ЧП над Москвой в ночь с 6-го на 7-е ноября

ЧП над Москвой в ночь с 6-го на 7-е ноября

ЖБД 133 АД за ноябрь 41-го весьма скуп на подробности, лишь одна сухая конкретика. Благо, что боевые донесения по 455 ДБАП сохранились, да яркие воспоминания участников тех событий дают наглядную картину тех напряженных событий, разворачивающихся на подступах к Москве.

ДБА, и в частности ее 133 АД, была востребована как никогда. За период с 1-го по 16 –е ноября 1941 года 42 и 455 ДБАП участвовали и в Тихвинской наступательной операции, и в обороне Тулы, подавляли авиацию противника перед парадом 7 ноября, а также наносили бомбардировочные удары по скоплениям мотомехчастей противника и по колоннам танков и автотранспорту на отдельно взятых дорогах на подступах к Москве.

К тому времени матчасть полков 133 АД изрядно поредела, и не стало тех массированных ударов, как это было в первые боевые вылеты с 13 октября наших полков. И так по всей ДБА на тот момент, а подтверждение этому есть интересная статья из газеты «Сталинский сокол» за № 25 от 5 ноября 1941 г. И пусть она не затрагивает конкретно полки 133 АД, но раскрывает тактику ведения боевой работы при дефиците материальной части в ДБА в тот период.
 
«БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ АВИАЧАСТИ КОМАНДИРА БОРИСЕНКО

Наши бомбардировщики непрерывно держали под ударом вражеские колонны и скопление войск. Это заставило фашистов перейти к скрытной перегруппировке своих частей. Теперь реже наблюдается передвижение больших колонн. Они перебрасываются по группам под прикрытием ненастной погоды и ночи. Эту тактику врага быстро разгадали советские летчики и сумели примениться к ней.

В последние дни часть командира Борисенко производит налеты одиночными самолетами. Круглые сутки самолеты-одиночки воздействуют мощным огнем на врага. Они наблюдают за своим участком, знают малейшее изменение в расположении противника, используют все возможности для разгрома фашистских частей.

Фашисты стремятся использовать ненастье и ночь, но эти же условия помогают и нашим самолетам-одиночкам. Третьего дня часть Борисенко действовала по врагу у пункта Т. Была низкая облачность, несмотря на это летчики весь день держали под огнем вражеские группировки. В середине дня в район цели прилетел старший лейтенант Орлов. Он опознал врага по горящим автомашинам. Несколько впереди была колонна, которую атаковал предыдущий летчик, старший лейтенант продолжил бомбометание. Выйдя у самой кромки облаков на цель, экипаж Орлова с высоты 400 метров сбросил серию бомб. 10 бомб с интервалом в одну секунду покрыли цель. В результате вспыхнуло больше 10 машин.

После Орлова сюда же прилетел лейтенант Ставропольцев. Он удачно довершил работу своих товарищей и скрылся в облаках.

После этого бомбометания наземные части донесли, что уничтожено 38 автомашин и более 300 вражеских солдат и офицеров.

На другой день особенно удачно громили врага старший лейтенант Матросов и младший лейтенант Воробьев. Они сделали по два вылета за день. В первом полете Матросов атаковал колонну, в которой было до 100 автомашин. Бомбовыми залпами он уничтожил до 300 машин с боеприпасами и солдатами. Не менее удачен был второй полет. Более 40 машин уничтожил младший лейтенант Воробьев.

Командование части неустанно заботится о подготовке кадров в атаке и бомбометанию одиночным самолетом в непогоду и ночью. Летчики проходят специальную подготовку к слепым и ночным полетам. Вчера получили первое боевое крещение летчик младший лейтенант Поршаков со штурманом лейтенантом Г. Пищавовым. Они отлично выполнили задание, хотя и вернулись с десятком пробоин в самолете.

На Юго-Западном направлении фронта часть Борисенко нанесла огромный урон врагу. Групповыми налетами на аэродромы уничтожено 109 вражеских самолетов. Не отказываются бомбардировщики и от схваток с истребителями: атакой в воздушных боях они сбили 48 фашистских самолетов.

Установлено, что авиационная часть Борисенко уничтожила бомбометанием 540 танков, 850 автомашин. При этом убито около 12 тысяч вражеских солдат и офицеров. Тысячи бомб, сброшенных летчиками части, легли в цель, поразив на смерть врага.

Батальонный комиссар В. Земляной. Южный фронт, 4 ноября. (От наш. спец. корр.)».
***

Боевое донесение № 016, штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 3 ноября 1941 г. 12:30

455 ДБАП боевых вылетов не производил из-за плохих метеоусловий. Большой снегопад.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]
***

Боевое донесение № 017, штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 4 ноября 1941 г. 14:30.

455 ДБАП в течении дня 4.11.41 года боевых вылетов не производил из-за плохих метеоусловий.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]


4.11.41 г. 455 ДБАП одним бомбардировщиком вылетел бомбардировать скопление мотомехвойска противника в Ржев по маршруту ИПМ-оз. Плещеево, Турчиново, цель и обратно. В 01:37 с Н=1100 м было сброшено 3 шт. ФАБ-50, 2 шт. ЗАБ-50 и 5 шт. АО-25 Задание выполнено, отмечен пожар. Налет составил 2 часа 46 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]
***

Боевое донесение № 018, штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 5 ноября 1941 г. 3:55.

