2020 - Юмагузино

16-17 июля 2020 чт-пт; Яна, Дарья, Тимур, Ша

Конечно, уехать в восемь утра, как сговаривались заранее, не получилось. Дарью прижали на работе. Тяжелый пациент, и никуда от этого не денешься. Пришлось ждать. И это при всем при том, что я настаивал, чтобы она даже домой после работы не заходила, а сразу с дежурства прыгала бы в нашу машину и ехала бы с нами на сплав.

Слава всевышнему, задержка была небольшая, и к 12-ти мы уже подъезжали к Юмагузинскому водохранилищу. Не знаю как ребятам, а мне в первый раз было очень необычно находиться рядом с громадной плотиной. Необычен и подъезд к воде. Ибо на всю длину водохранилища, зажатого между башкирских скал и холмов, на все его 70 километров это был единственный подъезд к воде шириной метра в 4. Чтобы туда попасть надо преодолеть очередь из машин, домик, в котором берут деньги (за подъезд к воде и пребывание четверых человек там двое суток мы отдали 950 руб.), охранника, который проверяет документы и багаж, стальные ворота и колючую проволоку, 200 метров бетона и сам спуск к воде - отсыпанный и выровненный грейдер. Других машин в этот час не было совсем, тетенька с утра была ещё не утомлена и весьма любезна, охранник доброжелателен, а грейдер уходящий под воду пуст и гостеприимен.

Быстро выгрузив вещи на откос грейдера, я отогнал машину назад за стальные ворота и оставил ее там среди вереницы других транспортных средств, терпеливо ожидающих своих хозяев. Сегодня четверг, а потому машин будет всего с десятка три, а вот в выходные их обычно раза в два-три больше.

Байдарки собрались без особых проблем. Как всегда пугало обилие вещей, которые надо было погрузить внутрь, но мы достаточно лихо справились, даже с учетом того, что Тимур видел байды впервые, а девчонки лишь второй раз. Пока собирались мимо нас встало на воду три катера, а один уехал домой. Выглядит это так. По спускающемуся сверху вниз под воду грейдеру задним ходом идет автопоезд - какой нибудь автомобиль типа 4х4 с прицепом, специально оборудованным под перевозку лодок и катеров. Машина спускается так, чтобы ее задние колеса оказались в воде, при этом прицеп практически целиком погружается под воду. Далее катер либо съезжает с прицепа, либо заходит (заплывает) на него. В зависимости от этапа отдыха. Все очень просто и толково.

Стартовали в два. Почти в два. Сели мужской и женской командами. Так настояли девушки, но в принципе это правильно, так как Тимур сидел в байдарке впервые, и его надо было немного обкатать. Я объяснил ребятам как действовать, если рядом пройдет катер. Катеров пока было не много, но почти каждый из них оставляет за собой изрядную волну, которая при ударе в борт запросто может перевернуть байдарку, а потому надо научиться следить за этим и при необходимости быстро ставить судно поперек волны.

Первой стоянкой был водопад. До него 2 км, которые мы преодолели менее чем за час. Я отправил ребят вверх вдоль ручья, а сам занялся перекладыванием вещей. Последнего я не успел, потому как уже через пару минут ребята пришлёпали назад. Идти вверх им оказалось не в кайф. А я было боялся, что мы здесь можем застрять на пару часов. Чтобы развлечь себя мы принялись за яблоки и сигареты, чередуя это с купанием в офигительной по температуре и своим другим качествам воде. Я уж не знаю, какие другие качества воды мы можем ощущать и описывать, но вода и правда была превосходна.

В один из моментов я уронил сигарету на берег, она ткнулась носиком в воду и слегка намокла. Курить ее было невозможно, но в походе, когда ларьки так далеки, сигареты приобретают особую ценность. Я положил её на камушек сушиться в надежде докурить на обратном пути.

После получасового перерыва мы двинулись дальше. Теперь мы поменялись местами. Дарья села вперед в мою байдарку, а Тимур пошел руководить Яной. Теперь, когда экипажи смешались, в каждой лодке заново был назначен старший, проверены надувные жилеты и то, как привязаны вещи, питьевая вода уложена в доступном месте, а рядом губка и так необходимый иногда черпак. Теперь против каботажного плавания, практикуемого нами до этого момента, нам было необходимо пересечь водохранилище поперек. В этом месте ширина, как я выяснил дома позже в яндекс-картах, представляла расстояние почти в полкилометра. Обычная же ширина водохранилища в нижней его трети около 350 метров. Если байдарка перевернется, грести до берега будет нудновато и даже тяжеловато, а забраться в нее посреди озера без шансов. это можно сделать только с берега. На аварийный случай я всегда беру с собой ласты и держу их в доступности, чтобы по необходимости можно было бы их одеть и транспортировать лодку к берегу.

