Принц Давид Реубейни

Согласно Библии у патриарха Иакова (того самого, который за чечевичную похлёбку обманом выменял себе первородство у брата Исава, а позднее, сам того не подозревая, боролся целую ночь с Богом, требуя благословения) было двенадцать сыновей. Довольный ночным поединком с человеком, Иегова благословил своего противника и изменил его имя с Иакова на Израиль — Борющийся с Богом. Сыновья Иакова-Израиля стали родоначальниками двенадцати племён (колен) народа израилева. Первым по старшинству стоял сын его от Лии по имени Реубен* (Рувим, Реувен, Рэ;увен, Реубейн). При переселении в Ханаан колено Реубена получило земли на северном и восточном берегах Мёртвого моря, т.е. стали пастухами.
__________________________
* Перед смертью Иаков-Израиль лишил Реубена первородства за неблаговидные дела, но старшим в семье по возрасту он остался.

В Ханаане 9 колен израилевых обосновались на севере страны, вдоль реки Иордан, а 3 колена — Иуды, Симеона и Вениамина — на юге, преимущественно на западном берегу Мёртвого моря. После кончины в 928 г. до н.э. третьего царя Израиля Соломона престолонаследник его Ровоам не пожелал снизить налоги, установленные отцом — царём-строителем. Тогда 9 северных колен отказались признать его владыкой: они основали на своих землях Северное Израильское царство и избрали царём Иеровоама I из колена Ефремова. С Ровоамом остались южане — колено Иудово (к тому времени в нём растворилось колено Симеоново) и часть колена Вениаминова. Они образовали Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. Поскольку колено Левия были священнослужителями, они разделились между царствами.

Иудея почти сразу оказалась в зависимости от египетского фараона, а вот Израиль продержался независимым более полутора веков. В 722 г. до н.э. на престол Ассирии взошёл великий царь-завоеватель Саргон II. Уже в 721 г. до н.э. Северное Израильское царство было разгромлено, пленных израильтян угнали в Мидию (часть современного Ирана) и Месопотамию (нынешний Ирак). Дальнейшая их судьба не известна. Так исчезли из истории 9** колен израилевых. Учёные предполагают, что они ассимилировались в народах, проживавших в названных древних землях.
_______________________
** В священных книгах имеется путаница в исчислении пропавших колен израилевых — было их или 9, или 10. Поскольку для данного рассказа количество колен принципиального значения не имеет, я счёл возможным самовольно выбрать число 9.

***

Завоевание Израиля Саргоном II и переселение израильтян в иные земли считается первым рассеиванием евреев. Впоследствии их было много. При этом не надо думать, будто рассеяние приводило к полному изгнанию евреев из родных мест. Часть из них ускользали от преследователей и оставались жить на родине, многие беженцы или уведённые в рабство возвращались и вновь обустраивались в Палестине. Однако другая часть евреев отправлялись куда глаза глядят в поисках лучшей доли. И нередко они находили на чужбине свою удачу. Так образовалась диаспора галутных, т.е. живущих вне Палестины евреев. Главный вопрос: как получилось так, что из огромного числа народов, потерявших своё государство и свои земли, выжили и сохранили общность только евреи.

Самым знаменитым в истории рассеиванием евреев считается эпоха катастрофы (Иудейские войны 66 — 73 гг. и 115 — 117 гг.), во время которой по приказу будущего императора Тита был стёрт с лица земли Второй Иерусалимский Храм (70 г.).

В последние дни осады Иерусалима, завершившейся разрушением Храма, из города бежал учёный толкователь Торы Иоханан бен Заккай. Он сдался римлянам, был принят будущим императором, а тогда полководцем Веспасианом и выпросил разрешение на основание в городке Явнея религиозного заведения по изучению Торы. Разрешение было дано.

