Данскер Исаак Моисеевич

                Основатель Уральской школы Гобоя
 Древо Гобоя

 
ДАНСКЕР Исаак Моисеевич (1896, Петербург – 1965, Свердловск), гобоист, педагог. В 1918 окончил Петрогр. конс. по классу Ф.А.Коукаля (был отмечен пр. им. Ф.Шуберта). В 1918–41 солист орк. Ленингр. т-ра оперы и балета им. С.М.Кирова, в 1943–51 – орк. Свердловской филармонии. Был первым исполнителем сонаты для гобоя и фп. Б.В.Асафьева, который посвятил ему это соч. Параллельно с исполнительской деятельностью в 1936–39 преподавал в муз. школе-десятилетке при Ленингр. конс.; вел также муз. классы в ленингр. Дворце пионеров. В 1945–64 преподавал в Уральской конс. в Свердловске (с 1958 и.о.проф.). Многолетний практический опыт Д. обобщил в своем методическом труде «Обучение гобоистов в детских муз. школах и училищах» (Л., 1968).

Вот что писал об Исааке Моисеевиче известный советский дирижёр, педагог, нар.арт.СССР, дирижёр Большого Театра СССР.
 Борис Хайкин (1958 год) фрагмент.

- И.М. Данскер пользуется большой известностью как выдающийся гобоист. В течении ряда лет был первым гобоистом – солистом оркестра Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова. Обладает великолепным звуком и артистическим чутьём. Дансклер располагает к себе всех дирижёров и музыкантов, которым посчастливилось с ним встретится.

 Вот что я нашел в книге одного из первых учеников Данскера, Бориса Ничкова (Статья «Мои учителя»).

«Итак, творческая жизнь одного из лучших гобоистов бывшего СССР И. М. Данскера складывалась очень успешно. В 45 лет. проработав в театре 23 года, он был в зените славы и полон новых творческих замыслов. Но случилось непредвиденное. Началась Великая Отечественная война, которая сломала многие человеческие судьбы. В 1941 г. тяжелая болезнь и последовавшая за ней инвалидность не позволили Дансксеру продолжать работу в оркестре театре. Он прожил год и блокадном Ленинграде. С 1942 г. был эвакуирован в Ульяновск вместе с больницей, и которой тогда находился.
С 1943 года начинается второй этап в жизни Данскера. связанный с исполнительской и педагогической деятельностью на Урале.
Трудовая деятельность Данскера на Урале началась с должности инспектора симфонического оркестра Свердловской государственной филармонии. Функции инспектора оркестра сводились только к административной деятельности. Данскер. прошедший первоклассную школу оркестра «Кировского» театра, очень тяжело переживал, что из-за травмы руки ему больше не суждено играть. По характеру энергичный, волевой. целеустремленный, он все время искал пути возвращения в оркестр.
Однажды Данскер познакомился с бывшим музыкантом - тромбонистом, квалифицированным мастером точной механики Метелем, которому он и рассказал о своей инвалидности. У Данскера на левой руке были повреждены сухожилия, разгибающие пальцы. В связи с этим пальцы всегда были полусогнуты и казались безжизненными. Естественно, играть на гобое в таком состоянии было невозможно. После длительных экспериментов мастер изготовил Данскеру протез, который одевался на левую руку и защелкивался на замок. На все пальцы левой руки надевались небольшие кожаные кольца, имевшие вверху маленькие петли. От протеза к каждому пальцу отходил металлический рычаг на стальных пружинах. Каждый рычаг заканчивался крючком, который цеплялся за петлю кожаного кольца. Данскер сжимал пальцы (эти сухожилия у него работали) - пружины растягивались; затем отпускал их - пружины сжимались, разгибая пальцы. Начались ежедневные тренировки пальцев левой руки с протезом. Спустя полгода Исаак Моисеевич взял в руки гобой и начал упорно, постепенно восстанавливать координацию пальцев, играя различные упражнения и гаммы. Он рассказывал мне сколько ему пришлось приложить труда и терпения, прежде чем он смог сыграть простейшие упражнения и гаммы в медленном темпе".


Рецензии