Интервью с Сергеем Абрамовым для Atmosfear 25 2020

«…вопросы были огонь, дико рад был отвечать и, самое главное, думать над ответами – в интервью это большая редкость ныне! Всем огромный привет и спасибо, что дочитали до конца этот «лонгрид»! Приходите на наши концерты непременно, мы будем ждать! Берегите природу, слушайте экологически чистое и сами будьте здоровы!» – вот такими словами закончил это интервью Сергей «Абрей» Абрамов, основатель и лидер группы ОМЕЛА. А что им предшествовало, читайте ниже:

- В документальном фильме о создании вашего дебютника – «Viscum Album» – ты рассказывал, как пришло название ОМЕЛА. Оглядываясь на пройденный путь, каким могло стать название группы сегодня, если бы ты давал ей имя «со стороны», будучи, например, продюсером этого коллектива, собранного перед записью вашего прошлогоднего альбома «Тайная Тропа»?
"Дело в том, что даже через 11 лет я абсолютно уверен в этом названии и ни в коем случае не променял бы его ни на какое другое. Время показало, что это название настолько тесно связалось и переплелось с жизнью и творчеством группы, что я даже не допускаю и мысли о пусть даже и теоретическом переименовании. Действительно, это не название, а имя, и оно стало безгранично родным и близким, абсолютно соответствуя моим внутренним ожиданиям и творческим стремлениям. Оно – живое: испытывает счастье и разочарования, болеет и выздоравливает, любит и отвергает. И с этим именем связаны судьбы многих людей. И у него самого есть судьба! В конце концов, это удивительная удача – найти имя для, возможно, самого лучшего, что ты делаешь в своей творческой жизни, во что ты искренне веришь и во что вкладываешь лучшее, что у тебя есть. Такими подарками не разбрасываются даже в шутку…"

- На твоих ранних фотографиях тебя можно увидеть за ударной установкой и, когда ты на сцене без гитары, очень часто ты используешь всевозможные трещотки-бубны-тамбурины. Какой твой основной инструмент всё же? Не по проф.необходимости, а в идеале?
"К счастью, я свободен в музыкальной сфере от слова «необходимость» и постоянно комбинирую инструменты в зависимости от внутреннего ощущения. Я абсолютно независим в своём творчестве и использую лишь то, что мне нравится, и то, что лично для себя считаю уместным и соответствующим моему личному настрою в определенный момент времени. Если меня распирает от физической энергии, то я пишу песню, отталкиваясь от барабанов. Если я настроен на романтический лад, то это – гитара. Если я витаю в облаках и расслаблен, то просто брожу по улице и пишу песни внутри себя, без привлечения инструментов. И никакого идеала нет. Музыка для меня – это по-прежнему первозданное чудо, обряд, шаманство, и при этом движение возможно в любом направлении. И этого таинства можно касаться миллиардами различных способов – главное, знать точку входа! Инструменты уже в этом случае не так важны…"

- Какая другая группа и/или исполнитель тебе лично близки по духу – из родственных по стилю и из совсем не похожих? И в России и по всему миру?
"Группа, которая всегда будет отвечать моим внутренним душевным вибрациям, это LED ZEPPELIN. Она перевернула всё во мне в один прекрасный момент, заставила по-другому посмотреть на саму музыку и открыла путь к пониманию своей творческой свободы. Эта группа у меня всегда будет «номер 1» просто потому, что это «цеппелины». Они не похожи ни на кого и это мне очень импонирует. Вообще, мне близки именно те музыканты, которые имеют своё собственное уникальное лицо, мировоззрение, неповторимый огонь и харизму. Это является определяющим моментом. Например, THE BEATLES, KING CRIMSON, PEARL JAM, PINK FLOYD, DIRE STRAITS, SUPERTRAMP, MOTORHEAD, FAITH NO MORE – не спутаешь ни с кем. У них свой индивидуальный подход к записи, исполнению, написанию песен. Они никого не копируют, а сами создают себя, а поэтому и оставляют за собой долгий (если не вечный) след. Это привлекает больше всего, может быть, и потому, что мне именно такая созидательная внутренняя политика больше по душе. Из наших безумно люблю ранний АУКЦЫОН, абсолютно всё творчество МЕГАПОЛИСА, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, КИНО, раннего СПЛИНА – это настолько яркое всё и глубокое, что трудно даже объяснить моё отношение к ним. Просто нравится до безумия и всё".

