Плач по Украине

ИЛИ выборка из писем двоюродной сестры.

         Моя мама Мария была старшей дочерью экономиста Кузьмы Смирнова и первой внучкой Генерал – лейтенанта царской армии Александра Кузьмича в семье когорого было 18 детей. После  Марии в семье Кузьмы появился в 1903 году сын Саша, а потом дочь Нина (1905 г.р.) и дочь Оля (1907 г.р.)
          Вся огромная семья Смирновых поддержала Октябрьскую революцию и Советскую власть. Но Кузьма погиб по анонимному доносу от соседей в 1920 году. На 19-тилетнюю Марию легла ответственность за младших детей и мать - бывшую барыню. Имеющие образования Мария  с матерью по призыву Ленина стали  учителями в советской школе Политпросвета. А Нина с Олей, окончившие УШИ – Ударную  школу искусств,  украсили полученную квартиру картинами, да ещё и нашли себе мужей.

          В 1925 году у Марии появилась племянница Алла от сестры Нины, в 1927 – племянник Юра от брата Саши, а в 1927 году племянница Света от младшей сестрёнки Оли. Младшие дети Кузьмы Смирнова считали Марию своей второй матерью и возложили на неё воспитание своих детей.

        Мама умерла на моих руках в 1992 году, в Алма-Ате. До конца дней своих она писала письма всем родственникам и двоюродным братьям и сёстрам огромной  семьи Смирновых.
        В 1939 году брат нашей мамы покончил жизнь самоубийством и связь с его женой и племянником Юрой оборвалась после Ашхабадского землетрясения
         Младшая, любимая сестрёнка Марии Оля ушла из жизни в 1969 году, а о смерти тёти Нины мне сообщила Алла в 1993-м.

         Ко мне по наследству перешла обязанность поддерживать связь с роднёй, но наиболее часто я обменивалась письмами с Аллой, живущей в Киеве.
Алла, как и я, прожила без мужа и детей, ухаживая за родителями и  брате Жоре,  родившимся в Ленинграде в 1940 году, как и моя сестрёнка Ира.
 
       С  2014 года Алла писать перестала, и я общалась с ней по телефону, а также узнавала новости и получала фотографии от её племянника Дмитрия по электронной почте. Но в 2018 году телефон Аллы не ответил,  мой почтовый ящик оказался заблокирован, а Дмитрий перестал мне отвечать. Я послала телеграмму на адрес квартиры Аллы в Киеве, с вопросом, что у них случилось, но ответа не получила. 9 августа 2018 года Алле исполнилось уже 93 года и я поняла, что по всей вероятности она умерла, а квартиру племянники продали…

         С 20 апреля из-за разразившейся пандемии границу Алматы закрыли,  я оказалась отрезанной от родственников, и в полном одиночестве. Нехватку общения с родными и ушедшими в мир иной друзьями мне заменили Вечера Владимира Соловьёва.
       Потеря моей двоюродной сестры Аллы,  и гражданская война на Украине ввергает меня в депрессию. В 1961 году я попала в коллектив, возглавляемый директором и всеми главными специалистами из Украины. А мы - молодые специалисты – русские, казахи, чеченцы, евреи, немцы, татары  с удовольствием пели песни на напевном украинском  языке.
        В этом году Алле могло бы исполнится 95 лет, поэтому я нашла в своих закромах 3 последних письма в период с  2013 по 2014 год, а перечитав их решила опубликовать в рубрике эпистолярного жанра.

№1 – ОТВЕТ АЛЛЫ на мои письма и бандероль с первой книжкой после посещения Москвы на 90 – летний юбилей жены старшего брата Марии Ивановны Вышенской в 2012 году.

       Дорогие мои и родные (я ещё и двою – родные) Риточка, Ирочка и Виктор!

       Буду обращаться к Рите, а кузен и кузина, на равных могут читать мои словоизлияния, если им интересно…
         Риточка, я прочитала половину твоей автобиографической книги и пришла в восторг! Да, да!! Ты просто талант – слог, стиль… это говорю совершенно искренне. Очень легко читается и интересно. Особенно меня взволновали строки, где ты описываешь вашу (и нашу!) жизнь в Чимкенте. Мне ведь было уже 16 лет и я всё прекрасно помню: как бабушка в белом фартуке и белой косыночке выбегала на улицу и собирала конский навоз. А потом я с  вашей мамой (тётей Люлей) делали кизяк для печки – буржуйки.
А вот вы – трое (Рита, Ира и Жорик) были ещё крохи.
Петух, поклевавший Ирочку, был злой, как цепная собака и я помню, как девочка узбечка, приносившая на всех! пол литра молока стояла за калиткой и кричала: - «Тётя! Возьмите молоко, я вашего петуха боюсь!»

