Почему погиб Укек?

ПОЧЕМУ ПОГИБ УКЕК ?

Вопрос который я сейчас задаю себе и вам, очень серьёзный. И он, кстати, касается не только ушедшего в Лету средневекового города, но и многих правобережных волжских городов и иных поселений. Например Саратова и Ульяновска (Симбирска), да и Волгограда (Сталинграда, Царицина), Камышина и т.п.

Почему ? А потому что разобравшись с судьбой этого золотоордынского города мы сможем в какой-то степени прогнозировать дальнейшую судьбу и других городов, возникших впоследствии на правом берегу нашей могучей реки !

Укек был скорее всего первым и наиболее крупным городом на отрезке Волги от современной Казани до вхождения реки в Прикаспийскую низменность и дальнейшего её поворота на Астрахань.

По крайней мере этот город известен с 12-го века, посещался разными иностранными путешественниками, которые оставили после этого свои разные впечатления.

Однако, с определённого времени о его существовании просто забыли и лишь в конце 19-го - начале 20-го века разные исторические и археологические находки заставили вновь во весь голос заговорить о нём !

Я не историк, а географ и геолог и не собираюсь оспаривать какие-либо исторические документы.

Тем более, проводимые и раньше и теперь различные археологические раскопки в пределах современного Увека.

Честь и хвала многим поколениям и историков и археологов за то, что они занимались раньше и занимаются этим теперь !

Но, в тоже время, у меня к историкам и археологам есть несколько вопросов...

А как древний Укек, кроме Волги как транспортной магистрали был связан с внешним миром ?
Не пробовали они искать те древние пути-дороги, где и как они могли располагаться и проходить ?
Не по одной воде к ним и от них шли разные товары.
Явно были и сухопутные связи с соседями. Или историкам и археологам интересен только сам процесс раскопок поселения и нахождения там каких-либо материальных объектов ?

Меня, как человека изучавшего пол-века природную среду и в первую очередь Волгу и историю её развития давно мучает и такой вопрос, а как наша могучая река могла повлиять на тот огромный береговой выступ, на котором и возник и развивался впоследствии средневековый Укек ?

Ведь не историки, не археологи этим не занимались и не занимаются. В поле зрения их исследований, документов, находок в проводимых раскопках Волга не входит никоим образом.

А ведь город стоял на правом крутом берегу реки с таким непростым выступом и по всем законам физики река не могла его просто элегантно огибать и обтекать. Она, как огромный природный элемент, со своей мощью и силой, также должна была влиять на развитие и судьбу города. А не только быть транспортным путём для людей и перевозимых товаров.

И то, что современный Увек, унаследовавший местоположение древнего Укека, стоит и развивается на огромном оползневом теле, в пределах которого и находят многочисленные следы древнего города, только подтверждает это.

Да и наличие в этом месте сужения поймы и относительная близость левосторонней надпойменной террасы говорит о неком "бутылочном горлышке" в строении долины Волги на данном участке и совсем другом её динамическом режиме здесь.

В подтверждение моих слов, внимательно посмотрим вот этот космоснимок Волги в районе Саратов - Энгельс, который я и привожу ниже. Апрель 2018 года. Фотография летчика-космонавта Олега Артемьева.

Я уже неоднократно приводил его фрагменты в разных своих публикациях, но сегодня опять обращусь к нему.

Эта фотография впервые была опубликована 6 октября того же года на страничке Saratov Project и я сейчас показываю её здесь полностью.

Тогда же, я сделал свой первый комментарий к тому полному снимку : "Любопытное космофото нашего города и его окрестностей. Видно, что фото снято ранней весной, так как практически нет зелени. Кумысная поляна ещё белёсого цвета, среди деревьев явно лежит снег и деревья ещё не покрылись листвой. На Волжском водохранилище не так много воды и не затоплены многочисленные острова.

В районе мостов и выше них по течению видны остатки льдин, причём площадь льдин выше Увекского ж/д моста значительно больше площади льдин расположенных выше старого автодорожного моста. Спасибо автору за такой интересный взгляд на наш город".

Я думаю вам понятно, что тоненькие ниточки на этом фрагменте снимка - автодорожный и железнодорожные мосты между нашими городами, а белое - это нерастаявшие льдины и лед, плывущий по реке.

Зачем я это привожу здесь ? А затем, чтобы в очередной раз показать насколько разный гидрологический и иной режим складывается до наших "переправ" через реку и после них.

И сами мосты, при их пролётах и других инженерных характеристиках оказывают непосредственное влияния на Волгу и водохранилище и на скорость движения и льда и воды и массу других характеристик. Причём в районе современного Увека полоса льдин можно сказать практически упирается в сохранившийся береговой выступ.

То есть, не только мосты, но и расширения и сужения русла реки и её поймы в том числе. И вот такие вот "бутылочные горлышки" долины реки, в том числе !

Меня спросят, а причём тут современные мосты и древний Укек ?

Вопрос замечательный !

А при том, что и историки и археологи сами неоднократно указывают, что Укек возник не случайно на водном волжском пути, а в месте ПЕРЕПРАВЫ через неё.

Конечно, вряд ли тогда, в средневековые времена это могла быть переправа в виде неких инженерных сооружений. Но то, что на затопляемой весной пойме Волги они могли возникнуть для более длительного её существования и менее "безболезненного" перехода от ледяных зимников к летним водным переправам - этот вопрос никто из исследователей не поднимал, не рассматривал и не исследовал.

То есть, человек уже в то далёкое время мог определённым образом влиять на изменение рельефа в пойме в виде постройки валов для дорог или каких-либо плотин на существующих тогда ериках и воложках, и неосознанно подготавливать приближающуюся природную катастрофу города.

Однако, что на левом, да и на правом берегах Волги, исследования поймы до затопления водохранилища здесь не проводились. Как и не проводились они и на предмет нахождения каких-либо исторических находок ниже современного Увека и по Волге и по её современным островам.

А как известно любая река уносит разрушаемый материал вниз по течению, откладывая и аккумулируя его там в зависимости от веса и размера.

И вообще, увлечённость археологическими раскопками только в пределах самого Укека-Увека сужает рамки не только исторических исследований любых территорий.

Как известно, в этом же месте планируется возведение ещё и автодорожного моста для южного обхода Саратова. Мост и подходы к нему по задумке проектировщиков должны быть буквально в нескольких сотнях метров от имеющегося железнодорожного.

А что запланировано при проведении строительных работ для получения данных по археологии, истории и природных особенностей и прошлых путей развития этой территории ?

Или также, как более века назад при построении Увекской паромной переправы все исторические находки будут обнаруживаться в кучах строительного мусора или погребаться в пределах русла реки и водохранилища в целом ?

Как видите, я не даю ответа на поставленный мной вопрос "Почему погиб Укек ?", да и некоторые другие, хотя и имею свою точку зрения и определённый материал для их постановки.

По настоящему, этим необходимо заниматься хорошим творческим коллективом учёных разных специальностей с привлечением современных технологий и возможностей.

Увлечение же одними археологическими находками вскрывает нам его прошлую жизнь, во всей красе и многообразии, но не указывает на причину его гибели, что не менее важно в нашем случае. Не проведение любых исторических и иных исследований при строительстве нового моста - вообще кощунство.

Тем более, что судьбу средневекового Укека могут повторить и другие правобережные города на Волге.

Игорь Пролеткин


Рецензии
Спасибо! Очень интересно)

Тефрух   01.08.2020 23:13     Заявить о нарушении