В Явнее бен Заккай и его сотоварищи разработали Законы*** духовной границы между язычниками и диаспорой галутных евреев, которые не позволяют евреям ассимилироваться и раствориться в иных народах. Законы эти, со значительными изменениями и дополнениями, действуют в диаспоре галутных евреев и в наши дни и поддерживают т.н. состояние «народа в народе». Во многом благодаря им евреи являются единственным в истории народом, который сохранился с минимальной трансформацией в течение более чем двух тысячелетий, невзирая на гонения и истребление. И это в то время, когда преследователи евреев, начиная с древних римлян, растворились в иных народах либо давно утратили свою религию, свои изначальные язык и культуру.
_______________________________
*** На основе явнейских законов позднее был создан Талмуд.

В целом именно после катастрофы были сформулированы основные принципы существования диаспоры, исполнение которых определяет место евреев в жизни современного мирового сообщества.

Согласно явнейским законам важнейшим аспектом воспитания галутной еврейской молодёжи является уважение к наукам и образованию. Еврейский ребёнок начинает постигать науки с пяти лет и поступает так всю жизнь. Со временем вопреки ортодоксам, запрещавшим общение евреев между собой на каком-либо ином языке, кроме еврейского (первоначально иврит, затем — идиш), для галутных евреев стало обязательным знание нескольких языков, прежде всего языка того народа, на территории которого они проживают, а также культуры, искусства и истории этого народа, каким бы малочисленным он ни был. С XIX в. благодаря этим знаниями евреи стали с возрастающим усердием влиять на формирование культуры и искусство аборигенов, в конечном итоге вытесняя национальный элемент.

В начале христианской эры евреи создали первую, самую разветвлённую в мире, тайную и эффективную национальную разведку. О роли её в судьбах человечества мы можем только догадываться, поскольку точно знаем лишь то, что она всегда была и есть. Её услугами активно пользовались в XX столетии Коминтерн и советское правительство.

Но главным для исторического процесса стало то, что иудаизм оказался единственной религией в мире, которая разрешила иудеям давать деньги в рост, назначать ссудный процент для гоев, т.е. иноверцев. В других религиях он находился под строжайшим запретом****. Ссудный процент стал основой накопления финансового капитала, который породил банки, а те в свою очередь — капитализм с буржуазными революциями, главным детищем которых каждый раз становились национальные Центральные банки — объективные вершители судеб человечества.
____________________________
**** Вспомните, как Иисус Христос изгнал менял из храма.

Ссудный процент является истинной первопричиной гонений на евреев, какими бы красивыми историями они не прикрывались. Первое после Иудейских войн такое изгнание состоялось в 414 г. при августе Пульхерии — регенте малолетнего восточно-римского императора Феодосия II, когда св. Кирилл Великий изгнал евреев из Александрии. В VII в. пророк Мухаммед вознамерился изгнать евреев, но впоследствии халифы значительно смягчили политику ислама в этом вопросе. В 613 г. король вестготов Сисебут впервые попытался изгнать евреев с Пиренейского полуострова. В 1113 г. евреи были изгнаны из Руси Владимиром Мономахом. В 1171 г. евреев изгнали из Болоньи и Рима. В 1182 г. король Франции Филипп II Август повелел удалить евреев из подвластной ему части Франции, и они перебрались на юг — в королевство Прованс, графства Венессен и Шампань и др. В 1290 г. после погрома евреев выгнали из Бёрна. В том же году английский король Эдуард I подписал Эдикт об изгнании евреев, и они оставались там под запретом вплоть до 1657 г. В 1306 г. французский король Филипп IV Красивый в очередной раз изгнал евреев, и они оставались под запретом до 1315 г. В 1348 г. началось изгнание евреев из Швейцарии. В течение нескольких столетий делалось это многократно. В 1349 г. евреев впервые изгнали из Венгрии. В 1394 г. король Карл VI вновь запретил евреям жить во Франции, а когда южные провинции окончательно вошли в состав государства, их изгнали из Франции на последующие 300 лет. Об изгнании евреев из многочисленных немецких княжеств и говорить не приходится. В 1421 г. герцог Австрии Альбрехта V приговорил 270 евреев к сожжению живьём, остальных изгнали из герцогства.

