Не знаю, смог бы я жить и работать в таком кибуце

     Анархизм утопичен. Так по крайней мере ответят вам в современном мире. А в качестве аргументов приведут неудавшиеся попытки крестьянской анархии Нестора Махно или провал испанского эксперимента с анархическими коммунами в 30-х годах.

     Между тем, вот уже почти полвека существует анархическое поселение в пустынной долине Арава в Израиле, в 30 километрах от Эйлата, совсем непохожее на коммуны хиппи. Поселение, включающее в себя мелкую хайтек индустрию, развитый аграрный комплекс и полную энергетическую автономию. Поселение без начальников и наемного труда, настоящая анархия в отдельно взятом сообществе. Это все о кибуце Самар.

    Военный аналитик и социальный активист, офицер Армии обороны Израиля Игаль Левин побывал там и поделился своими впечатлениями. Вместе с ним и вы узнаете, как и почему возник такой кибуц и проведем экскурсию по коммуне Самар, которая сохранила старый анархический уклад.


     ВТОРАЯ АЛИЯ.

     Кибуц – это коммуна как хозяйственная единица Израиля с обобществленным трудом и производимыми средствами для жизни. Исторически так сложилось, что именно кибуцы стали тем источником, из которых возник современный Израиль.

     В 1904–1914 годах более 40 тысяч евреев прибыли в Палестину, которая тогда была частью Османской империи. Это поколение евреев не отличалось большой религиозностью, как поколение первых переселенцев, но проявило большее упорство в труде.

     Мигранты-сионисты первой волны из Восточной Европы и Йемена столкнулись в Палестине с экономическими трудностями, дикими землями и беззаконием. Более половины из них в течение нескольких лет покинули Святую Землю. Мигранты Второго переселения намотали на ус и подготовились лучше, привезя с собой из Европы новые идеи социализма и анархизма, но без капитализма не обошлось.

     Покупкой земли в османской Палестине занимался Еврейский национальный фонд, созданный в 1901 году. Средства на Израиль собирали всем еврейством. В каждой синагоге стояла копилка для сбора денег на будущее государство. Помогали и филантропы. К примеру, французский барон Эдмонд Ротшильд выделил фонду деньги на покупку 27,5 тысячи гектаров и не только в Палестине. В современной Сирии есть несколько участков, купленных на деньги Ротшильда. Израиль считает их своими.

     Первый кибуц был создан в 1910 году возле озера Кинерет на севере Израиля. Разочаровавшись в наемном труде капитализма, Палестинское бюро предоставило этот участок для 10 мужчин и 2 женщин, в основном украинских и белорусских евреев, чтобы те обустроили территорию и возделали землю под поля и сады.  Кибуц назвали Дгания, что в переводе с иврита означает «василёк». Бывший министр обороны Израиля Моше Даян, чьи родители перебрались из Жашкова в Дганию, был одним из первых детей, родившихся в кибуце.

     В Дгании не было ни начальников, ни подчиненных, ни частной собственности на средства производства, ни зарплат. Все в равной мере имели необходимое для жизни от результатов общего труда. Это отличает кибуц от другой формы сельскохозяйственных поселений, где было место для индивидуальной собственности и семейного подряда.

     Эксперимент удался, молодые люди удобряли и возделывали землю, готовили водоёмы для полива, высаживали деревья. Число кибуцев увеличивалось. К 1931 году дикая, пустынная земля, которую выделили под первый кибуц, выглядела уже довольно ухоженной.

     В кибуцах формировался будущий костяк государства. Так, четвертый премьер-министр Израиля, уроженка Киева Голда Меир в свое время провела несколько лет в аграрной коммуне. В 1920 году она репатриировалась с мужем в британскую Палестину и первое время жила в кибуце Мерхавия. Там будущий премьер собирала миндаль, работала в саду и ухаживала за курами.

     Большинство кибуцев со временем превратились в обычные аграрные предприятия, с наемным трудом, прибылью и рынком. Но, тем не менее, в Израиле можно отыскать кибуц, где до сих пор продолжают развивать идеи прямой демократии, сохранив первоначальную задумку своих создателей. Название этого кибуца — Самар.

           АНАРХИСТСКИЙ КИБУЦ

     Самар был основан в 1976 году группой энтузиастов под предводительством Яир Селы. В группе было 25 человек, которых сегодня бы назвали утопистами и мечтателями. В своем проекте они стремились избежать характерной для остальных кибуцов бюрократии и вертикали власти. «Нам не нравились тоталитарные коммунистические порядки, вместо этого мы хотели самоорганизующуюся анархию», — заявит позже Яир.
 
     Государство поддержало такую идею и выделило для нового кибуца землю в безлюдной долине Арава. Даже сегодня это место выглядит сурово и неприглядно, а в далекие 1970-е его считали настоящей дырой на краю пустыни. Молодые первопроходцы жили там без каких-либо удобств в бараках со скудным питанием и ограниченными запасами воды. Но упорство и фанатизм группы делали своё дело. Год за годом кибуцники перекапывали и удобряли бесплодную пустыню, пока она не начала давать плоды. Спустя годы количество жителей Самар выросло с 25 до трех сотен, а сам кибуц стал почти образцовым.

