Интервью с Алексеем Шептуновым для Atmosfear 25 20

В точке затухания логики обычно зарождается огонь ритуала. В зависимости от вашего мировоззрения данный акт может иметь положительное или отрицательное значение. А может и вовсе никакого значения не иметь. Кто ж знает, как там в вас срабатывает сугубо ваша вековая сцепка генотипа и иронии судьбы, но, поверьте уж на слово – ритуалу это абсолютно не интересно… В 2019 году архангельские потусторонники MOON FAR AWAY выпустили в свет свой новый альбом «Athanor Eurasia». В дольнем мире ритуального неофолка прибыло, а что уж произошло, в связи с этим в мире горнем нам остаётся только гадать. Верить и гадать. И – идти дальше. Сегодня с нами на связи (и на одной тропе) Алексей Шептунов. Кое-кому он больше известен как Count Ash…      

- Когда группа за 25 лет жизни выдаёт всего 5 полноформатников, это не всегда говорит о скудности их материала и склонности к вымученному долгострою. У MOON FAR AWAY это похоже, скорее, на долгое путешествие на грани миров с периодической фиксацией в звуках своих «путевых заметок»… Где сейчас пролегает ваша тропа?
"У времени есть свойство то замедлять, то ускорять свой ход. Тем более, что у музыки и её создания – часто своё собственное время, которое не совпадает с жизненными периодами человека. Все альбомы MFA создавались и записывались исключительно органично. Причём, как правило, период формирования образов и написание материала обычно занимало несколько лет, а собственно студийная работа по материализации всего накопленного – гораздо меньше. Из подобных вопросов я имею некоторое наглядное представление, как всё это выглядит со стороны. Сам же я не слишком ориентируюсь в объективном времени – мне очень сложно бывает вспомнить, сколько лет назад или в каком именно году случилось то или иное событие. По поводу «всего 5 альбомов» в своё оправдание могу лишь добавить, что ты посчитал лишь сольные альбомы MOON FAR AWAY. Помимо этого, были ещё совместные диски с VISHUDHA KALI и ШЕСТЬЮ МЁРТВЫМИ БОЛГАРАМИ, а также записанный и спродюсированный мной двойной CD корневого устьянского фольклора и огромное количество треков, записанных мною для других проектов – в качестве автора кавер-версий или гостевого музыканта. Кроме того, иногда я организую небольшие концерты или даже фестивали музыки, которая мне близка, а также выступаю – с группой или сольно".

- Это как раз информация для тех, кто привычно считает, что творчество членов различных групп ограничено лишь рамками их основных проектов, и, если «всего 5 альбомов», то это вовсе не означает, что сам творческий процесс выражен лишь этими «номерными» дисками…
"Да, это тот ритм жизни, в котором я живу и сейчас. После записи альбома «Athanor Eurasia», который потом ещё около года дожидался момента своего издания, мы сняли небольшой промо-фильм и клип на одну из центральных вещей с альбома, поучаствовали в записи новых вещей для MAJDANEK WALTZ, SUNSET WINGS, KRATONG и упомянутых уже ШЕСТИ МЁРТВЫХ БОЛГАР, записали кавер на песню СМУТЫ, сыграли с десяток концертов (в том числе я лично – в составе германского проекта ORPLID), организовали и провели в Архангельске первый (надеюсь, не последний) «Арх Нео-Фолк Фест» – и приступили к записи нового альбома".

- Если ваш знаковый альбом «Беловодие» (2005 г.) был подчёркнуто русским, где наш Север выступал неким оплотом в войне против чужеродной псевдо-культуры, то «Athanor Eurasia», наоборот, отметает слишком приземлённый принцип «разделяй и властвуй» и показывает схожесть культур, поднимаясь над всем этим сумбурным (а порой и слишком просчитанным) инфо-шумом… Что случилось во Вселенной MFA по пути между этими двумя релизами?
"Не думаю, что на самом деле что-то принципиально изменилось. Просто, когда мы делали «Беловодие», у нас было желание максимально ярко и целостно заявить о мощном пласте традиционной северорусской народной культуры и её праве быть включённой в общую канву современного неофолка и пост-фолка. Что мы и сделали, вдохновляясь духом европейских первопроходцев этих жанров. И «Athanor Eurasia» – это как раз продолжение начатой тогда истории, но с другим звуком и другой изначальной задачей: в новом альбоме корневые русские тексты на равных правах соседствуют с авторскими, написанными в основном под влиянием англо-саксонской традиции нео-фолка. При этом англоязычные номера, которые включены на «Athanor…», были написаны одновременно или даже раньше альбома «Беловодие», и лишь дожидались своего часа, чтобы обрести подходящее концептуальное обрамление".