1/ Одним самолетом 455 ДБАП в 01:37 бомбардировал мотомехвойска в городе Ржеве, задание выполнено, по наблюдению экипажа отмечен пожар на северной окраине города. Экипаж мл. лейтенанта Поветкина и лейтенанта Кобенко задание не выполнили из-за плохих метеоусловий.

2/ Сброшено бомб: 3 шт. ФАБ-50, 2 шт. ЗАБ-50 и 5 шт. АО-25. Налет: 2 часа 46 минут.

3/ Над целью ЗА не было. В 01:10 самолет противника обстрелял аэродром Гаврилов-Посад с пулеметов, тип не установлен.

4/ Погода: по маршруту облачность 9-10 баллов, Н=400-500 м, местами снег, над целью облачность 9-10 баллов, Н=1100 м.

5/ Посадку произвел в 2:55.

6/ Готовы к повторному вылету 3 экипажа.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]
***

4.11.41 г. 42 ДБАП одним бомбардировщиком вылетел бомбардировать скопление мотомехвойска противника в районе Волоколамска по маршруту ИПМ – Ростов – Турчиново – цель и обратно. В 9:20 с Н=1200 м произведена бомбардировка из облаков. Сброшено 4 шт. ФАБ-100 и 4 шт. ЗАБ-100. В районе цели встретили два истребителя Ме-110 и были обстреляны ЗА. Налет составил 2 часа 15 мин. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

С 4.11 на 5.11.41 г. 42 ДБАП трижды вылетал с целью поджечь и бомбардировать скопление мотомехвойска противника в г. Ржев по маршруту ИПМ – Углич – Левашинова – цель – Бахмутово и обратно.  Первый экипаж в 18:40 с Н=1600 м сбросил 8 шт. ЗАБ-100. Второй в 21:00 с Н=3500 м сбросил 8 шт. ЗАБ-100. Третий в 02:47 с Н=4050 м сбросил 10 шт. ЗАБ-100. В районе цели обстреляны ЗА. Общий налет составил 6 часов 30 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

Под утро 5.11.41 г. 42 ДБАП одним бомбардировщиком вылетел на бомбардировку самолетов противника на аэродроме Кулешовка в 30 км севернее Вязьмы по маршруту ИПМ – Ростов – Тургиново – цель и обратно. В 5:58 с Н=1100 м произведено бомбардирование селения Тёсово, т.к. аэродром не был обнаружен. Сброшено 4 шт. ФАБ-100 и 4 шт. ЗАБ-100. В районе ст. Сергиево Ивановское обстреляны ЗА. Налет составил 3 часа 15 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

Под утро 5.11.41 г. 455 ДБАП одним бомбардировщиком вылетел на бомбардировку самолетов противника на аэродроме Кулешовка в 30 км севернее Вязьмы по маршруту ИПМ-оз. Плещеево, Турчиново, цель и обратно. В 6:30 с Н=1000 м было сброшено 3 шт. ФАБ-100, 2 шт. ЗАБ-50 и 5 шт. АО-25. Задание выполнено. По наблюдению экипажа отмечено 3 очага пожара. Налет составил 3 часа 14 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]
***

Боевое донесение № 019, штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 5 ноября 1941 г. 8:35

1/ Один самолет 455 ДБАП в 6:30 с Н=1000 м бомбардировал аэродром противника в дер. Кулешовка. Задание выполнено, по наблюдению экипажа отмечены 3 очага пожара.
Экипаж мл. лейтенанта Поветкина задание не выполнил из-за плохих метеоусловий.
Сброшено бомб: 3 шт. ФАБ-100, 2 шт. ЗАБ-50 и 5 шт.

2/ Над целью ЗА не обстреливала, но в районе Волоколамска при перелете железной дороги Волоколамск – Ржев были обстреляны интенсивным огнем ЗА. ИА не был. Но днем возможно большое количество ИА.

3/ Погода: по маршруту Гаврилов-Посад - Турчиново облачность 10 баллов, Н=300-600 м. Турчиново – цель облачность 7-8 баллов, Н=1000 м.

4/ Посадку произвели в 7:50.

5/ Готовы к повторному вылету 3 экипажа.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]
***

5.11.41 г. 42 ДБАП двумя бомбардировщиками вылетел на бомбардировку самолетов противника на аэродроме Кулешовка в 30 км севернее Вязьмы по маршруту ИПМ – Калязин –цель и обратно. В 14:20 с Н=4000 м один экипаж сбросил 4 шт. ФАБ-100 и 4 шт. ЗАБ-100 по заданной цели – летную площадку севернее Волоколамска. Второй экипаж /Рыжков/ задание не выполнил. В районе бомбардирования патрулировали истребители Ме-109. Налет составил 1 час 25 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

5.11.41 г. 455 ДБАП двумя бомбардировщиками вылетел на бомбардировку самолетов противника на аэродроме Кулешовка. Задание не выполнили, вернулись из-за истребителей противника. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]
***

Боевое донесение № 020, штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 5 ноября 1941 г. 14:30.

