лужок чёрного лебедя

Книги о взрослении и становлении подростков всегда вызывали у меня в душе трепет, задевая за живое и заставляя снова мысленно вернуться в детские годы. Навскидку могу назвать ряд произведений, среди которых повести С. Кинга "Тело" (впервые прочитал его, взяв у друга на время, а потом не хотел отдавать), Дж. Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи", Р. Брэдбери "Вино из одуванчиков»; роман У. Голдинга "Повелитель мух" и, разумеется, произведения Крапивина. В таких историях неизменно отмечаешь нечто такое, что вызывает узнавание: школьные годы и неразрывно связанные с ними воспоминания о разного рода несправедливостях, игры в войнушку, первое свидание с девочкой, как первый затяг камышом вместо сигары. Всего и не перечислишь. И вот теперь список пополнился полуавтобиографическим романом Д. Митчелла "Лужок чёрного лебедя", от прочтения которого получил огромное удовольствие.

События в романе разворачиваются в начале восьмидесятых. Дух 80-х – 90-х у меня в крови, и, на мой взгляд, Митчеллу удалось на бумаге филигранно воспроизвести настроение тогдашних подростков. Если быть точным, то действие романа начинается в январе 1982 года и заканчивается в январе 1983 года. Писатель представляет читателю чуть более года (ровно 13 месяцев) из жизни тринадцатилетнего подростка Джейсона Тейлора, тайно пишущего стихи под псевдонимом и не пользующегося популярностью в школе.

Хотя сюжет не нов и сильно смахивает на повесть Сэлинджера "Над пропастью во ржи", но всё же нельзя сказать, что перед нами плагиат.. Вовсе нет! Это собственная самостоятельная история, умело рассказанная Митчеллом.

Митчелл погружается в уже далёкую эпоху с головой, увлекая за собой и читателя, он и сам, кажется, становится подростком, воспроизводя слова и особенности поведения школьников тех лет, прорисовывая их чётко, до мельчайших подробностей. Текст читается очень легко - на одном дыхании: открыл первую страницу и пропал, погрузившись в созданный автором мир, кажущийся настолько реальным, будто ты сам незримо присутствуешь рядом с героем, наблюдая за ним со стороны. Если взять вышеупомянутые произведения: повесть "Тело" ("Труп") С. Кинга смешать с "Вином из одуванчиков" Р. Брэдбери, добавить немного Сэлинджера и всё тщательно встряхнуть, тогда и получим на выходе коктейль, который и представляет собой роман " Лужок чёрного лебедя", написанный неповторимым слогом Митчелла.

До этого романа я ознакомился с романом автора "Тысяча осеней Якоба Де Зута", действие которого разворачивается в Японии, и вот что скажу: сравнивать эти вещи нельзя! В "Лужке чёрного лебедя" писатель преображается, словно по взмаху волшебной палочки, выдавая нечто совершенно не похожее на другие его вещи: вместо пространных монологов и диалогов, присущих "Тысяче осеней…" (важно отметить: шедевральных по своей сути), текст стал блистать короткими и ненавязчивыми репликами, идеально вписывающимися в изображаемые события. Неизменным остаётся лишь с лёгкостью узнаваемый авторский стиль (этого не отнять).

Повествование ведётся от первого лица, то есть от лица героя, который смотрится живым подростком, страдающим заиканием. В нём уживаются два разных человека: обычный забитый мальчишка, подвергающийся травле в школе, которого  не замечают родители, и человек с богатым внутренним миром, умеющий видеть прекрасное в том, что остальным кажется вполне заурядным, наделённый богатой фантазией и поэтическим даром. Ему сопереживаешь и искренне сочувствуешь, ощущая вместе с ним, как оказываешься зажатым в клещи страха, где с одной стороны страх перед хулиганами из школы, а с другой - перед родителями. Мальчишка, словно в сказке Андерсена живёт гадким утёнком, пытающимся стать белым лебедем.

Книга делится на тринадцать больших глав. Каждая из них - отдельная история, описывающая события из жизни Джейсона. Год жизни на 480 страниц в бумажном переплёте, предстающий перед глазами и раскрывающий внутренний мир подростка, сталкивающегося с непониманием окружающих и проходящего этап крушения идеалов.
21. 07. 2020. р.


Рецензии