрос и нахожу на него  довольно страшный ответ. Нынешнему государству, во всяком случае – многим его деятелям, исповедующим западные ценности, невыгодны люди эрудированные, начитанные, имеющие в результате чтения на многие вопросы свои ответы, а не те, которые  им навязываются.  Нужны послушные, безропотные исполнители.

А ведь ещё недавно существование такого издательства явственно и громко говорило всему миру о том, что в нашей стране не просто думают, но и практически заботятся о моральном, нравственном облике будущего поколения, о его душевном состоянии. О том, что мы не отрываем себя от всего мира, не замыкаемся, а берём замечательные примеры доблести, подвигов и славы не только свои, но и из других культур. И у нас рядом шагали Тимур, его команда и Маугли, Робин Гуд и пионеры-герои!

Сегодня нет такого государственного издательства детской литературы, издательства такого масштаба, издательства, привлекавшего к работе лучших писателей, популяризаторов, учёных и по-настоящему талантливых художников. Что бы это ещё значило? То, что государство самоустранилось от воспитания новых поколений? Отдало всю эту важнейшую сферу нашей жизни (ничуть не менее важную, чем оборона!) торговцам, халтурщикам, людям случайным? Не хотелось бы так думать, а приходится.

…Ну, покончим с отступлением. О виновниках тревожного положения с детской частью нашего общества, об одном из этих виновников – некоторых родителях – мы уже говорили. Добавлю только, что именно сю-сю-сердобольные родители  давным-давно потихоньку, исподволь начали кампанию за облегчение участи школьников, за упрощение и облегчение программ, И, точно как в знаменитой арии дона Базилио, постепенно, потихоньку ум и сердце отравляли. Поощряемые родительскими охами и вздохами, дети  всё больше и больше стали жаловаться на усталость, на непонятность учебников, на придирчивых учителей. Руководители образования, заметив этот процесс, решили подкорректировать систему. Конечно же, в сторону облегчения жизни детей, наших  любимых и несчастных.
Начали с экзаменов. Сократили (между прочим, когда я учился, экзамены начинались с четвёртого класса, их было четыре, в пятом – пять, в шестом – шесть, в седьмом – семь, в десятом, выпускном, что-то около десяти, и никто не жаловался, более того – потом были даже благодарны, потому что с такими навыками сдачи экзаменов легче было обустроиться во взрослой жизни), а частично – и вовсе ликвидировали. Потом под дружный хор уставших от своих собственных детей равнодушных и изнеженных  родителей, нашедших общий язык с администраторами от образования, началась полоса экспериментов.

       Да, да, экспериментов! И эксперименты эти ставились над живыми людьми, над детьми, что, кстати, запрещено всеми моральными  и юридическими законами. В течение нескольких десятилетий изгалялись над образованием (напомню: общепризнанным когда-то в мире одним из лучших) кто как хотел и как мог. Чуть ли не каждый год менялись учебники, которые стали создаваться всеми, кто хотел дорваться до высоких тиражей и гонораров, в основном – авторами с солидными позициями в образовании. Из воспитательного процесса были практически исключены «двойки», второгодничество, даже исключение из школы было исключено! Не допускается нынче любое наказание. Каждое слово учителя, которому  распущенные бездельники просто мешают работать, принимается в штыки, если не хуже, фиксируется всякими гаджетами и доносится выращиваемыми с детства стукачами-доносчиками начальству, а то и просто выкладывается в интернет. Либеральное цунами уничтожило отлаженную систему, и  в школе верх взяли не прилежные, старательные ученики, а лодыри, которые чётко знают, что в случае любого конфликта наказан будет педагог. А в самом «удачном» случае этот педагог просто уйдёт из школы. То есть, не бездельников теперь нужно заставлять дотягиваться до хотя бы среднего уровня, а прямо наоборот: сделано всё, чтобы облегчить им жизнь, сделать их неуязвимыми. А при этом неизбежно страдают именно толковые дети, желающие учиться. Но наши власти дружно кивают головой, соглашаясь с тем, что проблема существует, при всём этом старательно сводя  проблему нехватки в школах учителей к недостаточной заработной плате.