- Инна Желанная как-то сказала, что её собственные песни просто перестали писаться, не приходят и всё тут. Фактически это случилось, когда она практически полностью погрузилась (при активном участии Сергея Старостина) в исполнение именно народных песен. Вы тоже многие годы часто отправляетесь в фольклорные экспедиции – и многие годы авторских песен Алексея Шептунова не становится больше. Во всяком случае, в записанном виде. Даже на последнем диске твои англоязычные номера или не твоего авторства, или созданы были аж в начале «нулевых»… Что же происходит с креативным огнём, когда ты погружаешься в артефакты многовекового авторства своего народа?
"Никогда не считал себя поэтом или писателем, у меня в столе не хранятся бесконечные тетрадки с собственными текстами. Наверное, за жизнь я сознательно написал чуть более десятка стихотворений – практически все они либо уже легли на музыку MFA, либо были созданы именно для этого – и когда-то станут текстами наших песен. Все эти стихи изначально создавались именно как тексты, часть чего-то большего в будущем, поэтому мне сложно проанализировать, повлияло ли на частоту их появления моё погружение в фольклорную традицию. Думается, что в моём случае такой закономерности нет. Даже при сохранении некой традиционной народной образности в текстах, у меня никогда не было желания подражать фольклорным стихам, маскироваться под автора-носителя традиционного нерасчленённого сознания. Более того, являясь поклонником поэзии как таковой, в том числе современной, могу сказать, что именно лирическая, стихотворная часть фольклорной традиции, взятая отдельно от музыки не столь уж сильно меня интересовала – за исключением, конечно, эпоса, а именно былин и духовных стихов. То, как фольклорная лирика воздействует на слушателя – эффект во многом кумулятивный, определяемый общей синергией Слова, Музыки и энергии исполнителя. И часто в этом действительно присутствует магия, порой они действуют как заговоры. Ведь как произведения стихотворного жанра тексты народных песен довольно часто малосодержательны и хоть сколько-то примечательны – скорее всего, именно потому, что принципиально создавались не как самостоятельные произведения, а лишь как тексты для пения или танца".

- Одна из известнейших исследователей русского фольклора, быта, жизнеустройства вообще, филолог и антрополог Светлана Адоньева, пишет замечательные узко-научные и широко-популярные книги, читает лекции и, благо, её трудами интересуются люди разных возрастов и увлечений. Если бы ты засел за книгу о своих переживаниях и открытиях в процессе изучения, в частности, Русского Севера, о чём была бы эта книга? Что бы ты прежде всего хотел донести до тех, кому эта тема совсем не знакома и тех, кто будто бы думает, что знакома?
"Светлана Борисовна – действительно, прекрасный пример того, что по-настоящему серьёзный учёный может быть интересным и понятным широким массам населения собеседником. К сожалению, современная гуманитарная наука (и фольклористы тут не исключение) чаще напоминает закрытую секту «своих» и «для своих», не заинтересованную в том, чтобы выносить архивы или актуальные открытия на широкую публику. О просветительской функции науки ныне часто забывают, поэтому честь и слава людям, работающим в научно-популярном формате, не боящимся телекамер и социальных медиа, не боящихся открытого общения. А что касается меня, то ты попал в точку, так как, действительно, есть замысел написать книгу об одном из самых интересных и древних жанров традиционного эпического русского фольклора – духовных стихах, их бытовании на Русском Севере, истории изучения и восприятия со стороны социума, а также о возможных трансформациях этого жанра в настоящем и будущем. Духовным стихам как жанру особенно не повезло в советский период – в силу своего «мировоззренческого», религиозного характера этот жанр в советское время насильственно оказался почти забыт – причём как академической наукой, так и исполнителями народной музыки. Собственно, духовные стихи Кенозерья, особого культурного региона внутри Архангельской области, когда-то были темой моей магистерской диссертации, часть материалов из которой также была использована для создания музея эпической традиции Кенозерья «В начале было Слово», над которым мне посчастливилось поработать. Позже, время от времени, я возвращался к этой теме, и вот сейчас думаю оформить её наконец-то в виде научно-популярного издания. Это тема, о которой можно рассказать действительно интересно, ведь те штуки, о которых они повествуют, до сих пор актуальны и работают на тонком уровне. Поэтому многие современные музыкальные коллективы всё чаще исполняют русские духовные стихи на сцене и интерпретируют их в своих записях. Пример этого в творчестве MOON FAR AWAY – песня «Два Лазыря» с альбома «Athanor Eurasia»."