В 1492 г. католическая чета Изабелла I и Фердинанд II Альгамбрским декретом изгнали евреев из объединённых королевств Кастилии и Арагона (будущая Испания). В 1492 г. их прогнали с Сицилии, в 1495 г. — из Флоренции, в 1495 г. — из Литвы (но только до 1501 г., потом вернули), в 1496 г. — из Португалии. 20 тыс. португальских евреев вынуждены были бежать из страны. Евреям, желавшим остаться в Португалии, повелели принять христианство. Такие выкресты получили прозвание мараны.

Дальнейшее перечисление выходит за рамки моего рассказа. И везде главным и первым обвинением еврейского народа был ссудный процент — закабаление правящей верхушки и населения посредством ростовщичества небольшой группы национальной еврейской элиты.

***

Палестинские евреи периодически подвергались гонениям и в Римской империи, и особенно в христианской Византии.

В 608 г., воспользовавшись народным недовольством правлением византийского императора Фоки, семейство полководцев армянского происхождения братьев Ираклия Старшего и Георгия возглавило восстание. В 610 г. восставшие захватили Константинополь, пленённого императора Фоку казнили, на престол взошёл сын Ираклия Старшего — Ираклий Младший или Ираклий I.

Поскольку империя была ослаблена годами смуты, на неё напал в 611 г. персидский шахиншах Хосров II Парвиз. Поначалу византийцы оказались не в силах противостоять захватчикам. «Персидские успехи в Палестине и Сирии возбудили надежды евреев и заставили их искать защиты у завоевателей, под знамена которых они стекались большими толпами и возбуждали в персах фанатизм и непримиримую вражду против христиан. Этим объясняется исключительно кровавый характер последовавших за падением Иерусалима событий. Осада города продолжалась три недели. Когда, наконец, персам удалось разрушить часть стены и ворваться в город, они предоставили участь христианского населения фанатизму евреев, которые и свели здесь счёты с христианами, угнетавшими их преследованиями и презрением. Говорят, что не один десяток тысяч христиан погиб в Иерусалиме от руки иудеев, до тридцати пяти тысяч уведено было пленников. Город и храм подверглись беспощадному грабежу, при котором завоеватели руководились не только жаждой добычи, но чувствами мести и религиозной нетерпимости. В особенности пострадали христианские святыни… Храм Гроба Господня и все постройки св. Елены были преданы пламени, драгоценная утварь, благоговейно приносимая сюда со всех стран, была расхищена, священные реликвии частью уничтожены, частью взяты победителями»******.
_________________________
****** Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. I. — СПб., Брокгауз и Эфрон, 1913.

Холокост иерусалимских христиан, организованный иудеями по примеру холокоста, устроенного населению Ханаана воинством Иисуса Навина, не мог остаться не отомщённым. Лишь к началу 620-х гг. Ираклий I собрался с силами, и в 622 г. начался великий персидский поход. В самом конце 627 г. Хосров II был наголову разбит, бежал и пал от рук заговорщиков. В апреле 628 г. наследник неудачника шахиншах Сирой I заключил с Византией вечный мир, по которому империи вернули все ранее отторгнутые от неё владения, в том числе Палестину и Иерусалим (629 г.).

Надо сказать, что на последнем этапе войны евреи предали Хосрова II, заключив договор с византийцами, что не будут поддерживать персов, а Ираклий не станет им мстить за массовое убийство христиан и разорение христианских святынь. Но вскоре после возвращения Иерусалима император приказал вырезать всех иудеев, отказавшихся принять крещение. Евреям под страхом смертной казни было запрещено жить в Палестине. Так, согласно историческим исследованиям, началось очередное рассеяние евреев.