      Не знаю в курсе ли ты, что я закончила в Чимкенте техникум, эвакуированный из Киева, и получила диплом технолога, что мне позволило работать на инженерных должностях и поступить в Одессе на землеустроительный факультет в 1944 году.  После Победы из Одессы мы переехали в Ленинград, но увидев пустую квартиру и чувствуя вину за смерть матери в блокаду, откц перевёлся из Ленфильма на киностудию в Киеве, где  его назначили главным инженером студии Кинохроники и обеспечили двухкомнатной квартирой. Отец – творческий человек мучился в этой должности меньше года и ушёл на должность нач. цеха съёмочной техники.

       В Киеве я окончила 2 курса КИКИ (Киевский институт кинематографистов), но скоро мне всё это надоело и я пошла работать на завод…
Мои однокурсницы, окончившие ин-т, были распределены в разные "захолустные" точки СССР, где сидели с бумажками, а когда приехали с экскурсией на наш завод и увидели меня, то закричали: - «Алла! Какая ты счастливая!»

     Это письмо пишу «сериалами», по несколько строчек в день. И вот тут получился длинный перерыв из-за проблем со здоровьем  в моём возрасте. Я не жалуюсь, а оправдываюсь. Дело даже не в зрении, которого почти нет, а в головокружениях, обмороках и т.п. Пошлю тебе «хохму» о моём возрасте:_ «Сколько Вам лет? – 12 до 100!!»
     Последние 20 летя работала на военном заводе (нынче это не секрет!) инженером по анализу и учёту брака. Работа была интересная, но очень ответственная и нервная, т.к. каждый старался себя выгородить, чтобы премии не лишится. Меня вызывали в цеха на сборку приборов для космических ракет как следователя по установке виноватого в браке прибора.

       У тебя, Рита была тоже очень интересная и нужная работа и жизнь полная приключений, которые ты красочно описываешь. Я пришла в ужас от количества комаров, фаланг, и прочих скорпионов. Всю жизнь боюсь пауков, могу даже в обморок упасть. А вот мышей, лягушек и прочих жаб не боюсь и даже могу в руки взять.
        Ещё раз спасибо сестрёнка за замечательный «роман» я тоже, прожив 88 лет никогда не врала, не подлизывалась, не лицемерила, а резала «правду – матку» в глаза, проявляя вежливость и терпение, как и ты. Целую и обнимаю всех вас, мои родные. Алла


ПИСЬМО №2 – Риточка!!  Написала длиннющее письмо, но отправлю его в другом конверте, если придут вместе, то будет ещё веселей.
       Посылаю вам фотографию  нашего общего дяди Арсения Смирнова, проделывавшего огромную работу по созданию генеалогического древа и написавшего книгу «Боблово и его обитатели».
       Пока дядя Арсений был жив, он вёл с нами переписку, очень много интересного сообщил о семье Смирновых. После его смерти я переписывалась с его женой Сашей.  Несколько лет назад Саша умерла. На юбилей дяди Арсения я им стихи написала, но черновик уже найти не могу, а содержание не помню.

        Ты была совершенно права, когда написала, что будешь ждать ответа к Новому году. у меня в связи с ненормальной погодой – в декабре не было снега, а температура +5!!! совсем силы пропали, лежу и подняться не могу. А тут у нас ещё и началась «Революция» !...
        Ну, начну всё по порядку:
Спасибо за присланные рисунки т.Ольги. Для человека, который фактически нигде не учился – это очень здорово. Её рисунки оригинальные, поэтичные, интересные, «грамотные»  и передают движение. В общем Очень, очень!

        Хочу рассказать тебе где учились в Ашхабаде Ольга, мама Нина и папа Шура. В 20-е годы там была открыта для молодёжи худ.школа УШИ (Ударная Школа Искусств). Там и познакомились наши родители, и у папы с мамой начался роман. После окончания УШИ они поженились. А папу, как наиболее талантливого ученика направили заграницу в Персию, в Тегеран для оформления Советского клуба при посольстве.  Мама жила у Марии Александровны – свекрови,  и когда папа вернулся мне уже было 2 года. Он стал работать на студии «Туркменфильм», где нарисовал первый советский мультфильм «Белое золото». Папа был прекрасным художником и мог нарисовать ВСЁ!
Не говорю уже о его изобретениях: фотоаппарат «Спарт», ручная съёмочная камера АРК и многое другое. Но в наследство от папы мне досталась только «2-х комнатная квартира в Киеве, где я проживаю с семьёй племянницы – Ани, хамами и грубиянами, которые со мной даже не здороваются и ждут моей смерти, УВЫ!!
        Приходится всё терпеть в силу своей беспомощности. Пока, «Слава Богу!», обслуживаю себя сама – готовлю себе, делаю постирушки и хожу в туалет…