- Как говорится, не надо вдаваться в детали, чтоб не разрушить великое целое. Ты, помнится, как-то рассказывал о первых опытах игры на отцовской семиструнке, а когда и как «тяжмет» вошёл в твою жизнь?
"Забавно, но я принял «тяжмет» в свой круг интересов даже особо и не задумываясь, что он именно «тяжмет»! Благодаря богатому вкусу моего Бати, с самого раннего детства меня окружала разнообразная музыка: бардовская, джазовая, блюзовая, рок-н-ролльная, эстрадная, оркестровая. Что-то мне нравилось, что-то не очень. Батя собирал винил, записывал на бобины то, что невозможно было достать, брал диски у своих знакомых. И я уже в 4 года слушал и DEEP PURPLE, и LED ZEPPELIN, и BLACK SABBATH, но не воспринимал это как «тяжмет», даже слов таких не произносилось. Да, я очень хорошо понимал, что в «Brighton Rock» QUEEN звук гитары какой-то особенный, со скрежетом, но там вся пластинка построена на смеси стилей и звуков, но я в нюансы сильно не вникал – просто кайфовал и всё. Видимо, с той пластинки я и научился воспринимать совершенно спокойно абсолютно любые стили, не зацикливаясь на каком-то одном. Тогда же я и сам начал эксперименты с перегруженным звуком на гитаре, но мне и в голову не приходило, что я играю «металл». Но помимо этого звука, я и другие придумывал, а этот «тяжметовский» был просто одним из… Когда пришло время моего относительного взросления, отец отдал мне всю свою коллекцию винила и бобин для дальнейшего развития. Какое-то время он продолжал при случае покупать винил, но преподносилось это всё уже как подарок именно в мою коллекцию, учитывая мои тогдашние вкусы. И однажды он купил, сам не зная, что это такое, «Переступи порог» ЧЁРНОГО КОФЕ. И я не знал. Но потом в  течение двух с небольшим недель затёр этот винил до дыр, и вот тогда-то, общаясь со сверстниками, я узнал, что это и есть «металл»! Ну, а дальше понеслось: я начал сознательно выискивать всё то, что обозначалось словосочетанием «тяжёлый металл», и обнаружил, что по поводу ЧЁРНОГО КОФЕ мои сверстники меня немного дезинформировали, ибо я услышал SLAYER, MOTORHEAD, METALLICA, ANTHRAX… Прозрел, можно сказать! Но всё равно, я ничуть не разлюбил «Переступи порог». Скорее даже наоборот!  До сих пор один из любимейших альбомов. Круче первых двух альбомов «слейеров» уж точно. Хехе!"