- Это было бы замечательно! Очень радостно, когда говорят и пишут именно те, кому, действительно, есть, что рассказать. И вдвойне радостно, что даже в так называемых поколениях Y и даже Z есть, те кому эта тема становится по-настоящему интересна. Кровь – не вода… Вот ваши первые записи я слушал ещё в Пятигорске – в середине 1990-ых – их мне настоятельно рекомендовал и самолично записывал на кассету наш с тобой общий друг и товарищ Сергей Дронкин. Кто бы мне да и Серёге тогда сказал, что я буду общаться с тобой в таком формате через столько лет по такому вот поводу, как сейчас! Тем не менее, уже целое поколение родилось, выросло и дало новое потомство. Как ты смотришь сегодня на мир андеграунда изнутри и снаружи? Кто и какие они, те, кто идёт до сих пор рядом, кто присоединился в середине пути, и кто «вышел на свет» из наших подвалов?
"Мне очень приятно осознавать, что нас, при всех наших различиях и образах жизни, до сих пор связывает некая общая культура – нечто одновременно очень хрупкое, призрачное и материальное одновременно. Культура андеграунда – будь то «тяжёлый» андеграунд или рок-субкультура в целом – конечно, очень изменилась за эти годы. И несмотря на то, что для меня это очень тёплые и трогательные воспоминания и связаны они, прежде всего, с человеческими отношениями и молодостью, сам себя сегодняшнего я с ними уже не идентифицирую. Как сказал однажды Уве Нольте (ORPLID), «я не субкультура – я культура»! Это очень точно подмечено относительно главных ценностей, с которыми с возрастом ты всё больше и больше себя ассоциируешь. И даже при новаторстве и экспериментальности музыки MOON FAR AWAY я ощущаю, что мы, прежде всего, продолжатели мощнейшей многовековой традиционной культуры своей страны. Пусть и говорящие в искусстве на актуальном языке. Но всё равно от осознания этого охватывает восторг и гордость! Я с большим уважением отношусь сегодня к старожилам андеграунда, которые остались такими же, какими были, когда только окунулись в него. В этом есть честь и принципиальность стоящего на посту солдата, который остаётся на своём месте даже когда остальная армия ушла далеко вперёд, а о нём все забыли. Однако изменения человеческой сущности на протяжении творческой карьеры кажутся мне вполне логичными. Ведь очень часто эксперименты юности связаны с формализмом и поиском чисто внешних «открытий» и социальных проявлений, с некой жаждой самоутверждения через противопоставление себя основной массе. Тогда так сущность Традиции – объективное соответствие твоего Я неким древнейшим культурным шаблонам – ты открываешь в себе со временем. Просто вдруг ты такой осознаёшь, что всё это и есть ты настоящий, без мишуры, спецэффектов и кривых отражений в чужом мнении! Тем не менее, путь искусства, который подразумевает в себе и постоянное необходимое обновление Формы (даже при сохранении древней Сущности) до сих пор нам интересен, и мы намерены оставаться на этом пути и далее – даже являясь при этом для кого-то излишне «арт-хаусными». Видимо, эта та самая «золотая середина», о которой говорили классики.

