Древний церемониал в оттисках на глине

Согласно религиозным представлениям шумеров, царь каждый год должен был сочетаться браком с одной из жриц богини Инанны, дабы обеспечить плодородие земли и женского чрева. Эта церемония происходила в день Нового года и ей предшествовали празднества и пиры, сопровождавшиеся музыкой, пением и танцами.

Один из главных праздников хеттов назывался пуруллия, вероятно от хаттского слова "пурулли" - праздник земли. На этом празднике, по-видимому, разыгрывался «миф об убийстве дракона», т.е сцена сражения со Змеем Иллуянкой, относящаяся к хорошо известному типу сезонных празднеств, ритуальная битва, символизировавшая победу жизни над смертью. Хтонический смысл празднества явствует из его посвящения Лельвани, богине Земли, и из проведения празднества в мавзолее. Царь Мурсили II счел необходимым вернутся в Хаттусу из военного похода для участия в нем (возможна аналогия с укрощением быка Ясоном в Колхиде и засеванием поля зубами дракона, убитого Кадмом - прим. Автора). Известно, что когда царь лично участвовал в празднествах, изготавливалась табличка с предписаниями, в которых церемония описывалась в мельчайших деталях.

Папирусный свиток, датируемый ок. 1970г до н.э, содержит описание ряда церемоний, которые происходили в связи с восшествием на престол царя Сенусерта I. Текст весьма схематичен, состоит из 46 частей и содержит 31 иллюстрацию, на которых изображены отдельные сцены представления, действующие лица которого — фараон, его дети, чиновники, мужчины и женщины. Сцены изображают заклание быка, приготовление и пожертвования хлебов, лодки, ветви деревьев, царские инсигнии, фигуру покойного царя и пр. Церемония сопровождалась разыгрыванием сцен религиозного содержания. Очевидно, что и текст, и рисунки — только заметки для привидения в соответствие двух разных представлений. Разыгрывание сцен идет в логической последовательности, хотя церемонию нельзя реконструировать целиком.

Сюжет хеттского мифа о Телепине схож с мифом о пребывании Таммуза в преисподней и угаритским мифом об исчезновении Баала. Этот миф также можно считать ритуальным, поскольку он содержит ритуал, имеющий целью обеспечить возвращение исчезнувшего бога. В заключительной части ритуала перед богом воздвигают столб, на котором подвешена овечья шкура (и вновь напрашивается аналогия с мифом о золотом руне, о чем говорилось в предыдущей статье).

Параллель данного столба можно усмотреть в увитом листвой столбе на ассирийских и вавилонских печатях, по обеим сторонам которого фигуры проводят какие-то ритуалы. Можно также упомянуть дерево джед, поднимаемое в ритуалах Осириса, вся подготовительная часть к которым должна была совершаться согласно записям в древних книгах, что также подтверждает ритуальный характер. Весь первый этап праздника Осириса происходил в глубокой тайне, в особом помещении, при небольшом круге допущенных туда лиц. Второй и главный этап развертывался публично и заключал в себе воспроизведение в драматической форме всех основных эпизодов мифа об Осирисе.

В форме религиозных драматических действий совершался и заключительный ритуал и ряд храмовых ритуалов. Тексты сохранили речи участников этих драм, указания на их действия, на необходимую обстановку и реквизит — жертвы, сосуды, амулеты, растения, одежды, инструменты, материалы.

Можно ли трактовать знаки фестского диска как указание на последовательность ритуальных действий и реквизит культа Великой Богини во внешнем и внутреннем дворах минойского дворца? Для этого попробуем рассмотреть более подробно 45 знаков диска и попробовать разобраться в их символическом значении.


Рецензии