Легенда о караван-сарае Таш-Рабат и Кенже-хане

 
В давние времена в одном из живописных ущелий реки  Кара-Коюн (кырг. кара – силуэт, очертание + коюн – пазуха, полость, углубление, впадина, выемка = напоминающее по силуэту впадину), расположенном в юго-западной горной системе Тянь-Шаня на территории современного Атбашынского района, где когда-то пролегал Великий Шёлковый путь, жил кыргызский род из племени черик. Cогласно кыргызской родословной (ар.санжыра – свод данных о происхождение кыргызов c точки зрения генеалогических сказаний) название племени происходило от имени его первого предводителя (Чериг) и на древнетюркском и монгольском  языках означало  - войско. Эти сведения приведены в книге персидского автора Сайф ад-Дин Ахсикенди «Маджму ат-Таварих» (Собрание историй),  написанной в XVI веке.
Правил этим племенем  могущественный и мудрый предводитель по имени К;чт;;-Кан (кырг. к;ч – сила, мощь + т;; – аффикс имён прилагательных + тюрк. кан; монг. каан - властитель, монарх; тюрко-монгольский титул; могущественный хан. Изначально ханами называли вождей племени).
И было у хана два сына, старшего звали Тун-бек (первенец), а младшего – Кенже-бек (последыш). Несмотря на разницу в годах, оба сына радовали отцовское сердце, и старик долго жил в радости и довольстве.
Но  время шло, хан старел и вот однажды он призвал старшего сына и сказал ему:
- Сынок, я уже стар, и недалек тот день, когда власть в ханстве полностью перейдет к тебе. Но чтобы я мог спокойно умереть, покажи, сын мой, на что ты способен.
Прошло некоторое время, и пришел старший сын к отцу.
- Велико и богато наше ханство, - начал он разговор, - но оно могло бы быть еще богаче.
Хан удивленно посмотрел на сына, ничего не сказал и приготовился слушать дальше.
- Да, еще богаче, - повторил сын. - Я бы снарядил в чужие земли караваны наших товаров, а потом пригласил бы приехать купцов к нам. Пусть караваны проходят и по нашей земле. И еще я бы построил такой караван-сарай, в котором каждый нашел бы здесь кров и гостеприимство.
- Да, это очень интересное предложение, - согласился хан, - Ну что же, будь, по-твоему. Собирайся в дорогу.
Собрал Тун-бек большой караван из местных купцов, нагрузили они верблюдов товарами и отправились по торговым путям Великого Шёлкового пути на Восток в чужие земли. Надо сказать, что Великий Шелковый Путь никогда не был единой магистралью, связывающей Запад с Востоком.  В его систему входило несколько ветвей караванных дорог, которые проходили через разные перевалы в горных хребтах, в обход пустынь. По территории Кыргызстана проходило три ветки древнего караванного пути памиро-алайская, южная и северная, пролегавшие через высокогорные перевалы Тянь-Шаня и Памира. Ещё во II-1 веке до н.э. через ущелье Кара-Коюн проходил древний путь, который являлся частью Великого Шёлкового пути и связывал Ферганскую и Чуйскую долины с Кашгаром на территории Китая. Около 15 веков связывали эти дороги Восток и Запад. Характерно, что направления Великого Шелкового пути в течение тысячелетий постоянно изменялись, но маршруты следования караванных путей, пролегающих через Кыргызстан, всегда оставались неизменными, т.е. Кыргызстан  являлся своеобразным "хранителем горных ворот" этой древней караванной дороги.
По совету караван-башы, хорошо знающего особенности всех этих направлений,  Тун-беком был выбран Ферганский путь, проходящий через Ферганскую долину из Мерва  через Бухару, Самарканд к Ходженту (Худжанд). Далее на Восток путь вел по предгорьям, где было много травы и воды. Купцы заходили в города Ош и Узген (;зг;н). Затем вверх по реке Яссы (Жазы) им предстоял трудный путь в Центральный Тянь-Шань в Ат-Башы. Долго странствовал Тун-бек со своим караваном по Великому Шёлковому пути, учился торговать и строить, а когда вернулся на родину  начал готовиться к встрече купцов из других земель.
Вскоре старый хан умер. После похорон, отдавши все почести умершему хану, старший сын, став правителем вместо отца, приступил к реализации заветов отца и своих задумок. Решил он к приходу купцов построить такой караван-сарай, который простоял бы тысячу лет и был прибежищем всем торговым людям, купцам, путешественникам, паломникам, богомольцам (дервишам) и прочим путникам. Собрал он, где только мог, самых известных строителей и мастеров, и началась работа. Видимо среди этих строителей были и мастера, которые строили подобные караван-сараи в другихх странах, так как построеныый рабат был сильно похожим на аналогичные постройки на Великом Шёлковом пути. Примером таких построек были караван сарай Караджи, построенный в Апшеронском районе Азербайджана, караван-сарай Азыкара в Турции и ряд других.