- Да уж, у нашего поколения таких историй, конечно, наберётся на увлекательный многотомник! Сейчас вот до сих пор некоторые поют во дворах, в бане, во время застолья (раньше я бы сказал «многие», но сейчас уже просто «некоторые»), а какое событие в твоей жизни определило тебя, как не-кухонного музыканта? Когда ты сам для себя это понял?
"Очень интересный вопрос. Никогда об этом не задумывался. (Начал думать и думал полторы недели. – Прим. С.А.) И выходит вот как. Я до сих пор получаю колоссальное удовольствие в хорошей тесной компании рубить на кухне несколько часов подряд любимые песни разных исполнителей. Однако главная проблема сейчас найти душевную и правильную компанию, чтобы всё было, как надо. Поэтому это происходит со мной всё реже и реже. Но всё равно происходит, потому что в кайф! И во дворе тоже недавно пел: в Питере было дело. Приятно и интересно! По сути, я остался верен этим простым радостям и не считаю их зазорными или постыдными. И из кухни я никуда не уходил и не уйду: вся молодость, студенческие тусовки, разговоры – всё по большей части происходило именно там. Просто произошло так, что определенные события в творческой жизни позволили мне открыть новые пространства для исполнения, и они стали «правильным дополнением» к этим кухням и дворам. Я насчитал этих событий, как минимум, три. Первое: поездка с одной из моих первых групп – ВЕЛЬВЕТОВЫЙ ОРКЕСТР – на студенческий фест в ЛГУ в Петергофе где-то в середине 1990-х. На второй день фестиваля я достиг такого духовного просветления, что устроил спонтанный сольный концерт на крыше студенческой общаги с чужой гитарой и мини-комбиком на поясе. Не помню, что я там пел, но впервые почувствовал огромный интерес нескольких десятков людей к тому, что я умею. Под этим впечатлением вечером в тамошнем клубе «Шайба» на концерте нашей группы я был на бешеном драйве и вложил его в исполнение уже наших авторских песен на барабанах. Пел, играл и думал, что это самый крутой день в моей жизни. А после концерта даже удостоился небольшого интервью, что, безусловно, добавило мне ещё большей уверенности. Второе событие произошло уже в составе BUTTERFLY TEMPLE на байк-шоу в Краснодаре в начале 2000-х. Во время исполнения песни «Мы два крыла» я увидел в первых рядах тысячной толпы несколько десятков людей, на глазах у которых были слёзы. Я такое пережил в первый раз. А после концерта было какое-то нереальное буйство: внимание, автографы, благодарности и бесконечные интервью… Нас благодарили за эмоции, за музыку, за вокал… Ну, и третье (это даже не одно, а несколько сотен событий, связанных воедино) – когда после выхода альбома «Аура» ОМЕЛЫ мне всё чаще и чаще стали приходить письма о том, что наша музыка спасает конкретные жизни и судьбы, помогает жить и выручает в трудных ситуациях. Таких писем за всё время пришло очень и очень много, и они продолжают приходить до сих пор: там такие истории, такие откровения, такое доверие, что иногда не верится, что читаешь это наяву. То, что это происходит, то, что люди, благодаря твоей музыке, испытывают облегчение и целительный духовный эффект, позволяет говорить о том, что ты смог нащупать ещё одно уникальное пространство, и это, конечно, не кухня, не двор, не баня. В этом новом пространстве ты можешь помочь кому-то своим творчеством, успокоить кого-то, пожалеть, порадовать, даже не зная этого человека лично! Это самое настоящее чудо! Я даже сам до конца так и не понимаю, как это работает и как это возможно. Но всё вышеизложенное определенно позволило мне понять, что я перешёл на несколько другой качественный уровень, в иную зону ответственности перед собой и своей совестью. Я стал более внимательно относиться к своим мыслям и темам для песен, остро понимая, что не имею права производить на свет и подсовывать в своём творчестве «фуфло» людям, которым важны каждое слово, каждая нота, каждый образ. И это ощущение остро и живо по сей день, а потому порой приходится очень тяжко. Но «честно» – это всегда «тяжко», поэтому не жалуюсь, а, скорее, благодарю судьбу".

- Действительно, с одной стороны, любому художнику образы картин, а поэту – образы его стихов приходят «когда не ждёшь» (и, как правило, это лучшие результаты), при этом же постоянно поднимаются темы «ответственности» перед зрителем/слушателем/читателем. Сталкивался ли ты с неожиданными реакциями на свои песни? Приходилось ли что-то в связи с этим переосмысливать?
"Ещё до первых концертов ОМЕЛЫ я знал, что будет много критики. Я уже успел привыкнуть к различным оценкам своего творчества в BUTTERFLY TEMPLE и к появлению ОМЕЛЫ уже успел выработать в своём внутреннем мире железобетонную резистентность к различного рода оценкам, негативной критике, неадекватным упрёкам и даже оскорблениям. Если ты выходишь в информационное массовое пространство, без этого обойтись нельзя. Если ты не готов к потоку обезличенного (а в интернете такое чаще всего) отклика на творчество, которое ты сознательно обнародовал, то грош тебе цена. И ещё хуже, когда ты на каждый резкий выпад в твою сторону начинаешь «гавкать» в ответ. Многие в этом находят спортивный интерес и путь к продвижению на «хайпе» (модное ныне отвратительное слово). Это однозначно не мой путь. Я нахожу удовольствие в общении с людьми, красивыми душами и мыслями, чей духовный мир обладает нетривиальной наполненностью. Если такие люди критикуют по делу и дают грамотные советы, я только радуюсь этому и непременно прислушиваюсь. И в этом случае возможно переосмысление каких-то конкретных вещей и взглядов в творчестве. Но это должен быть очень серьёзный внутренний посыл с длительной подготовкой. И желательно при личном знакомстве. В остальных случаях резистентность даёт тебе лёгкость в выборе творческих задумок и свободу мысли. Вся эта эмоциональная и троллинговая мишура от анонимов и «ноунеймов» безумно мешает, если ты не научился от неё абстрагироваться и пытаешься меняться по каждому ничтожному поводу. Я очень твёрдо стою на ногах в своей уверенности и творческой свободе, поэтому со мной, к счастью, такого не происходит". 

