С неотвратимо наступающим днём ВМФ

   Вообще-то речь пойдёт о горнолыжно-пенсионной жизни полковника, но связь с ВМФ всё равно будет. "Жора, покачайте стол, не могу жить без шторма..."

        ИТАК - Глава 4: "Чем пЭнсионЭру заниматься на пенсии, когда её на нормальную, "спокойную" жизСТь не хватает?"

            ИГОРЬ ЖДАНОВ  "МУЖЧИНЫ"

 В такую рань летят одни мужчины —
Им так привычны рокоты турбин!
Их поднимают разные причины
С диванов, раскладушек и перин.
Хрустя ледком, поскрипывая хромом,
Прищурятся — погодка хороша!..
Ревущие поля аэродромов
Окидывают взглядом не спеша.
Здесь все другие краски пересилил,
Заполнил и промоины, и рвы
Защитный цвет — осенний цвет России,
Поблекшей, помороженной травы…
У женщины — смятение во взоре,
Ей боязно, и так в груди щемит!
За Белым морем Баренцево море
Загадочно и медленно шумит.
— Не улетай!.. — Мужчины к просьбам глухи,
Их стриженые головы в огне, —
На лбы накинув кепки и треухи,
Им гнать плоты по Северной Двине.
Выносливы их плечи и покаты,
Ремни скрестились на квадратах спин.
Геологи, пилоты и солдаты —
Великое сословие мужчин.
Их жажда жгла — и нарты уносили
По белому полярному кольцу.
Защитный цвет — осенний цвет России —
Терпению и мужеству к лицу.
Не надо огорчаться, домочадцы,
Судьбою неустроенной стращать.
Есть правило мужское — возвращаться!
И женское призвание — прощать.

       «Джигит, который просто обошёл вокруг своего дома, знает больше джигита, не отрывающего свой зад от дивана», - (восточная мудрость).

       Этот опус мне захотелось начать с высказывания Заслуженного лётчика-испытателя РФ Александра Юрьевича Гарнаева об одном из писателей, чьи книги сыграли колоссальную роль в его становлении как лётчика и человека. От себя добавлю, редко кому из нашей среды пилотов-любителей и профессионалов, взявшихся описать нашу профессию изнутри, удаётся оставить такой глубокий след в душах людей, кому повезло читать его книги. Лично для меня Анатолий Маркович Лурье (Маркуша) стоит в одном ряду с такими классиками авиации как Антуан де Сент Экзюпери, Ричард Бах и другие не менее известные лица. Вот что говорит о Маркуше сам Гарнаев:

       АНАТОЛИЙ МАРКОВИЧ ЛУРЬЕ (МАРКУША)

      Скоро нашему Толь-Маркычу 100 лет!
Книги Анатолия Марковича маркуши… Он написал их совсем немало, аж сто пять (105!) Их много издавали, общий тираж за всю его жизнь – больше 15 000 000 (пятнадцати миллионов!)

       Но о чём говорят эти цифры ?

       В наше смутное время безумного смешения понятий, размывания ценностей, засилья многомиллионных тиражей-однодневок – такие цифры, наверное, не говорят вовсе ни о чём… Хотя, пожалуй, если бы можно было оценить количественно конечный результат творчества Анатолия Маркуши как количество профессиональных лётчиков, обретших крылья непосредственно благодаря его книгам – то эта величина сказала бы о многом. К сожалению, это никем не подсчитано… Но могу убеждённо утверждать: по количеству летунов, устремившихся в небо непосредственно благодаря творчеству Анатолия Маркуши – с Великим Лётчиком-Литератором за всю историю человеческого летания не сможет сравниться ни один авиационный главком!
Личность Анатолия Марковича Лурье «Маркуши»…

      В его собственном изложении – проста, понятна, немного сумбурна, всегда по-мальчишески увлечённа… С точки зрения современных представлений – непостижима и противоречива, как и вся та, его эпоха!

        Боевой лётчик-истребитель, поступивший после Великой Отечественной войны в Школу лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР. Получивший квалификацию испытателя и… не получивший по «5-й графе» от «компетентных органов» разрешения работать по этой специальности. Уволенный без пенсии из армии и проработавший несколько лет в гараже автослесарем. «Случайно» написавший свои первые литературные труды как шутливые детские рассказы, подписав их в качестве псевдонима своей детской кличкой («Маркуша» – означало сын своего папы Марка) и потому издавший их впервые именно в детском издательстве ... Вдохновлявший нас-мальчишек последующих поколений книжкой «Вам – взлёт!» – на неизлечимую страсть к летанию, нас -курсантов лётного училища замусоленным до дыр от ночных казарменных чтений романом «Нет!» на стремление к лётно-испытательной работе, на верность профессии – всегда до конца !

      У профессиональных лётунов под запретом использование слова «последний». Этим словом они могут сознательно пользоваться только в тех случаях – когда речь идёт о том, что уже точно никогда не повторится ... о том, откуда уже окончательно нет возврата!

       И вот – его 106-я книга. Она состоит из 2-х (двух) его произведений :
1) «По дороге к небу»;
2) «Последний парад».
Эти рукописи я получил летом 2005 года из его собственных рук. Он сам тогда так и сказал мне : «Это – моя последняя книга!»
Воля Мастера – свята !
Его последнюю книгу я издал уже после того, как он покинул нас навсегда…

       Делайте выводы, господа, делайте выводы и воспитывайте детей на книгах этого светлого человека, чтобы и о них можно было сказать словами Владимира Семёновича Высоцкого: «Значит, верные книжки ты в детстве читал»…

      Ну, а теперь, когда психика читателя настроена на восприятие бесмертных перлов полковника Чечеля, который, скажу по секрету, мечтает об известности Джека Лондона, но бородой косит под Хеменгуэя, перейдём к непосредственному описанию пенсионной жизни главного героя. Итак:


               РЫЖИЙ, РЫЖИЙ, КОНОПАТЫЙ
 
    Я уже писал в предыдущих трёх главах этой повести, что одна из моих профессий, которыми пришлось заниматься на дембеле – это инструктор по горному туризму с детьми в Николаевском клубе путешественников «Хан Тенгри». Этот период моей жизни пришёлся на «лихие», как их сейчас называют, 90-ые годы, поэтому платили нам инструкторам  «много, но редко». Аж, 40 гривен за двухнедельный поход выдавали на руки, при условии, что ты привёз вверенную тебе группу туристов из Крыма в Николаев в целости и сохранности, и с ними  никаких недозволенных «приключений» с точки зрения руководства клуба не приключилось. Вот о «приключениях» у нас с вами и пойдёт сейчас речь.

