Интервью в июле 2020

 Вопросы задавал поэт, театральный критик Юрий Татаренко, который сотрудничает с федеральными СМИ («ЛГ», «АиФ», «Российская газета», «Аргументы недели», «Культура» и др.), порталом «Печорин», журналами «Сибирские огни», «Плавучий мост». Июль 2020.


- Что относите к системе табу в литературе – и искусстве в целом?

- Для меня табу идет не от государства, как было во времена Советского Союза, и что поддерживалось цензурой, а от шедевров прошлых веков. От классических произведений в литературе, поэзии, драматургии, музыке, скульптуре, архитектуре. У меня уже сформировалась установка – если великие и гениальные не занимались «расчеловечиванием», то и я не должен. Поэтому я, выражаясь «высоким штилем», не приемлю все, что имеет расхождение с идеей прекрасного в искусстве. Да, пусть у меня в пьесах персонажи несовершенны, как несовершенны и люди в жизни, но они находятся в пространстве, которое взывает к совершенным отношениям, к добрым, красивым мыслям, чувствам, поступкам, и это пространство имеет влияние на моих героев, оно для них не пустой звук.

- Давно ли ваш читательский интерес переходил в читательский восторг? Что в приоритете – проза или поэзия, книги или журналы, бумага или «цифра»?

- Читать люблю. Читаю больше, чем делаю что-то иное. Восторг бывает – иначе бы я так много не читал. Например – осенью прошлого года. Читал роман Владимира Орлова «Альтист Данилов». Раньше как-то руки не доходили. Великолепная, потрясающая вещь. На мой взгляд – шедевр. Никак не хуже романа «Мастер и Маргарита», а, может быть, даже и посильнее. И уж точно не подражание Булгакову, а самобытное, оригинальное произведение. А то в молодости читал одного критика, который утверждал, что это подражание. Может быть, поэтому и не стал читать в то время. А читал я этот роман по электронной книге. Очень удобно. Глаза не устают. Словно читаешь бумажную книгу. Но – если какое-либо произведение есть на бумаге – предпочитаю бумагу. Выбор таких книг у меня довольно большой. На даче на втором этаже целая комната отведена под библиотеку. И в городе еще есть что почитать. А собирать книги начал в 10 лет. Все книги, что я покупал – мои друзья. Я думаю, что это так для каждого библиофила. …. В приоритете – проза (художественная, философская, детективами снимаю стресс), драматургия. Поэзия реже, и больше перечитываю. С новыми стихами знакомлюсь в Фэйсбуке, когда поэты, которые у меня в друзьях, выкладывают свои творения. Для бумажных журналов, увы, времени не хватает.

- Было такое – познакомились с автором и захотелось прочесть все его тексты?

- Конечно. И часто. Например, после «Альтиста Данилова» захотел почитать еще Владимира Орлова. Начал другой его роман, да не закончил, увяз. Показалось – слабо, скучно. Видимо, «Альтист Данилов» это вершина творчества писателя. Апогей его психо-физических, интеллектуальных, духовных сил и устремлений. Возможно, только в этот момент Вселенная улыбалась Владимиру Орлову… Читая письма Елены Рерих, наткнулся на ее похвалу учению Всемирного Белого Братства (это учение родственно учению Агни-Йоги). Прочитал книгу гуру этого учения Омраама Айванхова про Солнце. Безумно понравилась. Захотелось почитать еще этого автора. Хотя Омраама Айванхова (болгарина Михаила Иванова) вряд ли можно назвать автором книг. Он автор импровизированных лекций. Их записали на магнитофон его ученики во Франции, и после его смерти в 1986 году издали. Я заказал через их издательство книг 30, столько же скачал еще по Интернету, с огромным интересом все прочел. Сейчас перечитываю. Эти книги для меня многое прояснили. Плюс - они успокаивают, дают надежду. Словом – помогают жить. А это самое ценное – когда книга помогает читателю жить.

- Как пережили самоизоляцию?

- Непросто, как и все. Хотя каждый день старался выбираться на свежий воздух - конечно, соблюдая телесную дистанцию. Общеизвестно – без ходьбы на свежем воздухе иммунитет слабеет. Даже в тюрьме есть ежедневные прогулки. И одно из наказаний там – лишение прогулок. Что и говорить - карантин подпортил настроение и планы. В конце февраля после читки в Новосибирском Доме актера моей новой пьесы «Моя жена – робот» наметилась постановка ее в мае-июне в одном из театров, но теперь все подвисло. В национальном театре Чувашии в сентябре намечалась премьера «Шуток в глухомани», теперь, понятное дело, в сентябре она не состоится, перенесется на более поздний срок. В народном театре Мордовии ко Дню Победы должна была состояться премьера спектакля по пьесе «Комедия органов внутренних дел», но не состоялась. Как не состоялась к 9 мая и читка этой пьесы в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна. Пьесу «Моя жена – робот», правда, прочитали в карантинном варианте в Калужском драматическом театре, но это было в Интернете, каждый актер находился у себя дома, это было явно не то. Так что даже карантинная читка на удаленке уступает читке в театре. Также тормознулось в московском издательстве издание сборника победителей конкурса новогодних пьес, организованного Гильдией Драматургов России в 2019 году. В нем моя пьеса «Мусорные бяки» победила в номинации «Новогодняя пьеса для взрослых». Словом, карантин – это ничего хорошего. К тому же на карантинное настроение наложилось прощание с пьесой «Моя жена – робот». Всегда, когда закончишь пьесу, трудно с ней расставаться. Ты уже сжился с персонажами, с каждым из них ты одно целое. И вот – работа закончена, больше нечего добавлять, исправлять. Нужно отдаляться. Ты, словно корабль, который отходит от пристани, а на ней тебе машут руками родные люди – персонажи твоей пьесы. И ты с ними прощаешься навсегда. Это очень тяжело. У меня такой период всегда проходит болезненно и длится до полугода. Поэтому я не понимаю – как это можно закончить пьесу и сразу начать другую.

- В людях поселился страх заболеть коронавирусом. А какая зараза страшнее – вирусы наживы, равнодушия, бездарности?

