Гази барадж тарихы. Комментарии. Глава 4

ПОБЕДА  БАТ-БОЯНА  В  МЕЖДОУСОБНОЙ  ВОЙНЕ

До опубликования ГБТ история Северного Причерноморья (и, шире, всего пространства между Чёрным и Балтийским морями) в I тысячелетии от Р. Х. выглядела в общем виде так:
– I-II века: ираноязычные кочевники, греческие города под римской властью;
– рубеж III-IV веков: анты, приход готов и образование государства Эрманариха;
– IV век: анты, приход гуннов и разгром государства Эрманариха;
– V век: государство Аттилы и его распад;
– V-VIII века: анты, культуры Прага-Корчак и Пеньковская;
– VI век: появление аваров и создание Аварского каганата; образование Великой Булгарии и её скорый распад; часть булгар уходит на Дунай, часть на Волгу, остальные подчиняются хазарам; 
– VII-IX века: расселение славянских племён, скандинавские дружины создают «путь из варяг в греки»;
– IX-X века: образование Киевской Руси.

О Волжской Булгарии и тем более о дунайской Болгарии написано достаточно много. А вот о жизни подвластного хазарам Причерноморья в течение двух с лишним веков между смертью Кубрата и приходом в Киев Олега Вещего не было известно практически ничего.
События, описанные в 4-й главе ГБТ, перекидывают мостик между этими эпохами. В ПВЛ самые ранние упоминания руси относятся к походу на Византию в 852 году и призванию Рюрика в 862 году, а 4-я глава ГБТ открывается описанием борьбы между сыновьями Кубрата, умершего в 660 году, а заканчивается смертью хана Айдара в 855 году.
И здесь нас ждёт немало сюрпризов.

Новый хазарский каган Кабан, племянник Калги, предложил сыну Кубрата Бат-Бояну оставить за кланом Дуло и Кара-Булгарскую (украинскую), и Булярскую (поволжскую) части Саклана, а за родом Хумыка – кавказский Бурджан. За это балтавары Дуло должны были отказаться от претензий на ханский и тем более каганский титулы, уступить хазарам сакланские степи между низовьем Дона и рекой Урал, а также обязаться участвовать во внешних войнах на стороне хазар.
Бат-Боян, узнав, что Шамбат и Аспарух в его отсутствие заняли Крым, принял условия Калги в обмен на его поддержку. И вот возле селения Харька (центр булгарского племени харька, впоследствии город Харьков) войска Кабана и Бат-Бояна сошлись с войсками Шамбата и Аспаруха, вышедшими из Крыма из опасения быть там запертыми. Шамбат и Аспарух были разбиты и укрылись в Киеве. Не сумев взять Киев штурмом, Кабан увёл свои войска на Кавказ, предоставив Бат-Бояну дальше самому устраивать свои дела.
В результате переговоров решено было, что правобережье Днепра остаётся под властью Шамбата и Аспаруха, а на левобережье будет править Бат-Боян, признаваемый балтаваром.
Через два года Шамбат умер, и Аспарух, не чувствуя достаточной поддержки  аланов и антов, с частью булгар, бурджан и тюркмен покинул Саклан. Похоже, что несколько лет он провёл в районе Карпат, но атаки аваров и ромеев заставили его уйти на Балканы. «Там он образовал своё царство, которое назвал Бурджан  в память о своём прежнем владении». Йозеф Маркварт пришёл к выводу, что в арабских источниках под бурджанами понимаются болгары дунайские и северокавказские (предки современных балкарцев), но не волжские.
Основанием Болгарского царства на Дунае считают завоевание Аспарухом Добруджи в 679 году. Разбив византийских ромеев, он в 681 году заключил с императором Константином IV договор, по которому Византия обязалась ежегодно выплачивать дань. Так на Дунае появились Болгарское царство, чьи ханы претендовали на равенство с византийскими императорами. Потомки подданных Аспаруха переняли язык дунайских  славян, а в 864 году хан Борис (в крещении Михаил) под давлением Византии принял христианскую веру. «Только бурджанские кук-огузы, не бросившие жизнь в поле, сохранили свой тюркменский язык».
Но эти и дальнейшие события на Дунае находятся вне поля зрения ГБТ. О судьбе Кувера, четвёртого сына Кубрата, кочевавшего со своими кутригурами на Дону, ГБТ также ничего не сообщает. Известно, однако, что Кувер какое-то время тоже кочевал в Добрудже, пытался поднять восстание против аварского владычества и подчинить своей власти Паннонию, но, потерпев поражение, увёл людей на территорию современной Македонии и признал власть Византии. Альцек – пятый, самый младший сын Кубрата, расселил подданных на территории современной Италии в государстве лангобардов.

