Григорий Мясоедов. Земство обедает

   Вот  давайте повнимательней посмотрим на эту картину. И что же мы видим и что поймём, если не знать всю историю происходящего. Сидят несколько бородатых мужиков  у стены дома. В лаптях - сапогах. Сидят они у крыльца. Они обедают, чем Бог послал. А послал Бог не так уж много. Хлеб с солью, да лук зелёный. Вот и всё. Разговора нет. Они сидят в томительном ожидании, когда их позовут в эту дверь. И что делают эти мужики в страдную летнюю пору, вместо того, чтобы заниматься своим нелёгким крестьянским трудом.

  Действие происходит на фоне светлой стены дома, над крыльцом которого находится надпись «Уездная земская управа». Стена старая, с трещинами и местами осыпавшейся Штукатуркой, в одном месте на ней кто-то начертил человечка. Светит яркое полуденное солнце.  Кажется показана обыденная сцена тихой провинциальной жизни. Но это обманчиво. Присмотревшись повнимательнее, можно увидеть, что у сидящих и стоящих крестьян сосредоточенно-задумчивые хмурые лица. Почему же они такие хмурые?

   Картина висит в музее, не особо  привлекая внимания посетителей. Какая-то бытовая картинка. Интересно, но не более того.  Это нам непонятно, а тогда, когда эта картина появилась на второй выставке Передвижников, она привлекла самое пристальное внимание. Люди того времени очень хорошо понимали то, что хотел сказать художник.
 
     По двору ходят куры, несколько оживляющих этот невольный ступор, в который погружены мужички. Нет никакого движения, во всем представленном изображении. Только вот в окне виден лакей, энергично и с лакейским достоинством  вытирающий полотенцем очередную тарелку.

    Некоторый ответ для понимания  дает название картины. Земство обедает. Первая мысль, приходящая в голову, это такие ходоки, пришедшие икать правду и защиту в Земство. Каждый со своей болью и своей историей. И похоже никакой правды они не найдут. И никакой барин их не рассудит. Вспоминается Некрасов. «И пошли она солнцем палимы».

    Но оказывается всё не так. Здесь другая история. Хотя в одном месте я читал, что крестьяне пришли именно на прием. Нет, не на прием пришли, потому как и они сами тоже члены Земства.   А чтобы понять картину, надо познакомиться с тем, что такое Земство.
 
                *****

    Итак, Земство —  это выборные органы местного самоуправления в Российской империи. Введены земской реформой 1864 года.   Распорядительные органы земства —  депутаты («гласные») избирались по 3 куриям (уездных землевладельцев, владельцев городской недвижимости и представителей сельских обществ); исполнительные органы — губернские и уездные управы. Земства ведали народным образованием, здравоохранением (создали обширную сеть земских школ, больниц, фельдшерских пунктов, аптек), строительством дорог и др., содействовали развитию крестьянского хозяйства (агрономическая служба, склады сельскохозяйственных машин, посевного материала), кустарных промыслов и др.

    Какая замечательная реформа. И какие невероятные и неслыханные по тем временам перемены. В чем же необычность. Крестьяне,  как известно, были освобождены от крепостной зависимости в 1861 году. Настоящая революция. А что же их хозяева? Что с ними-то будет. Вспомним Некрасова. Как было: 


Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот!..»

,
Коптил я небо Божие,
Носил ливрею царскую.
Сорил казну народную
И думал век так жить…

«Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»
   
   Вот, что получилось.  И что же теперь? Всем и вся управлять из одного центра, находящегося на краю империи, невозможно. Поэтому появились  земства. Со своими администрациями и выборными членами всех сословий, ставшими внезапно равными в правах.  То есть бывших совсем недавно крепостных и их хозяев. Время от времени они собирались для обсуждения и решения  вышеперечисленных местных земских задач и проблем. Можете представить себе такое. Рабы и рабовладельцы за одним столом заседаний.

     Позаседали, а потом наступило время обеденное. Мужики вышли во двор и закусили, чем Бог послал. Не очень обильно. Бывшие помещики остались наверху. Обедают. И там  тоже чем Бог послал. Часть из того, что Бог послал мы видим на картине. Вина заморские и наливочки местные. Такая демократия! Болтовня с уклоном на равенство, которая тут же заканчивается, когда приходит время удовлетворения требованиям желудка.