1/ Два экипажа 455 ДБАП вылетели в 11:25 на выполнение боевого задания – возвратились, задание не выполнили.

Экипажи дошли до дер. Негадяево, что восточнее Новое Завидченское 30 км. К ним пристроились два истребителя противника Ме-109 и один истребитель, летевший на встречном курсе /тип не установлен/. Сделав боевой разворот и уйдя в облака, ведущий лейтенант Яковенко решил, что это истребители противника, патрулирующие по линии фронта, пристроились к ним и сопровождают до территории противника, а потом атакуют. Он принял решение возвратится на свой аэродром с бомбами. Посадку произвели в 13:00. Экипаж сержанта Помыкаева не взлетел, сломалась стойка костыля при рулении на старт.

2/ Налет 3 часа 10 минут.

3/ Погода: облачность 2-3 балов, Н=1500-2000 м. По линии фронта ясно.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]

6.11.41 г. 455 ДБАП пятью бомбардировщиками вылетел на уничтожение самолетов противника на аэродроме Сычевка по маршруту ИПМ-Плещево, Турчиново, цель и обратно. В 9:41 с Н=5500 м было сброшено 7 шт. ФАБ-50, 2 шт. ЗАБ-50 и 8 шт. АО-25. Задание выполнили два экипажа. Бомбы перекрыли цель и опушку леса. Два экипажа вернулись из-за погоды, один из-за отказа мотора. В районе цели ниже патрулировали истребители. Общий налет 6 часов 20 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]
***

Боевое донесение № 021, штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 6 ноября 1941 г. 12:00

1/ 455 ДБАП в составе пяти экипажей возвратились после выполнения боевого задания по уничтожению матчасти противника на аэродроме Сычевка. Задание выполнили два экипажа.  По наблюдению экипажей имеются хорошие попадания по цели. Три экипажа задание не выполнили. Экипаж лейтенанта Кобенко и сержанта Платонова возвратились с пункта Зеленико из-за плохих метеоусловий. Экипаж сержанта Помыкаева вернулся, не долетая до линии фронта 30 км из-за отказа матчасти, сдал левый мотор, посадку произвел вынужденно восточнее Гаврилов-Посад у дер. Свобода. По докладу сержанта Помыкаева при посадке сломана левая плоскость и фюзеляж до кабины стрелка-радиста, экипаж не вредим.

2/ Сброшено бомб: 9 шт. ФАБ-50, 9 шт. АО-25 и 2 шт. ЗАБ-50. Налет: 11 часов.

3/ Над целью обстреляла МЗА, с аэродрома Сычевка поднялось звено истребителей, тип не установлен, но не атаковали. До цели в 9:20 на Н=4000 м от деревни Лотошино преследовали два истребителя Ме-109, в 9:34 на Н=5500 м с пункта Зубцево обстреляла ЗА, количество до батареи.

4/ Погода: по маршруту туман Н=50 м с приподнятым слоем до 300 м, над Н. Завидовский облачность 3-5 баллов, высокослоистая Н=3500-4000 м. Над целью ясно, видимость 50 км.

5/ Посадку произвели 4 самолета в период 10:26 – 11:10.

6/ Готовы к повторному вылету в составе 5 экипажей.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]
***

6.11.41 г. 42 ДБАП тремя бомбардировщиками вылетел на уничтожение самолетов противника на аэродроме Сычевка по маршруту ИПМ – Углич – ст. Левошинка, Глухово, цель КПМ – Кимры. В 10:05 с Н=3200 м сброшено 12 шт. ФАБ-100 и 36 шт. АО-25. Отмечены взрывы и до семи очагов пожара. В районе цели на высоте 1000 м патрулировали истребители противника. Общий налет составил 12 часов 30 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

6.11.41 г. 455 ДБАП пятью бомбардировщиками вылетел на уничтожение самолетов противника на аэродроме г. Ржев по маршруту ИПМ-оз. Плещеево, Тургиново, цель и обратно. В 20:02 с Н=2800 м было сброшено 14 шт. ФАБ-50, 10 шт. ЗАБ-50. В 20:38 с Н=3200 м было сброшено 24 шт. АО-25, 3 шт. РРАБ-3.  Отмечены прямые попадания. На аэродроме был выложен ночной старт. Над целью обстреляны огнем ЗА. Один экипаж сел вынуждено в Тейково. Общий налет 12 часов 21 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]
***

Боевое донесение № 022, штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 7 ноября 1941 г. 01:10

1/ 455 ДБАП в период 20:02 -20:38 в составе пяти экипажей с Н=2800-3200 м бомбардировал аэродром противника с.-в. г. Ржев. Задание выполнено. По наблюдению экипажей отмечены хорошие попадания. На аэродроме был выложен ночной старт в ю.-в. направлении.
Сброшено бомб: 2 шт. ФАБ-100, 10 шт. ФАБ-50, 8 шт. ЗАБ-50, 20 шт. АО-25, 3 шт. РРАБ-3. Налет: 16 часов 21 минута.

2/ Экипаж лейтенанта Проценко произвел вынужденную посадку на аэродром Тейково в 00:20 минут. Подробности дополнительно.