- А были ли такие моменты в жизни, когда ты не просто хотел уйти из какой-либо группы или распустить свою, а вообще завязать с музыкой? И если да, то, что это было, и какие события в итоге возвращали тебя в студию, на сцену, к музицированию и сочинительству?
"Нелегко об этом говорить. После выхода «Амальгамы Теней» случились некоторые изменения и в группе, и в моей жизни, из-за которых я готов был впервые в жизни совершить этот роковой шаг – настолько сильны были мои опустошение и саморазрушение. Я никому ничего не говорил, но всё уже было решено внутри, оставалось сделать последний шаг и объявить на предстоящем концерте 13 декабря 2015 года, что это конец. Причём конец во всех творческих смыслах: я всерьёз нацеливался завязать с собственным творчеством и, возможно, стать исключительно вокалистом в какой-нибудь начинающей кавер-группе, чтобы уж совсем не терять музыку из виду. Было даже отснято и смонтировано финальное прощальное видео с единственной на тот момент новой песней «Хрустальная Сторона». Я специально в этом видео один, ибо только моя вина была в том, что произошло: именно на мне лежала тяжесть принимаемого решения, и я не хотел, чтобы ребята участвовали в этом. В общем, «день икс» настал: мы играем программу, и всё ближе и ближе этот момент прощания, но вдруг в середине концерта во время исполнения «Мельницы», произнося свои же слова: «Как оставить это всё? Где гулять моей весне? Где искать меня тогда?» – я неожиданно понял их истинный смысл и с ужасом осознал, что совершаю ошибку. Пою, а сам ни жив, ни мёртв. Семь минут духовного катарсиса. До сих пор пересматриваю на «ютубе» это видео, снятое из первых рядов одним из наших поклонников. Там видно всё: как я ору в конце от одновременного бессилия, первобытного кошмара и мук рождения нового себя. Мне самому на это страшно смотреть. Но это видео теперь, как памятник поворотной точке внутри меня. Нельзя это вычеркнуть и делать вид, что этого не было. И с того момента началась новая ОМЕЛА. Было очень непросто заново родиться и вернуть любовь к творчеству – и лишь с бесценной помощью музыкантов ОМЕЛЫ это стало возможным. Собственно, всё изображено на обложке «Хрустальной Стороны» – очень точная иллюстрация, где каждая деталь имеет значение и смысл. И, конечно же, спасибо всем нашим поклонникам, кто поддерживал нас своими письмами и живыми словами – можно сказать, что это без преувеличения второй День Рождения группы".   

- В так называемой рок-поэзии или текстах песен, кроме всевозможных сюжетных мелодрам, драм, ужастиков и прочих новелл, выявляются два условных антагониста: чистейший личностный экзистенционализм и повествование от имени некой группы людей или о ней, или о некоторых общественных событиях. В твоём самоощущении, когда речь идёт о творчестве вообще и твоих песнях, как проявляются «я и мы», «мы и они», «я и они»?   
"В первую очередь, хочу сказать, что никогда не руководствуюсь при написании песен какими-то специальными литературными шаблонами и никогда не анализирую, то, что уже написано. Каждый раз происходит по-особенному, пишу о том, что близко в данный момент времени и это очень личное индивидуальное переживание, созерцание события, отождествление своего внутреннего мира с силами Природы, Космоса. Попытка найти различия и сходства черт своего внутреннего устройства с миром вокруг, который живёт по своим особенным таинственным законам. И здесь, конечно, очень мало «мы». Это «мы» начинает присутствовать уже в другом измерении, на следующем этапе творчества, и его там уже безгранично много. Это измерение появляется после обнародования самой песни. Дело в том, что своими текстами я передаю скорее настроение и атмосферу, нежели конкретное описание некоего события. И у слушателя есть безграничное пространство для фантазии и собственного прочтения услышанного. Вот тогда-то и появляется «мы», которое связывает нас всех – и исполнителя, и слушателя – в единое целое. Все становятся авторами, которые по-разному пишут об одном и том же, но каждый в своём уникальном неповторимом стиле и со своим собственным развитием сюжета. Можно назвать это соавторством на более глубоком, духовном, уровне. Изначальный автор только указывает некий вектор, в котором можно начать свободное движение. Дальше «мы» начинает жить само по себе, но в этом творческом «мы» безусловно очень ценно и распознаваемо каждое уникальное «я»…"