     Стасов пишет, что крестьяне, одетые в зипуны  и сермяги, обедают хлебом и луком в ожидании, пока их более обеспеченные товарищи «кончат своих жареных фазанов и шампанское и уже потом пожалуют судить и рядить с „этими“ о всех важных делах».   Вам это не напоминает сильно то, что происходит сегодня у нас. 
Эти мужички лапотные вовсе не ходоки. Это тоже равноправные  члены правления.

  Одной из целей создания земств было, по словам министра внутренних дел Ланского , «вознаградить дворян за потерю помещичьей власти», предоставив им «первенство в местной хозяйственной администрации». Позже с 1890 г.  был установлен высокий имущественный, сословный избирательный ценз.
               
                *****
    Это сегодня картина занимает довольно скромное место среди прочих живописных полотен Третьяковки. Кстати, она находится в коллекции Третьякова с 1873 года. Третьяков, понимая всю общественную значимость картины, хотел её приобрести сразу ещё во время проведения выставки Передвижников. И приобрёл, но сначала долго торговался. Торг был не простой, довольно жесткий, хотя художник и Третьяков обменивались галантными посланиями по этому поводу. В конце концов художник уступил и довольный Третьяков унёс картину в Лаврушенский переулок. Нормально. Не забудем, что Третьяков был купец, и знал цену каждой копейки.
 
     Но картина была показана не только в Москве. Однажды она была  включена в состав российской экспозиции на Всемирной выставке, проходившей в Париже. Хотя, по правде, напрасно было это сделано. Ну что далёкий француз мог понять в представленном сюжете, если даже и сегодня у нас не всякий поймёт, о чем идет речь на картине.. Ну да, подумает он,  вот несколько moujiks russes сидят у стенки и жуют свой хлеб. Житейская зарисовка и ничего больше. Такая русская экзотика.
 
      А между тем  критик Владимир Стасов   называл полотно «Земство обедает» одним из самых значительных произведений Мясоедова, а также «истинно современной „хоровой“ картиной», в которой «присутствовала также нота негодования и сатиры». Картину ставили в одном ряду с «Бурлаками на Волге» и «Ремонтные работы на железной дороге».
    Он же, Стасов,  всегда называл Мясоедова  в первой пятерке лучших русских художников XIX века. А он знал, о чём говорил. А сейчас у нас имя художника  Мясоедова и не каждый назовёт.
   А это очень несправедливо. Потому как он был не просто художником, но он был одним и создателем движения Передвижников и его бессменным участником.
                *****
      Он был не из бедных. Он был из дворян. И мальчиком любил рисовать. Став почти взрослым, он поступил в Академию художеств в Петербурге. Дело совсем не простое. Но его отцу затея эта совсем не понравилась. И поддерживать финансово он его не стал. Ну что ж, ладно. Обойдусь и сам, но от мечты не отступлю, так думал он. И не отступил. Он зарабатывал, не поверите, тем, что раскрашивал пряники золотом, птичек разных и бабочек. Он жил на Васильевском острове в бедной комнате. Работал на кондитерскую, где пеклись пряники, и с товарищем разукрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам – эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали в бараке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла.  А если каша с маслом, то ещё две копейки.
 
    Он хорошо учился. Ученик был не бесталанный. Писал картины, за которые получал золотые медали. А это очень важно. Поскольку золотым медалистам - молодым художникам позволяли  ехать в Европу, приобщаться к западной живописи, учиться у старых мастеров. И всё за казённый счёт. И он поехал. И изучал. В Италии,  Германии, Франции. По части живописи Мясоедов был очень образованным художником. Но он узнавал и учился не только по художественной части. Он узнавал, как западные современные ему художники время от времени кооперировались и устраивали совместные выставки и организовывали их по разным городам. Вопрос чисто материальный: так было больше возможностей  для продажи их работ.
После этого у него дума заронилась: а как бы было хорошо, чтобы и у нас организовывать что-то подобное. Когда вернулся в Россию, он приступил к реализации этого проекта.