Пересечение прошло удачно. За это время нам встретилось всего два тихоходных катера с небольшой волной позади себя, с которой мы легко справились.

Пройдя вдоль огромной скалы, возвышавшейся над нами громадой этажей эдак в 20, мы заметили в одном из затонов белые домики, стоящие на понтонах. Такой вид отдыха мне бы понравился. Только если бы я пил, или бы был с молодой женой или хотя бы если у меня была пищущая машинка. В ином случае я свихнулся бы от скуки через 20 минут.

Дальше рассказывать нечего. Шли особо не торопясь, придерживаясь тени правого (для нас) берега. В один момент ударил сильный ветер, и сразу стало грести ужасно грустно. Если такой ветер будет дуть все наше путешествие, оно будет крайне длинным и утомительным по времени и крайне коротким по расстоянию. Но ветер, словно проверив нас на прочность, через полчаса улетел гонять облака.

Через полтора часа ребята попросились на отдых. Мы высадились на берег, который представлял собой узкую, в пару метров, каменистую полоску склона. Камни были разного калибра. От щебенки до булыжников, величиной с лошадиную голову. Передвигаться по ним было крайне неудобно. А ведь на таком “пляже” возможно нам придется ночевать! Дальше, как и везде, берег поднимался неподмытым почвенным обрывом высотой в сантиметров сорок, на котором уже росли липы, ясени, клены и всякие кустарники. Среди прочих, кстати, встречались вишня, малина и черемуха.

Закурили. Искупались. Съели по яблоку. Попили. Снова покурили. Яна умудрилась залезть в воду купаться с заженной сигаретой и сразу обрела “погоняло” - Михалыч. Уж больно ярко она напоминала генерала из известного отечественного фильма “Особенности национальной рыбалки”.

В обозримом отдалении был и достаточно пологий берег с хорошим подходом к воде, на там уже стояли катера, а на берегу были разбиты палатки. Достойного места для полноценного отдыха здесь мало.

Уже после шести в отроге меж скал прямо у кромки воды, я увидел, стояла “Нива”, а вверх уходила достаточно накатанная грунтовая дорога. Я попросил Дашу пару минут погрести одной, достал телефон и отметил геопозицию на карте (52°58'19.5"N 56°35'22.5"E = 52.976700, 56.589349). В следующий раз надо будет попробовать найти в это место дорогу. Я ранее слышал, что к водохранилищу на его протяжении есть несколько дорог, но они крайне непригодны для простых автомобилей. Ну так у меня-то непростой.

Через пару километров ситуация повторилась, и вновь в схожем ущелье увидел такую же белую “Ниву”. Вряд ли это была та же. Я вновь отметил точку (52°57'06.6"N 56°36'57.5"E = 52.951836, 56.615984) и живо себе представил автопутешествие среди упругих и крутых башкирских дорог в поисках подъезда к воде. Этому, конечно, будет предшествовать не один вечер копошения в Гугл и Яндекс картах.

Ближе к семи ребята стали подуставать, да и мне в один момент показалось, что байдарку словно кто-то держит за хвост наверно, попали во встречное течение. В самую стрежень. Надо было вставать на ночной отдых. Я сверился с офф-лайн картами и отметил, что до “портретов” мы не дойдем всего каких-то пару километров. Ну и ладно, при особом желании это можно сделать завтра утром. Впрочем, если кто и устал, так только не Дарья. Гребла она так мощно и интенсивно, что мне постоянно приходилось её сдерживать. Так и Дарья обрела своё второе имя - Даша-мотор.

Осмотревшись по берегам, я увидел достаточно плоскую поверхность на примерно километровой дистанции от нас. Мы взялись за весла и уже через 15-20 минут были на месте (52.954878, 56.649797). Берег действительно был исключительным. Ширина пляжика достигала трех метров, при этом был он “галечен” и почти горизонтален.