Впрочем, всего через семь лет (август 636 г.) в битве при Ярмуке Ираклий I потерпел сокрушительное поражение от воинства халифа Омара I, и Палестина перешла под владычество мусульман*******. В том же году халиф Омар I разрешил евреям вернуться в Иерусалим, свободно жить там и исповедовать иудаизм. Мало что изменилось в последующие века.
___________________________
******* Исключение составляет эпоха Крестовых походов (1095—1291).

Так было и при египетских мамлюках, захвативших Палестину после монголо-татарского нашествия. 24 августа 1516 г. в битве на равнине Мардж Дабеке мамлюки султана Кансух аль-Гаури были разгромлены турками-османами под командованием великого султана-завоевателя Селима I Явуза (Грозного). Окончательно власть в Палестине перешла к Османам после битвы при Риданийи в январе 1517 г. С этого времени и вплоть до Первой мировой войны государственная политика в отношении евреев была вполне лояльной, и в годы гонений в Европе беженцы всегда имели возможность вернуться на историческую родину, но многие почему-то не спешили этим воспользоваться.

Возможно, они опасались турок? Возможно. Но турки сами целеустремлённо и весьма успешно завоёвывали Европу. При Селиме I Османам принадлежали все Балканы, Венгрия находилась на грани завоевания. Осенью 1520 г. Селим умер, и новым султаном стал Сулейман I Кануни (Законодатель), в мире более известный как Сулейман Великолепный. Первым делом он потребовал дани с Венгрии. После отказа платить и убийства турецких послов в 1521 г. империя начала войну против венгров и захватила Белград. В 1522 г. под ударами Османов пали Родос и ближние к нему острова. В 1524 г. в Красном море был наголову разбит флот португальского короля Жуана III Благочестивого, и империя стала владычицей Средиземного моря. Опасность завоевания нависла над Венецией, папством и всем Апеннинским полуостровом.

***

Прошло двадцать лет с тех пор, как завершилось последнее, четвёртое плавание Колумба в Америку (1504 г.). Вскоре он скончался (1506 г.), оставшись убеждённым, что открыл короткий путь в Индию. Но уже современные Колумбу продолжатели его дела не сомневались, что найдены новые, таинственные и богатые земли.

Ведь в начале XVI в. мир был полон неизведанного и притягательного. В те времена европейцы весьма относительно знали географию только Северной Африки, а континент в целом представлялся им лишь во внешнем контуре — что там, в глубине, приходилось лишь гадать. Более-менее знали южные берега Азии да ближнюю к Европе часть России, прочая Евразия оставалась тайной за семью печатями. Неизведанными были подавляющее большинство островов мирового океана, об Австралии и Антарктиде сообщали непонятным образом узнавшие об их существовании картографы…

***

В феврале 1524 г. из Александрии в Венецию, один из центров галутных евреев Европы, прибыл купеческий корабль под весьма странным флагом — голубой двуязыкий, с вышитыми на нём золотом еврейскими письменами. На пристань сошёл богато одетый маленький, очень смуглый человечек. Его сразу же сопроводили к главам местной иудейской общины. Незнакомец представился «принцем» Давидом, братом и послом короля Иосифа, главнокомандующим армии королевства Хавор********. Это еврейское королевство якобы расположено в Аравии, на берегу реки Самбатион (Субботняя река). Образовали королевство не то все пропавшие колена изралиевы, либо три колена — Реубейни (Рувима), Гада и Менахема. Королями там являются потомки колена Реубейни, почему незнакомец и получил прозвание «принц» Давид Реубейни.
____________________________
******** Все географические названия Реубейни взял из Библии. «И увёл [царь ассирийский] Реувена, Гада и половину колена Менашше, и привёл их в Халах и в Хавор [или Хабор]... до сего дня» (I Хр. 5:26; ср. II Ц. 17:6 и 18:11).

Скорее всего, венецианская община была предупреждена о его визите, и гостя ждали. Он привёз письмо к европейским монархам от своего брата короля Иосифа с призывом совместно напасть на Османов и отвоевать Святую землю.