- Тем не менее, иногда складывается ощущение, что мы живём в очень странное время: будто и мотает из стороны в сторону, а будто и тиной всё больше затягивает. Этакий метафизический шторм на болотах… Разница между российским городом и русской деревней увеличивается с такой же скоростью, как разница между «слоями населения» в уже открыто сложившемся «классовом обществе». Как «сознание» MOON FAR AWAY ощущает себя в этом «бытии»?
"Ты знаешь, во многом ощущение, о котором ты говоришь, возможно, являются субъективным и возрастным. Мне встречается много молодых музыкантов, чьё творчество ощущается очень гармоничным по отношению к времени, в котором мы живём. Что же касается разницы между самоощущением города и деревни, богатых и бедных в современной России – эта разница мне видится в основном количественной. Ментально всё то же самое, что было и раньше: борьба культур и идеологий между двумя основными полюсами при общей глубинной приверженности традиционному складу. Углубляться в анализ «общественно-политической ситуации» в стране мне кажется довольно пустым занятием – для этого есть пивные бары и бесконечные ленты соцсетей. Как MOON FAR AWAY мы занимаемся своим делом, которое по своей сути не имеет никакого касательства к внешней жизни социума. Только ко внутренней".

- Однако же, у всякого «художника» есть кризисы, но это не особо интересно, ибо они уже описаны не раз и всем известно, что всё равно как-то Вдохновение снова приходит ниоткуда, чтобы снова уйти никуда, и так по кругу... А были ли у тебя такие моменты, когда жизнь тебя практически выдавливала из созидательного процесса, убеждая в его тотальной тщетности да и твоей личной никчемности, но потом что-то снова «возвращало в строй» с той же степенью настойчивости и убедительности?
"Насколько я помню, у меня никогда не бывало разочарованности в музыке в целом. Однако иногда случалось (и случается), что мне просто становилось скучно писать что-то новое – и я делал паузы, которые продолжались буквально годами, переключаясь на какие-то иные виды творческой активности, или становясь просто потребителем чужих аудиозаписей. В жизни ведь очень много интересного и важного, помимо музыки – много того, что наполняет существование ощущением важности. Просто музыку я умею делать лучше всего, и что, наверное, по итогам окажется главным, для чего я здесь. И возвращаюсь я к ней снова и снова, будто в любимый дом, где тебя всегда любят и ждут. При этом «в строй» призывают и какие-то внешние факторы: вдохновение чьим-то концертом, который ты посетил, или прочитанной книгой. Возможно, это даже какая-то разновидность хорошей творческой зависти, которая мобилизует и даёт ощущение силы. Очень энергоёмкие моменты, которые словно восстанавливают заданную ранее программу и определяют её дальнейшую работу".

- Не секрет, что у MFA давно культовый статус – не давит ли шапка Мономаха? Ни в коем случае не допускаю мысль о твоей усталости от вашего дарк-неофолка, но если отмести все условности, то какой бы альбом в идеально-свободных и технических, и финансовых условиях сейчас начал бы создавать/записывать Count Ash? А может быть и не один, и не два, но обязательно не похожих на привычный нам MFA?
"Очень надеюсь, что никакой виртуальной шапки Мономаха на мне нет – об этом, конечно, лучше спросить людей, со мной общающихся. Да собственно, с чего бы ей и быть? Я не считаю достижения MFA действительно выдающимися, мы были и остаёмся андеграундным явлением, ставшим более-менее успешным лишь в рамках этого самого андеграунда. Просто само это явление за последний десяток лет сильно изменилось и стало глобальным. Сегодня я не чувствую никаких ограничений в творческом плане, у меня есть всё, чтобы делать ту музыку, которая меня интересует. И в этом плане стоило бы, конечно, лишь приветствовать технический прогресс. А ощущение открытости мира, которое присутствует благодаря, в том числе, средствам коммуникации, даёт возможность поработать практически со всеми музыкантами, в которых ты гипотетически нуждаешься. Исключая, конечно, каких-то топовых звёзд – но честно скажу, что записаться, например, с Дэвидом Гилмором или RADIOHEAD у меня желания никогда не было".