         Теперь о наших проблемах и волнениях в стране. В общем-то Украина восстала! Я раньше писала вам, что у нас сейчас у власти мафия, возглавляемая бывшим уголовником Януковичем (в народе его нарекли Бандюкович). Это тупой, малограмотный ставленник олигархов. Они все "повязаны", а когда один из них - Кушнарев стал возражать, его «случайно» подстрелили на охоте.

        Не помню рассказывала ли вам чем занимаются младшие – дети Жоры. Сын Дима (37 лет) окончил КПИ (Политех). Раньше он работал в шикарной фирме с выездом за рубеж. Он побывал в Вене, Вашингтоне и др, но когда случился кризис Диму сократили и сейчас он работает на фирме по внедрению телекоммуникаций на предриятиях, его жена Виктория (27 лет)окончила институт Культуры и получила диплом певицы и хормейстера. Пыталась попасть в театр,но теперь прекрасные голоса там не нужны! Все поют на эстраде под «фанеру», а в театры мало кто ходит.
        Племянница Аня работает в бригаде – расписывает стены и потолки буржуям-олигархам. Её дочь Саша живёт отднльно, работает и учится заочно на психолога. Вова – сын 18 лет учится в колледже. Мишка – муж Ани раньше работал на заводе, но теперь все заводы порасапались и ему пришлось заняться «евро» ремонтом квартир у «нуворишей» - ломают несущие стены, с жиру бесятся, а потом дома рушатся…

Риточка, пиши мне, дорогая, я постараюсь отвечать
Привет Ире и Виктору. Алла



№ 3 – ПОСЛЕДНЕЕ  ПИСЬМО

       Дорогая Риточка, здравствуй!
Ты что-то раскисла, что не похожена Смирновых – Вышенских!
Спасибо большое за письмо и фотографии. Мне это всё доставило большое удовольствие. Твои приключения в Москве конечно огорчают, но жизнь есть жизнь – увы!
       Машенька (Мария Ивановна Вышенская) просто очаровала в свои 90 лет! Внуки Ира славные ребята. А правнук Виктора кроха Николенка выглядит совсем не по возрасту. Теперь даже младенцы выглядят старше своего возраста и имеют осмысленный взгляд.

       Извини, что долго не отвечала. У нас была жара до +34, а потом резко упала до 10 градусов даже днём!.такие перепады на меня плохо дейсвуют и я не могу подняться с постели. Я уже 10 лет из квартиры не выхожу из-за проблем со зрением и головокружением. Но писать очень люблю – дорвусь до бумаги и не могу остановится…

      Своё 88-летие я отметила, на мой взгляд, неплохо – было много цветов и фруктов из еды сумела состряпать куриные бёдра, цветную капусту в яйце и компот.
Одна соседка, поздравляя меня «выдала» остроумное предположение: Это две бесконечности, поставленные на попа!(Фото юбилея на иллюстрации)
      Спасибо двум «девочкам» соседкам, которые накрыли стол и помогали  с мытьём посуды. Днём нас было пятеро, а к вечеру подъехали Дима с Викой, после дачи и Саша – дочка Ани. Дима сделал фото и пошлёт тебе - увидишь мою «красоту» и всю нашу компанию во главе с Жорой. (См. фото юбилея на иллюстрации)

      А теперь про наш «Майдан» или революцию против Бандюковича. Москва хочет втянуть Украину в Таможенный союз, который наша молодёжь называет «Таёжный». Путина я ненавижу, как и большая часть украинского  Запада. Это наглый КГБист, пигмей. Его наш Саакашвили прозвал Лилипутин.
      Средневозрастные украинцы с опасением относятся и к ЕС и к Москве, а вот молодым кажется, что в ЕС их ждёт «манна небесная»…
       Мне не понятно в общем-то, почему идёт борьба за обнищавшую, с развалившейся экономикой Украину?! Я думаю, что скорей всего чтобы сбыть свои завалявшиеся товары. Рассуждаю, как обыватель… Но наша молодёжь, узнав, что Украина не вступила в ЕС, - вышла в Киеве на Майдан (Площадь Независимости), а к ней присоединились люди из других городов Западной Украины. Они мирно пели, танцевали, рисовали антиправительственные плакаты….
А к 30 ноября в Киев стали стягиваться отряды милиции из других городов. В 4 часа утра отряд «Беркут» в спецодежде взяли в кольцо Майдан и стали избивать молодёжь палками и сапожищами.
      Кадры избиения обошли весь мир, а я, проснувшись ночью включила телек и это всё увидела. Драка продолжилась и 1 декабря, были убиты 12 журналистов. Точного количества пострадавших не называют, вроде от 60 до 80-ти человек. Многие, добравшись домой, побоялись вызывать «Скорую», опасаясь репрессий. У молодёжи были побиты головы, поломаны рёбра и конечности, а 25 декабря избили журналистку, выступающую против Янека.
     В общем ужас и Кошмар! После этого киевляне и прибывшая из других городов оппозиция вышли на «Народное Вече» почти пол миллиона человек!