Посла спешно отправили в Рим. «Принц» Реубейни торжественно въехал в Вечный город на белом коне со свитой молодых евреев из самых уважаемых венецианских семей. Его принял главный юдофил папства эпохи Ренессанса, гуманист, каббалист, генерал-приор нищенствующего ордена августинцев, кардинал Эгидио (Эджидио) да Витербо. В доме его уже более тринадцати лет проживала семья выдающегося еврейского учёного-грамматика и гуманиста Элия Левиты, который преподавал кардиналу еврейские науки.

Витербо уговорил папу Климента VII дать аудиенцию еврейскому «принцу». Понтифик хорошо знал пристрастия кардинала, потому отнёсся к незнакомцу настороженно. Но с другой стороны, Климент был хорошо осведомлён в географических открытиях последних десятилетий и в том, какие дивиденды получали от этих открытий профинансировавшие путешественников монархи. Излишняя осторожность могла нанести папству значительный материальный ущерб. Поэтому аудиенция состоялась. Начались переговоры, которые длились более года.

Реубейни просил Климента VII помирить короля Франциска I и императора Карла V и поручить Франции и Кастилии и Арагону организовать крестовый поход для освобождения Святой земли от мусульман. Понтифик имел перед собой недавний пример, когда один из его предшественников папа Лев X попытался организовать крестовый поход против Селима I. Поход этот обернулся в 1514 г. народным восстанием куруцев (крестоносцев) Дьёрдя Дожи против венгерских магнатов.

Более всего еврейскому послу требовалось официальное признание Рима. В этих целях Реубейни выпрашивал у Климента VII письменные рекомендации к монархам католических держав. Папа не хотел подставляться: «принц» мог оказаться, даже наверняка был жуликом и авантюристом. Вот переговоры и затянулись. Дело закончилось тем, что посол еврейского короля Иосифа выпросил у понтифика рекомендации к португальскому королю Жуану III и к эфиопскому императору Давиду II. При этом в письмах Климент VII просил обоих не доверяться слепо еврейскому «принцу» и проверить достоверность его слов. Приходится признать, что итальянские евреи за год также разочаровались в после неведомой страны и доверяли ему не больше, чем римский папа.

***

В 1525 г. Реубейни прибыл в Лиссабон. Король Жуан III Благочестивый********* принял его с почестями, достойными представителя Климента VII. Еврейскому «принцу» король Жуан выдал грамоту, официально признававшую его статус посла. Даже гонения на евреев были временно приостановлены. Начались переговоры… Король обещал отправить корабли к Земле Израиля и помочь королю Иосифу в его войне с турками. Он грозился снарядить 8 военных кораблей с 4000 пушек. Правда, как говорилось выше, в 1524 г. в Красном море португальский флот был разгромлен османским флотом и навсегда утратил первенство в Средиземном море, так что обещания Жуана III были пустой дипломатической болтовнёй. На время снаряжения мифического флота Реубейни остался жить в Лиссабоне.
___________________________
********* Именно Жуан III ввёл в 1536 г. в Португалии инквизицию, которая стала во много раз более кровожадной, чем испанская или итальянская инквизиция. Первым Великим инквизитором Португалии стал родной брат короля кардинал Энрике.

«Принц» обретался в Португалии почти полтора года, и всё это время старательно избегал общения с маранами. Мараны же, напотив, всячески искали подход к «принцу». Они поклонялись Реубейни, как Мессии, и при любой возможности целовали ему руки. Ведь Реубейни разговаривал только на иврите, строго соблюдал все заповеди, много постился. Как главнокомандующий королевства Хавор он даже имел неосторожность заявить, будто евреи его королевства намерены прогнать Османов с земли Израиля и Иудеи (Эрец-Исраэль).