             ДОЛЖНОСТЬ - МЛАДШИЙ ИНСТРУКТОР

      В тот незабываемый летний вечер мы со вторым инструктором, 24-летней учителкой начальных классов Оксаной, загрузили 37 детей в поезд Одесса-Симферополь в славном городе русской славы Николаеве. Как сейчас помню, родители уже покинули вагон, оставалось две минуты до отправления поезда, когда директор турклуба Виталий Михайлович Филин со словами: «Василий Васильевич, в Вашем полку прибыло», - больше ничего не объясняя, втолкнул в вагон ещё одного пацана, лет 10-12 . Я, занятый в этот момент подсаживанием полненькой девочки на верхнюю полку, успел на него лишь глянуть мельком и дать команду Оксане, как младшему инструктору: «Внеси его данные в список, и размести в конце в купе возле туалета на нижнюю полку, а я там буду спать на верхней». Когда она, выполняя мой приказ, повела пацана вглубь вагона, я обратил внимание на цвет его волос, которые выбивались сзади из под панамки. Они были ярко рыжего цвета, и у меня почему-то мелькнула мысль: «Да, Вася, не будет у тебя спокойной жизни в  этом походе». Мысль мелькнула, и я тут же забыл о ней, но как оказалось, зря, потому что она оказалась пророческой.

    В 7.24 утра поезд прибыл на ж.д.вокзал города Симферополя. Мы с Оксаной пересчитали ребятню и, пропустив всех через бесплатный туалет на перроне, загрузили в троллейбус Симферополь-Алушта. После чего детей вновь пересчитали, но теперь уже с перекличкой, как это делают в армии на вечерней проверке. Убедившись, что личный состав налицо, я дал команду водителю: «Можно ехать», - и сам почти тут же заснул, т.к. ночь практически пришлось провести без сна, поправляя за гавриками сползающие одеяла, отводя в туалет и т.д. В общем «бдил», выполняя наказ пап и мам, что их ребёнок один едет в первый раз, а потому за ним нужен особый, персональный контроль.

    С точки зрения обмена туристским опытом отмечу два момента. Первый, хотя дети были, в основном, великовозрастные – 12-14 лет и старше, некоторые, а точнее  будет сказать, многие, в поезде не смогли даже самостоятельно себе постель правильно застелить – пришлось помогать, что сразу выявило огрехи семейного воспитания. И второй – меня покорила мой младший инструктор Оксана, хотя поначалу я, узнав, что она никогда не ходила в туристские походы, был настроен против неё отрицательно, и даже по прибытию в лагерь, планировал попросить замену. Во-первых, она прекрасно ладила с детьми – они слушались её беспрекословно.

   Во-вторых, не сачковала, и полностью разделили со мной тяготы бессонной ночи по догляду за детьми. В-третьих, и это главное – она оказалась способна на решительный поступок. Когда мы подвели ребят к бесплатному туалету в конце перрона и разделили детей на «Мэ» и «Жо», оказалось, что мальчики быстро управились, а в женском туалете образовалась такая очередь, человек 30-40 мадам только на улице стояло, т.к. подошло сразу 3 или 4 поезда, что эта «бодяга» могла растянуться надолго. И тогда мой младший инструктор показала, что не зря записана фраза: «Инициатива бойца в Уставе ВС СССР предусмотрена».

    Не советуясь со мной, она со словами: «Значит так, мужики, мы опаздываем на троллейбус, но пока девочки у меня не пописают, вести их на остановку я не имею права. А вы видите, что творится в дамском туалете. Кому из вас сильно невтерпёж, я дам денег, идите в платный, а пока для всех 5-7 минутный перекур», - встала на пороге мужского клозета. Дождалась, когда последний мужик, застёгивая ширинку на ходу, выйдет, и запустила туда девочек.

    Причём, сделала она это так решительно, что никто из мужчин не возражал. Я сразу эпизод из фильма «Оптимистическая трагедия» вспомнил. Но там комиссару Маргарите Володиной пришлось одного пьяного матроса застрелить из нагана типа револьвер, после чего задать остальной матросне риторический вопрос: «Ну, кто ещё хочет комиссарского тела?» А здесь, как ни странно, обошлось без жертв.

    Через 10 минут моя сплочённая общими трудностями команда пробиралась среди вокзальной суеты к остановке троллейбусов №51, 52  «Симферополь-Алушта» и «Симферополь-Ялта». Успешно загрузились, произвели перекличку по головам, и через 1,5 часа были на Ангарском перевале. Смена, (предыдущий заезд) в количестве 40 человек, нас уже ждала. Возглавлял эту живописную группу, выстроенную в две шеренги с рюкзаками, директор палаточного лагеря Валерий Иванович, с которым мы уже два сезона подряд до этого тянули не лёгкую туристскую лямку, знали «ху из ху» и полностью друг другу доверяли.

                ПОБЕГ

    Начали с Оксаной выгружать детей из троллейбуса, и тут директор чуть отвлёкся. Несколько его ребят тут же стали лезть через моих навстречу потоку, пытаясь занять лучшие места. Получилось небольшое столпотворение. Мы вроде быстро навели порядок,  я собрал свою группу в кучу и быстро повёл в лагерь. Мелькнувшую мысль, что неплохо детей было бы пересчитать, я отогнал как не существенную, типа, куда тут с подводной лодки можно деться? В троллейбусе же все сидели. Это была моя принципиальная ошибка. Когда по приходу в лагерь я сразу провёл перекличку, одного ребёнка не оказалось.