А для реализации  проекта уже была подготовлена почва. И всё началось несколько лет назад как раз в Академии художеств в Петербурге. Всё началось с Бунта четырнадцати. Это так его назвали, и с тем бунт вошёл в историю.. Он состоялся 9 ноября 1963 года. Надо запомнить эту дату. Переломная дата в истории всей нашей живописи. Революционная дата.
                *****
   Что же это был за бунт? Академия художеств – в то время наше лучшее высшее учебное заведение, основанное ещё во времена императрицы Елизавета. Там пестовали и воспитывали блестящих художников с младых ногтей, ничем не уступающих западным. И вот после долгих лет учебы лучшие должны били пройти конкурс.
Традиционно к конкурсу на большую золотую медаль , дававшую право на шестилетнее пенсионерство в Италии.  На месте приобщаться к мировым шедеврам живописи. А это был не простой конкурс. Он проводился к столетнему юбилею Академии.
 
   В Академии преподавание было академическое. Вот посмотрите, к примеру, картины Карла Брюллова – великие образцы  этой школы. Но время то идет. А тут ещё и подоспели реформы, которые перевернули всю жизнь в Россию. И в духовной области тоже. И художники захотели отражать жизнь таковой, как она есть. Вот то, что они видят в реальной жизни. Со всеми её трудностями и несправедливостями. А это было совершенно неслыханно и несопоставимо со всем тем, что преподавали в стенах Академии. А они захотели создать иную национальную школу реалистической живописи  против классического, академического направления  в изобразительном искусстве XIX века.

  А что им предлагалось на конкурс? Им всем предлагался один сюжет.  Написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле» Это был заданный сюжет. А потом каждый художник за определенное время должен был дать свою живописную интерпретацию.

  А  конкурсанты взбунтовались, не захотели писать навязанный сюжет и ушли. Скандал невероятный, шум которого донесся и до императора Александра второго. Ушли конкурсанты но не разошлись. Они стали жить все вместе. Такая артель художественная. Такая большая коммунальная квартира. И весь доход от продажи картин всё на всех. Ну понятно, что такая своеобразная общага долго не могла существовать.

    И тут приехал из-за границы Мясоедов, напитавшийся идеями того, как можно зарабатывать деньги своим трудом, кистями и красками. Надо создать такой кооператив или профсоюз творческий. И организовывать свои выставки в крупнейших городах России. А заодно и знакомить всю Россию с картинами лучших художников страны. Благородный призыв имеющий коммерческую основу. И это хорошо. Художникам надо тоже что-то кушать.
 
   Это необычное сообщество имело свои принципы существования и свою идеологию. В неё не принимали абы кого. Если коротко, то вот какими изначально были эти принципы:
 
   «Товарищество имеет целью: устройств во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений.»
Избрав основой своего искусства творческий метод критического реализма, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы.
 
За полвека своего существования Товарищество провело 47] передвижных выставок. Ничего подобного не знает мировая живопись.

                *****
    А какова же быль роль Мясоедова в этом движении. Роль огромная. Его мастерство уже было оценено.  В 1870 году в возрасте 36 лет он уже был удостоен звания академика.
 
    Как уже было сказано,  в 1870 по возвращении из-за рубежа  Мясоедов собрал вместе всех лучших представителей искусства России в Товарищество передвижных художественных выставок. Его соратниками в создании Товарищества сначала стали московские художники В.Г. Перов, Л.Л.Каменев, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников. Затем Мясоедов поехал в Петербург и убедил группу художников северной столицы присоединиться к москвичам. Среди первых, кто поддержал Мясоедова в Петербурге, были Н.Н. Ге и И.Н. Крамской.
 
   И это движение быстро набрало известность.  Оно стало общественным явлением. Каждая выставка – событие. Пишут статьи и обсуждают. Глазами художников Россия увидела сама себя. И не только великолепные пейзажи и виды родной стороны. Но и жизнь людей как таковую. Во всех своих радостях и горестях. В картинах истории и всем понятным картинах  настоящего для того времени. Вот, как например, на картине Мясоедова «Земство обедает» - сюжет малопонятный сегодня, но уж как понятный людям того времени.