- Искусство своими шедеврами давно развенчало вирусы наживы и равнодушия. Вряд ли я могу тут что-то новое добавить. Бездарность же, по-моему, не вирус, а данность от рождения. Это просто не способность к определенному виду деятельности. Признать себя бездарным для искусства – слова, звука, краски – это не каждому по плечу. И это всегда личная драма. Преодолеть ее, найти себя в другой сфере – на это требуется ум и мужество духа. Человек, который смог это сделать, да еще не аккумулирует зависть к талантам в искусстве – достоин огромного уважения. К сожалению, приходится чаще наблюдать людей, которые не смогли поставить себе жестокий диагноз и своей деятельностью наносят большой вред драматургии, поэзии, живописи и т.д. – особенно тогда, когда проводят мастер-классы, становятся членами, а то и председателями жюри фестивалей и конкурсов – а они очень активны, амбициозно-чванливы, терпеть не могут талантливых людей – поэтому любят «не пущать». Что касается коронавируса, то он пока что не освоен искусством. Хотя уже появились пьесы на эту тему. Я еще их не читал, потому что не хочется. Поэтому не знаю, что у них за жанр. Однако не думаю, что это могут быть комедии. Смешного в том, с чем столкнулось человечество в этом году, совсем нет.
 
– Где проще выживать драматургу – в мегаполисе или келье?

- Келья налагает на тебя духовные обязательства. Ты должен писать то, что угодно келье. Если понимать келью не как место, принадлежащее церкви, секте, учению, а как узкое физическое пространство для творчества, то – да, это отлично. Каждый писатель, живя в мегаполисе, должен организовать для себя келью. В келье, особенно без окон и без звуков, творится великолепно. Это я понял, когда работал репортером теленовостей в Государственной телерадиокомпании «Новосибирск». После съемок, пока проявляется кинопленка, нужно было быстро написать текст репортажа, а затем идти на монтаж. Материал должен выйти в шестичасовом вечернем выпуске новостей, он назывался «Панорама». В редакционной комнате с телефонными звонками, разговорами сотрудников, с окном на небо и деревья быстро написать текст было сложно. И тогда я уходил в один из пустых кинозалов (у нас их было три), запирался, и там без окон и шума раза в два быстрее писал текст. То же самое и с пьесами. Нужно уединенное место. Место, где ты будешь ловить Жар-Птицу. Чтобы ее поймать, нужно, чтобы никто не мешал…. Если понимать келью, как домик в деревне, то заниматься творчеством можно только будучи помещиком. Иначе деревенский физический труд для жизнеобеспечения не оставит тебе времени для интеллектуальной и духовной работы. Так что мегаполис, и только мегаполис… с кельей. И мегаполис бодрит, а домик в деревне расслабляет.
 
- Что можете простить талантливым коллегам – пьянство, лень, невежество, эгоизм?

- Талантливый не может быть невежественным. Талант любит приобретать знания, он питается ими. Так же, как огонь питается сухими дровами. Лентяйничать талантливый способен только иногда. Талант все равно заставит своего подчиненного засесть за работу. Пьянство талантливых простить легко, если сам любишь выпить, или если тесно не общаешься с пьяницей. А эгоизм присущ каждому. Эгоизм в другом неприятен только тогда, когда он принимает форму танка. Но чем талантливее человек, чем красивее его душа, тем меньше в нем заметного эгоизма. Когда душа хочет обнять весь мир – тогда и рождаются шедевры.

- Насколько сильно ваше чувство азарта?

- В карты играть не любил. В казино был всего один раз – в Монте-Карло. Проиграл 5 евро и успокоился. Но все-таки считаю себя азартным человеком. Это проявилось уже в подростковом возрасте. Например,  два сезона был чемпионом пионерского лагеря по легкой атлетике. Был также лучшим бомбардиром сборной лагеря по футболу. В десятом классе выиграл чемпионат школы по настольному теннису. Чуть позже с азартом играл роль Маскариля в спектакле студенческого театра НГУ по пьесе Мольера «Смешные жеманницы». С азартом отдавался работе на студии телевидения – был защитником униженных и оскорбленных. Да и пьесы пишу с азартом – в состоянии здорового сумасшествия. Иначе как назвать человека, который с пяти утра до 11вечера сидит за ноутбуком, а назавтра в пять утра подскакивает и вновь принимается за работу. Да еще ночью может проснуться и что-нибудь записать в блокнот. Конечно, это не всегда такое сумасшествие, а только тогда, когда «заискрило».

- Приведите пример своего спонтанного поступка!

- Он связан с азартом. Я сам себя удивил, не ожидал от себя такого. Даже не думал, что я такой. Дело было в Египте. Поехали мы в пустыню на квадроциклах. Инструктор показал, как заводится, где газ, тормоз. Предупредил, что едем колонной, на расстоянии от двадцати до тридцати метров друг от друга со скоростью километров 30-40. И вот двинулись. Сразу от базы началась пустыня. И я внезапно для себя помчался в сторону от колонны, перпендикулярно к ней со скоростью не менее ста. Метров через триста повернул обратно и промчался мимо колонны теперь уже в другую сторону и вновь перпендикулярно к ней. И еще так повторил разочек. Когда я мчался в сторону от колонны, у меня возникла иллюзия, что я один мчусь на большой скорости по пустыне. Я и пустыня. Мы, словно слились в одно целое. У меня захватило дух, радость зашкаливала. Ко мне подомчался египтянин, тормознул меня и говорит: «Послушай, друг. Меня из-за тебя уволят. Пожалуйста, езжай в колонне, как все». Конечно, я не стал подводить инструктора, вернулся на свое место в колонне и дальше уже ехал без выкрутас. Перед тем, как тронуться в обратный путь, ко мне подъехал старший инструктор колонны и сказал: «Езжай за мной, не отставай», и помчался с огромной скоростью. Я за ним. Метров через пятьсот он остановился. «Хорошо, - говорит, - доверяю тебе замыкать колонну». Получается, он меня проверял. Стемнело. Я ехал последним в колонне. Странно, что замыкал ее не кто-то из инструкторов, а я. А вдруг случилась бы поломка и кто-нибудь из колонны отстал? Когда мы въехали на базу, два инструктора египтянина радостно приветствовали меня. Видимо, им понравилось, как я помчался в сторону от колонны по пустыне. Возможно, они приняли меня за профессионального гонщика. Хотя я ехал на квадроцикле впервые, а на мотоцикле гонял давно – в 14 лет, когда гостил в деревне у бабушки.
 
- Лауреаты первой премии «Лицей» получили по 1,2 млн. руб. Не многовато ли для делающих первые шаги в литературе?

