Ржевская мясорубка Стихи

    Стихотворение с предисловием на тему ржевских боёв прошедшей войны

   Вчера закончил читать книгу Светланы Герасимовой «Ржевская бойня. Потерянная победа Жукова» (Светлана Герасимова. М.: Яуза: Эксмо, 2009. – 320 с.). Книга произвела на меня сильное впечатление прежде всего приведёнными фактами. Кто бы что ни говорил, но выжившие участники Ржевской битвы после войны написали воспоминания о тех страшных событиях, и от этих воспоминаний просто так не отмахнуться, их не возможно замолчать.

   Кроме этого, анализ военных действий Советских войск против группы армий «Центр» с января 1942 по весну 1943 года говорит только об одном – несколько попыток наступления с целью окружения и уничтожения немецких армий на ржевско-вяземском плацдарме были спланированы и реализованы с большими ошибками. Итог ржевских боёв: за 15 месяцев военных действий советские войска так и не смогли окружить и уничтожить немецкие войска на ржевско-вяземском выступе, наши потери составили около двух миллионов убитыми и пропавшими без вести (разные авторы дают разные цифры).
   Весной 1943 года в результате кардинальных изменений на всём советско-германском фронте немецкие войска сами организованно отступили с ржевского плацдарма. Ветераны не просто так прозвали бои подо Ржевом «Ржевской мясорубкой», «прорвой», «бойней».

   А теперь приведём конкретные факты из книги Светланы Герасимовой. На странице 69 читаем: «Не надо быть крупным военным специалистом, чтобы понять, при отсутствии "вторых и последующих эшелонов" это легко могло привести к окружению прорвавшихся вперёд сил, что и произошло» (с. 142 – 143). «Неужели нужно было воевать год, чтобы понять, что конник с шашкой против танка неэффективен?» – такие факты просто «убивают» наповал. И ведь находились генералы, которые посылали конницу против немецких танков!
   
   Далее на тех же страницах читаем: «Критике подверглось и управление войсками на всех уровнях. В журнале боевых действий Западного фронта за август 1942 г. говорится... одной из причин неэффективного руководства войсками было слепое выполнение приказов свыше, неумение или нежелание большинства командиров всех уровней взять на себя ответственность, применить манёвр, обход, гибкость в управлении своими частями. Соединения и части, возглавляемые такими командирами, неделями и месяцами били в одну точку, теряя людей и не добиваясь успехов. Подтверждением этого могут служить бои за д. Полунино севернее Ржева, когда части наступавшей здесь дивизии пытались взять её, атакуя с севера, почти двадцать дней. Когда был назначен новый командир дивизии, лично изучивший другие пути подхода к деревне, она была освобождена в ходе жестокого, но всего лишь двухчасового боя при наступлении с юга и с севера. <…>. Соседняя дивизия штурмовала д. Галахово южнее Полунино с 5 по 26 августа ежедневно. Как результат, в братской могиле в д. Полунино лежат останки более 12 тысяч советских воинов, 11,5 тысячи погибших лежат на Московской Горе в г. Зубцове».

    И в конце приведу воспоминания очевидцев тех страшных боёв: «...мне пришлось пройти всю войну, но такого количества убитых наших бойцов не довелось увидеть никогда. Вся поляна (4 км в глубину и 6 км в ширину) была усеяна трупами убитых...» (с. 138). Писатель А. Цветков во фронтовых записках писал, что «когда их танковую бригаду перебросили в район д. Дешевки (севернее Ржева и д. Полунино), то, выйдя из машин и оглядевшись, танкисты пришли в ужас: вся местность была покрыта трупами солдат".

   Даже читать воспоминания участников тех боёв довольно тяжело, а каково было им пройти сквозь этот ад, вообще трудно представить.

   Далее необходимо сделать следующее важное замечание: не надо думать, что мы так воевали всю войну. И у нас были талантливые генералы, у нас было больше успешных военных операций, чем поражений, поэтому наши деды и победили в этой жестокой войне.Что касается Жукова, то для меня он был, есть и будет самым талантливым полководцем Второй мировой. Просто его образ стал более реальным, и понятно, что он тоже учился в ходе войны. Кроме этого, необходимо отметить, что у немецкого верховного командования были стратегические и тактические ошибки, поэтому фашисты и проиграли. И самое главное, дух советского солдата был сильнее духа немецкого солдата.

  Но, к сожалению, в первые годы войны и генералы, и Сталин учились воевать на своих собственных ошибках. А когда генерал ошибается, результат всегда один – большое количество убитых и пленных в его войсках.

   Ржевские события коснулись и нашей семьи. Дед моей жены, Сафонов Василий Викторович 1903 г. рождения, погиб 1-го августа 1942 г. в ржевских боях. Его могилу до сих пор ищем. Когда он уходил на фронт, то дома осталась жена и пятеро детей.

   Светлане Александровне Герасимовой большое спасибо и низкий поклон за правдивую книгу и глубокие научные исследования Ржевской битвы.

   После прочтения книги само собой родилось стихотворение

     Ржевская мясорубка

Снова атакуем который день подряд.
Впереди друзья лежат за рядом ряд.
Нет артподготовки, значит, как вчера,
Дот покосит роту – гиблые дела.

Фоккеры и юнкерсы нас бомбят опять
Где же наши соколы, ёлки твою мать?
Вперёд на пулемёты, дали нам приказ.
Эх, родная мама не дождётся нас.

С матом и винтовкой мы бежим вперёд.
Ад кругом кромешный, погибает взвод.
Помню поимённо боевых друзей.
На помин души стопочку налей.

Ржевские болота, ржевская земля.
Труппами усеяны колхозные поля.
Славно поработала смерть своей косой.
Целые полки гнали на убой.

         *  *  *
Ошибки генералов исправлял простой народ.
Вчера была дивизия – остался только взвод.

         *  *  *
Не забыть во веки, трудно описать,
Те «долины смерти» тяжко вспоминать.

24 июня 2020 г.
Л.А. Кульматов


Рецензии