Расставив стол и 4 раскладушки, я понял, что моя миссия на вечер закончилась. Еда в девичьих руках готовилась сама собой, а шашлык тоже сам собой жарился под зорким контролем Тимура. Я откровенно заскучал, не зная чем себя занять. Потом вспомнил, что специально на такой момент взял с собой найденную в кустах чью-то брошеннную палатку. Палатка была в хорошем состоянии, но чрезвычайно грязная, заиленная, пролежавшая на ветрах не один месяц. Отстирать до первозданного состояния ее не удалось, но зато удалось отмыть от грязи и ила. Второе дело, которое мне покорилось в этот вечер, это заплатка на надувном плотике - бывшем дне моей любимой пластиковой лодки. Лодка канула в вечность, а плотик оказался очень полезен для купания. Что мы периодически и делали, прерывая свои занятия на несколько минут.

К девяти стало темнеть. Солнце сначала покатилось по краю громадной скалы, напротив которой мы стояли, а потом и совсем скрылось за ней. Скала была настолько огромная, что занимала слева направо все обозримое пространство напротив нас. Купаться было еще возможно, но близилась ночь, и я оделся к ужину. Температура же воздуха не торопилась падать и пока оставалась в пределах 25-26 градусов.

Между тем в то время когда мы занимались своими делами в пару метров от нас там, где начинался лес, что-то шебуршилось и копошилось в палой листве,  в траве и меж валежником. На один из таких шорохов я оглянулся и увидел двух крупных серых лесных мышей. Это были две толстые особи, которые, абсолютно нас не стесняясь, прыгали друг за другом вокруг и по веткам, в достатке валяющимися у корней деревьев. Они вели себя настолько нагло и непринужденно, что у меня было достаточно времени сходить за телефоном и сфотографировать их, если бы я вовремя об этом сообразил. Полночи они резвились и шебуршились в кустах, изрядно пугая нас ортохантавирусами (я говорю о ГЛПС).

В этом походе я научился пить чай. Жара за весь день незаметно отняла у меня силы и воду, и в тот вечер я минут сорок сидел, попивая одну за другой кружки травяного чая, разбавляя его сгущенным молоком. Никогда ранее за подобным занятием я замечен не был.

Между тем словно сам собой накрылся стол, мы поужинали и стали откровенно скучать. Не помогла и на сначала на одну треть, а потом и на другую опорожненная бутылка водки. Разговоры не клеились, анекдоты не шли на язык. Тимур достал JBL, а Михалыч с него врубил музон на всю округу, так любимый им (ей), и мне совсем стало скучно. Возле ножки раскладушки, на которой я сидел, стала стремительно расти горка окурков. Я не против музыки, но слишком уж чужды мне современные молодежные вкусы. Через час, когда их музыкальный эм-эр-зе запас иссяк, я попросил блютус бразды в свои руки и устроил им “Угадай мелодию” тепероь уже по своему музыкальному складу. Тут уж я отомстил настолько, насколько мне позволила совесть. Насколько было в это время скучно ребятам, сказать точно не могу, но через полчаса мы потянулись спать.

Девчонки поставили свои раскладушки поперек пляжа, ничего не подкладывая под задние ножки, мы ж с Тимуром решили спать вдоль. Мне было лень что-то мудрить и выравнивать поверхность. Решив, что сойдет и так, я залез ногами в спальник, а верхом просто прикрылся. Температура была около 20, и ночь не обещала быть холодной. Над головой раскинулось звездное небо. Хорошо было видно оба ковша и две планеты, летящие друг за другом в высоком башкирском небе. Возможно, Марс и Юпитер. Я стал думать о том, как сейчас на свежем воздухе спится ребятам, едва ли когда-то ночевавшим в палатке. Но тут же словно в ответ услышал храп Тимура и успокоился. Но мне сон не шел. Тогда я воткнул в уши “Черновик” Сергея Лекьяненко, но и он не помог мне обрести путь к Морфею. Слишком уж неровно стояла раскладушка, меня прижимало к левой планке, отчего затекали и рука, и нога. Решившись я встал, подложил под ножки свои сандалии, блаженно лег на отгоризонталенную поверхность и практически сразу провалился в долгожданный сон.