    Угадайте с трёх раз – кого? Правильно – рыжего. Я понял, что он, или не вышел из троллейбуса и поехал на море, или просто сбежал. Мобильных телефонов тогда не было, предупредить директора, что один пацан у нас потерялся, я не мог, поэтому сразу выбрал наихудший вариант – рыжий малец сбежал. Тут же дал необходимые указания младшему инструктору Оксане по дальнейшим действиям, а сам взял с собой помощника повара, бравую девчонку лет 20, и мы побежали обратно к шоссе на Ангарском перевале. Девушку я посадил в троллейбус, шедший до Алушты, снабдив деньгами, и наказав детально всё объяснить директору лагеря, что старший инструктор поехал искать мальца в Симферополе, а на 37 детей осталась пасти одна Оксана и повар. Сам же заскочил в  будку  ГАИ и двум сотрудникам, которые там были, сказал буквально следующее: «Мужики, у нас в лагере пропал ребёнок – 10-летний рыжий пацан, похожий на хулигана из фильма по рассказам О.Генри «Деловые люди». Вам такой не попадался на глаза пол часа назад?». 

   Получив отрицательный ответ, командирским тоном, не терпящим возражений, дал команду: «Тогда так, мужики, вы должны найти мне транспорт, чтобы быстрее доехать до Симферополя». Голос у меня поставлен, командир полка – это вам не хухры-мухры. «Яволь» - взяли под козырёк милиционеры. Тут же остановили крутой джип,  и через две минуты мы неслись на максимально возможной скорости, т.к. я, якобы, гнался за особо опасным преступником. Во всяком случае, так я был представлен хозяину машину, суровому абреку грузинской национальности. Пишу так, что когда Вахтанга Кикабидзе спросили: «Сколько он знает национальностей, проживающих в Советском Союзе?» Он ответил: «Их три: русский, грузин и нерусский», (кергуду – шутка). А так, конечно, правильно писать – кавказской национальности.

    В общем, мы быстро домчались до Симферополя, немного постояли в пробках, и абрек меня высадил в двух остановках от ж.д.вокзала. Я не стал ждать троллейбус, которые были и так переполнены, лето - как никак – пробежал своими ногами и сразу заскочил к дежурному по вокзалу, которым оказалась женщина приятной наружности бальзаковского возраста. Мы как то сразу поняли друг друга, и уже через минуты полторы прозвучало объявление:  «Мальчик Федя Пупкин, который сегодня утром прибыл из Николаева и потом потерялся на Ангарском перевале. Зайдите к дежурному по вокзалу. Ваш инструктор ждёт Вас»… «Мальчик Федя Пупкин, который сегодня утром прибыл из Николаева и потом потерялся на Ангарском перевале. Зайдите к дежурному по вокзалу. Ваш инструктор ждёт Вас». И так она повторяла каждые 10 минут в течении часа. Но пацан так и не подошёл.

                СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ ЗНАЕТ ВСЁ

    Я же, выждав 20 минут, решил посмотреть на улице. Обошёл вокзал, а потом ноги как-то сами собой принесли в отделение милиции, которое располагалось неподалёку. Зашёл в здание, только представился дежурному, что я инструктор палаточного лагеря на Ангарском перевале, как он мне сразу в лоб: «Что, мальчика Федю Пупкина потеряли?» Я ему: «Откуда Вы знаете?»

   «Час назад мы обратили внимание на пацана, который с видом праздного зеваки переходил улицу перед вокзалом на красный свет, и при этом он ещё на ходу умудрялся есть большой кусок торта, и при этом никуда не торопился, хотя сразу три машины ему сигналили: «Куда идёшь, mydak?». Мы его задержали, привели сюда, где выяснилось, что он потерялся на Ангарском перевале, т.к. за ним плохо смотрели. Доехал сюда, взял билет и теперь ждёт поезда, чтобы доехать до Николаева, где его ждёт мама, которой он уже сообщил, что едет обратно.

    «Уф, пацан нашёлся», - я не стал разубеждать милиционера, что мальчик не  потерялся по недосмотру инструктора, а просто банально сбежал, воспользовавшись, как опытный зэк толпой и неразберихой при выходе из троллейбуса. Т.е. грамотно использовал сложившийся момент. Поблагодарив за ценную информацию, я помчался к дежурной по вокзалу в полной уверенности, что пацан уже там, т.к. только глухой мог не услышать объявление, которое каждые 10 минут звучало в пределах вокзала. Каково же было моё удивление, когда  ребёнка там не оказалось.
 
    Поскольку до отхода поезда оставалось ещё 40 минут, и его по идее должны были вот-вот подать на перрон, я отправился туда, тем более, в милиции мне сказали номер вагона, который был проставлен в билете у пацана. Поезд действительно уже стоял, но посадку ещё не начали. Я сбегал опять к дежурной по вокзалу, договорился с ней, что если беглец придёт, она объявит по радио, и вернулся на перрон.

    Посадка началась, но рыжий, рыжий, конопатый не появлялся. И лишь когда до отправления поезда Симферополь-Черкассы оставалось 5 минут, я в толпе увидел знакомую голову, которая шла медленной походкой человека, который понял жизнь и никуда не спешит, причём, эта голова ела мороженое. Господи, как же я ему обрадовался. Бросился навстречу, обнял и со словами: «Всё, нашёлся, слава Богу, кончились твои приключения», - стал снимать с него рюкзак. Но пацан неожиданно для меня стал сопротивляться: «Оставьте меня, я Вас не знаю».

    «А ведь он прав», - мелькнула мысль, -  «Когда меня на вокзале представляли группе, этого ведь рыжего отпрыска не было, а в троллейбусе мало ли какой дядя ехал». Поэтому я прекратил снимать с него рюкзак, а идя рядом, стал уговаривать: «Игорь, или Гоша, не знаю, как зовёт тебя мама, я твой инструктор Чечельницкий Василий Васильевич, сейчас мы поедем в лагерь, и через две недели вернёшься домой загорелым и выносливым».