Бат-Боян после смерти Шамбата и ухода Аспаруха стал полновластным правителем-балтаваром всего Кара-Булгара со столицей в Киеве (Башту). Он, жил в дружбе с хазарским каганом Кабаном.
В 690 году Бат-Боян умер в возрасте 65 лет, ему наследовал сын Бат-Тимер, или Бу-Тимер, по прозвищу Джураш. Вскоре умер и Кабан, хазарским каганом стал Айбат – сын Калги, женатый на бухарской еврейке. Он казнил Бу-Тимера и попытался захватить Кара-Саклан, но был разбит, а освобождённый булгарами из заключения сын Кабана Кук-Куян тут же провозгласил себя каганом и прикончил дядю. «Сын Бу-Тимера Сулаби, возглавивший кара-булгар, удостоился чести присутствовать при затягивании веревки на шее нового хакана и сообщил всем о разрешении Тангры на его 45-летнее царствование» (Имеется в виду церемония ритуального «удушения» нового кагана при поднятии его на престол).
Кук-Куян попытался воевать с «исламским султаном» (видимо, багдадским халифом), но был разбит и разрешил своим подданным принимать ислам.

ПРАВЛЕНИЕ  АВАРА  И  ЕГО  ПРЕЕМНИКОВ

Балтавар Сулаби, согласно ГБТ, «правил 27 лет и умер в 727 году, оставив власть своему сыну от аварки Авару». Новый балтавар по просьбе матери совершил в поддержку аваров несколько походов в Европу «на фарангов».
В 745 году против Авара восстали урусы, недовольные возвышением анчийцев и размерами податей. Мятеж тут же поддержали прибалтийские славяне, которые «были изгнаны галиджийцами, но для того, чтобы их боялись, называли себя галиджийцами. Они построили на большом озере крепость Галидж и возглавили бунт».
Почти наверняка речь здесь идёт о Галиче Мерьском, расположенном действительно на берегу большого озера; видимо, когда-то это озеро, как и Ростовское, носило название Неро. Скорее всего, именно со времени основания Галича население этого региона, включая тамошних готов, и стало именоваться галичанами (в ПВЛ) или галиджийцами (в ГБТ). Южный, украинский Галич – центр будущего Галицкого княжества – в ГБТ нигде не упоминается. Так что всюду, где я в дальнейшем буду упоминать Галич и Галицкую землю, речь идёт о Галиче Мерьском и о территориях современной Белоруссии, западной и центральной России.   
Относительно урусов напомню, что в ГБТ так названы сакланы, то есть поляне, являвшиеся ветвью алано-асов. Ко времени составления ПВЛ поляне, видимо, полностью ославянились, но ГБТ, делающая акцент на происхождении той или иной этнической группы, даже в эпоху монгольского нашествия продолжает отличать урусов от прочих славян, для которых используются термины «ульчийцы», «анчийцы» и «балынцы». С IX века ГБТ выделяет ак-урусов – белых урусов, то есть славянизированных кривичей и других обитателей Галичской области. 
Вполне возможно, что расширенное значение этноним «урусы» приобрёл только после образования Московского царства. Сейчас в разных языках похожими словами называют всех русских: «урус» у греков-урумцев, «урыс» у татар, «орыс» у казахов и хакасов, «оьрси» у чеченцев, «orosz» у венгров, и т. д.
Невыясненным остаётся комплекс вопросов.
1) Когда началась и когда завершилась славянизация урусов?
2) Связано ли название «урусы» с этнонимами «русь» в русских источниках, «ар-рус» в арабских и «народ Рос» в византийских хрониках и Бертинских анналах? И если связаны, то каким образом?
3) Когда на самом деле булгары стали использовать этот термин?
До публикации ГБТ картина представлялась достаточно ясной. Варяги-русь создали киевско-новгородское государство, и постепенно термин «русь» (в единственном числе – «русин») был распространён на всех славянских и славянизированных подданных киевско-новгородских великих князей. Если булгары стали называть аланов-полян урусами только после появления между Балтийским и Чёрным морями норманнов-руси, то в этой схеме мало что меняется. А если раньше? Тогда, возможно, правы те (от  Иоганна Фабера до Г. В. Вернадским), кто производил этноним «русь» от роксаланов.
Решение этого вопроса, в свою очередь, связано с тем, когда именно норманны-русь появились в Причерноморье. До сих пор их ассоциировали с IX-м, в крайнем случае VIII-м или VII-м веками. Но ведь они могли находиться там со времён падения державы Эрманариха .
 