- Получается, сколько ушей – столько песен. Скажи, а кто в деятельности вашей группы в разный период её деятельности был важной фигурой, но мало кому видимой и известной?
"Все самые наиважнейшие фигуры играют в группе сегодня. Наиль Магжанов и Фёдор Ветров были у самых истоков вместе со мной, и нас связывает немного большее, чем с остальными, но всё же Николай Кузьменко, Александр Горянчиков и Александр Стрельников не менее важны в судьбе группы. И мне, как автору и фронтмену, которому достаётся наибольшая доля внимания и известности, хотелось бы, чтобы этим ребятам уделялось больше внимания не только от слушателей, но и от журналистов. Поверьте, это уникальные музыканты с богатейшим внутренним миром, вкусом в музыке и фантастическим умением выражать свои духовные настроения через свои инструменты. Проявив к ним немного больший интерес, рассматривая каждого из них не как «одного из ОМЕЛЫ», а как отдельно взятую личность, музыканта и творческую душу, журналисты могут раскрыть новые границы творчества в них самих и помочь аудитории проникнуться их личным мироощущением, которые ничуть не беднее мироощущения фронтмена, а где-то, может, и побогаче. Тем не менее, особо, конечно, хочется отметить и поблагодарить всех наших замечательных друзей, нашу команду, которые точно очень часто остаются «за кадром». Они весьма скромны и их имена мало, кому известны – а очень зря! Я говорю, например, о Ларисе и Саше Ананьевых – наших друзьях, помощниках и верных спутниках, которые живут ОМЕЛОЙ и растворяются в ней без остатка, и это касается абсолютно любых вопросов! Я говорю и о Дане «Вересте», директоре нашего московского фан-клуба, и о его супруге Наташе Королёвой, которые вместе с группой практически с самого начала, и мы вместе сделали неимоверно много! Я говорю об Ире Барышниковой, председателе Пензенского фан-клуба! Всё это золотые люди, которых в нынешнее время днём с огнём не сыщешь. А они с нами рядом – и это настоящее чудо! Мы бережем их и относимся к ним с огромным трепетом, потому что это уникальные люди, мы очень ценим их, уважаем и любим! На самом деле, важных и дорогих нам людей ещё очень много, и мы всем очень благодарны, и мне кажется, что им нужно тоже оказывать немного больше внимания и сообщать миру, что хорошие люди есть. У себя в паблике VK мы завели прекрасную традицию поздравлять от лица группы всех близких ОМЕЛЕ людей с Днём Рождения и благодарить их за то, что они делают для нас, а заодно и рассказываем о них всем, кто это читает".

- Уже понятно, что ОМЕЛА – твоя тихая (а иногда и очень даже громкая) гавань, но при неограниченных возможностях, сколько групп\альбомов ты бы хотел сформировать\записать? Что это были бы за проекты?
"Ну да, здесь есть о чём помечтать. И тут речь, наверное, точно не о группах и альбомах, а скорее о самих проектах, о сути. Начнём с того, что уже получилось реализовать. Это новый проект ОГОНЬ ПАЛАТИНА, где моя тёмная сторона уравновешивает привычную слушателю ОМЕЛЫ светлую. Это проект с тяжёлыми олдскульными песнями, полными мрачной морской мистики, тематика которых задумывалась очень давно и ещё с музыкантами BUTTERFLY TEMPLE, ИЗМОРОЗЬ и RELICT. Сейчас мы и подготавливаем логический и долгожданный дебют и записываем первый альбом в лучших традициях жанра. Я дико фанатею по классическому трэшу, дэту, и это совершенно логичная часть моего творчества, в которой я даю волю фантазии в другом направлении и, абстрагируясь от душевных переживаний, просто ловлю кайф от угара и драйва. Ещё очень хочется попробовать исполнить когда-нибудь часть материала ОМЕЛЫ вкупе со специально написанными новыми песнями под фортепианные аранжировки. Только надо найти академического (или не академического) пианиста-клавишника, которому это было бы интересно сделать вместе с нами. Это как бы намёк всем желающим, да! Кроме того, у меня есть ещё пара проектов на перспективу. Первый был задуман в Финляндии в 2017 году и представляет из себя три длиннющие композиции в совершенно диком замесе из хард-рока, психоделики, дэта и пост-рока. Некая такая рок-повесть, но никак не могу пока дописать до конца музыку и тексты, не хватает времени и мозгов. А второй проект носит сугубо думовый характер и пополняется постепенно материалом, который не подходит по тематике ни одному из упомянутых проектов. Также очень интересно развивать акустическое звучание, есть много идей и мыслей по этому поводу. В общем, планов хватает, только успевай всё делать. Как обычно, реализация таких проектов в силу различных обстоятельств не бывает быстрой, хотя очень бы этого хотелось. Катастрофически не хватает времени и сосредоточенной уединённости, но я стараюсь прорываться через всевозможные организационные препятствия и воплощаю потихоньку свои планы в жизнь, чего бы мне это не стоило! Пока живо творчество и пишутся песни, надо пользоваться моментом и самовыражаться на полную катушку".