- Известно – ранний успех губителен. Очень много писателей не выдержали проверку большими аплодисментами в молодости. Их эго раздулось, а с раздутым эго не написать шедевра. Уверен - молодой литератор какой-то период времени должен страдать. Только в страдании рождается что-то стоящее. И только, когда сам страдаешь, можешь сочувствовать своим персонажам, сопереживать с ними их тяготы и горести. А какое уж тут страдание – миллион двести тысяч за первый опус. Можно купить машину и еще отдохнуть на Капри. Плюс интервью, фотосессии, сладкая шумиха. Следующие свои писания такой автор уже будет мерять большими деньгами, будет писать ради денег. А все, кто писали ради денег, были быстро забыты вместе со своими литературными поделками. На втором пути тоже могут появиться признание и приличные деньги, но они уже будут заслуженными, выстраданными. А, значит, они уже не повредят эго. Поэтому, тот, кто вступает на это поприще, должен сделать выбор, чему он будет служить.

- Представьте: летят в самолете прозаик, поэт, драматург, переводчик, критик. А на всех только два парашюта. Кому бы их выдали?

- Прозаику и драматургу. Еще бы отдал парашют поэту, если был бы третий парашют.
 
- Как мне кажется, драматург всегда перфекционист. Это изнуряет?

- Стремление к предельному совершенству в художественном творчестве, к идеалу. Разве на это заряжен один драматург? А у поэтов и прозаиков разве по-другому? При этом, конечно, я имею в виду творцов с Большой Буквы, тех, для кого творчество не инструмент для достижения власти и богатства. Желание написать идеальную вещь – шедевр – похвальная цель. Пусть вершина покорится не каждому, но сам подъем к ней тоже имеет ценность. Альпинисты расходуют здоровье. Писатели тоже. И как без этого? Но я уверен – если работу делаешь с душой, выкладываешься по полной, без поблажек – то здоровью это только во благо. Ибо психическая энергия во время такого подъема многократно возрастает, а после его окончания тебе даруется спокойствие. Целительное спокойствие. Конечно, ты никогда не узнаешь – написал ты шедевр или нет. В лучшем случае это станет понятным лет через 80, когда тебя уже давно не будет. Да и то, как звезды еще встанут. Для Шекспира, например, звезды встали лишь через 200 лет после смерти. 200 лет длилось забвение. И только благодаря Гете, который нашел его пьесы в одной из библиотек, и понял, что драматург гениальный, и провозгласил это – Шекспира вновь стали читать и ставить. И – поспорь-ка с авторитетом Гете в то время – признали пьесы шедеврами, а самого драматурга гением. Сейчас это незыблемое положение в литературе. Однако – очевидно, что цель перфекциониста благотворна и, в то же время, сомнительна. Еще неизвестно, какой стороной повернется к покойному писателю - время. Найдется ли для него свой Гете, и будут ли благоприятными исторические условия для его произведений? Например, слава Пушкина, бесспорного гения, многократно возросла при Советской анти-царской власти, потому что он был другом врагов царя - декабристов, потому что царь его угнетал - отправлял в ссылку, потому что он написал стихи против самодержавия «и на обломках самовластья напишут наши имена» и другие «подрывные» стихи. То есть творчество Пушкина отлично «легло» на идеологию большевиков и они сделали для его славы во много раз больше, чем все цари при Пушкине и после. А вот огромная слава Загоскина, Чарской, Северянина, Андреева и многих других в Советском Союзе была погашена. Идеологи нового общественного строя посчитали их произведения вредными, перестали печатать, имена упоминать в прессе. …И подводя черту, скажу. На мой взгляд, Большой Талант не может не быть перфекционистом. Незаурядное Дарование не позволит отклониться от идеальной цели. Конечно, из средних и малых талантов могут появиться перфекционисты, но гораздо вероятнее, что появятся конъюнктурщики.

- Почему писателям-профессионалам не платят госстипендию 30 000 в месяц?

- Потому что писатели сейчас отделены от государства. Это в СССР они считались «бойцами коммунистической партии» и потому имели преференции. А сейчас, видимо, государство думает так: «Писатель работает только на себя, только ради собственной славы. Нам ничем не помогает. Даже может фрондировать, высказывать крамольные мысли, раскачивать нашу лодку. Зачем мы его будем содержать?» А вообще, на мой взгляд, лучше не иметь эти 30 тысяч в месяц, зато быть свободным. Средства на жизнь можно зарабатывать журналистикой. Это профессия хороший инструмент для познания жизни. Годятся и другие профессии. Масса примеров, когда в писатели пришли из науки, медицины, инженерного дела, авиации, сельского хозяйства и т.д.

- Совсем недавно Госпремия вручена Курбатову. Как думаете, всколыхнет ли эта награда интерес к его творчеству?

- Может всколыхнуть. Я, например, решил, что нужно почитать.

- Приведите пример удачной экранизации. Я бы прежде всего назвал военные истории – «Звезда», «В августе 44-го». А вы?

- Удачная экранизация - это когда фильм равен литературной основе и даже лучше ее, ярче. Например, фильм «Человек-амфибия», на мой взгляд, лучше научно-фантастического романа Александра Беляева, хотя и роман хорош. «В августе 44-го» - да, очень хорошая экранизация. «Сталкер» Андрея Тарковского фильм-шедевр по фантастической повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». «За двумя зайцами» - опять же фильм-шедевр с Олегом Борисовым по одноимённой пьесе Михаила Старицкого, которая в свою очередь представляет собой переделку комедии Ивана Нечуя-Левицкого «На Кожемяках». И что редко – и второй фильм «За двумя зайцами» с Аллой Пугачевой – тоже получился великолепным. Примеров неудачных экранизаций, я думаю, больше, чем удачных. Недавно прочел роман Анри Шарьера «Мотылек», сильная вещь (бестселлер 1969 года). А вот фильм «Мотылек» гораздо слабее романа. Тут еще, что имеет значение. Чем оригинальнее написана проза, тем сложнее ее перевести на киноязык. Но даже при этом - примеров удачных экранизаций – масса. Поэтому у нас сейчас богатый выбор для сопоставления, так как снято кино по великому множеству литературных источников. И нам целой жизни не хватит, чтобы все прочитать, посмотреть и сравнить. И, конечно, фильм шедевр – это благо для литературного шедевра. И не только в смысле рекламы и сохранения в памяти потомков, но и как открытие смысловых нюансов, которые были не замечены при чтении.

- На театре говорят: на актера нельзя научить – можно научиться! А на писателя научить можно? Мастер-классов и семинаров для этого достаточно?

- Писателем, драматургом, поэтом нужно родиться. Никакие мастер-классы и семинары не помогут. Можно ли «научить на оперного певца» человека без голоса и музыкального слуха? Ответ очевиден.
 