3/ Над целью обстреляны зенитно-пулеметным огнем, ИА не было.

4/ Потерь материальной части и летного состава нет.

5/ Погода: по маршруту и в районе цели облачность 10 баллов, Н=3500 м, с понижением от оз. Плещеево до Юр-Полеска облачность 10 баллов, Н= 800 м, видимость 20-30 км.

6/ Посадку произвели 4 экипажа в период 21:30-22:10.

7/ Готовы к повторному вылету в составе двух экипажей.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]
***

6.11.41 г. 42 ДБАП двумя бомбардировщиками вылетели с заданием: одним экипажем зажечь г. Ржев до наступления темноты. Вторым экипажем уничтожить матчасть /самолеты/ противника на аэродроме Ржев. Маршрут: ИПМ – Углич – ст. Левошинка, цель, КПМ Кимры. В 21:03 с Н=4000 м. было сброшено 4 шт. ЗАБ-300 и 12 шт. АО-25. Задание выполнил один экипаж: зажег южную част г. Ржев. Один экипаж вынуждено сел в районе Горького. У моста в районе цели вела огонь ЗА. Налет составил 3 часа 10 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]
***

Вот и настал момент для «лирического» дополнения от летчика Константина Уржунцева, который пишет историку Сергиенко:

«Анатолий Михайлович! От Ушакова С.Ф. вы знаете, что я был в плену. Но он ошибся. Когда вы были у меня, я вам тогда не сказал об этом, просто забыл. Так этим человеком был Горбунов Илларион Иванович! Он был в плену, бежал. Сбили его над Кенигсбергом. Он сам недалеко от вас должен быть… из Новосибирска кажется.

В конце 1947 года его перевели на Дальний восток в Корею. Денежная реформа как раз его застала в дороге. Его туда перевел зам командира полка. Больше о нем ничего не могу сказать…

Напишу еще про один полет. Мне кажется, я его описал в первый раз, но концовка, как я посчитал, никакого интереса не представляет…

Было задание – бомбить станцию Ржев. Создать очаги пожара на станции для прицельного бомбометания для идущих за нами экипажам.

Экипаж был такой – я, штурман Смирнов Паша, он у Бабенко был замполитом, радистом летел Петрухин… или Хабаров, точно уже не помню, и конечно стрелок. Пришли, цель нашли хорошо, отбомбились зажигательными бомбами и создали три очага пожаров, посмотрели, как бомбят наши экипажи, снизились, походили по дорогам. Немцы в то время перли и в тылу у себя не соблюдали светомаскировку, по дорогам ехали с зажженными фарами.  И вот, когда нужно было идти домой, штурман дал мне неправильный курс.

Я набрал высоту 1200 метров и говорю штурману, что мы не туда идем. Штурман подтвердил курс и сразу впереди слева зажегся прожектор. Он говорит, что это прожектор в (здесь не понятно), а сейчас еще пройдем немного и развернем влево, Москва останется справа, пройдем между Клином и Москвой. Но штурман ошибся. Это была Москва. Полет был с 6-го на 7-е ноября 1941 года. Под праздник.

Ну, думаю, напоролись! Сейчас нам дадут, мало не покажется! Как вам описать, что хотел я в этот момент? Только одно -  развернуться в момент и уйти обратно со скоростью, что мочи в моторах было… Но только стал разворачиваться увидел впереди аэростат заграждения. Я резко в другую сторону и там аэростат. Я резко пошел на снижение и увидел впереди реку. Это была Москва-река.

Я на нее стал просто планировать, нужно было как-то выходить из этого ада. А сам думаю – над рекой может и не быть аэростатов заграждения, которые были на тот момент самым страшным препятствием на моем пути.  Высота малая. Был такой случай. Тоже над Москвой. Отрезало крыло у Тб-3, который заблудился, он так же заперся на Москву. Тросов не видно. А я знал, как они действуют. 

И вот я на высоте 200 метров вывел самолет над Москвой-рекой и по ней иду, хорошо, что луна светила, все видно было и прожекторы не так страшны. А когда мы вышли на юг Москвы, то пришли в себя. Смирнов дает мне курс на север и говорит, что мы выйдем на реку Волга несколько левее Ярославля, а там довернем на аэродром. А вышли мы правее Ярославля, даже правее Костромы, и взяли вправо. Идем, идем. Я штурмана спрашиваю, скоро ли? Сейчас будет, проходим, мол, такой-то пункт… Но мы уклонились влево и далеко. Идем дальше.  И я смотрю – река Волга резко берет курс на юг.

Вот тогда я говорю штурману, что находимся мы в районе города Горький, и что горючего до аэродрома у меня уже нет. А также я сказал Смирнову и радисту, что будем садиться на вынужденную. Но кругом вижу лишь торфоразработки и вот, наконец, замечаю впереди белое пятно, приличное по размеру. Думаю, что это поле, где была когда-то пшеница. Снизился на 15-20 метров, вижу стог соломы и принимаю решение – садиться, дальше лететь не было смысла. Включил аварийные баки, в которых горючего на минут 15.