- Коли ты участвуешь в международных проектах и общаешься и с российским андеграундом, и с европейским – что у нас удивительно общего и что поразительно отличительного? Какие встречи на тебя произвели неизгладимые впечатления и с кем ты на лично-творческой связи более-менее постоянно сейчас и в России, и за рубежом?
"Не скажу, что я много общаюсь с другими музыкантами. Это, скорее, достаточное и необходимое общение – с личностями и творцами, кто меня действительно интересует. Однажды мне стало понятно, что важно просто определить для себя, чего именно ты хочешь, с какими людьми тебе хотелось бы общаться и делать что-то совместно. А после этого нужно лишь самому сделать какой-то шаг к этому – например, написать человеку письмо или позвонить. Я всегда сам выходил на те лейблы, на которых мне виделось идеальным следующее издание MOON FAR AWAY (так реализовались наши контракты сначала с французским Prikosnovenie, затем австрийским Steinklang, и ныне с немецким Prophecy Productions), или на тех музыкантов, с которыми мне хотелось бы сделать что-то совместное. И в этом плане я не вижу разницы в том, российские ли это музыканты, или зарубежные. В своё время мы, например, очень быстро по-человечески сошлись с Тони Уэйкфордом из SOL INVICTUS и с упомянутым уже выше Уве Нольте – несмотря на то, что они были для меня не только «старшими товарищами», но и музыкантами, творчество которых на меня во многом повлияло и отчасти сформировало мой собственный почерк. Или, когда мне захотелось получить ремикс на нашу композицию от легенд транс-музыки британцев ASTRALASIA, я просто написал им об этом, и через какое-то время в моём почтовом ящике был CD-R с их версией нашей «Жито Жала». С такой же готовностью я почти всегда сам отвечаю на подобные предложения о сотрудничестве – мне просто это интересно".

- Конечно же, не могу не задать с одной стороны стандартный, а с другой – и необходимый вопрос: расскажи, сколько времени, как и с кем создавался ваш «AE» и в чём его главные отличия от предыдущих пластинок, не слышимые и не видимые теми, кто слушает и смотрит со стороны?
"Так сложилось, что программу записи и тематики четырёх первых альбомов MFA я, по сути, спланировал ещё в первые пару лет существования проекта. Они соответствовали четырём природным стихиям и дополненные пятой – алхимическим эфиром (в виде концертного альбома «Prutena») – эти альбомы были переизданы нашим германским лейблом Prophecy летом 2019 года как некий цельный цикл, который полностью описывает окружающий нас мир.
После же записи «Minnesang» я планировал записать альбом «Acou», чем мы, хотя и довольно пассивно, занимались вплоть до 2016 года. В этот момент внезапно родилась идея и концепция «Athanor Eurasia», и мы очень активно начали работу над ним в новой для нас архангельской студии White Box. Целью была запись альбома классического по своей форме нео-фолка европейского образца, однако с российским менталитетом и наличием на нём фольклорных северорусских номеров. Это то, чего до нас никто не делал – даже наше «Беловодие» сложно назвать нео-фолком в его классическом проявлении. Работа над «Athanor Eurasia» заняла немногим более года, что для нас рекорд космических скоростей. Альбом интересен ещё несколькими моментами. Так, он содержит англоязычные вещи, которые мы написали и исполняли ещё в начале 2000-х годов, и которые ждали своего студийного часа, так как не соответствовали концепциям других наших альбомов. С другой стороны, в альбоме присутствует множество гостевых и бесконечно уважаемых мной музыкантов, с которыми мы давно хотели поработать: Тони Уэйкфорд (SOL INVICTUS), Кэролайн Яго (SOL INVICTUS, SEVENTH HARMONIC), Джонни (KRATONG), Олег Юданов (бывший барабанщик легендарного для российской джазовой сцены группы «Архангельск»), гармонист Евгений Мазилов и другие. Все они стали не просто профессиональными гостями, услугами которых мы воспользовались, но и внесли в общий замысел часть себя. Нами и нашими друзьями было использовано огромное количество акустических и этнических инструментов – причём далеко не только русских. Кое-что из записанного для этого альбома материала в итоге было решено придержать для следующего альбома, оставив «Athanor Eurasia» практически полностью акустическим. Сам же альбом стал для MFA знаковым ещё и тем, что он стал первым нашим релизом на германском Prophecy, который теперь владеет правами и на другие наши альбомы".