- Прилепин считает, что Водолазкин достоин Нобеля. А вы так о ком сказали бы?

- Честно говоря, не знаю, кто достоин. Я как-то об этом не думаю. Я вообще считаю, что писатель должен писать не для жюри какой-либо премии, а для Господа Бога, себя и своих современников. О славе у потомков можно не думать. Тут все непредсказуемо. Тем более, что престиж литератора все падает и падает. И не только из-за конкуренции со стороны компьютерных развлечений, но и из-за того, что цивилизацией уже накоплены миллионы произведений миллионов писателей. И затеряться в этой миллионной толпе отдельному писателю легче, чем оставаться на виду.

- Современный человек станет абсолютно беспомощен в быту, как только отключат электричество. Вам не страшно думать о такой перспективе?

- Жить, как жили во времена Пушкина, будет непросто. Города опустеют – ведь в многоэтажках не будет воды, света, канализации, отопления. Придется строить небольшие дома, топить печку. Телефона, телевизора, интернета, самолетов, метро, трамвая, автобусов не будет. Все, к чему привыкли, исчезнет. Начнем вновь ездить на лошадях, писать письма на бумаге, которые будут доходить до адресата через несколько месяцев, а если за океан, то и через полгода. Будем гладить утюгом с горячими углями. Но нет худа без добра. Появится и существенный плюс – пошлости станет во сто крат меньше, ее медийные трансляторы исчезнут. Народ вновь станет читать книги, ходить в гости, устраивать домашние спектакли. Если встроить печное отопление в здания театров, а в люстрах лампочки заменить на свечи, то театры переживут ренессанс – значение театров вновь будет огромным – конкурентов-то не станет. То есть, для театральных драматургов наступит золотое время. Воссияет их слава, прибавятся деньги. Пожилые станут рассказывать юным о технических штучках эпохи электричества, но те им не поверят. Скажут: «Сказки». Выходит, сейчас мы живем в сказочное время. Почему же в соцсетях, особенно в комментариях под статьями столько нытья?

- Какого памятника не хватает Нску?

- Памятника уличной пыли.

- Писателей крайне мало в телевизоре. Если бы вы могли выбирать, кому бы дали интервью из этой троицы – Дудь, Собчак, Познер? Почему?

- Никому из этих троих. Интервьюер должен быть симпатичен, интересен интервьюируемому. А без симпатии и интереса какая беседа?

- Графоман – кто говорит: «Пишу не хуже других!» А для вас это кто? Чем опасно сообщество графоманов?

- Графоман – это человек, который не рожден для литературного творчества, но который пытается им заниматься. Известно, если человек занимается не своим делом, то он приносит много вреда. Графоманы – словно сорняки в огороде. Они живучи и агрессивны. Стремятся заполнить собой все пространство, душат культурные растения. Но в огороде возможна прополка. В литературе с прополкой сложнее. Особенно, если сорняк дорвался до власти и от него многое зависит. Но, кстати – графоманом могут обозвать любого, даже того, кого через сто лет назовут гением. И назовут гения графоманом, скорее всего, графоманы. Потому что гениальная, талантливая голова, как правило, распознает гениальную, талантливую голову. Пример: Гете – Шекспир, Немирович-Данченко – драматург Чехов, и другие пары среди известных имен, а также редакторы издательств, которые в рукописи распознали талант и первыми опубликовали произведения будущих классиков…. Но отговаривать графоманов писать я бы не стал. Пусть пишут. В это время они сидят дома, а не грабят, воруют, насилуют, устраивают цветные революции. Чем больше графоманов, тем меньше преступности.

- Умение грамотно излагать свои мысли необходимо только для высокой культуры спора – согласны?

- Вопрос задан категорично. Отвечу тоже категорично – нет, грамотно излагать свои мысли нужно всегда и всюду. А высокую культуру спора – где бы ее увидеть? На всевозможных телевизионных разговорных программах демонстрируется бескультурье спора. Оппоненты бестактно обрывают друг друга, кричат, чтобы заглушить речь противоположной стороны. Казалось бы, ведущий должен быть на высоте – ан, нет, и он такой же. Задаст вопрос, человек только начнет отвечать – ведущий сразу прервет, вставит свой длинный монолог. Спрашивается – зачем человека приглашали на программу, если не даете говорить? К сожалению, во многих областях жизни сейчас демонстрируется, а, значит, прививается бескультурье.

- Русский язык стремительно меняется – в него активно приходят заимствования, смайлики, новые грамматические конструкции. К чему это может привести?

- Больная тема. У меня, например, вызывает раздражение засилье англицизмов. Почему-то многим кажется, что если не щегольнуть английским словечком, то твое высказывание покажется простоватым. Одно дело компьютерная терминология – тут да, без английского сложно обойтись. Но когда он совершенно не к месту, когда можно изъясняться русской лексикой, зачем загрязнять родной язык? Например, одна московский театральный критик написала в Фэйсбуке, приглашая на «сиате экшин»: «Рекрутинг без ограничений. Сторителлинг на конкурсной основе». Я написал ей, попросил не коверкать родную речь, обходиться без инговой и других английских грамматических форм. Она стала спорить, но, когда сказал, что она известный критик, что на нее равняются, к ней прислушиваются, она признала мою правоту и пообещала строже относиться к употреблению иностранных слов. Вы спрашиваете: «К чему это может привести?» Да к тому, что лет через 50 наши потомки перестанут понимать тексты Льва Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова, Ивана Бунина, вообще всех наших классиков. Русский язык, а с ним и русская культура будут уничтожены. Есть силы, которые этого хотят. Мы должны этому противостоять, давать англофилам и другим разрушителям - бой.

- Вопрос о неоднородности культурного зрительского сообщества. В театрах и филармониях аншлаги – в отличие от выставочных залов и мест, где проводятся литвечера. Как приобщить к поэзии театралов?