     По состоянию на 2018 год в Самар жили 282 человека, среди них 78 детей возрастом до 18 лет. Кроме коренных жителей туда регулярно приезжают волонтеры со всего мира – 40 иностранцев из Франции, Эфиопии, Швеции, Германии, Бельгии, Аргентины, США и Британии. 14 жителей кибуца служат в Армии обороны Израиля, 2 жителя кибуца имеют докторскую степень, 8 человек – высшее профессиональное образование. Прирост населения от рождаемости – 2,2% в год.


     ЭКОНОМИКА

     Живет кибуц в основном за счёт финиковых плантаций. В Самар есть около 10 000 пальм, которые дают до 50% дохода. Финики из Самар продаются в Израиле и в Европе. Есть в кибуце ещё 300 коров. Это более 3,2 миллиона литров молока в год, а значит для питания у них есть свой хлеб, мясо, молоко и фрукты.

     Жители Самар также создали несколько предприятий, как например CrystalVision и Samar desert adventure. Первая специализируется на производстве точного и сложного оборудования для других кибуцев и поселений, а вторая зарабатывает на велотуризме по пустыне. Есть также фирмы по производству живой травы для озеленения пустыни, частные практики художников, музыкантов, физиотерапевтов.

     Наемного труда в Самар нет. Ну, почти. В кибуце работают 8 наемных рабочих — секретарь-администратор, который сам тут не проживает, и водители грузовиков, которые по договору с правительством развозят по Израилю готовую продукцию кибуца для пополнения своих финансов.


     ПОЛИТИКА

     Самар является анархистским кибуцем. Но почему-то главный лозунг кибуца — «от каждого по способностям и каждому по его потребностям». В Самар нет ни мэрии, ни совета, ни постоянной администрации. Работать не обязательно, потому что никто к этому не принуждает. Каждый житель сам решает, сколько часов в день, где и как ему работать. Например, в коровнике работают 10 человек, и они сами определяют свой распорядок дня. Единственным органом управления является утреннее собрание в столовой, где распределяются дежурства на «неприятных» работах и обсуждают идеи по поводу развития кибуца. В Самар нет должностной иерархии и так уже почти полвека.

     Как-то в Самар приехали панки, которые искали настоящий «анархистский рай», с музыкой, наркотиками и угаром. Однако увидев мирных кибуцников, тихо и методично работающих в своё рабочее время на плантациях и отдыхающих после работы, панки остались разочарованы и быстро уехали.


     ФИНАНСЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

     Самар является богатым кибуцем, бюджет которого насчитывает миллионы шекелей. 46% дохода идет от фиников, 18% — от продажи молока, 8% — от продажи технологического оборудования и документов по их эксплуатации, 6% — другие товары, 4% — туризм и наконец еще 18% от стороннего индивидуального заработка. Если член кибуца работает «на стороне», то весь свой доход от этой работы он отдает в казну кибуца, из которой потом берут все нуждающиеся по своим потребностям при хорошем учёте всех расходов. У каждого члена кибуца есть банковская карточка с доступом ко всей казне кибуца. Каждый может снимать с общего счета любую сумму под честное слово с записью в журнале учёта.

     Членам кибуца и волонтерам предоставляется благоустроенное жильё, питание в столовой организовано 24 часа в сутки, большой открытый бассейн, есть больница, библиотека, музыкальная комната и столярная мастерская. В Самар постоянно работают три врача, но сложное медицинское обслуживание и профессиональное образование жители кибуца получают за его пределами.

     Стать членом общины можно, но сложно — нужно два года прожить там на испытательном сроке, а потом пройти через всеобщее голосование. Если хотя бы один житель кибуца голосует против претендента, то его не возьмут. Конечно, прежде всего нужно быть израильтянином. А вот волонтёром может стать любой человек. Волонтёр работает исполняя свои обязанности по договору и получает полное социальное обеспечение, кроме банковской карты, и не голосует на общих собраниях.


        ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ

     Самар в нулевых смог полностью перейти на самообеспечение электричеством и перестал закупать его у государства. Это удалось за счёт солнечной вышки, которая собирает солнечную энергию и перерабатывает её в электроэнергию. Вышка состоит из 30 зеркал и башни высотой в 30 метров. Она обеспечивает энергией 70 семей и инфраструктуру кибуца. При этом в случаи непогоды, вышка в экстренном порядке может работать на газу или дизельном топливе. Зелёная, экологически чистая энергия является одной из визитных карточек Самар. О солнечной энергии там заговорили ещё в 80-е годы прошлого века. Первопроходцем был инженер Бриян Медведь, житель Самар погибший при производственной катастрофе в 2002 году. Именно Медведь стал пионером такой энергетики долины Арава.

        ЛОЖКА ДЕГТЯ.

