Фильм про чувство свободы

«Забриски-пойнт», режиссёр - Микеланджело Антониони, сценарий - Микеланджело Антониони, Франко Россетти, Сэм Шепард, продюсер - Карло Понти, Харрисон Старр, оператор - Альфио Контини, композитор -Джерри Гарсия, Pink Floyd. В главных ролях - Марк Фрешетт и Дарья Халприн. Социальная драма, США, 1970 год
---­­---

Этот удивительный фильм я посмотрел в возрасте его главных героев на одном из Московских кинофестивалей где-то в начале 70-х, и он произвёл на всех в зале оглушительное впечатление. Во всяком случае, я точно помню, что с него не уходили, как это было даже с более известным фильмом Антониони «Профессия – репортер», который тоже показывали на фестивале, но позже. Хотя в «Профессии» играли Джек Николсон и Мария Шнайдер, звезды, а тут никому не известные любители.

Конечно, было в фильме и открытие: студенческие протесты конца 60-х, на которые опирается сюжет, нам тогда подавали как что-то похожее на Великую Октябрьскую: революционный матрос, рабочий тащит пулемет, висит плакат «Долой господ» и все такое в стиле опротивевших Октябрьских лозунгов. А оказалось, что это про таких же как мы студентов, только они выступают против власти, могут пойти и купить в магазине револьвер, а еще не боятся полиции, водят машину, самолет и запросто занимаются любовью с незнакомыми девушками. Фантастика! А еще хиппи, Pink Floyd, The Rolling Stones, сексуальная революция и, главное, восхитительное и незнакомое нам тогда (да и сейчас тоже) чувство свободы. Опасной, но свободы. И фестивальная публика тех лет это хорошо почувствовала.

Вообще, кто застал те времена, помнит, каким долгожданным событием был Московский кинофестиваль. Киноманы брали отпуска и проводили две жаркие июльские недели не в Сочи, а в темных кинозалах. Если повезет с абонементом – в «России», «Космосе» или «Октябре», если нет – в «Ереване» или «Байконуре», что, впрочем, тоже было большой удачей. Если достать абонемент не удавалось, а это был дефицит из разряда мебельной стенки, можно было купить в окраинных кинотеатрах отдельные билеты - полтора рубля на два фильма, и это тоже было большой удачей, за которой народ гонялся по всей жаркой Москве. Впрочем, метро тогда было чистым и прохладным, а бомжей можно было встреть только во французских фильмах, где они красиво назывались клошарами.

Сегодняшнему ленивому зрителю трудно представить, что попасть на фестивальное кино тогда было счастьем, сравнимым с поездкой за границу, куда в ту пору мало кто ездил. Мы, конечно, понимали, что отечественное кино - оно самое прогрессивное, зато фестивальный экран был окном в большой мир, временами опасный, зато населенный красивыми женщинами и мужественными мужчинами, которые живут интересной увлекательной жизнью, пока мы тут уныло запускаем спутники и выполняем пятилетки в три года. Так нам казалось. А еще во всей этой киносублимации реальной жизни была надежда, что когда-то этот волшебным мир придет и к нам.

Кстати, многие фестивальные фильмы 70-х помню и пересматриваю до сих пор, некоторые и вовсе вошли в золотой фонд, а вот «Забриски пойнт» как-то выпал из этого ряда. Не повезло с прокатом, да и вообще вся эта Новая волна, хиппи, Годар, Вудсток, Дженис Джоплин и многое другое, казалось бы, остались в прошлом. Другая жизнь.

Но нет. Прошлой весной мы возвращались из Лас-Вегаса в Сан-Франциско, и заехали в знаменитую Долину смерти. Объехали кое-какие местные достопримечательности — высохшее соленое озеро Бэдуотер, располагающееся на 86 метров ниже уровня моря, «Дьявольское поле для гольфа» и другие, и вдруг, уже собравшись уезжать, увидели табличку – «Забриски пойнт».

Оказалось, что это не название пустыни, как я думал раньше, а холм, точнее, вершина холма, названная так в честь предприимчивого поляка сто лет назад добывавшего тут буру. И с нее открывается просто невероятная панорама на дно озера, которое высохло пять миллионов лет назад, а потом эффектно разрушалось и выветривалось, образовав к нашему приезду совершенно фантастический марсианский ландшафт. Именно на этих золотых марсианских холмах и снимались те знаменитые любовные сцены, которые потрясли московских зрителей в далекие 70-е. И, видимо, не только их. Поднявшись на эту точку с неземным видом, мы увидели группу немолодых и очень респектабельных байкеров, упакованных в дорогущие косухи и сапоги, которые стояли там и озирали окрестности просто-таки в благоговейном, молитвенном молчании. Видимо, тоже вспоминали что-то из времен своей буйной молодости.

После поездки я с огромным удовольствием пересмотрел эту замечательную ленту Антониони и подумал, что уже ради этого стоило посетить Долину смерти. Кстати, где-то я прочитал, что законопослушные американцы якобы запретили Антониони снимать любовные сцены в Долине смерти и он снимал их где-то еще. Чепуха! Я сравнил свои фотографии с кадрами из фильма, таких мест нет больше нигде.


Рецензии