    На что рыжий мне ответил:  «Я уже сообщил домой родителям, что еду, они меня будут встречать, поэтому оставьте меня и идите своей дорогой». Этот наш разговор был уже рядом с его вагоном, и проводник – внушительная женщина с доброй улыбкой всё слышала. До отправления поезда оставалась минута, а мы всё препирались и не могли прийти к консенсусу. Блин, не знаю, что означает это слово, но мне кажется, оно тут уместно. И тогда женщина, обняв пацана, вдруг сказала:  «Тов. инструктор, не волнуйтесь, я Вам даю гарантию, что мы его довезём и передадим маме с папой из рук в руки, тем более , что они его будут встречать».

    С одной стороны я знал, что это нарушение, отправлять ехать десятилетнего ребёнка поездом одного. А с другой стороны был один нюанс, который заставлял нарушить это не зыблемое правило школьного туризма. Пока мы ехали в троллейбусе Оксана предложила, и я с ней согласился, собрать с детей их карманные деньги, потому что опыт показал – через пять заездов на шестой, в среднем, среди нормальных детей оказывался мальчишь-плохишь, мелкий воришка, таскающий у своих же товарищей всё, на что ляжет глаз. И прежде всего это были карманные деньги, что детям выделили родители, чтобы их чада могли себя побалывать сладеньким.

    Поэтому Оксана собрала под запись все денежки, передала мне, а я соответственно переложил в папку с  документацией, которую хранил у себя в маленьком походном рюкзачке. И вот в спешке я забыл этот рюкзак снять и оставить в лагере. А вторая причина заключалась в том, что директор Валерий Иванович обещал вернуться лишь к утру, часам к 10, прихватив с собой из морского лагеря ещё одного инструктора. Т.к фактически все 37 детей оставались на одну Оксану, а это чревато. Для примера – в предыдущем годе я участвовал в постановке палаток для всех туристов. Один мужик с нашей бригады имел неосторожность зайти чуть подальше в лес и заблудился. Мы искали его 6 часов, и нашли только в 12 ночи.

                КОМАНДИРСКОЕ РЕШЕНИЕ

    Поэтому я записал Ф.И.О проводницы, и оставил рыжего пацана с ней. Если бы я знал, какую удавку вешаю себе на шею, никогда бы так не сделал. Когда мы через две недели вернулись домой, выяснилось следующее. Мама ребёнка написала кляузу и под копирку отправила сразу в три инстанции: директору тур.клуба Филину Виталию Михайловичу, в городскую администрацию и Николаевский районный суд, где указала, что по причине халатного исполнения своих обязанностей старшим инструктором Чечельницким ВВ, её мальчик в Симферополе потерялся, нарвался на цыгын, которые его обобрали до нитки, унесли все деньги, а также «два магнитофона отечественных, три пиджака замшевых… В общем, всё, что нажито непосильным трудом...» якобы, исчезло, как будто  его и не было.

     В итоге, мадам потребовала возместить утраченное, и ещё, выплатить ей деньги за моральный ущерб. Короче, вместо 40 честно заработанных гривен мне выплатили 20, и сказали, что они еле меня отмазали от суда. Я, соответственно, на клуб «Хан-Тенгри» «обиделся», и больше у них не работал. Но нет худа без добра. Судьба меня свела с Анатолием Владимировичем Сименковым, который свою двухкомнатную квартиру в Крыму (Малый Маяк) поменял на частный дом в Николаеве. По наитию мы с ним организовали в городе Николаевский Союз скаутов и лет 5-6 успешно сотрудничали. Пару слов о том, что такое скаутское движение?

                СКАУТЫ и ИХ ДВИЖЕНИЕ

     Ска;утское движе;ние (скаутство, скауты) (англ. Scouting) — всемирное добровольное неполитическое образовательное молодёжное движение. Членство в скаутских организациях открыто для всех без различия пола, происхождения, расы или вероисповедания в соответствии с целью, принципами и методом основателя движения Роберта Баден-Пауэлла. Целью скаутского движения является содействие развитию молодых людей в достижении их полного физического, интеллектуального, эмоционального, социального и духовного потенциала как личности, ответственного гражданина и члена местного, национального и международного сообщества.
В движении используется скаутский метод: программа неформального образования с акцентом на практические занятия на свежем воздухе, в том числе приобретение навыков выживания в лесу, пеший туризм, водный туризм, спорт и т.д. Характерным отличием является униформа, в т. ч. обязательное ношение специальных скаутских галстуков. Эмблемой движения являются геральдическая лилия и трилистник.
Двумя крупнейшими скаутскими организациями являются Всемирная организация скаутского движения (WOSM) и Всемирная ассоциация гёрл-скаутов (WAGGGS). Слово скаут (англ. scout) переводится с английского как «разведчик». Поэтому в России скаутинг также иногда называется разведчеством[1]. Международные и междугородние скаутские слёты проводятся раз в 3-4 года.

    ИСТОРИЯ МИРОВОГО СКАУТИНГА

      Основателем движения скаутов считается сэр Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл. В 1899 году полковник Баден-Пауэлл был назначен комендантом крепости Мафекинг в Южной Африке, которая после начала англо-бурской войны была осаждена армией буров. В гарнизоне было чуть больше тысячи солдат, и полковник организовал вспомогательную воинскую часть из местных мальчишек, которые взяли на себя в том числе разведку и доставку донесений через позиции врага. Полковник был поражён тем, что мальчики воевали не хуже взрослых, отличались отвагой, хитроумием, исполнительностью. Благодаря своим кадетам Баден-Пауэллу удалось продержаться с крошечным гарнизоном 207 дней, пока не подошло подкрепление[2]. С этого момента полковник пришёл к выводу, что начинать готовить военных разведчиков надо с детства. Став генералом и возвратившись в Англию, Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. В 1907 году был проведён первый лагерь на острове Браунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys»[3].