     Самар не идеален, как и всё созданное человеком. Это не коммунистическая утопия, а поселение со своими проблемами и правилами общежития. Самар, как и другие кибуцы, создавался евреями только для евреев. В Самар, кроме того, относительно других благоустроенных кибуцев несколько грязно. Сами кибуцники рассказывают, что половина из всего задуманного так и осталась нереализованными идеями. Это связано с тем, что решения в Самар принимаются консенсусом, то есть для того, чтобы изменить что-то в кибуце нужно согласие всех жителей. Тем не менее, Самар смог пройти испытание временем. 44 года для такой коммуны с таким укладом — это успех. И история кибуца продолжается.

      ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ АВТОРА.

     В 2012 году я побывал в Самар. Я увидел, как работает собрание, пообедал в их столовой, пообщался с жителями, поработал на конвейере сортировки фиников, посмотрел на библиотеку и другие социальные помещения. Любопытно было узнать, что четверть населения не пугается слова «анархизм» и открыто признаёт кибуц анархистским, хотя другая часть жителей старается избегать идеологических маркеров, во многом из-за политики СССР и негативных ассоциаций со словом «коммунизм» у многих людей.

      Я спросил двух молодых девушек, похожих на городских тусовщиц, а не на стереотипных селянок из постсоветских стран, почему они не покидают кибуц, ведь в городах все радости жизни. Они мне ответили: «А зачем? Нам здесь хорошо, а в городах эгоизм и погоня за прибылью».

    Лично я убежден, что с Самар можно и нужно брать пример. Изучать его опыт, брать из него все самое лучшее и пытаться внедрять в других уголках нашей планеты.

    По теме -

    http://proza.ru/2017/03/13/728


      PS. Кибуц - это не колхоз, типичный для советской деревни. Кибуц это коммуна, ибо степень обобществления доведена до крайних пределов. Может показаться, что кроме жены и детей там всё общее. Первые кибуцы на территории Палестины появились в 1909 году. Разумеется, насильно в них никого не загоняли, но ещё пару десятков лет назад от желающих отбоя не было. И в самом деле, жить в кибуце-коммуне совсем неплохо. Ведь в них властвует принцип почти коммунистический: от каждого по способностям, и каждому равную долю от "общественного кибуцного пирога" и эта доля очень большой не бывает. По этой причине к коммунистическому "распределению по потребностям" допускают только проверенных людей. Чтобы стать полноправным кибуцником, необходимо два года проработать стажером, то есть опять-таки наемным работником.


     Кибуцник заработную плату не получает, хотя у него имеется "личный бюджет", размеры которого определяются по доходам кибуца ежегодно на общем собрании. Оно - высший орган кибуца. Повседневными делами управляет избранный большинством секретарь. Строжайшим образом соблюдается 8-часовой рабочий день. Трудные и грязные работы, а также дежурства в выходные и праздничные дни выполняются по очереди. В данном случае действует вполне демократический принцип: сегодня ты - начальник, а я скотник, завтра наоборот.


     Труд - важнейшая часть школьной программы в кибуцных школах. В большинстве кибуцев у детей имеется собственное небольшое хозяйство, о котором они учатся заботиться. Нынешнее поколение израильтян считает кибуцы рассадником примитивной коммунистической идеологии, того "пещерного равенства", которое не противоречит некоторым человеческим сущностям при общественной жизни людей.


     На сегодняшний день в Израиле существует около трехсот хозяйств кибуцного типа. В них трудятся примерно 300 тысяч человек, что составляет около 5 процентов населения Израиля. Кибуцники обрабатывают почти 40 процентов сельскохозяйственных угодий и производят 41 процент сельскохозяйственной продукции страны. В ряде отраслей на кибуцы приходится большая часть продукции. Так, в кибуцах производят 81 процент хлопка, 73 процента бананов, 67 процентов картофеля, 60 процентов молока, 100 процентов рыбы. Значительна роль подобного рода хозяйств в производстве яиц, в цветоводстве и в овощеводстве. Для полноты картины важно подчеркнуть, что кибуцы производят не только сельскохозяйственную продукцию. Например, на долю кибуцев, в основном городского типа, приходится 50 процентов от всей консервной продукции Израиля. Кибуцники также производят мебель и потребительские товары.

     В Израиле представлены не только колхозы-кибуцы, но и вполне капиталистические сельскохозяйственные фермы, которые здесь зовутся мошавами. Тех, кто в них работает, называют мошавниками.

     Бывшие советские граждане, которые в Израиле поголовно именуются "русскими", поражаются цветущим израильским деревням. Более всего "русских" изумляют "простые" израильские землепашцы и скотоводы, образ жизни которых в плане комфорта и удобств ничем не отличается от городского. И тем не менее этот рай большинство "русских" отвергают напрочь. Отдельные любители сельских идиллий с просторов бывшего СССР скорее станут мошавниками, то есть фермерами, а значит, типичными капиталистами, чем кибуцниками-коммунарами.

     Нынешнее поколение урождённых израильтян, которых здесь называют сабрами, в большинстве своем кибуцы обходят стороной. Только школьники и студенты в каникулярное время не прочь подработать и подышать свежим воздухом. Для них кибуц нечто вроде российских студенческих отрядов или бригад шабашников.


Рецензии
Спасибо, было интересно и познавательно! С уважением!

Дан Ии   30.07.2020 18:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.