Косметика серебряного века

Из книги С.А. Наумова "Историческая мозаика"

КОСМЕТИКА 
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

     Милые дамы, берегите бабушкины сундуки — кладези романтики и культуры. В подобном сундучке мне посчастливилось обнаружить записки некоего барона фон Цур-Милена с рекомендациями представительницам слабого пола, ради благосклонности которых начинались войны, совершались безумные поступки, дерзкие преступления, предательства, а также подвиги, самопожертвования, чудеса храбрости и героизма.
Записки барона адресованы светским дамам и содержат советы, как спасти молодость и красоту женского тела, как уберечь свое лицо и кожу от гибельного действия прожитых лет.
     Рукопись, найденная не в Сарагосе, а в центре Москвы, как машина времени, погружает нас в романтику Серебряного века. Перед глазами возникают румяные
гимназистки, длинноволосые студенты, золотые погоны господ офицеров, слышится малиновый звон колоколов, степенно расхаживают в картузах и поддевках сытые мастеровые, пьют шампанское, закусывая ананасами, скучающие поэты и загадочные незнакомки, разочарованные жизнью, главным образом от пресыщенности и возможности удовлетворить любые желания.
     Таинственным незнакомкам, среди которых, возможно, были и очень известные ныне дамы, такие, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус, посвящены советы специалиста по женским телам.


