Уроки ИЗО. Художник Павел Корин

7 июля 1892 года родился великий русский художник Павел Дмитриевич Корин.

Впервые картину А.А.Иванова "Явление Христа народу" Павел Корин, молодой мастер иконописной палаты при Донском монастыре в Москве, увидел в Румянцевском музее. Его, продолжателя старого рода живописцев-крестьян села Палех Владимирской губернии, приглашённого для работы в Первопрестольную, картина потрясла. Он часами стоял перед ней, как верующие стоят перед иконой.
Корин несколько раз перечитал биографию Иванова. Знакомство с картиной, возможно, пробудило в нём желание стать таким же художником-подвижником, как он.
 В 1911 году судьба свела девятнадцатилетнего иконописца с М.В.Нестеровым. Маститый художник, увидев работы Корина, пригласил его быть помощником в росписи собора церкви Марфо-Мариинской обители. Оценив талант юноши, М.В.Нестеров стал его учителем.
По совету Нестерова Корин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителем был Константин Коровин. "Вам дан дивный дар рисования", - сказал тот однажды ему.
Через несколько лет после окончания училища, Корин задумал писать свою главную картину, известную нам под названием "Русь уходящая".

Копии с картины Иванова "Явление Христа народу" и свои собственные зарисовки, как подготовку к большой работе художник делал в ту пору, когда Русская Православная Церковь испытывала тяжёлые времена. 19 мая 1922 года Патриарх Тихон был заточён в Донской монастырь. Ему запрещалось совершать богослужение и даже выходить из комнат. Раз в сутки его выпускали на прогулку на огороженную площадку над Святыми вратами обители. Этого момента дожидались сотни верующих, собиравшихся у стен монастыря.

7 апреля 1925 года "печальник земли русской" скончался.
На похороны Патриарха Тихона съехались почти все епископы Русской Церкви. Прощание со святителем было открытое. Толпы людей шли к его гробу день и ночь.
 Дни прощания с Патриархом Павел Корин провёл в Донском монастыре. Он видел невероятное стечение народа, странников, слепых с поводырями, нищих, монахов. 12 апреля 1925 года многотысячная толпа людей, запрудивших территорию Донского монастыря, пела:"Святый Боже".
Здесь же в монастыре, родилось намерение написать картину "Реквием".
Первый этюд к ней, изображавший глубокого старика, Корин сделал в 1925 году, сразу после копии с картины Иванова. "Старик" - это образ странника, богоискателя. И если в картине Иванова все вслушиваются в слова, произносимые Иоанном Крестителем, то портрет "Старика" свидетельствовал, что человек весь превратился в зрение и в слух. Не слышал ли он, не чувствовал ли волю Божию?

По последнему эскизу к картине, выполненному Кориным в 1959 году, можно было судить о её замысле во всей полноте: в Успенском соборе Московского Кремля, в центре, на специальном архиерейском помосте, стоят протодиакон Михаил Холмогоров и митрополит Трифон, за ними святитель Тихон, будущие местоблюститель Сергий Старгородский и Патриарх Алексий Первый. За Патриархами - сонм архиереев, все в пасхальных облачениях, выделяющихся на фоне чёрных одеяний монахов и мирян.

Картина не была написана Кориным в столь тяжёлые для Церкви времена. Почему? А.А.Иванов ощущал поддержку Государства и русских людей в годы работы над картиной "Явление Христа народу", а художник Павел Корин после смерти Горького, постоянно поддерживающего его, ощутил настоящую травлю как со стороны властей, так и со стороны "сотоварищей" по искусству. Достаточно привести одну лишь запись из дневника Корина, оставленную в начале 40-х годов: "Бьюсь не на жизнь, а на смерть. Опять выставка, опять стараются меня изгнать".
Все его работы в Третьяковской галерее были сняты из экспозиции. Так поступили с художником, который был гордостью России, оставил нам, кроме этюдов-портретов для своей картины, замечательные портреты современников - маршала Жукова, писателя Горького, пианиста Игумнова, скульптора Коненкова, художника Сарьяна, художника Нестерова.

Но, чтобы художник ни делал, главной его задачей оставалась картина "Русь уходящая". В 1957 году, когда кончились его беды ему было уже 65 лет. Он перенёс два инфаркта, очень болел, да и нужно было заканчивать различные заказные работы, и главная картина всё откладывалась. А кроме больших душевных сил, картина требовала и огромных физических. Полотно величиной в стену, а работать под потолком Павлу Дмитриевичу было просто не по силам.

Истерзанный физически и духовно, он мучился мыслью о ней. Горечь от того, что он не мог сделать главное дело своей жизни, он испытывал постоянно. Ему предлагали помощь молодые, но Корин всегда считал, что свою картину художник должен писать своей собственной рукой. Это было для него свято, и он отказывался от всех предложений.

Картине, которой Горький дал паспорт на жизнь, так и не суждено было родиться. Холст, изготовленный по специальному заказу Алексея Максимовича, так и остался чистым. Он и сейчас стоит в мастерской, и многие говорят, что даже сам этот холст, история несоздания этой картины стали своеобразным памятником трудному времени.

(Использованы материалы Н.П. и Л.М. Анисовых).


Рецензии