Михалыч

Андрей Беляков

МИХАЛЫЧ

     Помните, как произнес герой из всеми нами любимого фильма: «А на полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомобиль марки «Москвич»». Так вот, а на тридцатилетие на полагающийся мне подарок родственники и друзья решили приобрести мне аквариум — большой такой, литров на 250. Задняя панель его — необычная, очень яркая, сделана из искусственного камня розово-желтого  цвета, напоминающий коралловый. Выполненная в египетском стиле — на ней высечены фигурки фараонов и их многочисленных подданных. Грунт — крупный песок красного цвета. В такой вот удивительный дизайн входили также копии колонн из такого же материала, что и задняя стенка, глиняные кувшинчики и даже фигура Сфинкса присутствовала. Все эти детали также розово-желтого цвета; одно загляденье в общем. Пока я был на работе, специалисты привезли и собрали его, залили воду и высадили растения, настроили компрессоры и фильтры. О таком большом аквариуме я мечтал давно и, конечно же, был безумно рад такому подарку. Аквариум и правда был замечательный, стоил по тем временам безумных денег, мечта любого человека, кто увлекается рыбками. Спустя некоторое время мы купили шесть хромисов — рыбок розового цвета, и пару сомиков-липучек, и в аквариуме установился свой экомир. Стала протекать спокойная, размеренная жизнь. Так продолжалось пару лет...
     А в 2005-ом году мой хороший приятель Олег, которого все звали Михалыч, переезжал в Краснодар. Он позвонил и предложил мне забрать у него рыбку.
 - Есть у меня южно-африканская цихлида, хочу передать ее в хорошие руки, серьезная рыба, умная; жалко в зоомагазин сдавать.
     Цихлида была довольно крупная — 10-12 см в размере, чернополосая, а цвета серого.
 - Чем кормишь ее?  — поинтересовался я.
 - Чаппи покупаю, беру кусочек, давлю его чесноковыжималкой, и на 2-3 раза хватает. Купишь пакет, ему до конца жизни хватит.
 - Это они мальков в рот берут при малейшей опасности?
 - Да, они. Говорю же, умная рыба, и пару создает на всю оставшуюся жизнь.
     Так у нас появился Михалыч. И даже имя не нужно было придумывать.

