Опрокинувшийся грузовик

(Из конспекта разбора по посланию Галатам).


В. 3:10-14: Христос искупает от проклятия закона

В стихах 6-9 приведен положительный аргумент в пользу оправдания по вере. В стихах 10-14 Павел приводит отрицательные аргументы против оправдания делами (Тимоти Джордж).

Чисто логически Павел мог бы переходить от 9-го стиха сразу к 26-му: «Итак верующие благословляются с верным Авраамом… Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». Но он делает длинную вставку о законе и проклятии.

Закон – фонарик, который светит на грехи нашего сердца и указывает на них. Но он не может убрать эти грехи, он только показывает на них. Фонариком или зеркалом не очистить лицо. Еще закон сообщает о наказании за эти грехи – и это проклятие в терминологии Гал.3.

Т.е. закон вскрывает проблему и указывает на грозящие последствия этой проблемы, но не решает ее. Решает проблему Христос, который берет на Себя проклятие за несоблюдение нами закона, несет наказание и дает нам прощение.

Поэтому Павел в конце главы здесь пишет, что закон – детоводитель ко Христу. Закон показывает, какую именно главную нашу проблему решил Христос. Закон грозит нам наказанием и побуждает искать спасения, а спасение – во Христе.

Если Христос для нас только Творец или только Помощник или только Руководитель – мы еще не избавлены от наказания за грех. Надо, чтобы Он был нашим Спасителем, а для этого нам надо знать, от чего нам нужно спасаться и надо ли, а об этом говорит закон.


1. 3:10-12: Проклятие закона

3:10: а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

Никто не может исполнить весь закон. А кто нарушает одно, становится виновным во всем: Вт.27:26.

Тот, кто сначала доверился Христу, а потом решил утверждаться на делах закона, похож на зеваку, которому канатоходец, переходивший через Ниагарский водопад, предложил перенести его на своей спине. Тот сначала согласился, а на середине пути сказал: «Знаешь, спасибо, конечно, но дальше я как-нибудь сам».


3:11: А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

Причем каждый спасается личной верой: «своей верой жив будет». У Бога нет внуков. Недостаточно того, что Авраам твой отец, его верой ты не спасешься.


2. 3:13-14: Искупление на кресте

3:13: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе

«Клятва закона» или проклятие закона – это то, о чем говорилось в ст.10-12.

«Искупил нас» – об этом в Гал.1:4 и 2:20. Т.е. Христос взял на Себя наше проклятие. (см. Рим.3:21-26; 4:25; 5:1-8; 2Кор.5:21; Кол.2:13-15; Мар.10:45; Ин.1:29; 1Пет.2:24).


3:14: дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

В комментарии Райта на послание Галатам приведена отличная иллюстрация с опрокинувшимся грузовиком, который и сам дальше не поехал, и другим дорогу загородил. Этот грузовик надо оттащить, чтобы освободить дорогу.

Израиль должен был сам принять благословение Божье и распространить его дальше на язычников. Но они сосредоточились на себе, не стали миссионерами для язычников, а потом и сами отступили от Бога. Этот опрокинувшийся грузовик надо было убрать с дороги, чтобы открыть доступ другим к Божьим благословениям.

Иисус Христос выполнил, наконец, миссию Израиля, о которой было сказано еще Аврааму: Он стал светом для язычников. «Благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников».

Если мы замкнемся в своей религиозной субкультуре и усложним вход в церковь и приход ко Христу для тех, кто вне, нам угрожает судьба ветхозаветного Израиля.


Г. 3:15-25: Закон и обетование

1. 3:15-18: Приоритет обетования

а) 3:15-16: Непреложность завета

3:15: Братия! говорю по [рассуждению] человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет [к нему].

Всем понятно, что завещание никто изменять права не имеет. Также договор, заключенный между двумя людьми, третий человек не может изменить. Соответственно нельзя изменять договор или завет Бога с Авраамом.


3:16: Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

Т.е. обетования Аврааму о благословении всех народов подразумевали Иисуса. Бог издалека имел в виду план объединения евреев и язычников.


б) 3:17-18: Старшинство завета

3:17: Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.

Здесь продолжение мысль из 15-го стиха. Закон Моисея пришел позже и он не отменяет завета Бога с Авраамом.


2. 3:19-25: Проклятие закона

а) 3:19-20: Для чего же закон

3:19: Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

Райт, комментируя эти стихи, сравнивает закон с карантином: «Павел очень ясно говорит о том, что весь человеческий род грешен и находится под осуждением Бога. Столь же недвусмысленно апостол утверждает, что Бог призвал Авраама, чтобы, в конечном счете через его потомство исцелить человечество и весь сотворенный мир в целом. Но потомство Авраама было также и частью человеческого рода, и значит, те люди, которые должны были нести миру исцеление, тоже были частью общей проблемы. Иногда бывает так, что врач сам заражается от инфицированного больного.