         Юля Тимошенко, которая сейчас сидит в тюрьме была очень «зажигательная», поднимая «Майдан» в 2003 – 2004 годах против  Ющенко. Он оказался мерзавцем и подлецом, окончательно развалившим страну. Не везёт украинцам с Президентами!
Кравчук, провозгласил независимость, за что его и выбрали, потом Кучма с роднёй развалил промышленность и сельское хозяйство, за ним – Ющенко и наконец Янукович окончательно всё «прихватизировал».

         Извините меня, дорогие, что я так «фонтанирую»и очень эмоциональна, как все Смирновы. Я всю жизнь боролась со злом и требовала справедливости. Хорошо только, что у нас, не то, что в России и можно говорить правду!
Мне кажется, что ваш Назарбаев умней всех наших Президентов. Если бы нашёлся у нас такой, как он, м.б. что-нибудь и изменилось в Украине…

       Наша молодёжт – Аня с Мишкой и Дима с Викой по выходным ходят на Майдан, да и многие мои соседи его посещают. Рассказывают, что там мирная, доброжелательная обстановка. Многие приходят с маленькими детьми, милицию убрали.
Хорошо, что погода довольно тёплая и нет осадков.
Приезжие ночуют в обогреваемых палатках, поставили биотуалеты. В штабе Майдана есть врачи, юристы…

      Ну вот, получилось не письмо, а доклад о межународных отношениях… Смех!
Я не знаю, имеете ли вы возможность «поймать»  Украину по Интернету, а Россия всё врёт, поэтому написала так подробно, чтоб вы знали.
              Целую, обнимаю ВСЕХ    АЛЛА


МОЁ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      
        9 мая 2014 года я позвонила Алле на городскую картиру чтобы поздравить с Праздником великой Победы, разговаривала почти час, что меня разорило. Но попросила на политику не переходить, поскольку мы всё видим по Интернету.Но Дима в ответ на моё письмо встал на сторону Аллы и написал, что московские журналисты всё показывают неправильно, а у них всё прекрасно и отдавать свою землю украинцы не собираются…
         Вероятно, когда Киев стал бомбить Донецк ему стало стыдно и он вспомнил, что его прабабушка умерла в Ленинграде в блокаду и взломал мой почтовый ящик, чтобы удалить свои письма.

        По традиции завершаю свой рассказ стихотворениями сестры Аллы.

Стихотворение 1978 года, из письма тёти Нины для моей мамы:

Не жалей меня, мама,
Никогда не жалей!
Над судьбой неудачной
Слёз горючих не лей.

Я сама проложила
К одиночеству путь…
Не вернуть всё, что было,
Вешних дней не вернуть.

Я злодейку-судьбу
Никогда не кляла –
Одного полюбила,
Видно, глупой была.

Одного ожидала
И была тем горда!
А судьба наказала…
И… промчались года.

Только я не несчастна,
Ты уж в это поверь:
Я достаточно властна,
Обошлась без потерь.

Муж меня не терзает
И не бьёт, как иных.
Очень часто бываю
Я счастливей других

Стихотворное поздравление от на очень красивой открытке с изображением Ивана – дурака поймавшего Жарптицу! от Аллы к моему юбилею в 1988 году:

В радушном доме не попойка
(избави боже, – перестройка!),
а юбилей у нашей Риты
и двери для друзей открыты!

З Днiпрових круч привiт братерьский
пенсiонерско – iнженерский
Вам надсила сiмья чимала:
бабуся Нина, Жора, Алла,
Галина з зятем i дочкою,
та ще з онучкою Сашкою

Шлём юбилярше поздравленье
и пожеланье ускоренья
осуществления идей
и разных жизненных затей
Пусть свежий ветер перемен
развеет туч застойных плен!


Рецензии