     Хромисы Михалыча встретили крайне недружелюбно; они вообще рыбки территориальные и задиристые, и новичок первое время прятался от них в дальнем углу. Гонял Михалыча и сом, что покрупнее, хотя говорят, что сомики живут в своем, параллельном мире, не пересекающемся с остальными рыбками. А тут сразу такая неприязнь, но почувствовал, наверное, что-то неладное; очень дальновидным оказался он впоследствии.
       Я кормил цихлиду, как и советовал Олег, чаппи, и рыба росла на глазах. Спустя полгода Михалыч достиг 15-ти сантиметров, освоился и стал давать отпор обидчикам. Теперь у него был не дальний угол, а полноценная треть аквариума, на которую он никого уже не пускал. Когда погиб первый хромис, я не придал этому особого значени, подумал — «заболел». Ну, знаете, как это бывает у рыбок. Обновил воду, почистил фильтры, и на этом успокоился. Прошло еще некоторое время. Мы собирались на два месяца в Германию, в наше отсутствие за рыбками и растениями в квартире присматривает мама. И перед самым отъездом погибает второй хромис. Это уже повод задуматься, но мы уехали. А после приезда домой ни одного хромиса мы уже не обнаружили. Благо мама вылавливала сачком мертвых рыбок, не дав заразе и инфекции распространиться по всему аквариуму. Михалыч достиг 20 сантиметров в размере, став полноценным хозяином аквариума. Сомы прятались где-то в кувшинах и за колоннами, растения тоже были уничтожены полностью, а от улиток ампулярий остались лишь пустые панцири. Так вот, став единоличным хозяином аквариума (особенно доставалось теперь сому — ну, тому, что покрупнее; затаил, наверное, злобу в первые дни своего пребывания,  — пресекались любые его попытки движения), Михалыч принялся за его переустройство. Все колонны были повалены и закопаны, закопан был и Сфинкс — лишь одна его голова теперь возвышалась из песка. Он, как экскаватор,  набирал в рот песок с одного места и высыпал его на колонны и прочие фигурки, ровняя таким образом рельеф, —  наверное, чтоб ничего не мешало его свободному плаванию. Ну, он так представлял свой мир. Как-то утром мертвым обнаружен был сом, что поменьше, а тот, что крупнее и дальновиднее, забился в самый большой кувшин и не высовывался оттуда совсем. Вот тебе и параллельные миры, вот тебе и большой аквариум.
     Еще через полгода фигуры  — ну, те, что розово-желтого цвета, — наконец, все были закопаны, а Михалыч достиг в размерах почти 25 сантиметров,  гордо возвышаясь над рельефом. Кусочки чаппи я больше не крошил, и пакета не хватило на всю его оставшуюся жизнь.
      Как-то, меняя в аквариуме воду, я увидел, как из кувшина показался сом. Не поверите! Совершенно белого цвета. Он стресса у бедолаги пропал его черный пигмент. Из гаража срочно был принесен старый аквариум (на 40 литров), и сом был пересажен в него. Спася таким образом  единственного уцелевшего, мы на выходные уехали в деревню. Кто б мог подумать, что на этом горькие испытания его не закончились. Вернувшись в воскресенье домой, мы обнаружили у своей двери соседа, что проживает этажом ниже. Оказывается, мы все выходные топили его квартиру. А попав к себе, увидели, что старый аквариум, пробыв несколько лет в гараже, перестал быть герметичным. Сому повезло — каким-то чудом в аквариуме осталось воды сантиметров 10 высотой. Вот уж воистину — если не суждено, не помрешь нарочно. Пришлось срочно покупать новый аквариум персонально для сома. Теперь так и жили: в зале 250-тилитровый аквариум занимал 30-тисантиметровый Михалыч, а в соседней комнате личным аквариумом обзавелся сом, гораздо меньшим, конечно, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Спустя некоторое время пигмент стал возвращаться, и сом вновь приобрел свой естественный черный цвет. Он тоже, кстати, вырос до 20-ти сантиметров в размерах, а главное — снова ждал меня по утрам, приклеившись губами к стенке. Я открывал верхнюю крышку, он переворачивался на спину, и я сыпал корм прямо ему в рот. Такой вот у нас утренний ритуал.
     Ну, а Михалыч, конечно, производил впечатление на всех, кто приходил к нам в гости. Он словно сторожевой пес стремился в ту сторону аквариума, куда подходил человек. Меня он не просто узнавал — считал хозяином. У нас с ним была особая связь, понятная лишь нам двоим. Когда я был в командировках, первые дни он отказывался от еды, кто б ни пытался кормить его. Затем, конечно, голод брал верх. А по вечерам — мое кресло рядом с аквариумом, и он постоянно у стенки, рядом с креслом. Мы смотрим друг на друга — и знаете, слов не нужно совершенно...
      Чаппи пропал из магазинов, пришлось перейти на крупный корм для рыбок, а он значительно дороже, но для друга, естественно, не жалко ничего. К тому же он с удовольствием ел вареные куриные яйца, вареные креветки, листья  салата; летом баловал его дождевыми червями, ну, а по праздникам — крупными мадагаскарскими тараканами из зоомагазина — как сейчас помню, по 10 рублей за штуку. Как уничтожалось это бедное насекомое, нужно было видеть: молниеносный удар — и только лапки, разлетавшиеся в разные стороны,  — все, что оставалось от таракана.

