Запись сто тридцать восьмая. Божество

09.02.08 Расскажу про конкурс чтецов-школьников в «Пушкинке». В прошлом году был и в этом опять. В тот раз учителя так нас благодарили – такое, мол, жюри представительное...
Звонит Ольга Геннадьевна в понедельник: «Вы в жюри будете?» – «С удовольствием бы, да вот – гололёд» - «Мы за вами пришлём машину». - «Ну, так это другое дело!».
В четверг были старшие – с 8-го класса. Начался с прокола – соглашался, но не может Усов, сороковины по жене у него. В спешном порядке Иванников привозит Скарлыгина. Начали с маленького не по возрасту мальчика, он читает Никитинское утро «Дремлет чуткий камыш», сбивается, мы в замешательстве – явно не он должен был начинать. Мальчишка садится на место, успокаиваем, мол, не волнуйтесь, мы дадим возможность ещё одной попытки. Потом девушки – несколько человек – очень органичны. Репертуар - Цветаева, Ахматова, Есенин, наш Карбышев, Асадова много, Дементьев и Цой, и Высоцкий. Вот исполнители стихов двух последних авторов первые места и получили и одна с Р.Рождественским.

При подсчете баллов Скарлыгин неприятно удивил: свои регалии назвал - оказывается, он председатель РСП, то есть не только по Томской области, а чуть ли не России. Но это ладно, но он стал снижать оценки за авторов: «Кто сейчас читает Дементьева, Асадова? Раз выбрали их, значит, не велика культура». Ах ты!
Спрашиваю – кто у вас любимый поэт? Сначала отмахнулся, потом – Пушкин, Лермонтов, Рубцов. «Вы на Рубцова сразу вышли, со школы? Ведь мы с Асадова начинаем. А это люди в стадии становления. Вкусы ещё не устоявшиеся»…

Начинаем подсчёт. Он слёту: «Я поставил пятерки вот кому»… Торможу: «Надо все отметки у всех членов сложить, а не с пятёрок ваших начинать. У вас вот тут двойка, а у меня – пятерка». – Горячится: «Я ему за Асадова снизил отметку». – «Так мы мастерство оцениваем или репертуар?»
Ужасно амбициозен. Прочитал по ходу дела своё стихотворение. Вот… ну, буквально не о чем говорить, зато – придыхания, модуляции – всё по методу В.М. Иванникова. Удивлялась, пока сам Иванников не сознался – он его и «натаскивал» на чтение стихов. Всё понятно!
У Владимира Михайловича на первом месте при чтении стихов – артистизм и «показать красоту голоса». (Вот уж что для меня при чтении стихов на самом последнем месте; да я вообще не догадывалась, что декламация – это и «продемонстрировать красоту голоса артиста». Для меня – и содержание-то на втором-третьем месте, а на первом – передача исполнителем чувств автора, владеющих поэтом при создании стихов).

В общем, первый день закончился. Всех наградили, кого сочли… Были и номинации (за обаяние, эмоциональность…).

Как председатель, Иванников – молодец, и вообще – торжественность, праздничность: «Аплодисменты победителю», паузы интригующие – всё это имело место быть, даже и в избытке.

Общее впечатление: зажатость. А первый мальчик даже плакал, говорят. Он ещё раз читал, но опять забыл, с листочка заканчивал.

На второй день были Усов, чтец Доев и мы с Иванниковым. Наученные вчерашним опытом начали с самого куражистого (учителя показали) из шестого класса, самого старшего в этой группе. И пошло! Праздник души: что ни чтец, то маленький гений-исполнитель. Один, (тоже невзрачненький – ростиком невеличка, волосики льняные, худенький), читал Пастернака. Начал «Никого не будет в доме…», я аж замерла – ничего себе, ему же хорошо, если 14. И – абсолютное проникновение в смысл, интонация, паузы – он второе место занял, а первое было у второклассницы. «Зимнее утро» - с таким раздольем прочитан Пушкин, жесты, радость в голосе. 
И авторы – Бернс, Стивенсон «Вересковый мёд» - мороз по коже, баллада длиннющая, трагическая – прочитано на одном дыхании. Конечно, девичий звонкий голосок с содержанием контрастировал, ритм был неверный выбран, но решиться такое на конкурс… Были Фет, Брюсов. А как «Жирафа» Гумилёвского пятиклассница прочла! (Третье место ей отдали). Заболоцкий, Есенин… Были и Барто, и Михалков, даже Рубальская…

Не было троек, спорили потом члены жюри – кому какое место, они все – если не круглые отличники, то уж хорошисты с плюсом – точно. Но распределили, всем дали по книжке, коробке конфет и почти все получили «Похвальные листы» за участие. У победителей – грамоты с золотыми буквами и голограммами. Просто – праздник получился. Мы думали – «а, малышня!» А тут - что ты! Такие все лапочки. Автографы у нас брали. Усов им вручал эти все листы и руку жал.

По ходу дела каждый член жюри давал «мастер-класс» - Доев  Кедрина читал – про Ивана Грозного. Ну, что – лауреат конкурса чтецов ещё 50-х годов, в Колонном зале места завоевывал.

Усов – Олега Афанасьева. Что-то такое не очень большое. Иванников – Василия Казанцева про поэтов. Я же, конечно, Женино – «Золотые тротуары».

А у меня с Леонтием тоже было замечательное происшествие. Раз должен быть Усов – я взяла с собой фотокамеру. Ольга даже чуть «обиделась» - как для Усова, так фотик, а как для всех остальных, так его нет.
(Но я же не конкурс пришла снимать (я потом куда эти фото девать буду?), а «себя с гением», типа - для серии «Великие и я». Вот построим – в мечтах – дом с лестницей на второй этаж, а над ступеньками – портреты…)

Начали считать голоса, мне не до того - вытаскиваю Nikon, вручаю О.Г. – «Использую свое положение в личных целях: снимите меня с Леонтием напару». Она щелкает, щелкает – гляну – не резко. Показала, как на резкость наводить – опять не то! Я аж расстроилась. Да что такое! Леонтий, чтобы меня утешить, – приобнял, я и расцвела. А фото всё равно не резкое получилось

Божество.

-Бабушка, компьютер что такое? -
Задал я вопрос, а в нем подвох.
И, взглянув на небо голубое,
Бабушка ответила:
-То - Бох.

-Бог? Что - правда?
-Ну, а как иначе? Нечего тут думать и гадать!
Он ведь для того и предназначен,
Чтобы людям разным помогать.

Письма за секунду доставляет,
Есть в нем и кино, и телефон,
Разные покупки предлагает
И разбудит утром тоже он.

Внуков можно в нем всегда увидеть,
Посмотреть на них через экран.
Недруга далекого обидеть
И загнать, как беса, в вечный бан.

-Что за бан?
-Поверишь ли- АДИЩЕ!
Самый настоящий вечный ад.
Там сидят отпетые козлищи,
И оттуда нет пути назад.

-Ну, а если кто-то осознает?
- Надо лишь на клавишу нажать -
Тут же бедолагу отпускают:
Бох велит забаненых прощать.

Задал я вопрос свой ради смеха.
Скучно было, вот и все дела…
Ей же в радость было - внук приехал!..
Отвечала честно, как могла.

Пошутил немного над старушкой…
Бабушка, прости ты дурака!
Чай допил из выщербленной кружки
И пошел:
- Дела, бабуль, пока.

Бабушка внучонка проводила,
Потушила свет, закрыла дом,
Села поудобней, «Пуск» вдавила
И предстала перед божеством.

2017 г.


Рецензии