        А ведь многие опытные учителя уходят не из-за оплаты, а из-за унижений, которыми сопровождается, пронизана вся насквозь нынешняя система образования. Учитель полностью зависим сегодня не только от умения заискивать перед недорослями-митрофанушками, но и от  отношений с директором, который (которая) распределяет различные надбавки и  нагрузки в часах. Зависим от желания левой ноги этого самого директора, которая получила возможность и личные счёты свести, и знакомых   набрать  «к себе» в школу, ущемив тем самым по-настоящему работящих людей. Учитель  лишён любого творчества, потому что он  зависит от методиста (шаг влево, шаг вправо – стреляют на поражение), а методист, очень часто почти и не работавший в школе, тоже зависит от гигантского количества методик, инструкций и  отчётов по этим инструкциям. Спросите сегодня любого школьного работника, и вам сразу ответят, что всяческих бумаг сегодня заполняют горы, каждое движение должно быть обставлено разнообразными справками, докладными и отчётами, которые съедают не только свободное время учителя, но и учебное! Руководители образования перекладывают эти отчёты (чтобы обязательно в электронном виде!) на плечи  всё тех же учителей, требуя безукоснительного исполнения сроков  подачи этих отчётов. Зато теперь – ах, как красиво выглядят в шкафах департаментов аккуратные папки, которые десятилетиями никто не открывает!


        А зарплаты, действительно, малы. Учитель выпрашивает себе дополнительную нагрузку, хотя бы ещё половину ставки, но деньги – деньгами, а человеку физически невозможно работать полноценно в таком объёме, ставки рассчитаны оптимально. Надо бы не увеличивать количество часов, а нормально оплачивать нормальную работу. Но нет, директора против! Им сегодня выгодна такая система, с ней легко держать в кулаке любой коллектив, обезопасив себя от критики, от любого шатания, обеспечив полное подчинение себе и морально уродуя этим людей…  Учитель  видит и понимает это, но не может сказать и слова поперёк, не рискуя оказаться ненужным. И уж конечно, дети таких учителей никогда в жизни не пойдут поступать в педагогический вуз, а потом работать в школу. А сколько прежде было таких династий!

Уходят опытные учителя, которых так легко обвинить в отсталости от жизни. После нескольких месяцев работы буквально удирают под любыми предлогами и   выпускники педвузов, которые всё-таки рискнули придти  в школу.

Кстати, вот ещё об «отсталости». Помните, как это всё начиналось? С самых примитивных считалок-калькуляторов.  Какие баталии в педагогических кругах были на эту тему! Одни видели в этом простейшем устройстве шаг вперёд, к светлому будущему школы. Другие считали калькулятор откровенной помехой образованию и развитию человека. Смешно сегодня? Повержены ретрограды? Ведь наша жизнь нынче переполнена мобильными телефонами, смартфонами, айфонами, компьютерами, интернетом. А   прошло всего-то тридцать-сорок лет!

А я, пожалуй, останусь консерватором до конца. Напомню об исследованиях учёных, выводы которых были уже известны в те давние времена. А выводы эти сводились к тому, что мозг человеческий устроен почему-то так, что лучше и прочнее запоминает новую информацию, если человек прикладывает к этому умственные усилия. А если попроще, то устный счёт и арифметические действия в уме развивают мозг вдвое быстрее  и эффективнее нажимания кнопок. Студент, конспектирующий лекцию, усвоит материал лучше, чем тот, кто просто её слушал. Информация, «выкопанная» из нескольких источников, остаётся в памяти на всю жизнь… Работать надо! Головой!

        Таких примеров – тысячи. Есть среди них и неочевидные. Вот, к примеру, медицине, антропологам достоверно известно, что писание текстов от руки – пером или карандашом – (так же, как рисование, черчение, лепка, резьба, то есть то, что развивает мелкую моторику) стремительно усиливает  способность мозга к организации мыслительной деятельности, к восприятию информации. А мы  ведь, посмотрите внимательно по сторонам, сегодня уже практически разучились писать. Мы подлаживаемся под компьютер (точнее – нас заставляют подлаживаться) и печатаем на разнообразных клавиатурах, а если даже пишем от руки, – то печатными буквами. Письменное общение между людьми, веками накапливавшее образцы стилистики, являвшееся основой для литературы и бесценным источником информации для исследователей, исчезло, приказало долго жить. Его заменил обмен зачастую безграмотными короткими фразами СМС и торопливыми телефонными разговорами.

       Свою посильную лепту в этот разрушительный процесс внесла и.., наша знаменитая почта с её черепашьими скоростями пересылки, с утерями посланий, с вечными проблемными почтальонами и выброшенными на свалки горами не доставленных посланий. А я почему-то уверен, что лучшая половина человечества и сегодня была бы счастлива получить от близких мужчин изящно написанные письма с изложением чувств, наблюдений, картинок повседневной жизни. А сильная половина человечества?  Если в письме – засохший цветок или пахнет оно духами любимой женщины! Разве могут заменить такое всякие гаджеты? Нет, честное слово, пора вводить в моду частную переписку!