     В 2013 году мы переезжали в новую квартиру. Аквариум с Михалычем оставили на последнюю очередь. И вот стоял он посредине пустой старой квартиры, а я забегал раз в три дня покормить друга. Сколько было радости в его поведении в те минуты и сколько отчаянья. Он словно говорил: «Не оставляйте меня здесь!» Наконец, вызвали ребят, профессионалов, со специальным контейнером, в который  подавался кислород (дело было в декабре), контейнер был утеплен. Ребят предупредили, что рыба крупная.
 - Ну, что мы южно-африканской цихлиды не видели что ли?  — отвечали они.
      Каково же было их удивление, когда они лицезрели его воочию, это у них-то, у специалистов! А представляете, у простых людей? Особенный восторг вызывал он у детей — те подносили свои носики к стенке аквариума, а Михалыч, раскрыв рот, угрожающе бился о стекло.
      И все-таки Михалыч поранил одного парня, когда тот вылавливал его и пересаживал в бокс. 10 тысяч рублей обошелся нам его переезд — с подготовкой аквариума, естественно. Все фигуры вновь были восстановлены — ну, вы понимаете, что ненадолго.
        В 2015-ом году Михалыч сильно заболел. То ли я воду подзапустил, то еще где-то не доглядел, не помню сейчас. И мы снова куда-то улетали. Уезжал я с тяжелым сердцем, мысленно попрощавшись с другом. А маме наказал — кормить его раз в три дня, и каждый раз перед кормлением сливать и заливать по три ведра воды из-под крана. Мама выполнила все мои наставления ответственно и добросовестно. И Михалыч, на удивление всем, вновь ожил, встретил нас игривым и активным. По утрам отваривалось куриное яйцо, а по  вечерам его безмолвный взгляд сопровождал меня, чем бы я ни занимался в своем кресле. Я тоже наизусть изучил друга, чувствовал любое изменение в его поведении. При малейшей квелости и пропаже аппетита менял треть воды в аквариуме, и на утро бодрый Михалыч всем своим видом показывал мне, что вновь голоден. Он даже еще подрос, но купить для него аквариум больше, чем был у него, мы не решились.
       Казалось, что так будет вечно. Но, к сожалению, век братьев наших меньших намного короче, чем наш.

     Весной этого года Михалыч снова заболел, я менял воду и старался кормить его избирательно, но все это не давало уже должного эффекта.
      Его не стало на майских праздниках, нас как раз не было дома, мы были в деревне.
       Знаете, 15 лет все-таки большой срок, и первое время я не мог находиться в своем кресле или, проходя мимо аквариума, невольно ловил его взгляд.  А еще, еще утром в холодильнике постоянно ищешь вареное яйцо. Полтора месяца аквариум простоял пустой, руки просто не поднимались что-то с ним делать. Лишь к концу июня мы отчистили его, поменяли воду и восстановили дизайн. Хотел пересадить в него сома, но передумал — зачем ворошить его трагические воспоминания, у него есть свой дом, и пускай проживает свою долгую жизнь в нем. Он все так же ждет меня по утрам и переворачивается на спину, смакуя корм. Я ничего не стал рассказывать ему про Михалыча.
    Никто не сравнится с Михалычем, и никто не заменит его. Да и привязываться так больше не хочется, чтоб с уходом его словно часть тебя перестала существовать.  Поэтому завел гуппешек, купил красивых, ярких самцов, зрелых самочек, по две на каждого, высадил растения, и жизнь вновь забурлила, и дизайн розово-желтый египетский нетронутый присутствует, и растения растут, и даже мальки уже появились. Только по-прежнему не радостно на душе. И каким-то чужим кажется все это. Пока не привык, пока не мое.

      А с Михалычем мы обязательно встретимся, не могут же 15 лет совместных вечеров пройти бесследно. Как сказал герой одного популярного фильма — "но не  сейчас". Не сейчас.




…..


Рецензии
Добрый день, уважаемый Андрей!
Понравилось Ваше грустное и светлое философское произведение. Дружба бывает разная...
С теплом.

Нелли Фурс   17.07.2021 14:59     Заявить о нарушении
Спасибо большое,Нелли! Какое красивое у Вас имя.Не хочется ничего к нему добавлять.С уважением,Андрей.

Андрей Беляков 2   18.07.2021 10:00   Заявить о нарушении
Добрый день, Андрей!
Вы - первый, назвавший моё имя красивым. В лучшем случае его деликатно называли редким, не забыв при этом поинтересоваться национальностью.
Услышав в ответ "русская", у части знакомцев интерес к моей особе пропадал.
С улыбкой.

Нелли Фурс   18.07.2021 15:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.