Ага, совсем забыл сказать, что весь вечер вдоль великолепных и величественных скал, уходивших в небо, напротив которых мы стояли, бродил печальный булькающий звук. В отличии от наших девушек, я не сразу обратил на него внимание. Это кто-то рыбачил, привлекая сомов. Я поднапрягся и разглядел катер, стоящий в сгустившихся под скалой сумерках у противоположного берега. Он был там до самой темноты, потом зажег бортовые огни и еще долго ходил вдоль скал, покачивая на волнах разноцветными огнями. Полагаю, что всю сомовью рыбалку мы ему испортили. Ибо JBL это вам не хухра-мухра!

А после того как мы погасили над столом свет и улеглись каждый по своим кроваткам, я выстрелил в небо зеленую-зеленую ракету, провожая замечательный водный день.

Утром, когда мимо нас прошел третий по счету катер, я понял, что более не усну, а времени не было и семи. Я вновь воткнул в уши Лукьяненко и дал ему возможность поразвлекать меня еще с полчаса, а значит и удержать в постели. Спать я более уже не хотел, но что поразительно, за этот период, пока я слушал аудиокнигу, более ни один сволочной катер не потревожил ни водной глади, ни наших ушей. Когда время перевалило за семь, я решительно встал и стал совершать привычный утренний моцион. Через четверть часа поднялся и Михалыч. А уж вместе с ним мы развели бурную деятельность - сварили кофе, набрали чистой воды из водохранилища, пока еще не замутненной катерами, ну и так далее. Я начистил картошки, чтобы сварить ее сразу с утра на обед, но тут она попала в руки Михалычу, а потом и Даше-мотор. А те уже не могли не приготовить ее без грибов, кабачков, лука, зелени и всего такого, что превращает продукт в кулинарное блюдо. А на утро у нас была обещанная яичница и кофе.

Сегодня спешить нам было некуда, так что на утренние сборы мы ухлопали столько времени, сколько смогли, встав на воду лишь часов в 11. До портретов (52.9297, 56.7839), слава всевышнему, никто не пошел, ибо дома я разобрался, что грести до них надо было бы еще километров … Короче, полдня, если не весь день.

Обратно дорога пошла легче. Я был крайне удивлен, когда всего лишь за полтора часа пути мы прошли расстояние в половину нашего вчерашнего маршрута. Неужели здесь есть течение? Через пару часов мне удалось  проверить свою теорию, барахтаясь на надувном плотике вдоль нашей обеденной стоянки. Действительно, медленно но неотвратимо совершенно в безветренную погоду меня сносило в сторону плотины. Это хорошо! Значит передвигаться в этом направлении гораздо проще, а значит маршрут вдоль всего водохранилища сверху вниз становится все реальнее и реальнее. Маршрут этот не фантастика. Его реализовывали другие неоднократно, но вот для меня он пока остается лишь мечтой. Основная причина слишком сложная и далекая заброска.

А между тем мы лихо гребли в обратную сторону, дважды останавливаясь на сигареты и легкий перекус. Внимательно следили за катерами, ибо сегодня уже пятница, и их количество в связи с началом выходных увеличилось раза в три. Был момент, когда нам пришлось аж несколько минут держать байдарки перпендикулярно волнам, потому как нас “прижало” аж 5 катеров. Три из них шли в одну сторону, а четыре в другую.

Наконец, решили встать часа на три и отколбаситься, что называется, на последние. Стали присматривать место. Им оказался берег в часе хода до плотины. Это был пятачок на земляном берегу, расчищенный чьей-то заботливой рукой. На покатом склоне стоял стол, мангал, сваренный из толстых листов железа, грубо сколоченный досчатый шалаш, укрытый полиэтиленом и полный чьи-то вещами. На берегу присутствовало даже горизонтальное место, выровненное видимо под палатку. Здесь мы и съели с утра приготовленную заботливыми женскими руками тушеную с грибами картошку, а ребята дожарили свой шашлык. Да, девчонки были у нас супер!

Тут я окончательно понял, что и Тимур это несомненно находка. Его уговаривать не надо. Без дела не сидит. Все время возиться с мясом и жарит, жарит и жарит. При этом очень хорошо и по доброму улыбается. Пока мы сидели на берегу и смотрели как девушки барахтаются в воде на надувном плотике, он рассказал, что совсем недавно весил 105 кг и похудел на 40 кг, занявшись своим питанием. Говорил, что выглядел в эти времена на 35 лет и, когда он шел по университету, с ним студенты здоровались, думая, что он преподаватель. А он всего лишь навсего закончил 4-й курс. Правда, после рабфака и армии.