С благословения нынешних образованцев-администраторов мы всё дальше и дальше залезаем в болото отторжения не только от письма, но и от  чтения. Детей мы не учим Читать (именно с большой буквы!). Сегодня страна детства делится. На тех, кто послушно выполняет куцые школьные задания, состоящие из каких-то отрывков, глав, частей литературных произведений, не получая при этом никакого эмоционального удовлетворения и никаких познаний. И на тех, кто и этого жалкого умственного пособия не хочет получать, не желая себя ничем утруждать. Государство (это если исключить чисто словесные фиоритуры) сегодня на стороне именно вторых.

Ой, да я прекрасно понимаю, что разговор этот – бесконечен. И вполне справедливо мне кто-нибудь может сказать: о недостатках легко говорить, ты лучше предложи что-нибудь, что может исправить положение. В связи с «легко говорить» я отвечу: а что же вы, если это так легко, молчите? Не согласны со мной? Тоже не молчите!  В том-то и главная наша сегодняшняя беда – во всеобщей душевной… усталости? лени? безразличии?

Попробую  рассказать о том, как мне видятся меры по постепенному изменению порядка в образовании и воспитании новых поколений. Это не план очередной революции, а именно  меры по исправлению положения.

Прежде всего нужно громогласно, публично признать перед всем миром, что бесплатное образование, успешно работавшее десятки лет, более не существует. Ну, не дёргайтесь! Разве это не так? Честно, сами себе, признайтесь: разве у нас  сейчас такое же бесплатное образование, какое было совсем недавно? Тогда у государства хватало средств, чтобы не только содержать такую махину, но и  добиваться значительных результатов в развитии новых поколений, в достижении весомых результатов в науке, просто в жизни. А вот сейчас почему-то не можем…
Второе. А нужно ли всеобщее образование, при котором на равных существуют способные, даже талантливые дети, и  бездари, лентяи, хулиганы? Может быть, стоит отделять, как делалось в святых книгах, зёрна от плевел? В конце концов, мы же, как нас уверяют, строим капитализм, то есть пятимся назад. А если мы допустили, что это – правда, то тогда нужно прямо сказать и о том, что всеобщего образования у нас быть не может, поскольку нет равенства даже в развитии детей. Да, на какое-то время придётся прибегнуть к таким мерам. Но делить  школьников не по классовой принадлежности, а по умственным способностям и прилежанию, трудоспособности.

       Вы спросите: а кто и как будет это делать? А нужно всего лишь одним приказом по министерству вернуть в школы «двойки», второгодничество, наказания родителям, которые не смотрят надлежащим образом за своими же собственными детьми. Нужно вернуть с седьмого класса исключение из школы. В исключительных, разумеется, случаях. «А куда бедный ребёнок 14-15 лет пойдёт? А права человека?!». А права «человеков» из того же класса? На них – плевать? При одном-двух таких персонажах в классе учебный процесс идёт стремительно  к нулю, несмотря на честные старания учителей. Остальные дети недополучают педагогическое внимание и усилия, которые уходят на то, чтобы заставлять нескольких оболтусов хоть что-то делать. А «ребёночек», если после исключения,  направится в специальные школы, где под жёстким присмотром будет вынужден учиться какому-нибудь, по его умственным способностям, ремеслу. Или  же по-взрослому пойдёт работать, займёт ту нишу, которую сегодня занимают гастарбайтеры. Если же он или его родители опомнятся, и он возьмётся за ум, – у него всегда есть возможность пополнить образование. Это будет добрым делом для него, но главным образом – для всех его сверстников в классе, особенно для тех, кто находился в «пограничном» положении. Увидев перед собой судьбу одноклассника, они быстро опомнятся и войдут в необходимое русло трудолюбия и стремления к знаниям.