- Сложный вопрос. Вряд ли я знаю ответ. Могу только поразмышлять. Люди идут туда, где им хорошо. Может быть, поэты тоже отчасти виноваты, что к ним мало идут? Не потворствуют ли они постмодернистской моде? Стихи некоторых поэтов напоминают картины художников-маляров – много красочных пятен при отсутствии смысла, много разлома и нет цельности, вместо постижения фантастической, бесподобной, ошеломляющей, завораживающей реальности – абстрактная «визуальная история», которую как хочешь, так и понимай. На уровне отдельных строк у некоторых поэтов – иногда вроде бы неплохо, есть открытие мира. Но в целом, о чем стихи – не понятно. Нет телеграммы мысли и чувства. Правда, должен оговориться - есть великолепные современные поэты, настоящие поэты, уверен – их стихи переживут свое время. Почему к ним не идут на встречу на литературный вечер? Может быть потому, что такие поэты стали хуже различимы в массе пишущих? На мой взгляд, с появлением ноутбука и Интернета количество людей, захотевших стать поэтами, прозаиками, драматургами, многократно возросло. Ноутбук эта такая потрясающая штука, на нем так и тянет что-нибудь выстукивать. Вот народ и засел «за литературу». К тому же не нужно унижаться, обивая пороги журналов и издательств – сам можешь публиковать, интернетовских возможностей масса. Ни один литературный вечер в библиотеке не соберет такую аудиторию, какую имеет Интернет. Твои стихи может прочитать не только вся Россия, но и весь русскоязычный мир. Так что вновь повторю - нет худа без добра.

Назовите спектакли и другие недавние события, приятно вас удивившие!

- Это должно было бы быть то, чего я не ожидал. К сожалению, такого не было. Но должен сказать – я не поглотитель зрелищ. Я больше домосед. Возможно что-то выдающееся в культурной жизни я пропустил.

Чем привлекает вас театр – там же все не настоящее?

- На этот вопрос нужно отвечать день, неделю, а то и всю жизнь. Но в этом нет необходимости. Ведь каждый, кто любит театр, любит его по-своему. К тому же, у нас – у любящих – есть образ идеального театра, к которому мы стремимся на уровне инстинкта. Но в жизни в театре бывает и разочарование. Или полное, или частичное. Некоторые московские театры ведут нас к полному разочарованию. Надеюсь, что именно благодаря идеальному театру в представлении каждого духовно здорового человека, современный театр выдержит натиск пошлости.

- Чему учит нас история с «Тангейзером»?

- Так как я спектакль не видел, то и не вправе судить о нем.

- Ваше отношение к глобальным переменам в НОВАТе?

- Каждый сезон смотрю в оперном 3-4 спектакля. Если судить по ним – я никаких перемен не заметил. Как всегда спектакли превосходны, на высочайшем уровне. Название НОВАТ мне нравится.

- Где еще, кроме Нска, идут спектакли по пьесам? Что из них видели? Какие впечатления?

- Помимо Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева моя пьеса «Шутки в глухомани» поставлена еще в 86 театрах России, Узбекистана, Казахстана и Литвы. В театре Афанасьева пьеса идет уже 24-й год. Кроме того, в других российских и зарубежных театрах поставлены пьесы «Комедия органов внутренних дел», «Актриса ночью», «Один день Ивана Миллиардовича, или Стакан воды 2», «Мужики летят на пироги», «F 1 – Помощь. Памяти Windows 2000», «Семечко тыквы». Как поставлены спектакли по этим пьесам, не знаю – не видел. И не стремлюсь смотреть. Чтобы не получить инфаркта. Потому что не все режиссеры бережно относятся к тексту пьесы. Один, например, взял, словно разрезал пьесу на мелкие кусочки, перемешал и так поставил. Не понятно было, кто кому брат, чья жена и чей муж, и что вообще происходит. И этот режиссер исковеркал не только мою пьесу. Я видел в его постановке пьесу другого современного автора. Опять нарезано на мелкие кусочки и перемешано. Оказывается, мне нечего обижаться - это у него такой метод, он всех так ставит. Так он само выражается, оригинальничает. Хорошо, что я не поехал в тот город на премьеру. Живым бы точно не вернулся из-за стресса. «Спектакль» этот видел на кассете. А ведь этого режиссера я встретил в театре Афанасьева на «Шутках в глухомани» до того. Он видел, как прекрасно поставлен спектакль Сергеем Афанасьевым, как зрители то оглушительно хохотали, то вытирали слезы. И у него в другом городе мог бы быть грандиозный успех. Но нет, он нарезал на кусочки, перемешал и ликвидировал успех спектакля у зрителей. Это, конечно, негативный опыт. Есть, к счастью, и позитивный. К моему удивлению, две русофобские страны поставили мои пьесы. «Шутки в глухомани» в Литве в театре имени Бориса Даугуветиса в 2015 году, и "Один день Ивана Миллиардовича, или Стакан воды 2" в 2017 году на Украине в Днепровском академическом театре драмы и комедии (до 2016 года это Днепропетровский академический русский театр драмы и комедии имени М. Горького). И там и там был успех – в Литве оглушительный, на Украине очень большой – и это при том, что автор из России. В Литве даже пришлось играть два незапланированных спектакля, такой возник зрительский ажиотаж. Режиссер Вита Варене написала мне, что такого успеха у них в театре никогда еще не было. А на Украине взяли пьесу русского автора в одном из самых русофобских городов – в Днепре. Это в этом городе в 2016 году националисты бросили директора оперного театра в мусорный бак – якобы за сепаратизм. Возле именно этого Днепровского театра драмы и комедии они устроили пикет с требованием запретить играть в этом театре пьесу Леси Украинки на русском языке. Эту пьесу, по их мнению, можно играть только на украинском. Националистам пошли навстречу - спектакль отменили, в театре сделали выходной. А мою пьесу все-таки поставили на русском языке. Режиссер Александр Голубенко прислал мне где-то через год после премьеры выдержки из Книги отзывов. Очень хорошие, душевные отклики зрителей. Один, правда, зритель в Интернете на сайте театра написал: «Понятно, понятно, откуда пьеса. Что – обязательно нужно было брать из этой страны?». Но не ругался, не призывал бросить директора театра в мусорный бак. Так что можно сказать – правительство русофобских стран это одно, а театральный зритель это совсем другое.

- Какие книги вас изменили в детстве?

- Книги не изменили меня, а помогали душе расти. В детстве больше читал прозу. В третьем классе то, что было дома – «Амур-батюшка» Николая Задорнова, «Тайна белого пятна» новосибирца Михаила Михеева, русские сказки, «Двадцать лет спустя» Александра Дюма (я начал читать эту серию именно с этой книги, так как «Трех мушкетеров» дома не было), с четвертого класса активно брал книги из школьной библиотеки, из тех, что не входили в учебную программу. В юности, в основном, читал поэзию, так как я готовился стать поэтом.

- Какую поэзию любите?

- Ту, что читал в юности. Федор Глинка, Батюшков, Кольцов, Никитин, Пушкин (не по программе), Есенин, Блок, Тютчев, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Северянин, Гиппиус (читал в то время в спецхране областной библиотеки, она была в СССР запрещена), Шекспир, Бодлер, Блейк, Аполлинер, Верлен, Верхарн, Рильке и др.