И что тогда можно было поделать? Ответ: врача следует поместить в карантин до тех пор, пока лекарство, которое он несет больному, сможет быть использовано. Закон и сыграл роль такого временного карантина. А после того, как лекарство появилось, абсурдно оставаться в карантине. Павел объясняет, что Закон был дан из за переходного характера самой физической семьи Авраама, народа Израильского. Он говорит, что Закон дан «по причине преступлений»; преступление же — это не просто грех, какое то дурное действие, но нарушение Закона. Он дан на некоторое время, до тех пор, пока не придет обещанная Богом единая семья в лице Мессии».


б) 3:21-25: Три функции закона

3:23: А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере.

Райт – мастер коротких иллюстраций, и комментируя стих о законе как страже, рассказывает про свою дочь: «Одним из наихудших вечеров в жизни моей юной дочери был вечер, когда друзья попросили ее посидеть с их ребенком. Она делала это и раньше, причем успешно и охотно. Никто не знал, что двое их детей были тогда в плохом настроении; им не нравилось, что родители в этот вечер уходят из дома. Свои гнев и раздражение дети выместили на моей дочери. Она не слишком хорошо провела время, но не позволила детям совершить что либо по-настоящему плохое. Она (я думаю, что и дети) испытала большое облегчение, когда этот вечер, наконец, завершился».


3:24: Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою

НЖБ: «"педагогос" - "воспитатель". Воспитатель научает, предостерегает и наказывает. Закон, подобно детоводителю, указывал на грех, предостерегал и наказывал за него. Другая важная обязанность детоводителя - ограждать и оберегать воспитанника от негативного влияния посторонних. Закон действовал подобным образом, отделяя Израиль от язычников. Эта функция закона также прекратилась».

Культурно-исторический комментарий: «Закон назван «детоводителем» — лучше «воспитателем» или «слугою», «охранником». Раб или слуга, выполнявший эту роль, должен был провожать учащегося в школу, воспитывал его, как гувернер, помогал ему делать домашние задания, но сам по себе не был учителем. Дети иногда ссорились с рабами, но чаще всего росли вместе с ними и впоследствии освобождали их. Такие слуги обычно были более образованы, чем многие свободные люди; в образе раба не было ничего уничижительного».

Баркли: «Среди челяди в греческом доме находился и слуга - детоводитель - педагогос. Им обычно был старый раб с благонравным характером, проживший долгую жизнь в доме хозяев. Он отвечал за моральное состояние ребенка и следил, чтобы ребенок усвоил важные для мужчины черты характера. Он должен был каждый день сопровождать ребенка в школу и приводить его домой. Он не имел прямых обязанностей в обучении ребенка, но он должен был доставить его невредимым в школу и передать учителю. Вот, говорит Павел, приблизительно такова была и функция закона. Его задача - привести человека ко Христу. Закон не мог привести человека в присутствие Христа, но он мог привести его туда, откуда он уже мог прийти ко Христу. В задачу закона входило привести человека ко Христу, показав ему, что сам он вовсе неспособен соблюсти закон. Но когда человек принят Христом, закон ему больше не нужен, потому что теперь его жизнь зависит не от исполнения закона, а от благодати».


3:25: по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.

Детоводитель нужен детям, взрослым и зрелым он ни к чему. Логика Павла: придерживающиеся закона выступают за разделение между иудеями и уверовавшими во Христа язычниками. Разделения – признак незрелости и невзрослости. Причиной современных разделений между христианами тоже часто может быть незрелость.

Я взрослый? Или мне втайне хотелось бы, чтобы за мной присматривала нянька?


Д. 3:26-4:11: Сыновья и рабы

1. 3:26-29: Крещение и новый народ

3:27: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

Крещение – это двери для входа в Божью семью, о которой речь в середине этой главы.

Креститься и облечься во Христа – это не только о личных отношениях с Ним, но и о приобщении к Его народу, который Он собирает в Божью семью.


3:28: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

Баркли: «В утренней молитве, которую Павел, должно быть, произносил каждое утро в своей дохристианской жизни, иудей благодарит Бога за то, что "Ты не сделал меня ни язычником, ни рабом, ни женщиной". Павел взял эту молитву и изменил ее. Все прежние различия исчезли: ибо все облекшие во Христа – равны».

Гендерные, социальные и другие различия не дают преимуществ в плане спасения.

Закон подчеркивал различия групп: евреев и язычников, мужчин и женщин, свободных и рабов – он обращался к каждой из этих групп отдельно. Во Христе мы объединяемся. Учиться видеть не девушку/женщину, а сестру во Христе, не бомжа, а потенциального брата во Христе и т.п.


3:29: Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Если мы крестились во Христа и облеклись в Него, если мы уверовали в Него и являемся Христовыми, то мы одновременно и семя Авраамово, а также наследники, т.е. нам не надо предпринимать дополнительных действий вроде обрезания. А ответ на этот вопрос и является одной из главных тем послания.

21.07.2020


Рецензии