Китайгородский проезд дом 7

По стечению обстоятельств часто прохожу   через КИТАЙГОРОДСКИЙ ПРОЕЗД. Внимание привлек дом под номером 7. 
   Здание Поликилиники Наркомтяжпрома имени Ф.Э.Дзержинского в стиле постконструктивизма было построено в 1935 году.(сейчас здесь Центральная поликлиника,медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова). 
Ничем бы не привлекло бы внимание это здание - уж очень серое,. громоздкое, если бы не верхняя часть фасада, выполненная, как сказано на сайте поликлиники", выдающимся скульптором ХХ века Верой Игнатьевной Мухиной и украшенный барельефами на медицинскую тематику». Однако по материалам архива РГАЛИ, автором барельефов является не Вера Мухина, а ученик Сергея Конёнкова скульптор Иван Фёдорович Рахманов. ВЕКА НЕ ПРОШЛО, А УЖЕ ТАКИЕ НЕСТЫКОВКИ!  ЧТО ЖЕ ГОВОРИТЬ О ФАКТАХ И СОБЫТИЯХ БОЛЕЕ РАННИХ, НАПРИМЕР, ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА?!... Друзья знают, что я накрепко погрузилась в век девятнадцатый с связи с интересом  к роду князей Гагариных и знаю на собственном опыте, что никакой информации с первого раза доверяться нельзя-  все надо неоднократно перепроверить. Смешно - теперь уже копаясь в интернете, нахожу ссылки на ...МОИ СТАТЬИ! А меня тоже надо перепроверять...ВЕРНЕМСЯ В КИТАЙГОРОДСКИЙ.
   На барельефах:  на одном панно изображена сцена забора крови у пациента и её анализ, на другом – ультрафиолетовая ванна, на третьем – измерение роста пациента и врачебный осмотр. Счастливая мать с дитём. Физкультурники. И даже обнимающиеся обнажённые девушки. К сожалению, на прекрасные работы Рахманова мало кто обращает внимание – здание стоит во дворе, а барельефы расположены в верхней части дома.
   Специалист по психологии творчества Юлия Серебренникова так раскрывает смысл композиции Рахманова: «Сюжет забора крови и лаборантка с пробиркой в руках символизируют кровопролитие - намёк на Гражданскую войну. Советская власть утверждалась через жертвоприношение кровью. Во второй сцене - научные методы измерения человека в эпоху торжества утопических подходов к природе: мичуринцы, лысенковцы, евгеника - «наука» выведения улучшенной породы людей. В третьем сюжете - душ и облучение ультрафиолетом - символы очищения тела. Вода и свет - мужское и женское. Примат тела над душой - основа господствовавшей идеологии. Ключевой для раскрытия всего замысла художника - четвёртый рельеф. Слева красивая пара: женщина с теннисной ракеткой и мужчина в форме футболиста. В центре - легкоатлетка попирает ногой копьё (мужское начало) и диск для метания (женское). Справа - идеальная семья: муж, жена и двое детей. Все персонажи сверху объединены большой цветущей ветвью дерева. Пара спортсменов символизирует гармонию мужского и женского начал (аналог Адама и Евы). Ветвь - символ древа жизни, тянущегося слева направо - из прошлого в будущее. А посередине, в настоящем - метафора отрицания божественного, трансцендентного. Метательница - символ бесплодия: одинокой женщине не создать семьи, не родить детей. Центральная фигура убеждает зрителя в бесплодности идеологии. Вспоминается фраза из «Фауста» Гёте: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо».. Это послание из 30-х годов нам, живущим сегодня, с прогнозом краха системы. Художник метафорически предвещал неизбежный развал советской власти». Захотите увидеть собственным глазами? Тогда Вам на метро "Китай-город", выход к КИТАЙГОРОДСКОМУ ПРОЕЗДУ.


Рецензии