Но как садиться? На брюхо? Значит, самолет поломается. С выпущенными шасси? Что там за земля? Если ноги подломятся, все равно буду отвечать – нарушил НПП. А тут еще приказ Сталина, где говорится, что без особой нужды, без шасси не садились, и это на примере нашего полка, когда несколько самолетов при этом надолго засели в поле.  А при посадке с выпущенными шасси самолет мог и скапотировать. Тогда и всему экипажу могло быть только хуже. Конечно, самое простое и безболезненное решение – это посадка без колес на пузо: и экипаж цел и согласно НПП, но самолет вышел бы из строя.

Решаю садиться с выпущенными шасси, ночью на незнакомую площадку. Когда проходил над площадкой, примерно, где должен приземлиться, сбросил ПАР. Это авиаракета с парашютом, специально для вынужденной посадки, спускаясь, она освещает место посадки. А у меня не было горючего, чтобы подняться и сбросить ее на высоте. Она упала и горит на земле только для расчета. На высоте 30-40 метров захожу на посадку и выключаю моторы, шасси выпустил. Сразу чувствую кочки, начало бросать по кабине. Так, несколько шишек набил, но все кончалось нормально. Самолет цел, это уже достижение и большое. Экипаж жив, деревня рядом. Узнаем, что и где, и завтра будем дома. Интересно то, что жители деревни перепугались. Думали, что немцы прилетели, залезли в погреба и сидят там.

Мы прошли по всей деревне, а название ее Калиновка, небольшая, дворов 50-60. И только идем обратно, старуха из погреба вышла нам на встречу. Мы шли по дороге и громко разговаривали, речь русская, она услышала и вылезла.  А потом начали друг на друга смеяться, но людей было мало – старики да старухи, да молоденькие девчата. Ребят то никого не видел.

На другой день комиссар мой «шапку в охапку» и на аэродром Правдинск. Он был совсем близко и вот приехал бензозаправщик с воздухом. Все сделали, зарядили и запустили. Сам взлет тоже был не очень приятен. Но уже днем и полосу обошел, уже знал, где и что, а ведь мы могли ночью перевернуться, если бы я так метров 30-40 сел левее. Там дорога проходила поперек поля и очень калии были глубокими, выбитые колесами телег.

Часов 17-18 вечера мы были уже дома, это 7 ноября 1941 года. Когда я доложил Бабенко о наших мытарствах, он даже не ругал, а говорит:

- Ну ладно, сегодня ты не полетишь, иди, отдыхай…

Видите, Анатолий Михайлович, опять повезло, даже два раза подряд – над Москвой свои не сбили и сел ночью на незнакомую площадку с выпущенными шасси. И все обошлось благополучно…»
***

7.11.41 г. 42 ДБАП тремя бомбардировщиками вылетел на бомбардировку самолетов противника на аэродроме Двоевка. Задание не выполнено, вернулись из-за метеоусловий. Один самолет сел в районе Углича. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

10.11.41 г. 42 ДБАП тремя бомбардировщиками вылетел на бомбардировку мотомехвойск противника и зажечь г. Тихвин по маршруту: ИПМ – Молога, ст. Ефимово, цель, КПМ-Мишкино. В 16:25 с Н=3200 м было сброшено 15 шт. ЗАБ-100. В 17:10 с Н=1100 м было сброшено 36шт.  АО-25. Отмечено до 10 очагов пожара. Общий налет составил 11 часов 08 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]
***

Боевое донесение № 023, штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 10 ноября 1941 г. 16:00

1/ 455 ДБАП в течении дня боевых вылетов не производил из-за плохих метеоусловий.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/ [ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]

11.11.41 г. 455 ДБАП четырьмя бомбардировщиками вылетел на бомбардировку мотомехвойск противника в г. Тихвин по маршруту ИПМ- оз. Плещеево, Весьегонск, цель и обратно. В 11:30 с Н=3200 м было сброшено 6 шт. ФАВ-250, 9 шт. ФАВ-100, 5 шт. ФАБ – 50, 2 шт. ЗАБ-50, 15 шт. АО-25. Отмечены очаги пожара и разрушение ж.-д. полотна. Один экипаж вынужден был вернуться с маршрута из района Ростова, где получил повреждение от своих истребителей. В районе цели атакованы ИА пятью Ме-109 и обстреляны ЗА. По докладу экипажа сбито два Ме-109.
Общий налет 12 часов 01 минута. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

Боевое донесение № 024, штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 11 ноября 1941 г. 15:30

1/  455 ДБАП в период 11:30 - 12:22 в составе четырех экипажей бомбардировал мотомехвойска противника в г. Тихвин. Задание выполнено тремя экипажами, экипаж сержанта Платонова возвратился с пункта Малучкино 53 км с.-з. Ростова.

2/Сброшено бомб: 6 шт. ФАВ-250, 9 шт. ФАВ-100, 5 шт. ФАБ – 50, 2 шт. ЗАБ-50, 15 шт. АО-25. Налет: 13 часов 33 минуты.

3/ Два самолета №№ 1748,1050 в 11:30 с Н=3200 м бомбардировали мотомехвойска противника на ж.-д. станции Тихвин и в г. Тихвин. Заход с КК-340 °. По наблюдению экипажей отмечены попадания. На БК атаковали 5 истребителей типа Ме-109, в результате самолет № 1748 получил повреждение от крупнокалиберного пулемета и снаряда в бак 2-ой группы. Южнее Тихвина в 10 км обстреляла ЗА.