     Картины передвижников  хорошо послужили развитию общественного сознания в направлении к пониманию что есть добро и зло, справедливость и несправедливость, к поискам того, как нам всем жить не причиняя друг другу боль и печаль. И в этом наша живопись шла рука об руку с великой русской литературой. Живопись и литература - это было одно в отражении нашей жизни и философского поиска смысла жизни. И в этом была главная черта, совершенно исключительная в мировой культуре.
                *****
       Как пример и подтверждение этой мысли вот два события. У нас бунт четырнадцати и  рождение передвижничества. А у них импрессионизм, который явился приблизительно в те же сроки. В импрессионизме что главное, нечто отличающее от всей предыдущей живописи? Это иная подача живописного материала. Игра цвета и тени, воздействие одного на другое. Живая передача внешнего мира. Личная передача красками своего впечатления на холсте. А impression – это и есть впечатление. И никакого внимание к сюжету. Внимание к свету, тени, движению. И только.
А у нас как раз всё внимание сюжету. Внимание к действию и поступку. К боли и страданию. К явлениям общественной жизни. И это был принцип, названный критическим реализмом. И Мясоедов был одним из самых яростных его адептом.

      Он был человеком с очень  непростым характером. Он был зол и бескомпромиссен. И у него было мало друзей. Наверное, не случайно Илья Репин выбрал именно его как модель для лица Ивана Грозного для своей самой   знаменитой картины. А сам Мясоедов очень гордился тем, что  именно его лик с выпученными глазами представлен в момент убийства сына.

     Кстати, у самого Мясоедова были очень непростые отношения с его собственным сыном. Можно сказать, что они и ненавидели друг друга. Из-за сына были утрачены многие работы его отца.  После кончины отца он распродал все его работы, хранившиеся в его имении близ Полтавы. И уехал за границу, где и пропал. Отцы и дети. Такая судьба злодейка.

     Повторяю, он был бескомпромиссным в своих суждениях. Так он был против участия в сообществе Передвижников художника Нестерова из-за его одной из лучших картин « Видение отроку Варфоломею». Какой тут критический реализм. Мистика одна! Не пойдет. По тем же причинам он не принимал Серова, Куинджи, Левитана.  И не желал их участия в выставках Передвижников.

    А ведь время шло. Появлялись новые веяния в искусстве живописи. И процесс этот неостановим. Как когда-то четырнадцать художников выступили против академизма, точно так же идеи передвижников тоже стали утомлять публику. Ну нельзя же вечно критиковать. Захотелось что-то отрадного. Палитра чувств человека не может быть настроена  только на обличение зла. Захотелось светлого и вечного. Стали критиковать и его. Вот что пишет, к примеру, Бенуа. Он подверг критике  как раз «Земство обедает». По его мысли в картине есть слишком уж явное противопоставление  неравенства богатых и бедных.  И эта картина  «может прямо служить образчиком фальшивого „передвижнического стиля» Вот тут я совсем не соглашусь с этим теоретиком искусств с французскими корнями и почившим во Франции. Так и не окончивший Академию художеств.
 
   Как хорошо,  что художник Мясоедов не дожил до супрематических выкрутасов Малевича. «Черный квадрат» привёл бы его в ужас. Ну не только его одного. Меня вот тоже нисколько не трогает это квадратное живописное изобретение шарлатана от живописи.
                *****
 Последние годы Мясоедов провёл в своем имении близ Полтавы. Он умер в 1911 году. И могила его сохранилась. Но сохранилась не только его могила, сохранились и многие его работы.  И мы, конечно, не забудем его участие в создании движения Передвижников.
 
На окраине Полтавы его могилку убирают лишь работники обсерватории, которая расположена в бывшем имении Мясоедовых, и жильцы воссозданного флигеля художника.


Рецензии
Чиновников в те времена было в 10 раз меньше, а территория больше. Эффективность управления была больше, чем сейчас.

Игорь Леванов   11.03.2021 14:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.