       Новаторство скаутинга было в том, что в нём соединили подростков, детей и взрослых в одной организации, в процессе совместной деятельности, общей длительной игры в разведчиков, в стремлении быть полезными другим людям, природе и миру в целом. У Баден-Пауэлла отношения между взрослыми и детьми строились как равноправные, где взрослый и ребёнок играли каждый свою роль, ребёнок добровольно соглашался с позицией и ролью взрослого, как старшего товарища, более знающего, более умелого. Взрослый вёл за собой младшего. Так в скаутской организации отчасти была решена проблема антагонизма между взрослыми и детьми. Баден-Пауэлл понял стремление детей и подростков к неформальному общению, он уловил их желание объединиться между собой для реализации своих интересов и потребностей. Универсальность системы скаутинга заключается в её саморазвитии.

        Она соединяла подростков и взрослых в одну организацию, независимо от религиозных конфессий, различных рас и этносов, не только католической Европы, но и православных народов, мусульманского мира[4][5]. Фактически скаутинг заложил основы педагогики нового типа, которая впоследствии в СССР получила название неформальная педагогика[6] в противовес формальному (обязательному) школьному образованию.

      Однако изобретение самой идеи принадлежит не Баден-Пауэллу, а писателю и художнику Эрнесту Сетон-Томпсону, создавшему первый в мире детский отряд «Woodcraft Indians (англ.)русск.» — «лесных индейцев».

       Историю создания отряда Сетон-Томсон красочно описал в своей биографии, в главе «Знатоки леса»[7]. В 1906 году Сетон-Томпсон отправил свои записки Баден-Пауэллу, который во многом основывался на опыте писателя, создавая скаутов. Баден-Пауэлл создал совершенно новую общественную молодёжную организацию, за эти заслуги был возведён королём Англии Георгом V в звание барона с титулом «Лорд Баден-Пауэлл оф Гилвелл». Изначально скаутинг был задуман для подготовки мальчиков к службе в английской армии, и военные разных стран во многом приняли его систему.

      В первое время скаутинг как метод воспитания молодёжи допризывного возраста распространялся среди стран-участниц Антанты, но затем он вышел за эти рамки, получил более широкое распространение среди стран мира из-за своей универсальности. К 1909 году в Англии уже насчитывалось 14 000 скаутов. В 1910 году возникла «параллельная» бойскаутам организация девочек и девушек — «гёрл-гайдов»[4].

      Большой вклад в движение скаутов внёс художник Пьер Жубер, сам ставший скаутом в 14 лет. В течение десятилетий он создавал великолепные иллюстрации к книгам и журналам о скаутах[8]. На развитие скаутского движения оказали влияние также работы Дэниела Картера Бёрда.

                СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

      В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского (и далее советского) скаутского движения — полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В следующем году в 1-й Петербургской мужской гимназии возникает «легион юных разведчиков», организованный преподавателем латыни В. Г. Янчевецким (известным впоследствии как детский писатель Ян). Гимназия находилась на углу Кабинетской (теперь — Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической), отряд был создан из числа её учеников.

   С началом Первой мировой войны один из основателей движения скаутов в России полковник О. И. Пантюхов отправился на фронт и Царскосельский отряд скаутов (впоследствии переименованных на русский манер в «юные разведчики») возглавляет Эраст Платонович Цытович. Штаб-квартира Царскосельской дружины помещалась в стенах реального училища, директором которого он и являлся.
В 1915 году Цытович привлёк к движению скаутов великого князя Георгия Константиновича и, по распоряжению Императора Николая II, записал в Царскосельский отряд Цесаревича Алексея[9].

      С 1915 года Цытович становится председателем Царскосельского военно-спортивного комитета и членом комитета общества «Русский скаут», председателем которого был вице-адмирал И. Ф. Бострем. Деятельное участие в обществе принимала также сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

      В декабре 1915 года Цытович принял активное участие в организации Первого Всероссийского съезда по скаутизму, прошедшего в Петрограде. На съезде он прочитал несколько основополагающих докладов, посвящённых скаутскому движению: «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» и «Этические основы скаутизма», в вышеупомянутом докладе Э. П. Цытович произнёс несколько лозунгов, которые впоследствии переняли пионерские организации СССР, вот что он писал[10]:

      Будем же надеяться на то, … что зажёгшаяся звезда скаутизма над русской молодёжью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины и что сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: «Будьте готовы!» будут стройно, бодро и весело отвечать: «Всегда готовы!».
В 1915 году происходит первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру, символику и т. п. русского скаутизма. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

      В 1915 г. Николаем Адуевым был написан гимн скаутов — «Будь готов!», положенный на музыку редактором журнала «Вокруг света» Владимиром Поповым, являвшимся начальником Московской дружины скаутов[11] (последнему также принадлежат слова и музыка популярной скаутской песни «Картошка», известной в СССР под видом пионерской песни). В том же 1915 г. Попов создал первый в мире музей скаутинга, а в следующем году организовал отряд речных скаутов.

      После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты, в частности, были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине были арестованы ЧК и расстреляны), — то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией («пионерское» движение Иннокентия Жукова, «юкистское» движение — «юных коммунистов-скаутов», принявших галстуки красного цвета, городской клуб «Красный скаут»).

       Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение «лесных братьев» — следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона. Однако комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну[источник не указан 3526 дней]. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением (подробно см. в статье «Пионерское движение»). Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга.

   Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошёл последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слёт был разогнан, а организаторы его — арестованы.

      Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например, «Братство костра», члены которого пели[12][13]:
Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати,
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!
Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года.
 
      В результате в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова[13]. Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.

      В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.

      Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Среди самых крупных российских организаций можно назвать следующие: Организация Российских Юных Разведчиков, Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков, Русский союз скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов, Братство Православных Следопытов.