В воздушном бою сбито два истребителя Ме-109 стрелками-радистами Антиповым и Зарковым.

4/ Один самолет № 2054 в 12:22 с Н=4100 м бомбардировал войска противника на ст. Тихвин и г. Тихвин, по наблюдению экипажа две бомбы упали на ж.-д. полотно, а остальные по городу. Над целью интенсивным огнем обстреляла ЗА. Потерь матчасти и летного состава нет. Заход на цель КК-150 °.

5/ Экипаж сержанта Платонова на самолете № 1846 задание не выполнил, в 10:25 Н=3400 м над пунктом Малучкино с.-з. Ростова 52 км был атакован нашими истребителями типа МИГ-3 /2 самолета/. В результате самолет получил повреждение: 10 цилиндр левого мотора, всасывающий патрубок, левое колесо, пробит маслобак верхний левый, шпангауты хвостовой части фюзеляжа, а также обнаружена пуля крупнокалиберного пулемета и пушечные пробоины сверху и снизу мотоотсека с левой стороны.

6/ Маршрут: ИПМ – оз. Плещеево, Весьегонск, цель и обратно.

7/ Погода: по маршруту до Весьегонска ясно, видимость 20 км, от Весьегонска до цели облачность 10 баллов Н=1500 м. Видимость 10-15 км.

8/ Посадку произвели в период 13:21-14:05.

9/ Готовы к повторному вылету 2 экипажа.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]

Из наградного листа на стрелка-радиста 108 ап ДД старшину Антипова Павла Семеновича/Приказ подразделения №: 642/н от 19.11.1943 г./:

«В 1941 г. при полете на боевое задание в районе Калинин сбил вражеский самолет Ме-109 и при полете на бомбометание по скоплению войск противника на ст. Тихвин был атакован звеном Ме-109, тов. Антипов своим метким огнем сбил фашистский стервятник, а остальные самолеты покинули поле боя».

Павел Семенович встретит День Победы флагманским стрелком-радистом, израненный, но живой, сделав более 200 боевых вылетов.

А стрелок-радист Зарков Виталий Александрович на следующий день погибнет при выполнении очередного боевого задания…

11.11.41 г. 42 ДБАП восьмью бомбардировщиками вылетел на бомбардировку мотомехвойск противника и зажечь г. Тихвин по маршруту: ИПМ – Молога, ст. Ефимово, цель, КПМ-Мишкино. В 10:00 с Н=3100 м было сброшено 35 шт. ЗАБ-100. В 14:15 с Н=4000 м было сброшено 20 шт.  ФАБ-100. В 16:00 с Н=4000 м было сброшено 1 шт.  ФАБ-250 и 36шт. АО-25. Отмечено много очагов пожара. Один экипаж задание не выполнил /Горбунов/. В районе цели были обстреляны ЗА. Общий налет составил 14 часов 18 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]
***

12.11.41 г. 455 ДБАП четырьмя бомбардировщиками вылетел на бомбардирование мотомехвойск противника в районе Тарутино – Курилово по маршруту: ИПМ-Орехово-Зуево, цель и обратно. Было сброшено 16 шт. ФАБ-100, 4 шт. АО-25. Два экипажа не выполнили задание: не нашли цель. Два экипажа сбиты истребителями противника. Потери: в матчасти - 2 самолета; в летном составе: 2 летчика, 1 штурман, 4 – стрелка радиста и воздушных стрелка. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

Боевое донесение № 025, штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 12 ноября 1941 г. 15:15

1/ Два самолета 455 ДБАП возвратились с боевого задания по мотомехвойскам в районе Курилово, Тарутино. Задание не выполнили, причина – не обнаружение скопления мотомехвойск противника в районе цели. Ведущий мл. лейтенант Казаков со штурманом лейтенантом Барабаевым на самолете № 2054, ведомый сержант Платонов со штурманом лейтенантом Насыровым на самолете № 946, приняли решение бомбы не сбрасывать, а возвращаться с бомбами, что и сделали.
Посадку произвели в 13:45 с бомбами на своем аэродроме. Налет: 4 часа 25 минут.

2/ самолета №№ 450, 1050 с задания не вернулись. Причина не известна. Экипажи: лейтенант Яковенко со штурманом лейтенантом Дедюхиным и мл. лейтенанта Поветкина со штурманом мл. лейтенант Калашником.

3/ Погода: по маршруту и в районе цели облачность 2 балла, видимость 2 км.

4/ Готовы к повторному вылету ночью 2 экипажа.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]

Дополнение к боевому донесению № 025 штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 13.11.41 г. 15:00

1/ С задания не возвратились два экипажа летчик лейтенант Яковенко, штурман лейтенант Дедюхин, стрелок-радист мл. сержант Пугач, воздушный стрелок Лукьянов, летчик  мл. лейтенант Поветкин, штурман мл. лейтенант Калашник, стрелок-радист мл. сержант Зарков, воздушный стрелок мл. сержант Шныгин.

