Ростислав. В кругу композиторов - забытые имена

             Ростислав   -
-Феофил Матвеевич Толстой 1809 – 1881
- композитор  и музыкальный критик,  писавший под псевдонимом «Ростислав».


 

"Ныне совершенно забытый, а в 40-х -- 50-х годах очень известный музыкальный критик..."  -  В. В. Стасов.

Представитель аристократического  рода Толстых, (сын сенатора М. Ф. Толстого, брат Павла, Николая, Ивана Толстых) и внук Кутузова по материнской линии.

Его служебную карьера  была предрешена и развивалась по линии  департамента  военного министерства; в 1865 г. она завершилась  высоким постом члена Совета Главного управления по делам печати и званием "Гофмейстер  Двора Его Величества". Но интересы  Феофила Матвеевича лежали  в совершенной иной  области: это были музыка и литература.
Он занимался  пением  и даже совершенствовался в этом искусстве в Италии. Писал музыку – одна из его  опер, «Birichino di Parigi», была поставлена дважды: в Неаполе в 1832, и в Петербурге - в 1835 г. Сочинял он и кантаты и  оратории, а романсов  у него насчитывается более двухсот.  Даже женитьбой  своей  Ф. И. был  обязан опере: с   певицей А. Д. Давыдовой , своей будущей женой, он познакомился, так сказать, «на театральных подмостках». 
 В высшем свете Ф. М. Толстой был популярен не только как  певец, но и как композитор, актер и рассказчик: «…он был одним из немногих, которые удостаивались счастья быть приглашаемыми на вечеринки государыни императрицы Александры Федоровны". Но после сорока лет Ф. М. Толстой  оставил сочинение музыки и посвятил себя литературе: писал повести,  романы,  драмы и комедии, а также - фельетоны и  критические статьи.  Как критику,  ему удалось добиться  известности.  Свои статьи, написанные хорошим литературным языком и в свободной манере - как бы воображаемого разговора с читателем - он публиковал  в серьёзных изданиях, таких, как «Северная пчела», «Голос», «Московские ведомости», «Journal de St. Petersbourg»)  и подписывался псевдонимом  «Ростислав».
Его музыкальные вкусы были вполне  традиционными. Нетерпимость  к «модерну»  отчасти искупалась признанием отечественной классики  в лице Глинки и Даргомыжского. Сердцем же он принадлежал к  «западникам»  и был пропагандистом творчества Серова. С композиторами «Могучей Кучки» Толстой открыто конфронтировал. 
В «Райке»  Мусоргского*   досталось всем  музыкальным «ретроградам»:
«Здесь директор консерватории Заремба, известный своими религиозными увлечениями («учит, что минорный тон — грех прародительский, а что мажорный тон — греха искупление»). За ним вприпрыжку скачет «Фиф вечно юный, Фиф неугомонный» (Фиф - Феофил Толстой). На мотив пустенького салонного вальса он восторженно воспевает знаменитую итальянскую певицу Патти  … последним со страшным треском я грохотом «выезжает» Серов, язвительно названный здесь «Титаном»…  По свидетельству современников, хохотали до слез даже сами осмеянные, так остроумен и заразительно весел был этот музыкальный памфлет».**
Особенно же пристрастным Ф.М. Толстой выказал себя как литературный критик. Современники  в сердцах называли его «обскурантом». Тем более неожиданным для всех явился  его роман  «Болезни вола»,  где Толстой внезапно  поменял свои взгляды на современность.  «Он не согласен сам с собой»  говорили о нем...***
В этой связи упоминание П.И. Полетики о присутствии на премьере «Хованщины»  Феофила Толстого приобретает двоякий смысл: с одной стороны, критиком он был влиятельным, и его приход означал определённый интерес  общества; с  другой  - можно было ждать его язвительной критики в отношении  Мусоргского.  Однако Феофил Толстой  не опубликовал ни одного слова о премьере в Кононовском театре  - в отличие от Стасова. 


---------------------
* Это большое музыкальное произведение,  «мини-театр».  Форма и название родились под воздействием деревенских воспоминаний о забавных балаганных представлениях,  «Райках».
**Э.Л.Фрид.«Мусоргский"
***Статья Корнея Чуковского "Ф. M. Толстой и его письма к Некрасову."


Рецензии