 
       Давно уже пора покончить с либеральными сказками о возможности воспитания без наказания. Не доросли мы ещё до такого уровня сознания, а те завоевания, которых мы достигли, мы сами же, собственными руками, уничтожаем. Да, были гениальные педагоги, которым удавалось обходиться без наказаний. Но речь-то у нас идёт о тысячах школ, о десятках тысяч учителей! Об одной из самых массовых профессий! Нужно чётко понимать, что на каждого школьника не найдёшь гения.
Помните, как провожали разболтанных полухулиганов в армию? Говорили им: «Армия из тебя человека сделает!». И ещё вспоминается одно из главных армейских правил: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим». Именно так армия делала «человеков», за что потом, много позже, повзрослев, «человеки» эти были благодарны тому периоду в своей жизни. Преступление закона, порядка, правил должно наказываться. Это твёрдо должен знать каждый, и тысячу раз человек  должен думать, прежде чем совершить что-то противоправное. Причём, репрессивные меры должны быть, ещё раз напомню, не классовыми, как сейчас, когда они всё-таки иногда применяются, а  именно демократически равноценными для всех. Даже в школе. Или, может быть, особенно в школе?

Третье. В учебных заведениях срочно необходимо сократить возможности для директорского произвола. Ярые демократы почему-то совершенно не обращают внимания на тоталитарный процесс назначения директоров школ. А ведь именно школа должна учить демократии! При назначении нового директора обязательно должно учитываться мнение учительского коллектива и  рассматриваться выдвинутые этим коллективом из своего состава кандидатуры.
 
      Срочно необходимо изъять финансовое оружие из рук директоров. То есть, каждый учитель должен работать на одной ставке давно уже отмеренное количество часов, но включая и время на проверку домашних заданий.  Те  суммы, которыми нынче распоряжаются директора, пойдут с добавлением помощи государства  на увеличение вдвое зарплаты учителям. Все они будут делиться на разряды. На переход  с низкого на более высокий разряд  требовать согласие департамента, высокие разряды согласовывать на уровне министерства.

      При таких минимальных мерах резко сократится отток учителей из школ, придут молодые кадры, качество обучения улучшится довольно быстро.
Четвёртое. Давайте зададим себе вопрос: а так ли уж нужно образование по единым программам? Миллионы взрослых людей сегодня просто не понимают, для чего их учили в школе чему-то тому, что вовсе не пригодилось им в этой взрослой жизни. Для чего, например, мне самому было нужно знать  о биуретовой и ксантопротеиновой реакции? Более того – это вообще никому в школе не было нужно. Всё это нужно изучать в соответствующих профильных учебных заведениях.

На мой взгляд, учить нужно не так, как это делается сейчас, а по-другому и просто другому. Сразу оговорюсь:  я помню о незыблемом законе, который считает, что очень много существует областей знаний, необходимых всем, чтобы считаться образованным, культурным  человеком. Это грамотный родной язык, литература, история твоей страны и мира, это география, математика,   начатки физики, химии, это природоведение, это иностранный язык, это физическая культура… Собственно говоря,   школьная программа и прежде и сейчас строится именно по этому принципу. Вроде бы, получается так, что всё делается правильно?

      Но не кажется ли вам, что как минимум первые пять (а то и все семь!) лет учёбы проходят для детей в школе просто зря? Большинство предметов изучается, основываясь на механическом запоминании символов, приёмов, правил и так далее. Глубокий смысл знаний и саму необходимость их приобретения дети в большинстве своём постичь не могут. То есть все школьные предметы с первого по… шестой, скажем, класс дают не знания, а навыки, и сам смысл такой учёбы – только в развитии мозга, интеллекта, а не в приобретении информации, знаний. В первую очередь детей нужно учить…учиться! Вырабатывать интерес и желание к приобретению знаний.

      А теперь давайте вспомним телепередачу «Удивительные люди», где демонстрируются высочайшие способности человеческого мозга не только по управлению своим собственным телом, но и по управлению вниманием, чувствами, памятью. И ещё вспомните ответы участников передачи на вопрос – откуда у них такие способности? Большинство отвечает, что обнаружили их в себе с детства, но потом с помощью известных методик они тренировались и  достигли того, чего достигли. Недавно пятиклассник Арсен рассказал, как два года назад увидел в этой передаче человека, который в совершенстве владеет мнемотехникой – способами мгновенного и прочного запоминания. Это зрелище его настолько потрясло, что он сумел найти необходимые методики, и уже через два года (всего два года!) он выступает в этой же программе, демонстрируя свои потрясающие воображение умения в устном счёте и математических действиях с огромным количеством многозначных цифр!
Вот  здесь-то и не дайте себе проскочить мимо. Задумайтесь. Если существуют (уже давно, столетиями, и используются, например, в разведке) способы запоминания огромного количества материала за считанные секунды, если существуют во многих странах сети специальных школ по развитию человеческого интеллекта, если всё шире по всему миру внедряются в образование методы скорочтения и запоминания, то не значит ли это, что мы,  не воспользовавшись этим опытом, можем за очень короткий исторический промежуток времени отстать, быть отброшенными назад? И не значит ли это, что нам нужно с большим усердием, чем мы внедряли  в школах калькуляторы, компьютеры и прочие электронные костыли, внедрять вместо них именно способы развития ума, вооружать детей способностью запоминать, усваивать информацию. Ведь что такое все эти электронные протезы? Это поощрение  умственной лени! Зачем помнить что-то, если можно просто нажать кнопку! Зачем все на свете знания, если есть интернет?