- Кто из современных авторов – поэтов, прозаиков, драматургов – вам интересен?

- Есть такие. Не буду называть, чтобы кого-нибудь не обидеть, забыв назвать.

- Что такое для вас нынешний Новосибирск литературный, с какими именами связан, почему?

- Нелли Закусина, Таисья Пьянкова, Михаил Щукин, Александр Денисенко, Владимир Берязев, Кристина Кармалита, Дмитрий Рябов, Юрий Татаренко, помню ушедших Илью Лаврова, Елизавету Стюарт, Михаила Михеева, Юрия Магалифа, Илью Фонякова, Александра Плитченко, Николая Шипилова, детского поэта Александра Береснева, недавно перечитывал Николая Самохина. Почему именно эти имена? Потому что читал, нравились. Если какое-то имя не назвал – прошу прощения.
 
- Кто для вас живой символ города, кто прославил Нск – Карелин, Афанасьев, Кулябин, Ромашко, Денисенко?

- Солдаты из Сибирских дивизий в 1941 году в битве под Москвой, а также в других боях Великой Отечественной войны, и, конечно, Покрышкин, Кац, Зак, Грицук, Карелин, Афанасьев, Денисенко, оба Кулябины, Ромашко, Репин и еще тысячи и тысячи новосибирцев.
 
- Есть ли у вас хобби?

- Йога, бег трусцой – это раньше. Сейчас ходьба, скандинавская ходьба, Пилатес. Если это засчитывается за хобби, тогда оно есть.

- Почему протесты в стране выражаются только неявкой на избирательные участки? Ведь, кажется, совсем недавно была Манежка…

- Июльские протесты в Хабаровске. Пожалуйста – уличная форма выражения недовольства. Я за ее мирную форму. За интеллигентное лицо. Без грубостей, оскорблений и насилия. За уважение полиции народа и народа полиции.
 
- Что чувствуете, когда известные люди становятся героями криминальной хроники?

- Ничего не чувствую. Равнодушен. Известность - это еще не святость. Мало ли кто может быть известным – даже самая ничтожная и порочная личность. Такие и блуждают по криминальной хронике.

- Город, где хочется побывать? А как насчет Новосибирска 60-х?

- Ветер ты старые ивы развей.
Нет мне дороги в мой брошенный край.
Если увидеть пытаешься издали.
Не разглядишь меня

Вот пример прекрасных стихов о прошлом. Это Рабиндранат Тагор….Мне легко побывать в Новосибирске 60-х – потому что все прекрасно помню. Жизнь была совсем другой. И Красный проспект был другим. На нем была березовая аллея, та, давняя, еще до строительства метро. Машин на проспекте было мало, загазованности не было, можно было гулять, сидеть на скамейке, словно в парке. Сейчас это невозможно – сплошной поток авто справа и слева. Вообще все, что было невозможным, стало возможным, и наоборот. Только оперный театр не изменился.

- Какие события рифмуются в вашей жизни?

- Если говорить о драматургическом поприще, то вначале ничего не рифмовалось. Меня 9 лет не печатали, не ставили. А затем пошло. И это началось 25 декабря, в мой день рождения, в католическое и протестантское Рождество. Это была первая моя поставленная пьеса – «Отче наш»  - в Новосибирском областном драматическом театре, сейчас он называется «Старый дом». Режиссер-постановщик Дмитрий Масленников. Премьеру отмечали всем театром у меня дома – день рождения и Рождество получились великолепными. Затем была поставлена пьеса «Призвание – убийца» в Новосибирском государственном академическом молодежном театре «Глобус», режиссер-постановщик Григорий Гоберник – и тоже в праздничные дни – за два дня до 9 мая. И следующая премьера вновь 25 декабря – в Новосибирском городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева – пьеса «Шутки в глухомани». Через три месяца в небе появилась комета Хейла-Боппа, и в этот же день по почте я получил журнал «Современная драматургия» с напечатанными «Шутками в глухомани». Жаль, что эта комета при моей жизни уже не появится.

- Если бы встретили сейчас себя молодого, что сказали бы, от чего отговорили бы?

- Ничего бы не сказал. Зачем вмешиваться в Судьбу? Я верю в Провидение. Пусть все идет так же, как и шло. К тому же, Провидение было благосклонно ко мне – дало увлечение литературой. Это бесценный подарок. Думаю, жизнь моя была бы ужасно скучна без книг. Любовь к литературе развивала меня, вела, научила разбираться в событиях и людях. Я бесконечно благодарен Высшим Силам за эту любовь.

- Кому из режиссеров доверили бы экранировать вашу пьесу «Шутки в глухомани»?

- Никому. Пусть живет в театральном варианте. Вдруг кинорежиссер нарежет пьесу на кусочки, перемешает (как в моем негативном театральном опыте), и так снимет. И получится не фильм, а белиберда. И все будут думать, что это я виноват – написал такую чушь. А в театре позорный спектакль проживет недолго. Если кто и подумает, что это я написал плохую пьесу, то об этом скоро забудут. А фильм живет дольше… Кстати, я мог бы снять фильм и сам. Четыре года я был сценаристом и режиссером-постановщиком телесериала «Тебе решать» Государственной телерадиокомпании «Новосибирск», сериал показывался в эфире Сибири и Алтайского края. Каждая серия – это был отдельный фильм. Может быть, помните? - пять городов выбирали интерактивным голосованием прямо в эфире один из двух финалов фильма. Например, в серии «Воровка от Гиппократа» - вернуть кошелек мужчине, уронившем его на улице и оставить голодным сына-подростка (а врачу, матери-одиночке несколько месяцев задерживают зарплату – в 90-е годы), или не вернуть и накормить сына? (Народ выбрал – кошелек не возвращать и накормить сына). Так что киношный опыт был – под моим руководством было снято 46 фильмов.
 
- С точки зрения драматурга – что такое оптимизация усилий?

- Это усилия, чтобы заставить себя засесть за новую пьесу. Написать пьесу (настоящую, не однодневку), чтобы у самого в процессе мурашки по коже – это все равно, что перенести тяжелую болезнь. И потом долго – не меньше полугода выходить из нее. Организм не хочет входить в состояние болезни и постоянно увиливает от написания пьесы. Заставить себя засесть за работу – не так-то просто. Тем более, когда знаешь, что муки творчества сменятся нервотрепкой при продвижении до сцены твоего дитяти. А здесь целый набор ударов по самолюбию. Не лучше ли почитать, посидеть за компьютером, посмотреть по телевизору футбол? Тогда тебя точно никто не обидит.