     С весны 2019 года в России стартовало скаутское движение на базе христианской организации «Армия Спасения». В ряды скаутов может вступить любой желающий мальчик или девочка в возрасте от 5 до 17 лет. Скауты, соответственно, подразделяются на три возрастные группы: 5-7, 8-11 и 12-17 лет.

                НИКОЛАЕВСКИЙ СОЮЗ СКАУТОВ

    В общем, с Анатолием Владимировичем Сименковым нам удалось в Николаеве организовать городской Союз скаутов, и сам Толя просто оказался находкой для города. Врождённая порядочность и высокие организаторские способности быстро завоевали ему авторитет не только среди ребят, но и среди местных властей. В итоге, Анатолий Владимирович не  только объединил под своим началом около 300 ребят и девушек города, но и выбил для занятий большое полуподвальное помещение, которое мы общими усилиями отремонтировали, превратили в Штаб и Клуб для многих молодых людей по интересам. Направлений работы было много, но главное – это туризм и изучение истории своего края и страны.

     В общем, вы поняли, что большевики мудро поступили, взяв за основу лучшее, что придумал английский полковник Баден Пауэл, чтобы было чем себя занять, выйдя на пенсию. Пионерская организация, которая почти автоматом перетекала в комсомол, Тимуровские команды, цель которых была помогать немощным, пожилым людям и инвалидам, игра «Зарница» и  многое другое, что воспитывало молодое поколение в духе патриотизма, любви к своей стране, верящих в светлые идеалы коммунистического общества, которое описал мой любимый писатель юности Иван Ефремов в романе «Туманность Андромеды».

     Взять хотя бы моральный кодекс строителей коммунизма. Вот что о нём написано в интернете:

      «Моральный кодекс строителя коммунизма» и «Десять божьих заповедей»

     Если мы сравним оба текста по смыслу, то вот что мы видим. Первые четыре «заповеди божьи» никаким боком не относятся к Кодексу строителя коммунизма. Для человека коммунистического сознания все эти грозные приказы «не иметь других богов перед лицом моим», «не произносить имени моего всуе» — полная бессмыслица.
________________________________________

 
      Либералы и черносотенцы в своем стремлении опорочить коммунистов прибегают к самым подлым и нелепым выдумкам. Например, утверждают, что Кодекс строителя коммунизма был «взят у христианства», «списан» с десяти христианских заповедей. Чтобы увидеть, что это ложь, достаточно просто сравнить то и другое.

      Вот «Моральный кодекс строителя коммунизма»:

- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
- добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
- высокое сознание общественного долга; нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
- коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
- гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку, друг, товарищ и брат;
- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
- непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
- дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
- непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

      А вот «Десять божьих заповедей»:

1.Да не будет у тебя других богов перед лицом моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его.
5. Почитай отца и мать.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего.

     Лжецы всегда рассчитывают на невежество тех, кому лгут. И те, кто твердит, что Кодекс строителя коммунизма «списан» с «божьих» заповедей, рассчитывают, что никто не даст себе труда сравнить оба текста, поверит на слово. Потому что при сравнении сразу бросается в глаза – оба эти текста по своему духу, по своему настроению не то, что не похожи – они просто противоположны. Первый кодекс – для человека свободного, светло смотрящего на мир, верящего в будущее. Для человека, который живет по этим моральным нормам не из страха перед грозным богом и не в рабском трепете перед его гневом – а по сознательно принятому свободному стремлению к совершенствованию мира.

     Второй – как раз наоборот. Читаешь и сразу представляешь себе – скорчился «раб божий» в ужасе перед всесильным властелином. Властелин, не глядя на дрожащую тварь, беспощадно изрекает свои повеления и запреты, а раб, содрогаясь, видит, что ему грозит за ослушание – ад, муки вечные и скрежет зубовный.

     Первый Кодекс – свод нравственных норм человека свободного. Второй - кнут для устрашения раба. Первый основан на сознании. Второй – на страхе.

     Если мы сравним оба текста по смыслу, то вот что мы видим. Первые четыре «заповеди божьи» никаким боком не относятся к Кодексу строителя коммунизма. Для человека коммунистического сознания все эти грозные приказы «не иметь других богов перед лицом моим», «не произносить имени моего всуе» — полная бессмыслица.

     Что же касается остальных: чти отца и мать, не убивай, не кради – то, во-первых, они не христианские. По библейской мифологии эти заповеди бог дал Моисею. На самом же деле это правила, которые человечество выработало всей своей историей в процессе человеческого общежития, поскольку именно они позволяли человеческим обществам выживать в природе, наилучшим способом адаптироваться к ней. А христианство правила человеческого общежития просто «приватизировало», объявив «своими заповедями».

     Кроме того, весь дух христианской религии и коммунистической морали прямо противоположен. Коммунист непримирим к несправедливости и злу. А христианская религия, наоборот, предписывает примирение со злом всякого рода. Чего стоит фраза, которую так часто произносят христиане: «Не суди, да не судим будешь». Или, по-другому: «Закрой сегодня глаза на мою пакость, чтобы я завтра закрыл глаза на твою пакость».

     Христианская религия пронизана духом торгашества. Если коммунист живет ради будущих поколений, ради счастья всего человечества – то христианин за свои добрые дела непременно ждет воздаяния – вечной жизни и райских кущей, он торгует своими добрыми делами, надеясь получить от бога побольше. Христианство – сделка. Христианин совершает сделку со своим богом – исполняет заповеди в обмен на вечное блаженство.

     Может потому и церковь – институт христианства, вся насквозь пропитана духом торгашества?

Анна Тропинина

                ИСТОКИ

    Полностью соглашаясь с написанным выше, добавлю. Во-первых, в космосе приставки «НЕ» – не существует, она не задерживается в сознании. И все эти заповеди: «не убий, не укради, не возжелай жены ближнего своего и т.д.» на подсознании действуют как приказ: «убей, укради и пр…» Это давно доказала такая наука, как психология. Именно поэтому грамотные мамы и папы не говорят ребёнку «не балуйся», а наставляют - «веди себя хорошо». Согласитесь, второй подход к воспитанию своего чада более эффективен. Именно поэтому 2000 с лишним лет существования христианской религии не дали результата – войны продолжаются,  человечество погрязло в пороках и.д.