В конце концов, мараны окончательно воспрянули духом и начали массово совершать тшуву — обряд возвращения к вере отцов. С особым рвением обратился к иудаизму Диогу Пирес — молодой********** секретарь Королевского совета и любимец короля Жуана III. Невзирая на протесты и уговоры Реубейни, Пирес провозгласил «принца» Мессией, собственноручно сделал себе обрезание, после чего принял имя Шломо (Соломон) Молхо и бежал в Османскую империю. Жуан III пришёл в ярость и повелел Давиду Реубейни навсегда покинуть Португалию. Однако в дорогу «принц» был снабжён средствами и ему был выделен корабль для доставки в Рим.
____________________________
********** На время прибытия в Лиссабон Давида Реубейни Диогу Пиресу шёл двадцать пятый год, он родился в 1500 г.

***

В 1527 г. для еврейского «принца» из королевства Харон началось время гонений и одновременно всеобщего преклонения евреев. Для начала корабль, на котором Реубейни возвращался в Венецию, был арестован испанцами. По просьбе преданных императору евреев его отпустил Карл V. «Принц» продолжил свой путь по суше вдоль средиземноморского побережья, но в Провансе был схвачен и брошен в тюрьму. Только через два года еврейские общины городов Авиньона и Карпантры сообща выплатили выкуп, и по приказу французского короля Франциска I Реубейни был отпущен.

В конце 1530 г. он прибыл в Венецию, где местные евреи встретили «принца» как Мессию. Венецианский сенат приветствовал посла еврейского королевства. Будучи уже опытным оратором, Реубейни совершил тур по итальянским городам, где повсеместно встречался с еврейскими общинами и обещал им скорое возвращение в возрождённое еврейское королевство Израиль (Эрец-Исраэль). В 1530 г. в Венеции к Реубейни присоединился Шломо Молхо.

К тому времени восторги и преклонения галутных евреев Европы вскружили Реубейни голову и спровоцировали его и Молхо на весьма самонадеянный поступок. Они задумали на собственный страх и риск добиться аудиенции у императора Священной Римской империи германской нации и короля Кастилии и Арагона с их европейскими и заморскими колониями Карла V и уговорить его начать войну против Сулеймана Великолепного, чтобы освободить от мусульман Святую землю.

В 1532 г. месте с Молхо Реубейни выехал в Регенсбург, где должен был проходить очередной съезд германских князей. Это была роковая ошибка. Регенсбург был тем классическим имперским городом, где зимой 1519 г. в течение двух недель шёл еврейский погром, после которого евреям запретили там жить или торговать, а местные евреи сбежали в Польшу.

Сам Карл V был человеком молодым, но опытнейшим интриганом. Достаточно сказать, что в том же 1519 г. он купил себе императорский престол на деньги еврейских банкиров Фуггеров, которые, избавляясь от потенциальных конкурентов, тайно организовали еврейские погромы по всей Европе. Но главное, император был основным выгодоприобретателем от географических открытий, и алчность не затмевала ему разум. Он сразу увидел в еврейском «принце» авантюриста и провокатора.

В Регенсбурге с Реубейни и Молхо не стали церемониться. Их сразу же арестовали и выслали в Мантую — на суд инквизиции. Там Шломо Молхо, как вероотступник, был сожжён на костре. Судьба не подлежавшего суду католической инквизиции иудея Давида Реубейни неизвестна. По одной версии его сразу тайно удавили в мантуанских застенках. По другой, авантюриста вывезли в Кастилию, где через несколько лет (1538 г.) он умер в тюрьме.

Откуда появился еврейский «принц» и кем он был по рождению, тоже не известно. Существует несколько версий. Предполагают, что родился он в еврейской семье около 1490 г. в Хайбаре (Аборе) в Центральной Аравии. По другой версии, Реубейни был евреем из портового города Кранганор на Малабарском побережье Индии, где в течение многих веков жила большая и хорошо организованная еврейская община. По третьей версии, Давид Реубейни прибыл в Египет из средневекового города Фирузкуха в империи Тимуридов (Афганистан). У пуштунов даже сохранилось очень схожее имя национального героя — Дауд Рубани.


Рецензии