      Когда вы видите знаменитую картину «Урок  устного счёта в сельской школе», не отмахивайтесь пренебрежительно от такой  замшелой старины. Эти сельские ребятишки интеллектуально ничуть не уступали нынешним ребятам, а кое в чём и превосходили их. Мы же с высокомерным выражением лица двадцать первого века очень скоро при вопросе «сколько будет дважды два?» будем хвататься за калькулятор или бросаться в интернет.

      Что предлагаю?

       Полностью реорганизовать именно начальную школу, даже немного расширив её рамки. Ликвидировать в ней оценочную систему и строить всё обучение на принципе интенсивного развития детей. Это в первую очередь освоение приёмов скорочтения и мнемотехники! Без этого  сделать качественный скачок в образовании будет невозможно. Правда, для начала нужно срочно, буквально со следующего учебного года ввести соответствующий курс или открыть специальные факультеты в педагогических вузах. Без этого мы никогда и никуда не сможем сдвинуться. Там же изучать то, что не менее важно: технологии   приучения детей к чтению книг, начиная с детского сада,  именно книг, а не электронных текстов, которые и взрослые-то читают по диагонали. Работать над книжными смыслами, обсуждать, дискутировать, делать книгу интересной. В сочетании с  техникой скорочтения любой ребёнок вполне способен прочитать в год несколько сотен (это ещё заниженная цифра!) книжек. Каких именно – это уже вопрос отдельный, это для учёных-педагогов, для родителей. Важен в этом деле первый толчок, важно зацепить, а самое важное – дать ребёнку соответствующее умение.  И вполне будет нормальным явлением, если к  пятому классу, «выпускному» в новой начальной школе, каждый ученик прочтёт более полутора тысяч книжек, каждая из которых что-то добавит в его умственное развитие. Это, кстати, приведёт и к массовой грамотности, потому что только чтение, развитая зрительная и слуховая память (а не изучение правил!) в сочетании с правильно поставленной письменной речью дают практически такой результат. Нужно, правда, вдобавок обучить и приучить ребёнка к работе со словарями.

      С такой базой развитой памяти и с владением технологией овладения текстами любой, например, иностранный язык будет усваиваться значительно легче и быстрее, мозг будет прочно хранить цифры и факты, новые понятия в любом предмете программы.
      Что ещё? Всемерно развивать приёмы устного счёта, учить не печатные буквы рисовать, а писать – красиво и свободно, постепенно приучая каждого ребёнка к тому, что просто необходимо уметь не только устно, но и письменно излагать свои мысли. Причём, делать это можно одновременно с освоением стандартной клавиатуры электронных устройств, чтобы было понятно: в жизни должно сосуществовать и то, и другое.

      Музыка, рисование, физкультура, шахматы, головоломки, всякие кубики Рубика – путей развития интеллекта множество. И все они должны подаваться в игровой, соревновательной форме. Кстати, помнится мне, что шахматы, например, были десяток лет назад внедрены в школьные программы в Грузии. Уж не говорю об уроках чистописания, имеющих в России традицию в полторы и более сотни лет, а во многих странах каллиграфия – одна из самых уважаемых учебных дисциплин. Опыт, необходимый для всего этого, – есть.

      Ну, допустим, скажете вы. А что дальше?

      А вот что. К шестому классу после вот такого обучения мы получим людей, которые вполне будут готовы освоить все необходимые знания по всем предметам буквально за три-четыре года. Именно этим школьники займутся в старших классах. К этому моменту у них уже сформируются интересы и сознательный подход к учёбе, каждый сможет продолжать углубление (книжное, лабораторное, специальное) в любимый предмет значительно дальше, чем предполагала школьная программа. Ну, а если всё  же кто-то окажется ложкой дёгтя? Вот тогда уж применять на всю катушку всё, о чём мы уже говорили.

      Утопия? Конечно! На сегодня нам бы всеобщую безграмотность и нечтение одолеть…

                (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии