Шердинский плот

Каждую зиму Печорское речное Пароходство заключало договор с конторой «Печорлесосплав» на спуск плотов. Плотов зимней сплотки было прилично, в среднем до 250 штук, в объемах это составляло где то около 200 тысяч м3 древесины. В балансе Пароходства это были солидные финансовые кредиты.

 Плоты, спускаемые весной по сравнению с плотами летней сплотки  солидные, до десяти тысяч м3. Все плоты зимней сплотки делались в пойменных берегах Печоры и с прибылью весенней воды они всплывали, и в этот момент надо было срочно их забирать. Поэтому до начала спада весенней воды Пароходство торопилось их срочно отбуксировать в Печору.
 
 И вот в одну из навигаций теплоход «Советский» получает приказ срочно следовать лесоучасток «Шердино» к плоту. Идем порожнем, без барж, 450сильный буксир легко режет корпусом воды Печоры, а винты взбивают за кормой мощную волну.

Менее суток хода и мы в Шердино. Идем в "сплавконтору" - узнать обстановку какой и где плот. Представитель сплава берет документы на плот, и мы теплоходом идем к нему.

 Плот стоит за островом, изогнувшись полумесяцем, как бы обхватив остров. Плот солидный почти 10000 м3 древесины. Таких плотов я еще не водил. На буксире это моя третья навигация, доверие надо отрабатывать и судоводительский азарт уже закрадывается в душу.

 Я рад, что такой плот достался мне. Значит,  меньше разговоров о непрофессионализме молодых будет у «стариков». Плот стоит еще одной стороной на сухом острове, половина плота на плаву, вода прибывает, так что надо ждать по прибыли воды часов 12-15.

Мы осматриваем полукилометровый плот, проверяем технические нормы сплотки - можно сказать, что зимние плоты делались на совесть. Претензий у меня нет, количество древесины в сплоточной ведомости указаны, верно.
 
Буксируемся всей командой довольно быстро, и остается ждать только прибыли воды, которая кажется, прибывает так медленно, хотя по водомерному посту сверху идет вал воды более метра.
 
Так или иначе, вода прибыла. Плот всплыл. Выходим на буксир, с плота отдают  троса удерживавшие, плот с берегом.  Мы, получив движение, которое нам дало весеннее течение реки и, приложив мощь наших дизелей, выходим - «из-за острова на стрежень».

 Но что-то меня настораживает, очень и очень тяжело повернулся плот на реку, подумал вначале - все-таки 10000 кубов что-то значат.

 Но когда вышли на реку и хотел выровнять плот по течению, понял, в чем дело. Плот не выравнивался, он шел всей массой, длиной 520 метров, почти не изгибаясь и не меняя той формы полумесяца, которая была за островом.
 
Только сейчас я понял, что внутренняя сторона плота намного короче наружной стороны. Трос лежень, за который крепятся пучки с лесом, с внутренней стороны был короче метров на семьдесят. Плот форму не менял и практически не управлялся. Как я это дело просмотрел, не знаю, но такой случай в истории с плотами наверно только один.

 А, течение реки не спрашивало, оно несло плот вниз по реке. Плот с такой массой одиночному теплоходу не остановить и не поставить. А впереди острова, раздваивающиеся течения, способные ввести плот не в нужное русло весенней воды.
 
Одна небольшая надежда, что для сопровождения плотов таких объемов, в помощь давался ста пятидесяти сильный катер, который был закреплен на конце плота для оказания помощи на трудных участках.

 Но у нас,  как оказался этот катер, был технически неисправен и не имел хода. А его поставили к плоту, чтоб довели до Печоры на ремонт.
Напряжение нарастало, впереди сложные участки, а мы остались один на один с буйством и нравом нашей реки.
 
И мы идем по кажущимся просторам реки, с большими нагрузками на дизеля, чтоб удержатся в нужном движении по судовому ходу и руслу.
 Заправляться в нужном направлении приходиться чуть ли не за полтора два километра. Плот как спичечные коробки соединенные вместе, не гнется ни в каком направлении, а ворочается всей массой.

 Из рулевой рубки не ухожу, чтобы не допустить малейшей ошибки. Хотя начинаю понимать, что до Печоры такой плот можно и не довести. А признаваться в своей оплошности при приемке плота не хочется.

Через сутки выхожу на связь с Пароходством и прошу дать разрешение поставить плот напротив села Приуральское. Спрашивают в чем дело, объясняю, что перед Печорой - Медвежский перекат, весенний ход закрыт, а меженным судовым ходом, с таким плотом мы не пройдем.

 Дают добро, прошу сообщить конторе «Печорлесосплав», чтобы встретили катера для постановки плота.
 В районе села Приуральское, где надо ставить плот - нас встретили пять 150сильных катеров сплава. Прохожу с плотом вплотную к острову, его не видно, только кусты ивняка, торчащих из воды  подтверждают это.
 
  Катера работают что есть сил, пытаясь прижать плот к мели, а плот, как завороженный, подминая кусты ивняка, идет, не замедляя своего движения вниз. Уровень воды над островом большой, осадка плота 160 см, и он пока нигде не задевает отмели.

 Но в одном месте плот все-таки стал прихватывать мелководье, пучки пучатся, заползая на мель, но опять соскальзывают и идут дальше, в другом мелком месте, крайние пучки, начали выскальзывать из плота, один, два, пять, семь остаются на отмели, а плот продолжает движение, не сбавляя хода.

Впереди дамба, все надо уходить на реку, поставить не смогли, даю сигнал - "Обращаю внимание" -для катеров и начинаю вытаскивать плот  опять на реку.
И вот чудо, плот  начинает слушаться движениям теплохода, изгибаясь, пошел за ним. Видимо семь пучков леса оставшихся на мели дали возможность остальным свободно двигаться.
 
Ура! Мы идем в Печору с почти нормально двигающимся плотом, он управляется. Сообщаю в Печору, что плот поставить не смогли – большой горизонт воды, и мы идем в Печору.

 Плот уже уверенно довели до  Печоры, ниже затона "Боровиха", нас встретили катера и спокойно прижали плот к берегу, закрепили тросами. К нам на борт поднялся представитель сплава, я сдал документы по плоту, подписали акты без претензий и разошлись.
 
Мы пошли в Печору готовиться к следующему рейсу, а катера «побежали» вверх по Печоре- встречать следующий плот.

Бывший капитан-механик теплохода «Советский»                Апанасенко А. П.


Рецензии