Портрет жизни в блокАДных жерновах

Спектакль «БлокАДа».
Режиссер – Мария Пальницкая.
Арина Ревнивых. Актриса, Композитор, исполнительница роли Гали Зимницкой, автора блокадного дневника.
Алеся Алипчикова, актриса – Зоя, Ляля Никитина, Люся Лунёва.
Анастасия Муравьёва. Актриса – Мама Гали Зимницкой –Зинаида Ивановна.
Ксения Куренкова. Актриса – Бабушка (Сашета), Врач Екатерина Александровна, мёртвая женщина на снегу.
Борис Лунгу. Актер -  Володя Филиппов.
Виктор Иванов (Актёр), Денис Гаврин (Актёр) – Отчим- Михаил Амбросимович, учитель (Павел Петрович), Женя Сладков.
Эльмира Чигаева. Актриса – Евгения Трофимовна.
Дарья Албул. Актриса – Ира Малиновская, соседка из 3кв.
Театр Енотов и Коров. Театральная Долина – Артмуза. Санкт-Петербург 2020
https://youtu.be/75uXJYg2cD8
В спектакле «БлокАДа» Мария Пальницкая обращается к теме войны и Блокады в жизни человека, в этом сценическом проекте она предлагает нам взглянуть на эту суровую страницу истории глазами очевидца событий этого времени. Для воплощения этого замысла Пальницкая в спектакле создаёт особое пространство познания истории, в котором события нашего недавнего прошлого предстают в виде истории от первого лица. В спектакле «БлокАДа» этим источником для воплощения и плоскостью нашего познания служат реальные наблюдения, запечатлённые в хронологическом порядке в блокадных дневниках ленинградской школьницы Гали Зимницкой.
Пальницкая в своём проекте переносит строки дневника 14 летней девочки в сценическое пространство, в котором они приближают нас к реалиям того времени и позволяют нам увидеть мир людей, в чью жизнь вторглась война и сковала своими кандалами Блокада. Для воплощения этого замысла сценическое пространство спектакля «БлокАДа» создаётся в формате сюжетного конструктора, особенностью которого является пластичный минимализм. Этот формат в тандеме с многофункциональным сценическим реквизитом предоставляет возможность динамичной трансформации сценического пространства при создании сюжетных картин воплощающих истории, запечатлённые на страницах дневников Зимницкой.
В этом пространстве Пальницкая создаёт галерею образов людей окружавших девочку в годы Блокады. Эти образы воплощены на двух уровнях, одни из них реальны, их силуэтное воплощение дополняется  репликами и диалогами массива наратива героини спектакля. Персонажи второго уровня присутствуют незримо в сценическом пространстве, их образы создаются на ассоциативном уровне с помощью вербальных скетч- портретов наратива. В спектакле записи дневника Зимницкой выполнены в этюдном формате, в них мы погружаемся в атмосферу и ауру времени, эти маленькие зарисовки с натуры открывают нам особую форму восприятия реалий, в которых мы видим мир глазами девочки-подростка
Эта проекция взгляда создаёт особую картину события военного времени и Блокады, в очертаниях которой отчетливо прослеживается особенности возрастного восприятия мира. В спектакле «БлокАДа» героиня – это девочка-подросток в начальном этапе процесса взросления, на котором она проживает эмоционально-сложный период её жизни, в котором она балансирует между реалиями мира детства и сферой взрослой жизни. В этот период она, также как многие её сверстники, находится в процессе познания условностей взрослой жизни и в этой сложной эмоциональной точке в её жизнь врываются реалии войны и Блокады.
В спектакле война и Блокада представлены сильными факторами влияния на человеческие жизни и в этой плоскости познании персонажи дневников Зимницкой предоставляют нам возможности для широко - диапазонного изучения этого влияния на людей первой половины сороковых годов. В этой плоскости раскрытия сюжета влияние этих исторических факторов показывается поэтапно, в концепции трех состояний человека. В начальном этапе этой истории мы видим персонажей в условиях мирной довоенной жизни, они живут размеренной жизнью, парадигма которой имеет ясные очертания и фиксированную систему жизненных ценностей. Их состояние душевного покоя и уверенного существования разрушает война и суровые реалии Блокады, вторжение этих мощных факторов приводит к обрушению бастионов уверенности и раскрытию истинной картины их внутреннего мира и индивидуальности. В финальной стадии этого процесса мы видим персонажей, чьё существование определяется другой системой жизненных координат и с этой парадигмой существования они войдут будущее без войны.
В этой цепочке раскрытия человеческой индивидуальности и внутреннего мира война и Блокада играют особую роль в истории девочки-подростка и здесь строки её дневников предоставляют нам возможность изучения внутреннего мира детей войны. В плоскости этого изучения мы видим подростковые годы девочки в реалиях войны и блокады, которые вычеркивают из её жизни временной отрезок взросления и их юные жизни подростков оказываются в циничных шестеренках войны, в петле блокадного голода. Эта реальная проекция ада становится плоскостью познания взрослого мира, в котором образы довоенного детства скрываются за ликами смерти и ужасами обстрелов и бомбежек. В этой концепции влияния на процесс формирование системы мировоззрения поколения детей войны, мы наблюдаем шоковую реакцию на мрачные реалии военного времени, которые разрушают детскую наивности в восприятии главных ценностей человеческой жизни.
Истории из дневников позволяют нам наблюдать сложный процесс трансформации подросткового понимания основ человеческой жизни, сюжетная линия спектакля позволяет проследить этот процесс на временной пространстве протирающемся от их детских лет довоенной жизни до последних дней войны. В этом направлении исследования в спектакле «БлокАДа» мы видим их в процессе переосмысления жизненных приоритетов и ценностей, в котором их довоенные взгляды проходят через фильтр блокадного времени и реалий жизни в эпицентре войны. Их взгляды проходят испытания времени, в которых главными определяющими факторами являются жизнь в голодном блокадном аду, тяжелый труд, существование на тонкой грани между жизнью и смертью под обстрелами и бомбежками. Эти факторы создают систему фильтрации отделяющая второстепенные и несущественные аспекты человеческих отношений от главных ценностей человеческой жизни и того что может стать основой их жизнь после войны.
Пальницкая в спектакле «БлокАДа» через сценическое воплощение блокадных дневников Гали Зимницкой фокусирует наше внимание на историю обыкновенных людей, чьи жизни были искорёжены в жерновах войны. Их жизни, разрушенные под прессом глобальных амбиций двадцать первого века позволяют представить нам реальную цену, которую мы можем заплатить за амбициозные планы большой политики. 


Рецензии