Следы ведут в Чатал-Хююк
Вещественные воплощения религиозно-мифологических представлений критян обнаруживают удивительное сходство с убранством святилищ и мелкой скульптурой Чатал-Хююка, в мифологических образах и ритуалах обитателей которого было, насколько можно судить, два главных персонажа — женское существо и бык. Кроме рельефов на стенах бычьи головы или только рога устанавливались на специальных глиняных столбиках; бык был животным мужского сверхъестественного существа, которое изображалось верхом на нем на скульптурах.
На Крите рога быков крепились на кровлях святилищ и алтарях, служили своеобразным сакральным декором. Распространено мнение, что рога служили символом мужского божества, антропоморфных изображений которого не существовало, и в сочетаниях с рогами изображалась богиня. Столь же распространенным мотивом, как рога, был лабрис, изображавшийся в частности, между рогами на голове богини.
Поскольку в Малой Азии он был атрибутом бога грозы, его (лабрис) считали символом минойского бога-быка или аниномической формой минойской Великой Богини. Хетты и неиндоевропейские народы Малой Азии во IIтыс до н.э почитали бога грома, но важное место занимал и образ женского божества. Атрибутами бога были молнии и топор, ему были посвящены бык, олень и орел; великая богиня, изображавшаяся в длинной одежде и тиаре, имела в качестве посвященных ей животных пантеру и леопарда.
Бык объединял в себе представления о смерти и возрождении, что отразилось в образе Диониса-Загрея, почитавшимся на Крите в облике быка и долгое время считавшийся негреческим божеством. В мифе о Загреее видят сходство с семитским мифом о Баале, Анат и их сыне. Имя Загрей происходит, по некоторым предположениям, от аккадского sagru - «малыш», «юноша».
Необходимым моментом обеспечения космического порядка была жертва — растерзание животного или человека, воплощающего в себе умирание и возрождение мира. Не исключено, что ритуальным воплощением этих действий могли быть игры, изображенные на стенах Чатал-Хююка и Кносса. Жертвой во всех случаях оказывалось мужское существо.
Можно предположить, что черты подобных обрядов, связанных с возрастными инициациями, сохранились в историзированной форме в мифе о Тесее и Минотавре. Танец «журавля», исполненный Тесеем на Делосе в память о победе над Минотавром, обнаруживает связь игрового действа с убийством, аналогичным с ритуальными играми с быком на Крите и стенописи Чатал-Хююка. Лабиринт вполне может являться культовым танцем, возникшем на Крите в среднеминойскую эпоху и связанный с эволюцией земледелия и скотоводства.
Знаки на фестском диске заключены в спирали на обеих сторонах и, поэтому, вопрос о спиралевидном орнаменте имеет особое значение. Восточнее Тигра предметов со спиральным орнаментом найдено почти не было. Ряд примеров обнаружения спиралей зафиксирован в Уре и Мари до захвата города Хаммурапи в XVIIIв до н.э. Других подобных примеров долине Евфрата не известно.
Спиралевидные элементы широко использовались на Кавказе и в Трое. В Палестине стали широко применяться только с приходом гиксосов, которые принесли в Палестину много нового, и происхождение всех этих нововведений было, очевидно, к востоку или к северу от «плодородного полумесяца».
Примерно в это же время нач IIтыс до н.э, в период расцвета империи хеттов, спиралевидные элементы распространились по территории Малой Азии. В южнорусских степях, в междуречье Днепра и Дуная, спирали стали основным элементом украшений керамики трипольской культуры в IIIтыс до н.э, к середине которого они появились в Греции, но доминировать начали во IIтыс до н.э.
Свидетельство о публикации №220072101108