Первым шагом в начале строительства караван-сарая был выбор места строительства. При этом основным критерием было прохождение через территорию Атбашынского района трактов Великого Шелкового пути и необходимость промежуточной станции, как места привала, приюта, отдыха, питания, ночлега и защиты от местных разбойников и грабителей. Во-вторых, караван-сарай должен был располагаться на расстоянии не более 30-40 километров от предыдущего места отдыха, что соответствовало бы дневному времени прохождения каравана. И в-третьих, - здесь обязательно должна быть вода, которой можно было бы напоить людей и животных и пополнить запасы провианта для дальнейшего перехода.
После совета молодого хана со строителями такое место было выбрано в красивой долине на пологом склоне западной оконечности Атбашынского горного массива на берегу извилистой речки - притоке реки Кара-Коюн на высоте более 3500 м над уровнем моря. Имеются сведения, что ранее это было место и отдыха и поклонения, а также оно использовалось для защиты караванов, направляющихся в Китай и обратно от неистовой погоды и разбойников ещё до времён Тамерлана и Чингиз-хана.
Ущелье, около которого было выбрано место строительства Таш-Рабата, местные жители называли «черной долиной, где мало снега». Скалы, окружающие долину защищали её от снега во время зимы, хотя морозы здесь иногда достигали -50 градусов. Да и летом здесь часто бывали ночные заморозки, а самая высокая летняя температура не превышала +20 градусов. И  поскольку ущелье было вытянуто в направлении юга, то в любое время светового дня солнечными лучами обязательно был освещен один из склонов ущелья.
Исходя из этих факторов, место строительства  караван-сарая было окончательно выбрано на «утреннем», обращенным к солнцу, склоне. В плане сооружение было сориентировано по четырем сторонам света и представляло собой одноэтажное здание в форме прямоугольника с помещениями для размещения людей и хранения товаров.
По конструктивному исполнению строителями была принята типовая компактная закрытая  схема караван-сарая, со стенами, толщина которых позволила бы отбить нападение и выдержать недолгую осаду банд грабителей. Этими же соображениями диктовалось отсутствие в стенах окон и минимальное число входов – в данном случае одного с деревянными воротами, обитыми для прочности металлом. Изнутри они запирались брусьями, входившими в устроенные в стенах пазы.
Высота здания была  не велика, а для придания зданию большей устойчивости оно было частично заглублено в землю. Толщина стен в здании достигала 1,4 метра, что наряду с приданием устойчивости служило утеплению внутреннего пространства.
Сооружение рабата велось с использованием местных природных строительных материалов: рваного сланцевого  камня, глины и песка. Для сооружения фундамента, стен, вспомогательных помещений и крыши была применена каменная кладка на глиняном растворе.
Сланец – это популярная разновидность горных пород, которая обладает высокой прочностью и устойчивостью к резким сменам температур. Камень отличается водонепроницаемостью и огнеупорностью. Под действием окружающей среды способен превращаться в кристаллический сланец, который легко раскалывается на пластинки. Глина – природная измельчённая горная порода, в соединении с водой образующая тестообразную массу и  употребляемая для строительных работ: сооружения фундаментов, стен, крыш, для штукатурки. Строительный песок широко используется в составе строительных материалов, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, а также  штукатурных и фундаментных работ.
Для заделки швов и штукатурных работ применялся  ганчевый раствор [(тюрк.) ганч, гажа  -  среднеазиатское название вяжущего материала, получаемого обжигом камневидной породы, содержащей гипс и глину; известен с первых веков н. э.].
Для защиты здания караван-сарая от атмосферных осадков, дождевой и талой воды, а также для теплоизоляции (сохранения тепла и защиты от перегрева) его верхняя конструкция была целиком перекрыта сплошной горизонтальной крышей с возвышающимся в западной части сферическим куполом, похожим на юрту. Ку;пол [(итал.) cupola  - купол, свод, от (лат.) cupula, уменьшительное от cupa  - бочка] здания – как архитектурно-строительное сооружение представлял собой пространственное покрытие  по форме близкое к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Такие купольные конструкции были распространены на Ближнем Востоке с  древнейших времен (с VI века) и использовались преимущественно для перекрытий круглых, многоугольных, эллиптических в плане помещений и позволяли перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Наибольшее распространение купольные конструкции получили в период массовой исламизации населения. Во-вторых,  распространению купольных конструкций способствовало отсутствие в некоторых станах Средней Азии достаточного количества древесины. При этом было значительно более легче   сложить потолок из глиняных кирпичей либо плоских камней,  постепенно сдвигая их внутрь, либо укладывая их в круги с уменьшающимся диаметром. Есть еще и гипотеза о влиянии на форму купола конструкций передвижных юрт (шатров) кочевников.
Ориентируясь на сохранившиеся фрагменты стилизованной растительной орнаментации можно предположить, что внутренняя поверхность здания караван-сарая была оштукатурена.