- Сейчас популярна серия «ЖЗЛ». Чья биография вам интересна для своего исследования?

- Для драматурга жизнь любого человека - это серия «ЖЗЛ». Прежде чем, писать пьесу, ты должен знать биографию и характеры своих персонажей. А для этого людей нужно исследовать – наблюдать, чувствовать, понимать. Это не так-то просто. Люди скрытны. Известный факт – Лев Толстой даже подглядывал в замочную скважину для того, чтобы что-нибудь узнать о людях, которые его интересовали, хотел подслушать их разговор – для работы, конечно. Сейчас, спасибо Интернету, появилась дополнительная возможность исследовать людей – например, кое-что узнать о них в социальных сетях. Есть замечательные болтушки и болтуны, которые любят о себе рассказывать в ленте всякие подробности, да еще с фотками и видео. Конечно, много таким способом не узнаешь, но какие-то факты, черты характера использовать можно.
 
-Лучшее начало творческой встречи с читателями – это… ?

- Поблагодарить за то, что пришли. Этой зимой я так и делал. В конце января в Новосибирской государственной областной научной библиотеке на читке своей новой пьесы «Моя жена – робот» в проекте Антона Веселова «Люди, как книги». И в конце февраля в Доме актера на читке этой же пьесы, которая была организована Новосибирским отделением СТД и Товариществом сибирских драматургов «ДрамСиб».
 
- Помечтаем. Приглашает вас президент и спрашивает, чем помочь. Что ответите?

- Попросил бы помогать, а точнее – развивать регионы одинаково с Москвой и Питером. Попросил бы финансовые ресурсы делить пропорционально количеству жителей. Московские театры получают миллиарды, а театры в провинции в сотни раз меньше. В Москве каждый год строится около двадцати станций метро, а в Новосибирске строительство метрополитена заморожено. (Новая станция на старой линии к международному чемпионату по хоккею не в счет). Во многих областных центрах России даже и не планируют строить метро, а давно пора бы. И так по многим позициям Москву и Питер заваливают деньгами, как любимчиков, а регионам остаются крохи, мы, словно пасынки. Из-за этого народ уезжает из провинции в эти богатые мегаполисы. Чего мы добиваемся – чтобы в двух городах жило 130 миллионов, а на остальной территории  миллионов десять? Разве это не ослабит Россию?

Коротко о себе:

Муренко Игорь Николаевич

Член Гильдии драматургов России, пьесы ставились и игрались в России, Узбекистане, Казахстане, Украине, Белоруссии, Литве, Болгарии и Франции.

Пьеса «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» поставлена в 89 театрах России, Литвы и стран СНГ (на момент 2020 года). Спектакли по этой пьесе стали лауреатами фестивалей в Узбекистане (Ташкент), Казахстане (Усть-Каменогорск), Болгарии (Враца), Франции (Нанси);

а также:

в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Перми, Кирове, Самаре, Твери, Йошкар-Оле, Ульяновске, Мурманске, Барнауле, Омске, Томске, Сызрани, Тобольске, Ханты-Мансийске, Пскове, Тюмени, Кургане, Комсомольске-на-Амуре, Костроме.

Последние премьеры: в Хакасском русском драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова (2015), в Озерском театре драмы и комедии "Наш дом" (2016), в Курганском государственном театре драмы (2018), в Театрально Концертном Центре "Щёлковский драматический театр" (в Подмосковье, 2019), в Кимрском театре драмы и комедии, в Чувашском государственном академическом национальном драматическом театре имени К.В. Иванова (2020).

В марте 2015 года пьеса поставлена в Литве в театре имени Бориса Даугуветиса (город Биржай). Несмотря на то, что автор из России, премьера прошла с огромным!!! успехом.

Спектакль "ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ" подмосковного театра "Т-ВИД" победитель ХХ Международного театрального фестиваля в Болгарии (г. Враца) в номинации "Лучший драматический спектакль". Плюс специальный приз жюри "За хранение школы К. С. Станиславского".

В Санкт-Петербурге на 2-ом Всероссийском фестивале-конкурсе любительских театров «Невские театральные встречи - 2016» Гран-При и Приз зрительских симпатий завоевал спектакль «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» Объячевского народного театра имени Г.Д. Горчакова, Республика Коми, Прилузский район, село Объячево.

Народный театр города Буя в январе 2018 года победил на Международном фестивале-конкурсе "Адмиралтейская звезда" в Костроме с комедией "ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ".

Пьеса "ОДИН ДЕНЬ ИВАНА МИЛЛИАРДОВИЧА или СТАКАН ВОДЫ 2" - в Днепровском академическом театре драмы и комедии (в Днепропетровском академическом русском театре драмы и комедии имени М. Горького). Премьера состоялась 4, 5 ноября 2017 года.

Пьеса «ОТЧЕ НАШ» - в Новосибирском Областном драматическом театре «Старый дом». Показана в эфире Государственной телерадиокомпании «Новосибирск». Стала лауреатом фестиваля в Украине (Одесса).

Пьеса «ПРИЗВАНИЕ - УБИЙЦА» - в Новосибирском Государственном Молодежном академическом театре «Глобус». Стала лауреатом Международного Рождественского фестиваля в Новосибирске.

Пьеса "АКТРИСА НОЧЬЮ" в театре "САНТ" г. Актау Республики Казахстан.

Пьеса "СЕМЕЧКО ТЫКВЫ" - на Новосибирской студии телевидения (ныне ГТРК "Новосибирск"), а также на сцене МАУ ГЦНК «Приморье» детской театральной студией "Софит" из школы № 3 поселка им. С. Лазо Дальнереченского района Приморского края. Пьеса поставлена еще и в Караганде (Казахстан) преподавателями и учениками театрально-музыкального отделения школы искусств № 2 «Клуб ЮНЕСКО», спектакль победил в Астане на 5-м Международном конкурсе детского, юношеского и взрослого творчества «Музыкальный фейерверк» в номинации «Театральное искусство».

Пьеса «F 1 – ПОМОЩЬ. ПАМЯТИ WINDOWS 2000» - в Белоруссии, в молодежном театре «На филфаке» Белорусского государственного университета и была представлена на Международном фестивале студенческих театров «Тэатральны куфар 2009» в Минске.

«КОРОЛЕВА ЛИР» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края.

