В память о школьном друге
Моё детство пришлось как раз на годы Великой Отечественной войны. Поэтому так
олучилось, что лет с 8 – 9 последующие несколько лет были связаны у меня с эвакуацией, последующими многочисленными переездами и сменами места жительства. Стабилизировалось всё только к старшим школьным классам. В 4-5 классах был у меня хороший друг Петя, но после моего переезда связь оборвалась. 9 и 10 классы я учился и оканчивал в школе № 1 города Новочеркасска. Она расположена в центре города на пересечении улиц Московская (центральная улица города) и Комитетская. Здесь у меня был близкий друг Юра Геника. Мы с ним сидели на одной парт. Но жили в противоположных частях города, он за собором (кстати, этот собор по высоте 3-й в России), а я на улице Тургеневской, где у нас был частный дом с большим садом. Зимой я иногда ездил к Юре на лыжах – по улице Просвещения и потом по ул. Ермаковской. Юра жил вдвоём с матерью, а отец погиб на войне. После школы мы с Юрой поступили в НПИ (Новочеркасский Политехнический Институт) на энергетический факультет, группа 7 – по престижной тогда специальности «Автоматические и измерительные устройства».
НПИ (ранее ДПИ – Донской) был построен как точная копия института в Варшаве. В центральном здании института был (есть и теперь) огромный высотой в 4 этажа Крытый двор, где порой проходили городские мероприятия - концерты, спортивные соревнования и т.п. Во дворе находятся другие здания - Энергофак, Химфак, Горный факультет. Ещё одно здание института было впоследствии преобразовано в Мелиоративный институт. Новочеркасск (в царское время Столица Войска Донского) вообще считался городом ВУЗов, есть и другие ВУЗы.
М ы с Юрой были не только в одной группе, но и в одной бригаде. - кроме нас с Юрой в неё входили Вася Матющенко, Ваня Чеботарёв, Юра Носов и потом примкнула Ада Мощицкая (она была худощавого телосложения и Ваня называл её Мощи). Мы частенько занимались вместе, иногда и у меня дома, я как раз жил в нашем с бабушкой и тётей доме недалеко от института. Помню, нам задавали домашние задания, связанные с вычерчиванием различных графиков, кривых. Пользовались лекалами, а часто для сокращения времени пользовались «рукалами» - как называли мы вычерчивание просто от руки. А чтоб каждому этим не заниматься, просто копировал кто-то один. Для копировки ставили два стула, клали на них стекло, а на полу под ним включали лампу. На стекло клали оригинал чертежа, а сверху чистый лист бумаги. Копия получалась легко и быстро. А в это время кто-то читал учебник, остальные слушали. Такие вот были у нас занятия. Учились, в общем, неплохо. Кстати, из нашей бригады трое стали кандидатами технических наук, кроме меня Вася и Ваня.
Это я немного отвлёкся. Картина «Верные друзья» снималась на Дону, в районе Ростова. Фильм классный, артисты – звёзды советского кино. мы его с удовольствием посмотрели. А Юра ( Геника) рассказал, что когда снимался фильм, летом, вдруг к нему с матерью стучат. Говорит, открываю дверь, заходит вся троица из фильма – Борис Чирков, Меркурьев и третий (забыл фамилию), кто пел романс «мне тебя сравнить бы…». И с ними его двоюродная сестра по фамилии Геника, жена Чиркова, она играла роль врача в фильме. Вот такой интересный случай был в жизни у Юры. Может быть поэтому его старшая дочь Людмила Геника стала актрисой, правда, кажется, только певицей.
Ещё вспоминаю один момент. Это было в день смерти Сталина. Утром объявили об этом. У меня не было никаких скорбных чувств, просто было интересно, как же дальше будет, изменится ли что-то. У Юры, видимо, тоже особой скорби не было. Прихожу я в институт, первое занятие - военка. (Нас выпускали мл. лейтенантами). Заходит преподаватель - майор, такой пузатенький дядька. Начинает говорить о смерти Сталина, в голосе прямо-таки рыдания, даже слёзы. Но со стороны вместе с его животиком всё это выглядело комично. Я еле сдерживаюсь, чтобы не рассмеяться. Посмотрел на Юру – он тоже на пределе, но всё же удержались.
Юра рано ушёл из жизни, в 60 лет, похоронен рядом с его мамой. Я помню, когда раньше приезжал в Новочеркасск, помогал ему строить ограду у могилы его матери. А вообще на сегодняшний день, 2020-й год, из нашего курса в живых остались единицы. Из нашей группы - это Женя Теняков, ему 95 лет, он старше нас на несколько лет, поступил в институт по льготе как участник войны. Работал всё время в институте, и каждый год организовывал встречи бывших однокурсников по последним субботам сентября. На пенсию ушёл года 2-3 назад. Ещё живы из нашей группы, о ком я знаю – Иван Чеботарёв, живёт в городе Кстово Горьковской области, а также Вася Матющенко, живёт в Новочеркасске.
За Аду Мощицкую, к сожалению, не знаю - как-то нелепо получилось – она жила в Москве, всерьёз занималась йогой, ездила в Индию, обучалась там. В Москве у неё была даже группа, она йогу преподавала. Мы с супругой с ней дружили. Когда я бывал в Москве в командировке, я иногда останавливался у неё. Однажды, кажется, по телефону , она меня спросила – женился бы я на ней, если бы она не вышла замуж за Юру Носова. После окончания института у меня и в мыслях не было сразу жениться. Поэтому я ответил – нет. Видимо, она обиделась, решив, что я так ответил из-за того, что она еврейка. Больше мне с ней не удалось пообщаться.
Кроме того, жива и Эмма Акопьянц (Щедрина), проживающая как и я в Киеве. Была она в студенчестве чёрненькой девушкой с точёной фигуркой, Я её (про себя) называл «Мисс изящество». Кстати, несколько лет назад мы с ней встречались, она осталась почти такой же, побелевшей только. Мы с ней и сейчас частенько перезваниваемся. Мне хорошо запомнился случай на экзамене, не помню, на каком курсе. Заглядывает как-то в дверь аудитории, где шёл экзамен, наш преподаватель Фейгин. Был это мужичок мощный, высокий, красивый, лет слегка за 30, шуточки любил. Когда чихал и ему говорили – будьте здоровы, отвечал – постараюсь. Преподавал, кажется, электротехнику, довольно строгий был. Рассказывал, что были такие обиженные студенты, что грозили ему, а он отвечал – с такими как вы, я справлюсь с 8-ю
Так вот, заглядывает он в дверь из коридора в аудиторию, а Эммочка – была эта девочка-армяночка с южным темпераментом, что бил через край – подбегает к нему и , думая , что зто кто-то из студентов, начинает стучать ему по спине своим кулачком и кричать – сейчас Фейгин придёт. Он в удивлении распрямляется - немая сцена. Этот случай Эмма тоже помнит, лучше меня.
Мы с супругой дружили с женой Юры Геники, она даже была в гостях у нас, когда была в командировке в Киеве. Помню, мы её отвозили в Борисполь на аэродром. Мы только что купили запорожец, ехали, очень спешили, но успели. К ним домой в Новочеркасске мы заходили и даже ночевали, когда ездили на 50-летие окончания института.
Свидетельство о публикации №220072201892