    Во-вторых, сами эти заповеди взяты из ДревнеСлавянских Вед, только в усечённом варианте, например: «не убий, но если в твой дом вошёл враг, хочет его сжечь, надругаться над твоей женой, а детей угнать в рабство – возьми меч и убей его!!!» Вот как звучала эта заповедь полностью. Или: «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую…», обрезали продолжение: «подставь  левую, за то, что дал ударить по правой!!!» Согласитесь, есть разница в смыслах между этими двумя фразами? И так во всём, но главное принципиальное отличие, в христианской религии ты «раб», и на всё «воля божья», а до христианизации Руси человек сам отвечал за свои поступки, а Боги Славянские были его друзьями и покровителями.

    Что же касается самого социализма, коммунизма как строя, то вот что пишет учёный и писатель Иван Ефремов в своём романе "Лезвие бритвы":

                ПРОЛОГ

     "Все быстрее нарастает познание в современном мире. Обрисовывается точнейшая взаимосвязь, обусловленность кажущихся различными явлений мира и жизни. Всеобщее переплетение отдаленных случайностей, вырастающее в необходимость, то есть в законы природы, пожалуй, самое важное прозрение современного человека.
И в человеческом существовании незаметные совпадения, давно наметившиеся сцепления обстоятельств, тонкие нити, соединяющие те или другие случайности, вырастают в накрепко спаянную логическую цепь, влекущую за собой попавшие в ее орбиту человеческие жизни. Мы, не зная достаточно глубоко причинную связь, не понимая истинных мотивов, называем это судьбой.

     Если проследить всю цепь, а затем распутать начальные ее нити, можно прийти к некоему отправному моменту, послужившему как бы спусковым крючком или замыкающей кнопкой. Отсюда начинается долгий ряд событий, неизбежно долженствующих сблизить совершенно чужих людей, живущих в разных местах нашей планеты, и заставить их действовать совместно, враждуя или дружа, любя или ненавидя, в общих исканиях одной и той же цели…

   – Частично вы правы, – согласился Гирин, – люди все больше освобождаются от бесконечного и монотонного труда и в то же время не подумали, чем заполнить досуг. Психологический провал современной цивилизации – бесцельная, ничем не заполненная праздность. А заполнить ее надо воспитанием детей и самовоспитанием. Большая проблема жизни – держать человека в алертном состоянии, собранным физически и духовно. Для этого нужно, чтобы у него была цель, большая, хорошая.

– Кому какая цель, – засмеялась Сима, по обыкновению закидывая назад голову. – По-моему, у мужской молодежи своеобразный эскапизм, как это вы называете, Иван Родионович, в грубость, невежливость, нарочитую пошлость языка.

– Не потому ли, что долгое время рабочему классу делалась скидка на невоспитанность, – прогудел Андреев, – вот они и маскируются под старину?

– Мне кажется, это просто лень, – возразил Гирин. – Мы разучились воспитывать. Заменили разнообразие обучения многочасовым сидением в школе и над уроками и думаем, что все в порядке. Нет, товарищи, чтобы хорошо воспитать человека, надо заставлять его работать по четырнадцать часов в сутки, но уж непременно над разными вещами. Школьные занятия сменять катком, танцами, ездой на автомобиле, велосипеде, гимнастикой, музыкой. В клещах работы и тренировки – тогда получится настоящий продукт, а не брак! Но чтобы клещи-то были разнообразны!

       Пора понять глубочайшую ошибку, совершаемую всеми родителями во всем мире, когда они прилагают все усилия, жертвуют собой, надрываясь, чтобы обеспечить своим детям спокойную жизнь и материальное обеспечение. Вместо того чтобы закалить их, научить жизни, а не заслонять от нее! Умные люди понимают, что никакие дачи, мебели, машины и капиталы ничего не дают, если нет человека, если он не воспитан стойким, любознательным, активным деятелем жизни, любви, знания, если он не идет по жизни сам, создает ее сам, не существуя ни за чей счет.

– Пора установить судебную ответственность родителей за брак в воспитании! – крикнул густоволосый молодой человек.

– Может, не так строго? – улыбнулся Гирин. – Будьте диалектиком и знайте, что нельзя требовать от жизни абсолютного приближения к идеалу и цели. Все лишь относительно, и потому не безразлична, так сказать, цена достижения. И уж прямая дикость – устремление к цели любыми средствами. Жизнь неизбежно перевернет страницу, и идеал изменится. Закон так трудно сделать справедливым на лезвии бритвы, что для этого нужны величайшие усилия лучших умов.

        А все потому, что в ходе времени плохое часто обертывается хорошим, а хорошее становится плохим. Это диалектика жизни как процесса, перед которым оказалась бессильной религия с ее попытками установить вечные истины и вечные требования к человеку.

    Но Гирин с сомнением покачал головой:

– Весь мир стоит на том, что идущие впереди, храбрые и сильные бойцы за свои труды имеют и славу, и почет, и большую долю, – Гирин налег на последние слова, – в распределении благ. Но коммунисты должны идти на самоотказ от этих лишних благ. И это еще полдела на пути к коммунизму.

      Другие полдела и более трудные – отсутствие иждивенчества слабых. Они должны совершать свою меньшую долю работы, но с не меньшим героизмом и самоотречением, чем сильные. В этом второе плечо диалектического равновесия в коммунистическом обществе.

     И еще добавлю специально для вас, девушки и молодые женщины. Пусть поймет каждая женщина-мать, что она и ее ребенок не отдельные искорки, летящие во тьму и угасающие без следа, но звенья в бесконечной цепи, протянутой из прошлого в необозримое будущее. Крепость цепи зависит от каждого звена. А это звено нуждается в охране психики с детского возраста. Вот и все, что я могу сказать вам в заключение...

