C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Как хорошо было в ссср 2

            Почему я затеял этот то ли трактат, то ли очерк? Да потому, что раздаются ностальгические голоса, создаются легенды, большинство из которых враньё. Не всё было так плохо в СССР, образование, например, было самым лучшим в мире, и чугуна лили больше всех. Но, знаете ли, для смысла, как и для впечатления, важен некий совокупный эффект, даже не логический, а именно совокупный. Так вот, по совокупному эффекту мы устали. Нас мало волновал чугун, на фоне которого в композиции плаката или панно стоял рабочий с бычьей шеей под руку с девушкой в ватнике и с косынкой во всю башку. Рабочий и колхозница, свинарка и пастух, дудочка и кувшинчик… Да, и ещё кино. Киногерой. Вы думаете Чапай на белом коне и с шашкой наголо?! Неа — Фантомас. Безликое всемогущее зло, фантастически хитроумно проникающее куда угодно, творящее что угодно, и абсолютно неуловимое: он на земле, он в воздухе, он под водой, он меняет лица, он восхищает. Он снискал всеобщую любовь советской детворы 70-ых. Парадокс. Как французская кинематографическая шутка, попав на несколько иную идеологическую почву, дала такие занятные всходы — это для меня до сих пор загадка. Как он вообще попал на советские экраны, на которые всё попадало только по особому отбору и с вырезками? Идеологические контролёры явно просчитались. Тем более, дубляж сделал тоже своё дело. Когда я, спустя много-много лет услышал смех Фантомаса в оригинале, то удивился его невыразительности. Но какой голос, какой смех сделали в советском дубляже?!.. это полностью фундаментально изменило образ и завоевало малолетнего зрителя.
            Мы жили среди добровольных политических мероприятий. Ключевое слово «добровольных». Помню, на институт цитологии прислали разнарядку на двух человек для участия в вечере советско-индийской дружбы во дворце дружбы народов. Мероприятие, конечно, было полностью добровольным, поэтому нас двоих, молодых людей, жёстко поставили перед фактом: быть во что бы то ни стало сегодня в этом дворце. Ну мы и пошли дружить, надеясь, что по ходу дела можно будет смыться. И вот только образовался антракт, мы так потихоньку  из зала в вестибюль, а потом к выходу… и вот счастье уже так близко, так возможно, вот он — выход… и два амбала в солидных костюмах вдруг нарисовались, как из-под земли: «а вы куда?». «Да никуда, так...» – и пошли обратно в зал. Кстати, после антракта пришли трое индусов, и мероприятие было не напрасным. Всё идеологическое было вот таким добровольным. Даже возник термин в ту эпоху «добровольно-принудительный метод». Помню, учась некоторое время на дневном в университете на биофаке, должен был сдавать политический зачёт, а принимали его студенты-коммунисты (и когда они только успели?.. паренёк и девушка). Провалил, с треском провалил. Попался мне вопрос: чем отличаются партия и правительство; и я не смог найти отличий, какой там десять, даже одного. Не пожалели меня однокурсники-коммунисты. Потом как-то с этим пареньком туснули в одной компании, и даже косяк по кругу пустили... в общем, никто не держал зла в этом единстве партии и народа.
            А что за музыка, что за песни были в то замечательное время: «вот к примеру я рабочий, незаметный, ну и пусть...»; «стою на полустаночке...»; «ромашки спрятались, поникли лютики»; «и с полей доносится … налей»; «малиновки заслышав голосок...»; «рельсы упрямо режут тайгу...»; «что-то с памятью моей стало, всё, что было не со мной помню...». Верите, или нет — меня от них до сих пор мутит. Думаете, к нам кто-нибудь приезжал тогда из рок-звёзд и рок-групп? Только диски … на чёрном рынке, где-то от 20-ти до 35-ти рублей за диск, и это при зарплате 120, может чуть больше, да и пожрать ещё надо было, заплатить за квартиру, комсомольские взносы… практически все ведь были комсомольцами, даже те, кто был по уши в дерьме. Переписывали на магнитофоны, и порой даже уже не с дисков. Собственные рок-группы были в глубоком андеграунде «КИНО», «ЗООПАРК»; «АКВАРИУМ»; «ДДТ». «МАШИНА ВРЕМЕНИ» тоже почему-то считалась андеграундом, хотя ей предоставляли лучшие площадки, вплоть до «ЮБИЛЕЙНОГО» (это было более, чем круто). Сказать честно, я только сравнительно недавно обратил внимание на эту странность, после того, как Макаревич взбрыкнул. Остальным группам предоставлялись обшарпанные площадки в КРУПЕ (ДК им. Крупской) или в ПРОЛЁТКЕ (ДК завода «Пролетарский»).
            Может быть, это не так фантасмагорично, как про овощебазы, но это часть нашей жизни, причём огромная часть, отнявшая у нас много времени и сил. СССР был страной не то чтобы контрастов, но страной абсурда, коего хватит ещё на много-много тем.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.