Место наше слегка возвышается над водой, и с него хорошо видно, как мимо нас по водной глади туда-сюда снуют катера. Словно на каком параде. Движение очень напряженное. При этом, как правило, все катера делятся на две категории. Первая - это богатые железные машины с мощными моторами, с жутким моторным ревом, иногда заглушаемым юными женскими визгами, быстро проносящиеся мимо в режиме глиссирования. От таких идет большая волна, а иногда и беспокойство. Ничего не стоит капитану такого судна пройти в паре метров от байдарки, опрокинув мощной волной. Первое время на Юмагузино, когда байдарки были в диковинку, катера очень часто подходили поближе, чтобы разглядеть нас получше и помахать ручкой. В этот раз все держались от нас на почтительном расстоянии. И хорошо.

Странно, а ведь каких-то тридцать лет назад ни о каких катерах здесь и речи идти не могло. Река Белая была летом популярным всесоюзным байдарочным маршрутом, а весной - для катамаранов.

Вторые - резиновые лодки с маленькими моторчиками, издающими звук чуть громче электробритвы или вибратора. Они маленькой точкой появляются на горизонте и этой же маленькой точкой еле ползут мимо, перегруженные толстыми голыми тетками и баулами. Порой за собой на 15-20 метровом тросе они тащат еще надувную лодку с горой наваленными вещами. Все это им необходимо для хорошего отдыха.

Еще ходят речные трамвайчики человек на 10. Это бизнес. При желании можно купить билет как на водную экскурсию (примерно 25 тысяч рублей на 3 часа на 8 человек. Я узнавал, когда хотел прокатить своих знакомых), так и на заброску-выброску на красивое место (здесь цена по договоренности). А вот водных мотоциклов в этот раз мы здесь совсем не видели.

Однажды я взял у знакомого катер - большую ПВХ лодку с форсированным до 20 л.с. двигателем, легкую и хорошо выходящую на глиссирование. На ней вчетвером мы за весь день прошли Юмагузинское водохранилище снизу до верху и обратно. Скажу прямо, никакого особого удовольствия это у меня не вызвало. На ветру холодно плюс ужасный рев да запах бензина. Катер бьет на волнах, красоты проносятся мимо. Один раз пройти на моторе можно, но на второй раз уговорить меня уже сложно.

Но вернемся на берег. Стоянка наша была явно кем-то хорошо обжита, и каждый миг мы ждали прихода хозяина. К концу пребывания меня стало уже напрягать - смотреть на каждый катер идущий в нашу сторону и думать, хозяин идет к нам или кто мимо держит путь. Кроме того сиденье под солнцем (да пусть даже и в тени) стало мне достаточно надоедать. Активизировались слепни всевозможного калибра, которых постоянно приходилось отшлепывать. Примерно 1 слепень каждые 2-3 минуты пополнял ряды безвременно канувших в лету слепней. Чтобы успокоить кожу от укусов и солнца мы купаемся каждые 15 минут в мутной, как в священной реке Ганг, воде. Это проходящие катера подняли муть со дна близ земляного берега.

Время было уже близко к пяти, и нам надо было собираться домой. Да и сигареты уже кончились. Тимур напомнил нам, что мы оставили одну сушиться близ водопада, но там ее не оказалось.

Байдарки разобрались так же лихо, как и собрались. Очереди на подъезд к воде уже не было, хотя количество машин, ожидающих своих хозяев, увеличилось раза в два.

На обратном пути мы заехали в “Ласточкино гнездо” - домик под ресторан, расположенный на одной из вершин, окаймляющих водохранилище. С него открывается чудесный вид и на воду, и на плотину, и на башкирские просторы. А еще через 15 минут мы вломились в “Шестерочку”, где и реализовались подобно изголодавшимся туристам, только что вернувшимся с крутых крутых гор. А еще через три часа круиз контроля мы были дома.

Поход был великолепным, наполненный водой и солнцем, но для меня чудовищно  сложным, потому как я практически ничего не делал. Только сидел и смотрел как режутся помидоры, варится картошка да жарится шашлык. Наверно вот так и становятся пенсионерами.

21.07.2020
Бинду Лалана


Рецензии