2/ В 01:30 13.11.41 года стало известно, что экипаж Яковенко и Поветкина после выполнения задания в 20 км западнее местечка Лопастная были сбиты ИА противника. Экипажи погибли, штурман Дедюхин ранен, лежит в госпитале.

3/ Сброшено бомб: 6 шт. ФАБ-100 и 4 шт. АО-25.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]


Боевые потери [ЦАМО, Ф.58, Оп.818883, Д. 1655]:

Яковенко Павел Павлович, 1913 г.р., 42 ДБАП 36 ад дд, командир звена, лейтенант, сбит истребителями противника 12.11.1941 г. Первичное место захоронения М.-Лопостя, западнее, 20 км.
Пугач Федор Петрович, 1917 г.р., 42 ДБАП, 36 ад дд, воздушный стрелок-радист, мл. сержант, сбит истребителями противника 12.11.1941 г. Первичное место захоронения М.-Лопостя, западнее, 20 км.
Лукьянов Петр Иванович, 1918 г.р., 42 ДБАП 36 ад дд, воздушный стрелок, мл. сержант, сбит истребителями противника 12.11.1941 г. Первичное место захоронения М.-Лопостя, западнее, 20 км.
Калашник Николай Степанович, 1911 г.р., 42 ДБАП 36 ад дд, стрелок-бомбардир, мл. лейтенант, сбит истребителями противника 12.11.1941 г.
Зарков Виталий Александрович, 1920 г.р., 42 ДБАП 36 ад дд, воздушный стрелок-радист, мл. сержант, сбит истребителями противника 12.11.1941 г.
Шныгин Алексей Гаврилович, 1921 г.р., 42 ДБАП 36 ад дд, воздушный стрелок, мл. сержант, сбит истребителями противника 12.11.1941 г.

А Поветкин Василий Георгиевич, 1918 г.р., командир звена 42 ап ДД 36 ад ДД, лейтенант, дважды награжденный: Орденом Красной Звезды (24.02.1942) и орденом Красного знамени (20.06.1942), не вернется с боевого задания лишь 21.07.42 года.
***

12.11.41 г. 42 ДБАП восьмью бомбардировщиками вылетел на бомбардировку мотомехвойск противника в районе Тарутино, Курилово по маршруту ИПМ- Угодичи, Орехово-Зуево, цель и обратно. В 9:45 с Н=2600 м было сброшено 17 шт. ЗАБ-100. В 14:37 с н=4000 было сброшено 32 шт. ФАБ-100, 6 шт. ЗАБ-50, 3 шт. ФАБ-250 и 36 шт. АО-25. Отмечены очаги пожара, зажгли д. Тарутино. Один экипаж задание не выполнил /Романов/. В районе цели были обстреляны ЗА. Общий налет составил 21 час 45 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

13.11.41 г. 42 ДБАП двумя бомбардировщиками вылетел на бомбардировку мотомехвойск противника в районе Луквицы, Поповка, Изволь, Павшино по маршруту ИПМ-Кольчугино, <Л…нево>, Павшино и обратно.  В 9:37 с Н=4200 м было сброшено 10 шт. ЗАБ-100, 24 шт. АО-25. Отмечены прямые попадания. Сержант Романов сел вынуждено в Борисоглебской слободе в 14:00. Обстреляны ЗА. Самолеты имеют пробоины. Общий налет 9 часов 36 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]
***

13.11.41 г. 455 ДБАП двумя бомбардировщиками вылетел на бомбардирование мотомехвойск в районе Луквицы, Поповка, Изволь, Павшино по маршруту ИПМ-Кальчугино, Михнево, Изволь, цель и обратно. В 14:20 с Н=4000 м было сброшено 5 шт. ФАБ-100, 5 шт. ЗАБ-50, 10 шт. АО-25. Отмечено большие взрывы. В районе дер. Шилькино были атакованы своими истребителями. Один сел в Люберцах, другой в дер. <Филийцево> Ростовского района. Налет 7 часов 7 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

Боевое донесение № 026, штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 13 ноября 1941 г. 18:00

1/ Вылетевшие на боевое задание 13.11.41 года в 13.10 два экипажа на самолетах № 414 и № 411 мл. лейтенанта Казаков и сержант Помыкаев с задания не вернулись. Причина не известна.
Лейтенант Кобенко на задание не вылетел из-за того, что не запускались моторы и позднего времени.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]

Дополнение к боевому донесению № 026 штаб 455 ДБАП, Гаврилов-Посад. 15.11.41 г. 12:00

1/ 14.11.41 г. стало известно, что экипажи мл. лейтенанта Казакова и сержанта Помыкаева задание выполнили в 14:20 с Н=4000 м бомбардировали мотомехвойска и танки противника в районе Луковицы, Изволь. По наблюдению экипажей отмечены попадания, были видны взрывы.

2/ Сброшено бомб: 5 шт. ФАБ-100, 5 шт. ЗАБ-50, 10 шт. АО-25. Налет 7 часов 07 минут.

3/ ЗА противника не обстреливала, был один истребитель, но не атаковал.

4/ На обратном маршруте в районе дер. Шилькино были атакованы нашими истребителями типа ЛАГ-3. В результате самолет № 946 сержанта Помыкаева поврежден, что неизвестно, а также ранены стрелки. Посадку произвел на аэродроме Люберцы.