Возвращаемся к 4-й главе ГБТ.
Киевский балтавар Авар разбил алано-славянских мятежников. Часть их подчинилась ему, другие ушли на север – в Галицкую землю, но большинство бежали на Дон, где их стали именовать буртасами.
Вскоре умер Кук-Куян, «и хазарским хаканом стал сын Айбата и приёмный сын Кук-Куяна Барджиль».
Авар умер около 759 года, передав власть сыну Тат-Утяку по прозвищу Сарацин. Другой его сын Тат-Угек стал беком башкир-эсегов, ранее подвластных хазарам. Отпадением башкир воспользовался Булан, сын Барджиля: он задушил неудачника-отца и сам стал каганом. «Вслед за этим, в 760 году, Тат-Угек подчинил себе Мардуан и переименовал его в Болгар. Сабаны-земледельцы подчинились ему, а вот сабаны-скотоводы ушли в верховья Агидели и в знак протеста против власти бека назвали себя бурджанами. Эсеги, как и кара-булгары Тат-Угека, взяли себе в жены сабанок и тоже очень скоро стали говорить на туранском и кыпчакском наречиях сабанов, как на своих языках».
Напомню, что сабаны – одно из названий печенегов. Так что речь в этом отрывке идёт о смешении финноязычных башкир с тюркоязычными печенегами. 

Сын Тат-Угека Тамьян под покровительством Византии правил в Дима-Тархане (Тамья-Тархане), который славяне называли Тьмутараканью.

В 787 году умер Тат-Утяк Сарацин. Тат-Угек из земли башкир бросился в Киев, но по пути утонул. Балтаваром стал сын Тат-Утяка Кан-Караджар.
В Хазарии принявшего иудаизм кагана Булана после 805 года сменил его сын Беньямин, убивший отца во время похода на Тьмутаракань. При Беньямине на башкир напали сабаны-печенеги, изгнанные из Семиречья тюркменами. Беньямин башкирам не помог, часть их бежала к огузам и кыпчакам (половцам), другая часть на Сасы-Идель (Быстрая Сосна – правый приток Дона), третья – за Урал на реку Байгул (возможно,  какой-то приток Тобола). Но за Уралом места были голодные, поэтому половина бежавших туда башкир очень скоро вернулась и осела на Каме и Агидели, образовав бекство Бершуд.
Согласно ГБТ, те башкиры, что остались на Байгуле, прозвали свою область Сэбэр, а себя – байгулами и иштяками, а ушедшие на Сасы-Идель назвались моджарами, сиречь мадьярами. Эти мадьяры быстро подчинили местных финно-угров – мордву и сурских аров (удмуртов), а потом взялись за хазар. Когда мадьяры появились в окрестностях хазарской столицы Итиль, Беньямина сверг его младший брат Карак, отрекшийся от иудаизма.
Вообще политическая и религиозная жизнь Хазарии, как она описана в ГБТ, развивалась по кругу. Если каган-тенгрианец терпел крупное поражение, хазарская элита склонялась к иудаизму; кагана-неудачника быстренько душили и возводили на престол иудаиста. Когда и тот не справлялся с проблемами, его опять же душили и заменяли тенгрианцем либо мусульманином. Если же и новый каган попадал в пиковое положение, цикл начинался заново.
В Хазарии установилась система двоевластия, при которой каган был  сакральной фигурой, а реальная власть сосредотачивалась преимущественно в руках шада (в ГБТ он именуется беком). Однако далеко не все каганы являлись безвольными игрушками в руках шада, что придавало политической жизни дополнительную остроту.
Вообще система отделения реальной власти от сакральной существовала во многих странах. А в Японии пошли значительно дальше. Там при священной особе императора-тэнно действовали канцлеры-кампаку или полководцы-сёгуны. Но и их должности быстро превращались в ритуальные, и за малолетних кампаку и сёгунов правили нижестоящие министры. А многие японские тэнно, покинув трон и постригшись в монахи, активно включались в политику.

Хазары совместно с киевскими кара-булгарами отразили атаку мадьяр, но Кан-Караджар погиб в битве с мурдасами. На киевском престоле его сменил Угыр Айдар, 15-летний сын Кан-Караджара и его жены – тетки бурджанского бека Йомырчака.
Из дальнейшего текста видно, что имя «Угыр» в ГБТ равнозначно «Игорю». До сих пор спорили о том, является ли «Игорь» вариантом скандинавского имени «Ингвар»; теперь придётся анализировать лингвистический треугольник «Игорь» – «Ингвар» – «Угыр».

Угыр Айдар заключил мир с мадьярами и женился на дочери их бека Юлай-Бата.
В 816 году анчиец Будим, советник Угыр Айдара, овладел чуть ли не всей Галицкой областью, образовал там отдельное тарханство и устроил укреплённые города –Смоленск, Минск и Ростов ((в ГБТ – Шамлын, Мен и Джир).
В русских летописях Смоленск впервые упоминается под 862 годом как племенной центр кривичей. Минск, до XVI века называвшийся Менском, расположен в бассейне Свислочи, населённом некогда кривичами и дреговичами; самые ранние поселения на его месте  датируются как раз IX веком. А на месте Ростова у озера Неро, по данным археологии, располагалось укреплённое Сарское городище – центр финнов-мерян, возникший ещё в VII веке.
Новое тарханство назвали Ак Урус – для отличия от Урусского тарханства в Кара-Саклане; его жители стали называться ак-урусами – «белыми урусами». Вероятно, так родился термины «Белая Русь», а потомков славянизированных кривичей и дреговичей и слившихся с ними финно-угров стали звать белорусами.