Главный фасад здания караван-сарая (его передняя лицевая сторона)  был обращён на восток. Поэтому первые лучи солнца озаряли и согревали фасад здания, заодно поддерживая циркуляцию теплых струй воздуха под тяжелыми сводами внутренних помещений, избавляя их от сырости.
В архитектурно-конструктивном исполнении фасадная сторона караван-сарая представляла собой высокую, мощную каменную стену с двумя цилиндрическими угловыми фланкирующими [(фр.) flanquer - обходить сбоку, от flanc - бок, сторона)] трёхчетвертными (выступающими из стены на три четверти диаметра) колоннами-башнями. В центральной части фасада был расположен высокий портал в виде арочной ниши с воротами, ведущими в центральный коридор, мощённый каменными плитами.
Фланкирующие башни являлись архитектурно-строительными декоративными деталями в виде двух высоких цилиндрических трёхчетвертных колонн, поддерживающих наружные боковые  части здания. На них были установлены фонари и они служили путникам сигнальными маяками и помогали караванам не сбиться с пути.
Центральный коридор (главный проход) внутри караван-сарая был проложен от ворот восточной стены до западной стены и упирался в большой квадратный центральный зал с размерами 9,10;9,26 м с тремя расположенными по осям глубокими нишами с проходами в другие помещения. Центральный зал перекрыт куполом.  Все остальные коридоры были выполнены со сводами, имеющими в поперечном разрезе такую же стрельчатую верхнюю форму изгиба, как и арки.
По обе стороны от коридора и зала были расположены  различные помещения: длинные прямоугольные и небольшие квадратные худжры [(ар.) худжра, (кырг.) ;ж;р; – келья, каморка, комната] общей численностью 31. Входы в эти помещения были выполнены в виде прямоугольных проёмов с каменными перемычками, высотой примерно 144-160 см от уровня залегания. Вдоль стен в некоторых помещениях имеются уступы. Пол в боковых комнатах расположен ниже, чем в центральном коридоре. Освещались эти комнаты с помощью световых фонарей.
Из-за отсутствия окон в большей части помещений даже днем довольно темно, и лишь зал рабата освещается светом, падающим из четырёх небольших оконных проёмов, расположенных по периметру купола и ориентированных по сторонам света. Второй ярус окон на куполе расположен примерно на 3 метра выше и со смещением их осей на 45;; по отношению к главным окнам.
Под зданием караван-сарая было построено множество подземных сооружений: подвалы для хранения запасов продовольствия, воды, фуража и провианта; секретные выходы на поверхность; тайные комнаты для укрытия беженцев и отшельников; подземные переходы;  и другие, ещё не открытые сооружения.
С левой стороны Таш-Рабата были построены заграждения, помещения и загоны для вьючных животных: лошадей, верблюдов, ослов и мулов;  стойла, поилки для скота, которые к настоящему времени не сохранились (но есть сведения, что скот загонялся внутрь здания и там проводил ночь).
Много лет возводился каменный караван-сарай. И вот, наконец, его построили. Всех, кто видел его, поражал он своим самым ярким, уникальным и незаурядным  архитектурным  искусством, необычной красотой и величием. Слава о Таш-Рабате - так был назван караван-сарай, разнеслась по всему Великому Шёлковому пути. Многие купцы сворачивали с других дороги шли  к Таш-Рабату, чтобы насладиться его гостеприимством. Само название постоялого двора «Таш-Рабат» в переводе с персидского языка означало каменный оборонительный лагерь (современное значение – постоялый двор или гостиница), а караван-сарай – дворец на караванном пути. 
С каждым годом от содержания караван-сарая все больше богател Тун-хан, да и подданным его кое-что перепадало. Но вот умер он, и ханом стал его младший брат Кенже. Давно уже мечтал он о другой славе. Вместе со своим подручным разбойником Каражаном, они, создав из числа своих воинов банду разбойников-грабителей, нападали на мирные караваны, грабили их, а награбленное имущество прятали в подземных подвалах караван-сарая. При этом Каражан под видом странствующего дервиша [(перс.) dervi;  - бедняк, нищий; мусульманский нищенствующий монах] разыскивал идущие по Великому Шёлковому пути караваны купцов и направлял их к Таш-Рабату, где Кенже-хан с остальными разбойниками-грабителями  отбирали у купцов их имущество, скот и припасы, а сопротивляющихся убивали.
                Немало народу они погубили,
                Немало товаров в подвалах хранили,
                Но им, как всегда, было этого мало
                И жизнь их  в разбойных делах пролетала.
                И ни чему их не научила,
                Их принципом были богатство и сила.
                Но как в народе всегда говорится
                Сколько верёвочке было не виться
                Их тайна должна была людям раскрыться.
Предводители соседних племён узнали о неблаговидных преступных поступках Кенже-хана, объединились и пошли на него войной. Засел Кенже-хан со своими головорезами в караван-сарае, но не помогли ему толстые каменные стены. Сильнее оказался его противник. Погибли разбойники, погиб сам хан, а от Таш-Рабата остались одни развалины, как немой укор хану-грабителю.


Рецензии