     «В 1911 году, - отмечал барон, - современная наука и кокетство творят чудеса: светская дама в шестьдесят лет еще может вызвать восторг и поклонение».
Наилучшим же косметическим средством, по мнению специалиста, является вода. При этом обращается внимание на то, что вода, особенно в городах, в начале XX века, как и ныне, зачастую бывает недостаточно чиста. Чтобы поддержать свежесть лица и кожи фон Цур-Милен рекомендует примешивать к воде различные уксусы, хорошо предохраняющие кожу от вялости.
     «Не надо забывать, — повествует специалист по женской красоте, — что красками для лица можно пользоваться очень умеренно и с большой осторожностью. Витрины парфюмерных магазинов завалены всевозможными средствами, лишь на один день и, вернее, даже на один вечер оживляющими кожу, которая на другой день делается еще более блеклой, старой, морщинистой.
     Заблуждение большинства женщин состоит в том, что они ждут от красок какого-то чуда, в силу которого молодость опять вернется, возвратит их щекам прежний румянец и блеск в глазах. Природу заменить ничем нельзя. Пытаясь это сделать, делаешься смешной, не достигая цели.
     Не употребляйте красок днем, разве после болезни, если вы особенно бледны. В таком случае можете немножко набелиться и нарумяниться. Предварительно умойтесь миндальным молоком или натрите лицо иным немножко клейким кремом и, насухо вытерев, натрите соответственные места карминовым порошком или китайскими румянами. Действуйте только осторожно, отнюдь не злоупотребляя румянцем».
Помните, у Валерия Брюсова в стихотворении «Дама треф»:
                «Нашел бы придирчивый критик
                ……………………………………….
                Что, быть может, слишком румяны
                Краски у вас на губах и щеке…»
     « Для вечера, когда вы появляетесь при свете люстр, вы можете присоединить к этому уголь, который придает особенную выразительность вашему взгляду, удлинить линию бровей, подчеркнуть бархатистую тень ресниц и даже увеличить всю область глазной впадины, вызывая особый блеск глаз.
Все эти манипуляции требуют, однако же, настоящего искусства: не проводите широких черт — лучше несколько узеньких. В особенности не беспокойте нежных
частей глаз, чтобы не повредить их. Не злоупотребляйте краской на плечах и шее.
     Не забывайте, что белизна их должна соответствовать белизне лица. При этом состав должен быть один, как для лица, так и для шеи.
Рот освежить нетрудно. Хорошо также слегка подчеркнуть синеву вен синим карандашом.
     Менее всего можете жалеть румян на уши: красивый пурпурный румянец на них не будет казаться неестественным, как бы ни был он сравнительно ярок.
Для того чтобы подвести глаза, достаточно едва заметного мазка сажи. Но всего проще приобрести карандаш для глаз в специальном магазине. Синюю краску, предназначенную для того, чтобы подчеркнуть вены или вызвать какие-либо эффекты при гримировке, лучше всего также покупать готовой.
     Чувство обоняния недаром названо чувством роскоши. Оно доставляет нам прекрасные ощущения, и все мы испытываем истинное наслаждение, когда нам удается найти новый прекрасный запах, — наслаждение не меньшее, чем от вкуса незнакомого лакомства.
     Современным фабрикантам удалось извлечь из цветов благоухания до того естественные и настоящие, что каждая женщина может подобрать для себя подходящие духи».
     Позволю себе напомнить просвещенным читательницам, что во времена Серебряного века среди московских фабрикантов наиболее популярным считался Карл-Адольф Сиу, выпускавший парфюмерию и косметику. Его семейство в конце XIX века обзавелось собственной фабрикой на Петербургском шоссе и начало успешно догонять своих знаменитых конкурентов – предприятия Ралле (ныне фабрика «Свобода»), Брокара (ныне «Новая Заря») и других, которые держали в своих руках практически все косметическое производство.
     Успех Сиу был не случаен. Фабрикант тщательно заботился об ассортименте и оформлении своего душистого товара. Даже сейчас ни одна женщина не отказалась бы от соблазна приобрести хрустальный флакон духов с романтическим названием – «Сад любви», «Виолет де прованс» или «Одор ди фемина», - источающих нежный и цветочный или экзотический аромат. Продукция Сиу была рассчитана на покупательниц с различными вкусами – от столичных кокеток, признававших только французскую косметику (это для них создавались такие духи и одеколоны, как «Интрига», «Жасмин», «Мое желание», «Режанс»), до любительниц славянской старины («Духи инокини Марфы», «Рогнеда»).
     Сегодня на прилавках магазинов уже не встретить большинства из товаров Сиу – исчезло, например, прозрачное или нетонущее мыло. Другие же, наоборот, настолько стали созвучны социалистической эпохе, что бытование «Тройного одеколона» или «Детского мыла» еще в дореволюционные времена кажется невероятным.
Для победы над конкурентами немаловажное значение имели цены. И если уже упомянутые выше духи считались довольно дорогими (за дюжину флаконов «Моего желания»нужно было выложить шестьдесят рублей), то наряду с ними выпускались и дешевые»народные» духи, или «ассорти». Они шли по девять-двенадцать и меньше рублей за дюжину. Кроме того, при покупке некоторых товаров клиент удостаивался своеобразной «премии»: к «Детскому мылу», например, прилагались дешевенькие книжки с рассказами.
     «Благоухание стойкое, то есть здоровое, мягкое и вместе с тем прочное, долго сохраняющееся и привлекательное, хотя отнюдь не пряное, несомненно, усугубляет прелесть женщины. Такой аромат, вообще редко встречающийся, в конце концов, становится ее собственным, ей одной присущим.
     Итак, мы можем согласовать духи, как с возрастом, так и с настроением. Тонкий запах фиалки и ириса лучше всего подходит к скромному облику молодой девушки. Молодой женщине идет сирень, жасмин, гелиотроп или подеспань. Зрелому возрасту приличны — розы, амбра, герань и гвоздика.
Не меняйте духов своих без причины и прежде, чем выбрать духи, — изучите их в соответствии с тем действием, которое они оказывают именно на ваш организм.
     Есть духи, дающие хорошее благоухание только летом. Таковы, например, духи бергамота и вервены. Для зимних балов и вечеров лучше всего употреблять гелиотроп и подеспань. Для дневных визитов и выходов уместнее всего гелиотроп и амбра. Под корсажем на груди можно посоветовать носить саше с равной смесью порошка гелиотропа и фиалки. Если вы желаете выбрать для своего ящика с перчатками особый аромат, лучше всего остановитесь на амбре, между тем, как для
платков более подходит ирис, а для кружев — розовый порошок».
                «Как сладко дышится
                В вечернем воздухе,
                Когда колышутся
                В нем нежных роз духи».
               
                ИгорьСеверянин

     Экзотичность изложения специалиста по женскому телу, тайна терминологии, недоступность понимания приготовления духов типа «Флорентийский букет», «Идеал Марокко», «Саше ириса» тем не менее, передают аромат изысканности, утонченности, красоты. Не исключено, что рекомендациями барона пользовались дамы — символы Серебряного века, модницы и близкие ко двору особы. Запахи «Саше розы» или «Букета Нью-Йорка» вдохновляли Игоря Северянина и Сашу Черного, запах «Английского букета» сводил с ума жандармов и революционеров, а «Португальский о-де-колон» использовал перед тем, как застрелиться, Савва Морозов.


          Духи                Фиалковое
      подеспань                саше
Cпирта – 0,5 г                Розовых лепестков – 100 г
Померанцевой эссенции – 10 г      Порошка риса – 100 г
Розовой эссенции – 50 г                Фиалковых цветов – 100 г
Эссенции сандала – 10 г                Лавандовых цветов – 50 г
Эссенции вервены – 10 г                Эссенции ириса – 1 г
Лавандовой эссенции - 2 г             Фиалковой эссенции – 1 г
Тинктуры бензоя – 5 г                Муксуса на зернах – 1 г


2000 г.


Рецензии