Страшная страшная сказка

"Летучий голландец", опера Вагнера, новая сцена Мариинского театра,  21 июля 2020 года.
Эта опера Вагнера всегда меня интриговала - корабль-призрак, несущий гибель, всем, кто его увидел, ревущее бушующее море, кораблекрушения, затонувшие парусники, огни святого Эльма, капитан Сорви-голова, морские приключения, адские штормы! Настоящая легенда! И музыка входящего в силу молодого Вагнера в этой опере всегда захватывала. В "Летучем голландце" она, мощная, еще не стала гранитно-монументальной - яркая, грозная, мелодичная, а, порой, просто танцевальная! Ее хочется слушать снова и снова!
Грозные аккорды, олицетворяющие Летучего голландца, корабль и его прОклятого капитана, обреченного на вечные скитания за гордыню, полны инфернальной предрешенности и неотвратимости! Почему-то именно этого мне не хватило в образе Летучего Голландца, созданного Евгением Никитиным, хотя, безусловно, это его коронная роль, исполненная добротно и выразительно. Меня слегка удивляет выбивающийся из общей картины образ рокового капитана - рокер в бандане, берцах и кожанке. Он, как пришелец из будущего, в окружении людей 17 века. Хотя в спектакле это, конечно, не принципиально.
Страстная Сента Елены Стихиной, с ее романтической балладой о капитане, обреченном на муки вечных скитаний, одержимостью его спасением и роковой влюбленностью в эту легенду и в  поразивший ее воображение образ загадочного бледного незнакомца с портрета в гостиной, стала для меня центром страшной и притягательной музыкальной истории. Прекрасный голос, выразительная игра, исступленная обреченность, слепое подчинение собственному воображению - все это создает незабываемый образ сильной девушки, способной на самопожертвование ради того, что ей дорого! Вагнер подарил своей героине изумительные мелодии!
В опере поразительные хоровые и колоритные массовые эпизоды,  с матросскими немецкими плясками, яркими национальными мелодиями,  топаньем и гиканьем, полные безмятежной радости девичьи хоры в доме Сенты. И хор адской команды корабля-призрака, заставляющий почувствовать пробегающую по волосам волну ужаса.
Эрик Сергея Скороходова, несостоявшийся жених Сенты, такой типичный романтический влюбленный многих театральных историй своего времени, был весьма выразителен и вокально хорош. Единственный носитель понятных добрых человеческих чувств!
Отец Сенты, моряк Даланд Михаила Петренко, практичный до абсурда, что готов отдать дочь первому богатому встречному, - фигура немного комическая, но он оттеняет своей житейской рассчетливостью весь ужас происходящего. И вокально певец был убедителен.
Черный капитан, ищущий жертвенную верную женщину, которая вернет ему смертность, мрачный корабль-призрак, пугающий моряков, ужас смерти, царящий во всей этой истории, -  лишь победа над дьявольскими силами служит проблеском надежды и человечности. У Вагнера в операх просто навязчивая идея, о жертвенности и верности женщины, которая может разрушить злые чары, но редко с этой задачей  справляется. 
Все это почему-то рождало в противовес воспоминание о повести Александра Грина "Алые паруса", светлой истории, полной доброты и ликующего торжества человеческой любви. Антипод вагнеровской, чисто немецкой страшной сказки о летучем голландце. Психологический остров надежды!


Рецензии