Самолет № 254 мл. лейтенанта Казакова повреждений не имеет, но в результате потери ориентировки в 16:45 произвел вынужденную посадку около дер. Сильницы, что южнее Ростова 35 км.

5/ В момент атаки нашими истребителями был дан сигнал «Я свой» выпущено до 14 ракет, один из них принял сигнал и ушел, а второй, несмотря на данные сигналы продолжал атаковать и произвел 5 атак по самолету Помыкаева, даже пытался таранить. Экипаж мл. лейтенанта Казакова после вынужденной посадки возвратился на свой аэродром 15.11.41 года и благополучно произвел посадку в 8:41.

Начальник штаба 455 ДБАП ст. лейтенант /Филоненко/
Начальник оперативного отдела 455 ДБАП ст. лейтенант /Стажило/[ЦАМО, Ф: 20121, Оп: 0000001, Д: 0018]
***

14.11.41 г. 42 ДБАП пятью вылетел на бомбардировку мотомехвойск противника на дороге Гжатск, Можайск, Дорохово по маршруту ИПМ-Калязин, Турчиново, цель и КПМ-Ростов. В 10:10 с Н=4200 м было сброшено 16 шт. ФАБ-100. В 11:25 с Н=4500 м было сброшено 14 шт. ЗАБ-100 и 36 шт. АО-25. Отмечены прямые попадания по колонне. В районе цели отмечен слабый огонь ЗА. Общий налет составил 16 часов 40 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

16.11.41 г 42 ДБАП пятью вылетел на бомбардировку скопления противника в Великих Луках по маршруту ИПМ-Углич, ст. Бараново, Першиео, цель и обратно. В 10:47 с Н=400 м было сброшено 10 шт. ФАБ-100. Подожжен ж.-д. состав. Один самолет сел на вынужденную /сержант Новожилов/.[ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

16.11.41 г 42 ДБАП тремя бомбардировщиками вылетел на подрыв льда на Московском море по маршруту ИПМ-Ростов, ст. Редкино, цель и обратно. В 13:00 было сброшено 30 шт. ФАБ-100, цель поражена. Общий налет 7 часов 00 минут. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]

16.11.41 г. 455 ДБАП двумя бомбардировщиками вылетел на бомбардировку ст. Новосокольники. Возвратились из-за метеоусловий. [ЦАМО, Ф.: 20121, Оп.: 1, Д.: 37]
***

И закончу словами благодарного правнука:

«Мой прадед, Казаков Константин Иванович, родился в 1914 году в деревне Еловец Хоцельского района Смоленской области. В его семье было ещё два брата и сестра. Отец умер рано, и значительная тяжесть забот по хозяйству легла на его плечи.


Получив среднее образование, поступил в лётную школу в городе Воронеж. Здесь он встретил свою любовь - Тютину Клавдию Петровну. Поженились они в 1941 году. Прожили вместе долгую жизнь.

Константин Иванович служил в 171 гвардейском тяжёлом бомбардировочном авиационном краснознамённом полку Дальней Авиации.

Летал на бомбардировщике ДБ-3, ДБ-3Ф(ИЛ-4).

Ему была присвоена категория пилота 1-го класса.

В январе 1940 года 42-ой дальнебомбардировочный авиационный полк(дбап) в составе 27-ой дальнебомбардировочной авиадивизии переводится в Ленинградский военный округ на аэродром Кречевицы Новгородской области.

С 20 января по 13 марта 1940 года участвует в финской кампании в составе ВВС Северо-Западного фронта.

В марте 1940 года полк перебазируется в Азербайджан под город Кировабад.

В августе 1941 года 42 дбап выполнял боевые задачи на территории Ирана с аэродрома Кировабад (операция "Согласие").

11 октября 1941 года авиадивизия в полном составе перелетела в район Ярославля. Дивизия принимала непосредственное участие в обороне Москвы и в разгроме гитлеровцев под Москвой, выполняя боевые вылеты, отражая удары на Москву, Калинин, Клин, Можайск.

В феврале 1942 года вступил в ВКП(б).

Во время боевых действий был дважды сбит за линией фронта. Один раз при содействии советских жителей, временно находившихся в оккупации, сумел пробраться из-за линии фронта в свою часть. Этот случай описывается в приведённом в разделе "фронтовые письма героя" фрагменте газеты "Знамя".

Второй раз его сбили 5 июля 1942 года.

Его считали погибшим, но он находился в плену в лагере для военнопленных на территории гитлеровской Германии. Был освобождён в 1945 году.

Во время военной службы он совершил около ста боевых вылетов. За боевые заслуги прадед был награждён двумя орденами Боевого Красного Знамени (302001, 302002), а после войны - орденом Отечественной Войны II степени (6302191) и рядом юбилейных медалей.

Ветераны-однополчане никогда не забывали про моего прадедушку и всегда напоминали о себе в день Великой Победы.

В 1998 году его не стало».

Судьбе сержанта Помыкаева также не позавидуешь. В августе 42-го будет сбит и также пройдет все муки гитлеровского плена. Останется живым и 1946 г. обоснуется во Львове.
*****


Рецензии