Стань мне своим. Или съешь
Сергей Капица
Могу только предположить, что данную фразу интереснейший человек и замечательный учёный сказал сгоряча, болезненно реагируя на социальное и прочее поведение того общества, в котором жил сам. И конечно же, Сергей Капица не имел в виду настоящих баранов, не рассматривал всамделишных кошек как пример отсутствия организации. Данные животные фактуры издавна используются для обозначения шаблонности или независимости мышления, присущего в первом случае баранам, козам, овцам, коровам, быкам и прочим млекопитающим, а во втором варианте, как многим нравится думать - кошкам и, разумеется, котам. Однако, это нормальная реакция человечного разума, прежде всего в самом лучшем смысле интеллигентного, отвечать судорогами на раздражение извне, распределяя по уже существующим животным полочкам такой разнообразный, но всё-таки человеческий род. Часто неосознанно и поэтому настолько же часто неверно. Как в данном случае. Потому что Сергей Капица имел в виду именно человека. А человек - существо абсолютно стадное. И был таким всегда.
Ну, хорошо. Кому-то не нравится слова "стадо" и "бараны", благодаря которым почти любая речевая связка будет иметь негативный окрас. Но если заменить стадо на стаю или прайд, а вместо баранов упомянуть волков или львиное содружество - слова Сергея Капицы потеряют своё назначение. Учитывая, кстати, что львы, живущие в тесном обществе, принадлежат к семейству кошачьих. Несмотря на то, что их привычная форма стадного существования - это прайд. Гордое слово для сильных животных. Так же, как и волчья стая обозначает нечто свободное, независимое и опасное, присущее, как уже упоминалось, волкам. Однако птицы тоже летают стаями. И глупые рыбы не сбиваются в рыбьи стада. Зато именно стадами собираются антилопы, обозначить которыми чью-либо баранью шаблонность не получается совсем. Антилопа считается красивой и стремительной. Лёгкой и изящной. Как и большинство лошадей или мустангов, чьи табуны тоже не употребляются в качестве порицания, несмотря на то, что все упомянутые и ещё не названные животные подвержены действиям врождённого инстинкта, который вполне можно назвать стадным, если появится такое желание. А дело в том, что мы имем дело всего лишь с игрой слов, обозначающих различные состояния и смысл в контексте когда-то возникшего стереотипа. Тогда получается, что Сергей Капица прав, используя устоявшуюся словесную комбинацию в качестве определения глупости и дури? Да нет же. Потому что он, как и все следующие за данным речевым шаблоном, не учли ещё одного очень важного составляющего. Кто стоит во главе любой человеческой или животной группы. Вожак, лидер, дрессировщик или пастух.
Понимаешь, в стае волков есть вожак. Он родился в этой стае, он вырос в ней, а затем за свою силу и способность быстро находить добычу он был избран эту стаю вести. Вожак ведёт свою стаю, спит среди других волков, нянчит со своей волчицей маленьких волчат, живущих по единым для всей стаи правилам. Точно так же происходит с выбором лидера в львином прайде, в стаде антилоп и диких лошадей, среди большинства птиц, млекопитающих и земноводных. Все эти живые существа идут за тем, кто определяет направление, показывает и прокладывает дорогу. Он - центр. Вокруг него - его братство, единство, семья.
С дрессировщиком всё совсем по-другому. Его звери и люди - подневольны. И неважно, идёт ли речь о баранах, львах или, как это было не так давно, человеческих уродцах - дрессировщик сажает их в клетку и заставляет выполнять трюки для зрителя с целью получить за это выступление деньги. Он не вожак. Он просто хозяин. Которому принадлежат все эти бараны, волки и львы. И, в некотором смысле, люди.
А ещё есть пастух. Здесь всё совсем просто и дело также в постройке своей жизни ценой чужих. Пастух выгуливает свою собственность до тех пор, пока ему не потребуются деньги, которые он получает, снимая чужую шкуру и продавая её вместе с мясом. В некоторых случаях он согревается шкурой сам. И ест котлеты из тех, кого недавно так заботливо пас. Дрессировщик и пастух не похожи на лидеров и вожаков. Точно так же непохожи мысли тех, кто видит перед собой общую на всех жизнь или организованный цех по переработке живого сырья. Общим у дрессировщика и пастуха является их стремление подчинить свою скотину движению палки или кнута, превращая в приказ любое движение, слово и даже свист. Заставляя подчинённую живность делать то, что надо их хозяевам: независимо от животного вида и расы сбиваться в стадо, кататься на велосипеде и кушать указанную траву. И вот теперь мы снова пришли к разбираемой фразе.
Сергей Капица никогда бы не обмолвился о бараньей составляющей людей, если бы людьми руководили сильные вожаки и лидеры, преданные своему стаду, стае, косяку или прайду. Нельзя обвинять сразу многих в их шаблонности, потому что тогда придётся заклеймить любую цирковую обезьяну в её рабском сознании, любого плавающего в аквариуме дельфина в неумении противостоять своему заключению, а всякую домашнюю корову в мягкотелой покорности и потакании чужим аппетитам. Хотя она взращивала целое семейное поколение своим молоком, а её хозяйка по-настоящему горевала, закапывая на семейном кладбище общую кормилицу, когда коровьи годы подошли к концу. Да, кормилица, вот, кем она для людей была. А коровье стадо являлось признаком благополучия и сытости, несмотря на то, о чём там коровы мычали между собой.
Шаблоны или рамки бывают разные, хорошие и плохие, уместные и не очень, разрушительные и, напротив, создающие и удерживающее что-то наполненное смыслом для тех, кто только что родился, будь то молодое деревце, маленький барашек или такой же крохотный и ещё неразумный человеческий детёныш. Вот только заметны упомянутые лекала становятся лишь в случае пренебрежения к смотрящим на тебя судьбам. Среди которых порой неважно - зверь это прирученный или отчаянно желающий понять причину своих стадных мыслей человек.
GC
Великий Пастух
http://proza.ru/2015/10/31/344
Неестественный Отбор
http://proza.ru/2019/09/17/100
Свидетельство о публикации №220072100249