Пьеса «БАБУИН И ДЕМБЕЛЬ» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края.

Пьеса «МУСОРНЫЕ БЯКИ» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края. Пьеса признана победителем конкурса новогодних пьес, который проводила ГИЛЬДИЯ ДРАМАТУРГОВ РОССИИ в 2019 году.

Пьеса «СЫН ПРИЕХАЛ» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края.

Пьеса «КЛАД КРЕМ или ПРИЕМ ВЕДЕТ ПСИХОЛОГ» победила на Международном конкурсе современной драматургии "Время драмы, 2014, осень". Участвовало 156 авторов (243 пьесы) из 10 стран: Израиль, Англия, США, Украина, Белоруссия, Казахстан, Германия, Швейцария, Латвия, Россия.

Пьеса "КОМЕДИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ" вошла в шорт-лист Международного конкурса современной драматургии "Время драмы, 2015, весна". Участвовали авторы из 9 стран: Германии, Дании, Израиля, Италии, Швейцарии, Латвии, Белоруссии, Украины, России. А также вошла в шорт-лист Международного конкурса пьес «Автора – на сцену!» Национальной Ассоциации драматургов в 2019 году. Поступило 306 пьес от участников из 17 стран: России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Израиля, Белоруссии, Азербайджана, Киргизии, Грузии, Молдавии, Болгарии, Чехии, Германии, Франции, США. Пьеса поставлена в студенческом театре "ГлаголЪ" Челябинского государственного университета. Спектакль победил в Магнитогорске на фестивале молодежных театров в апреле 2016 года. И победил в Челябинске на театральном фестивале "Весна студенческая 2017". Пьеса поставлена и в народном театре села Бердюжье Тюменской области в мае 2017 года. И в учебном театре "Кама" имени В.А.Сартарова Елабужского колледжа культуры и искусств города Елабуги в 2018 году. И в народном театре "Казахмыс" города Балхаш (Казахстан)в 2017 году. И в Иркутской области в поселке Чунский в постановке молодежного театра "Смайлик" и народного театра "Песочные часы" в апреле 2019 года: этот спектакль получил Гран-При фестиваля "Театральная весна на БАМе". Пьеса принята для читки Московским драматическим театром под руководством Армена Джигарханяна. Пьеса поставлена театральным коллективом "Маски" Рыбинского сельского Дома культуры Каменского района Алтайского края, коллективом Ардатовского (Республика Мордовия) народного театра имени В. Б. Лазерсона в 2020 году, Псковским областным драматическим театром имени А. С. Пушкина.

Пьеса "МУЖИКИ ЛЕТЯТ НА ПИРОГИ" названа победителем Международного конкурса современной драматургии «Время драмы, 2016, лето». Участвовали авторы из Украины, Кыргызстана, Беларуси, Молдовы, Латвии, Германии, Израиля, Канады, Франции, США, России. Пьеса поставлена в народном театре села Парабель Томской области.

Пьеса "ЛЕЖАТЬ РАЗРЕШАЕТСЯ" вошла в число семи победителей (дипломант) Международного конкурса пьес «Смех сквозь слезы» Гильдии драматургов России (ноябрь 2018 года).

Пьеса «ДЕРЕВЕНСКИЕ В ГОРОДЕ, или ГИТАРА и РУЖЬЁ» вошла в шорт-лист Международного творческого конкурса на лучшую современную пьесу 2018 года «Автора – на сцену!» Национальной Ассоциации драматургов. В конкурсе приняли участие 235 авторов из 13 стран мира. А также вошла в шорт-лист Международного конкурса пьес "Время драмы, 2019, зима" в номинации "Пьеса". Участвовали драматурги из 6 стран....Пьеса заинтересовала Московский цыганский театр «Ромэн» и народный театр Тихоокеанского океанологического института имени В. И. Ильичева Дальневосточного отделения Российской академии наук города Владивостока.

Пьеса «МОЯ ЖЕНА – РОБОТ» стала победителем Международного конкурса пьес «ВРЕМЯ ДРАМЫ, 2019, осень». Участвовали драматурги из России, Украины, Беларуси, Молдавии, Узбекистана, Чехии, Германии, Канады, Израиля, США. Опубликована в Электронном литературном журнале "ЛиTerraтура" в номере 152 (январь 2020). 28 февраля 2020 состоялась читка этой пьесы в Новосибирском Доме актера под эгидой Союза Театральных Деятелей и Товарищества сибирских драматургов ДРАМСИБ. 12 мая 2020 года состоялась читка этой пьесы в "карантинном варианте" актерами Калужского областного драматического театра.

Печатался в журнале «Современная драматургия», в сборнике «Мы выбираем Новосибирск», в Электронном литературном журнале "ЛиTerraтура".

Рецензии на спектакли по пьесам печатались в журнале "Театральная жизнь", в "Независимой газете", в газете "Культура", в "Литературной газете", на многих Интернет-порталах.

Интервью Игоря Муренко программе «Авторская ремарка» на радио «Русский мир» прозвучало в интернет-эфире на все страны мира 14 мая 2020 года. Это интервью выложено на сайте интернет телерадиокомпании «Русский мир».

Один из соучредителей Секции драматургов при Авторском Совете Российского Авторского Общества.

Участник лаборатории драматургов, режиссеров и критиков Урала, Сибири и Дальнего Востока, семинара драматургов России в Рузе, семинара молодых драматургов СССР в Москве.

Один из победителей конкурса пьес Sib-Altera (пьеса «Актриса ночью»).

Телефон в Новосибирске 383 (код) 356 38 38 (дом),
8 905 945 76 57 (сот). 8 905 945 88 44 (WhatsApp)

Есть странички в Фэйсбуке, В Контакте, в Одноклассниках

Академик драматургии (шутка) – три пьесы поставлены в шести академических театрах драмы. Пьесу "ПРИЗВАНИЕ - УБИЙЦА" поставили в Новосибирском государственном академическом Молодежном театре "Глобус", пьесу "ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ" поставили в Тверском государственном академическом театре драмы, в Государственном академическом театре драмы им. В. Савина Республики Коми и в Академическом русском театре Узбекистана (Ташкент), и в Чувашском академическом драматическом театре имени К.В. Иванова, пьесу "ОДИН ДЕНЬ ИВАНА МИЛЛИАРДОВИЧА или СТАКАН ВОДЫ 2" поставили в Днепровском академическом театре драмы и комедии. До 2016 года это Днепропетровский русский академический театр драмы и комедии имени М. Горького.


Рецензии