- Ты говорил, что «AE» как бы продолжает вектор «Беловодия», а как по мне, они всё же очень и очень условно родственны друг другу. Не принимая во внимание «родство по отцу», «Беловодие» был мрачнее и целостнее, как крест на обложке этого альбома, а вот «AE» хотя и не обладает похожей монолитностью и не имеет такой явной концептуальности, но он очень легко слушается и, несмотря на то, что темы смерти и «заката» в нём традиционно присутствуют, воспринимается, как светлая пластинка. Даже череп на первом плане арта этого релиза не вызывает никаких тёмных ассоциаций.
"Мнение каждого слушателя по-своему правильное. Лично же мне «Athanor Eurasia» кажется даже более концептуальным, чем «Беловодие». Никто в этой ситуации не может быть единственно объективным – моё отличие от тебя в данном случае лишь в том, что я прожил с этим альбомом и внутри него несколько лет. На новом альбоме мы продолжаем активно работать с глубинным фольклорным материалом, в том числе и тем, что мы привезли из собственных фолк-экспедиций по Архангельской области. В этом его преемственность с «Беловодием». Ну, а тема смерти никогда специально не закладывалась нами в нашу музыку: вообще, слово «мрачный» – очень странная характеристика любой арт-активности. На мой взгляд, всё настоящее искусство кружится вокруг этой темы, так как устремлено в вечность. А не затрагивать тему смерти и не пытаться осмыслять это явление, искусственно изгоняя его из своих мыслей – всё равно, что жить, пытаясь держать один глаз всегда закрытым. Что касается черепа на обложке, я рад, что он в итоге никого не шокировал. Кстати, идея обложки была полностью моей, и очень здорово, что фотограф и художник, с которыми мы работали, сделали это именно так, как было задумано".

- Да, мрак – не всегда идентичен страху. Я имел в виду именно нечто более глубинное и скрытое… А уж разницу в ощущениях музыки автором и слушателем очень понимаю. Природа Творчества – это поле для отдельного разговора, хотя мы эту тему, конечно, уже затронули. Кстати, о природе. С каждым днём тема «здорового образа жизни», «эко-мышления» принимают уже пугающие масштабы и монстрические обличия. Ваша музыка всегда была в полной гармонии с Природой, с ритуалами, неразрывно связанными с Её внутренними и неисчислимо древними субстанциями. Спустя столько лет человеческой жизни и творческого пути, что ты можешь сказать обо всей этой глобальной показной суете по «защите природы»?
"Очень двойственное ощущение со всеми этими тенденциями и какой-то усиливающей свои масштабы диалектикой возрастания здравых и совершенно бредовых вещей в формате «экологизма». С одной стороны, совершенно здравые и усиливающиеся протесты по поводу действительно катастрофической ситуацией с природной средой по всему миру и появляется стойкое ощущение, что так, как человечество жило до этого, жить больше нельзя физически, и дело тут уже не в этике, а в элементарном выживании. С другой – есть явное чувство политических манипуляций и шоу-бизнеса на фоне всего этого. Как всегда, тёмная сторона очень активно желает внедряться в дела светлой стороны, подменяя одно понятие другим и добиваясь совсем иных целей, чем изначально задумывалось. Тут и «зажигаются» все эти раскручиваемые мировым капиталом «звёзды» эко-протеста, вроде той шведской девочки, которую используют как последнюю дуру. К сожалению, в ситуации постмодерна, когда типа «единственной истины быть не может», принято с одинаковым уважением относиться к мнениям и признанного эксперта, и последнего дилетанта в той или иной сфере. И сваливаются в одну кучу и набирающая популярность граничащих с сектанством нью-эйджа и ЗОЖ, и явные коммерческие тренды и проекты. Для меня же собственно экологическое сознание заложено в традиционной философии. Оно избегает крайностей, пустого фразёрства и не имеет никакого смысла само по себе, как искусственно вычлененный элемент традиционной духовности в целом. Традиционная философия – это экология духа, в центре которой, при всём её бережном отношении к природе, остаётся именно человек как любимое творение и подобие Божье, как «мера всех вещей».