                СЕРМЯЖНАЯ ПРАВДА ЖИЗНИ

      Смотрите правде в глаза: неизбежная в наше время концентрация населения в больших городах, особенно в капиталистических странах, ухудшает индивидуальное здоровье и физическую крепость, хотя успехи медицины обусловливают большую продолжительность жизни и меньшую смертность от эпидемических заболеваний. Меньшая физическая крепость и повышающаяся нервная напряженность жизни ослабляют психическую уравновешенность человека.

       Получается множество психологических сдвигов, в большинстве своем малозаметных и безобидных, но иногда оборачивающихся вредными для общества последствиями. Интересно, что в странах с высоким уровнем жизни обычно эти психологические сдвиги развиты сильнее. Прежде всего пьянство и наркомания, как попытки дать отдых перегруженной нервной системе, уйти от давления условий жизни, понизить уровень восприятия мира до тупости животного. Затем дикие взрывы хулиганства в результате ослабления тормозящих центров мозга и прежде всего самодисциплины. И, наконец, то, что на Западе зовется эскапизмом – стремлением уйти куда попало от жизни непосильной и тревожной.

        Кто спасается коллекционированием пустяков, вроде марок, спичечных коробков или пригласительных билетов, кто собирает джазовые пластинки, упиваясь шумной ритмикой. В последней есть особый смысл. С незапамятной древности известно, что даже простые барабаны буквально гипнотизируют человека.
Более тонкий вид эскапизма – мечта о других мирах, с прекрасными принцессами, ожидающими отважных землян в садах немыслимой красоты. Отсюда громадный успех фантастических произведений о космосе…

                КОСМОС

– Как, вы против устремления в космос? – выскочила Рита и укрылась за плечом Ирины.

– Какой же интеллигентный человек может быть против великолепной мечты человечества? – спокойно возразил Гирин. – Но совершенно необходимо, чтобы эта мечта не вырождалась в стремление убежать с Земли, где человек якобы оказался не в силах устроить жизнь. Уйти на поиски лучших миров, высоких цивилизаций или же на грабеж их, чтобы разбогатевшим пиратом вернуться на Землю, как это слишком часто изображается в американской фантастической литературе.

       Есть только один настоящий путь в космос – от избытка сил, с устроенной планеты на поиски братьев по разуму и культуре. А для этого человек должен обеими ногами крепко стоять на Земле, переделывая ее радостным трудом и становясь все богаче и крепче духовно. Чтобы быть способным к титаническим усилиям, какие потребуются для реального покорения межзвездных пространств. Все это возможно лишь при высших формах общества – социализме и коммунизме. Но ведь высшие формы общества могут быть созданы лишь воспитанными и дисциплинированными, высокосознательными людьми – такова неизбежная диалектическая взаимозависимость, неустанно подчеркивавшаяся Лениным.

      Время идет, и качество человека как интегральной единицы общества становится настолько важным для коммунистического завтра, что уже теперь следует считать воспитание, образованность, психологическую подготовку людей не чем-то надстроечным, как раньше, а базисным элементом производительных сил. В самом деле, взаимосвязанность совместных действий людей в обществе все увеличивается и усложняется, делается все ответственнее. Получается длиннейшая цепь, и если отдельные звенья в ней будут слабыми, негодными, то частые разрывы цепи сведут на нет усилия более стойких элементов.

        Строжайшая внимательность и ответственность при управлении сложными и опасными машинами, изготовлении чудесных лекарств и химических соединений, ведение тончайших операций с очень точным режимом и допусками, наконец, обращение с убийственными видами вооружения – везде требуется величайшая внимательность и ответственность, основывающаяся на здоровой психике и телесной крепости. Но в отличие от тела человека психика, не воспитанная или не развитая с детства, легко поддается невзгодам существования или вообще вредным влияниям, потому что наше сознание формируется условиями жизни не в меньшей степени, чем наследственностью, и поэтому-то психика и более хрупка.

         ПЛАНОВЫЙ, ПРАВИЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ - НАШЕ БУДУЩЕЕ - ДРУГОГО ПУТИ НЕТ

    В общем, можно как угодно критиковать большевиков, но факта, что им удалось создать почти бесклассовое общество в стране Советов, где большинство народа придерживалось идеалов коммунизма – человек человеку друг, товарищ и брат – с этим не поспоришь. И не случайно наш народ победил в Великой Отечественной войне. Причём, в самые трудные периоды боя, когда казалось, что никакая сила уже не поднимет бойцов в атаку под шквальным огнём врага, звучал приказ: «Коммунисты вперёд!!!» И те вставали, увлекая за собой остальных… Это я знаю не из книг, а из уст очевидца – своего отца, который всю войну прошёл с первых её секунд. Их танковый полк дислоцировался всего в 3-х км от Брестской крепости. И не их вина, что верхушка КПСС оказалась гнилой и лживой, а потом, после войны эта зараза поползла дальше и привела к распаду Советского Союза.

   Но не будем о «грустном». Я верю, что, по крайней мере, славянские бывшие республики станут одним народом, а потом, глядишь, и остальные подтянутся. А это значит, опять будем жить интересной походной жизнью, как я описал в начале рассказа – путешествовать снова по Крыму, Кавказу, Карпатам и другим прекрасным уголкам нашей великой Родины, и при этом ни одна бл… вас не будет останавливать для того, чтобы спросить, какой вы национальности…

    Поздравляю всех, кто, проявив силу воли, смог дочитать этот умный опус до  конца, с неотвратимо наступающим в это воскресенье днём ВМФ, и желаю, как говорят моряки: «Всегда иметь семь футов под килем!!!» - а это значит, что никогда в жизни вы не сядете на мель. Только не стойте друзья на выбранном Пути, и пусть сопутствует вам Удача!!!

 



 


Рецензии
Спасибо!
Узнала много нового.
С праздником ВМФ!!!!
С Уважением,
Рита

Маргарита Давыдова   23.07.2020 19:58     Заявить о нарушении
Взаимно с праздником...

Полковник Чечель   23.07.2020 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.