Будим, не доверяя галицким уроженцам, нанял тысячу германцев-анатышцев (то есть, видимо, не шведов, которые обычно действовали между Балтийским и Чёрным морями, а каких-то других скандинавов) и пять тысяч поляков-колбягов. Колбягов он держал при себе, а для анатышцев построил крепость Калган в районе нынешней Казани.

Около 820 года в Причерноморье вторглись хазары. У Харькова их встретили 20 тысяч воинов Угыр Айдара, среди которых 10 тысяч составляли анчийцы, 5 тысяч – кара-булгары, 3 тысячи – украинские урусы и 2 тысячи – анатышцы и белые урусы. По этому соотношению отчасти можно судить о степени славянизации тогдашней Украины (напомню, что анчийцы – изначальные славяне, в VI веке переселённые сюда с Дуная).
«Несмотря на мужество анчийцев, 70 тысяч закованных в железо тюрков прорвали их ряды и боковым ударом опрокинули урусов и бывших с ними 2 тысячи кара-булгар». Но тут булгары по совету муллы Шамса, сына Абдаллаха, закричали «Аллах акбар!» и, естественно, победили (в противном случае этот эпизод вряд ли вошёл бы в мусульманскую летопись). 
Потерпевшие поражение хазары оперативно свергли своего кагана Карака и подняли на трон Уруса, чей отец Асанкул, правнук кагана Кук-Куяна, в 765 году женился на дочери Тат-Утяка от урусской женщины. Абдаллах ибн Башту аль-Хазари в своей «Хазарской истории» пишет, что матери Уруса и булгарского балтавара Угыр Айдара были родными сестрами из урусского рода Услан. Это родство якобы не позволило Угыр Айдару продолжить войну с хазарским каганом, ибо булгарские традиции запрещали воевать против родичей.
Кагану Урусу с большим трудом, с помощью Византии и хорасанских наместников аббассидских халифов, удалось удержать Хазарскую державу от распада. К 832 году он даже сумел подкупом склонить на свою сторону галицкое население. Галичане восстали и вырезали значительную часть колбягов и южных урусов, Будим со своими людьми бежал в Киев. Затем галичане во главе с неким Халибом (вероятно, Глебом) вторглись с севера на Украину, в то время как на юге печенеги грабили Крым. В 833-834 годах присланный из Византии в Хазарию архитектор Петрона построил для хазар на Дону крепость Саркел (Сары-Кел – «Белая Вежа»).

В 840 году старшему сыну Угыр Айдара Джилки удалось наконец изгнать из Кара-Булгара печенегов, а сын Будима Ас тогда же вновь подчинил Киеву Галицкую землю. При этом не было никакого кровопролития: хазарский наместник Чинавыз, сын кагана Уруса,  бежал, а оставшийся за него Глеб предпочел покориться без боя. Бек Волжской Булгарии Борис (Барыс) изъявил покорность Асу. Ас никого не стал наказывать; обрадованный Глеб объявил себя его братом и взял себе его имя. Из всех галицких городов только Ростов отказался подчиниться Киеву, так что Асу пришлось брать его приступом.
В Хазарии потеря Галицской земли вновь склонила чашу весов на сторону иудаистов. Урус был свергнут и убит, а на трон бек Буртас возвёл тихого Манассию (в ГБТ – Манас).
Киевский канцлер Шамс был недоволен помилованием Глеба (как впоследствии оказалось, не напрасно) и удалился от дел, передав свой пост собственному сыну Микаилю. Тот «закончил начатый отцом перевод всей официальной письменности со старых булгарских знаков “куниг” на арабское письмо, но хазары, анчийцы, балынцы и неверные из кара-булгар продолжали пользоваться “кунигами”». Отсюда, в частности,  следует, что у славян будущей Киевско-Новгородской Руси уже тогда была письменность.

Также Микаиль «провёл перепись населения, которая определила число подданных Айдара во Внутреннем Кара-Булгаре (на Украине) в 500 тысяч, включая 50 тысяч кара-булгар, в земле словен – в 600 тысяч. Таким образом, собственно булгары в Кара-Булгаре составляли не очень значительное меньшинство.
Во Внешнем Кара-Булгаре и Буляре, то есть в Поволжье, число дворов, плативших налоги в размере стоимости одной куньей шкурки, составило 173 тысячи.


Рецензии