- Через 5-10 лет мир будет иным. Дальше – больше. Учитывая геометрическую прогрессию скорости развития как геополитических процессов, так и технологических, это не вызывает сомнений. Каким иным – самый большой вопрос, не смотря на футурологические прогнозы профессоров экономики, социологии, биологии, психиатрии... Что ты чувствуешь в связи с этим? И думаешь ли, вообще, об этом?   
"Только одно: я буду очень стараться не изменить себе и своим убеждениям в этих условиях. Надеюсь, что не перестану следить за новыми звуковыми технологиями и модой. А музыка MFA будет при этом оставаться цельной, оригинальной и узнаваемой".

- В музыкальной истории есть множество примеров супружеских тандемов. Не все и не везде готовы говорить об этом, но тем не менее, расскажи, что можешь и хочешь о вас с Еленой – как о творческом и так о семейном союзе?
"Она – это то, чего бы в моей жизни наверняка не случилось, если бы не MOON FAR AWAY. Хотя я давно не представляю своей жизни без этого проекта. Когда-то нас с Еленой объединила музыка, интерес с традиционному фольклору Русского Севера и его отражениям в современном искусстве. Сегодня этих общих интересов, конечно, гораздо больше. Я рад тому, что моя жена продолжает развивать другие свои таланты, кроме музыкального: рисует и пишет стихи, не забывая при этом прекрасно готовить, конечно! Я по-настоящему горжусь ей".

- А что у тебя (в тебе) есть, но лучше бы, если не было?
"Много всего нежелательного, от чего хотелось бы избавиться. Об этом я обычно говорю на исповеди".

- И чего у тебя (в тебе) нет, но хотелось бы?
"Всегда мечтал о знании большого количества языков мира и свободном их использовании в жизни, а также о большей музыкальности, которая позволила бы быстрее овладевать новыми инструментами. К сожалению, такими талантами я обделён. А ещё не отказался бы от дополнительного объёма натуральной человеческой памяти, чтобы помнить большее количество русских народных песен".

- Тогда давай в завершение нашего интервью прольём всё же свет на более-менее обозримые и «подъёмные» планы на Сезон`2020 и есть ли (вдруг!) уже сейчас понимание, каким будет новый альбом MFA? Когда-нибудь…
"Не хочется озвучивать планы до того, как они станут более-менее реальными. Но, конечно, в этом году будут концерты в новых для нас местах. Мы также вновь приступили к записи альбома «Acou», работу над которым, как я говорил, приостановили из-за того, что идея «Athanor Eurasia» внезапно вышла на первый план. В новом альбоме мы вновь вернёмся к практике активного использования электроники, хотя акустических и народных инструментов не станет меньше. Альбом будет примерно наполовину состоять из народных и наполовину из авторских вещей. Несколько треков уже готовы, что-то мы играем на концертах. Думаю, что ждать нового альбома не придётся столь же долго, как его предшественника. Также есть желание записать несколько совместных треков, которые, возможно, выйдут отдельно. Ну, и я уже делаю пробные записи для ещё одного альбома – «Музыка о Полку Игореве» – который задумал довольно давно. Хочется, однако, чтобы из этого получился большой мультимедийный проект с серьёзной и равнозначной визуальной частью. Как только найдётся художник, которого эта идея заинтересует, мы возьмёмся за этот альбом более основательно".
               
- Спасибо, Алексей, за прекрасный разговор! Передавай приветы и благодарности всем сопричастным MOON FAR AWAY и, прежде всех, конечно же, Елене! Пусть всё сложится!          


Рецензии