- Можно только пожелать тебе сил и терпения, но и подумалось, что страшно представить, что было бы, если бы все «деятели искусств» смогли бы воплотить все свои идеи! Пребывая в андеграунде условную четверть века, что ты можешь сказать как инсайдер про внутренние течения и настроения оного, и как человек, имеющий свою публику, про её метаморфозы или, возможно, стагнацию?
"Внутренние течения андеграундного музыкального пространства, на мой взгляд, абсолютно невозможно каким-либо образом обобщить, систематизировать и полномерно описать – на то это и андеграунд: территория, совершенно непредсказуемая, безгранично свободная, и поэтому неописуемо прекрасная и перспективная. В этом поле чудесным образом происходит наиболее полный контактный замес между музыкантом и слушателем. Исполнитель не заискивает перед какими-либо условными трендами и законами творчества, «живёт» музыкой в прямом смысле этого слова, находится в абсолютном ладу со своей совестью, честен, в первую очередь, перед самим собой и творит в соответствии со своими духовными и моральными потребностями. Слушатель же не является простым бездумным потребителем, а находится на одной глубине взаимопонимания с творцом и искренне хочет всегда большего и – нет границ этим желаниям. Эта великолепная тяга стимулирует творческий процесс у музыканта, возвращаясь с увеличенной силой обратно в массы, а потом снова – по новому витку и так до бесконечности. И вот этот осмысленный духовный обмен с полнейшим погружением слушателя в суть творчества, в его различные стороны и детали, с переживанием за лирические образы в песнях, с желанием развиваться вместе с музыкантами любимой группы свойственен, на мой взгляд, только для андеграунд-среды, которая не тронута законами, условностями и бездушием шоу-биза, не отравлена изощрёнными ядами пустого самолюбования и не погублена ещё мерзкой эпидемией всепоглощающего «хайпа». Очень хочется верить, что этого не произойдет никогда и андеграунд так и останется спасительным островом для всех думающих и умных людей, не употребляющих безвкусную музыкальную коммерческую жвачку для ушей. И в наш сверхбыстрый и стремительно обесценивающий красоту век очень важно не поддаться эйфории повального упрощения всех сторон нашей жизни. Увы, это постепенно происходит с нашим умственным и чувственным развитием, культурой во всех её проявлениях, взаимоотношениями между людьми, восприятием информации и многими другими космически важными областями. Быстрым, поверхностным и чрезмерно упрощённым людям очень скучно во что-то въезжать, размышлять и думать. «Слишкам многа букаф» – это вот как раз про это. Усиленная коммерциализация и сознательное тотальное обезличивание музыкального волшебства в итоге может привести к тому, что музыка станет чем-то вроде «доширака» – быстренько заварил, набил чрево и забыл до следующего приёма пищи. Это, разумеется, не только музыки касается: куда ни посмотри – всё тронуто этим налётом бездушности. Я с безмерной горечью наблюдаю за этим. Самое страшное, что очень сложно будет потом вернуть обратно глубину восприятия и искренность понимания, которые с таким трудом аккумулировались в нашей культуре и внутренних мирах целых поколений. Если мы убьём сейчас своими руками красоту в погоне за вседозволенностью, наслаждаясь сиюминутной вседоступностью, то мы потеряем безвозвратно и самих себя. В песнях ОМЕЛЫ мы постоянно сознательно возвращаем себя в мир гармонии и красоты, предлагаем идти вместе с нами одной дорогой всех тех, кто в этом нуждается. И на наши концерты приходят самые разные люди, которые и превращаются в невероятно добрую и умную силу, и я совершенно точно уверен, что таких «островков» тепла и доброты ещё немало по всему свету и совершенно необходимо, чтобы они развивались и разрастались, объединившись однажды в один прекрасный крепкий материк!"

- Ты и сам был, да и, по большому счёту, и сегодня остаёшься таким же слушателем. Кто из «атцов»-вдохновителей до сих пор вдохновляет, кто из сверстников-коллег радует и кто из нового поколения приятно удивляет тебя?
"Из отцов до сих пор вдохновляют всё те же, что и условную четверть века назад. На мой взгляд, в 1960-70-ых реально очень серьёзно постарались ребята, создав неимоверно мощную и красивую музыку различных направлений, такую, что «тащит» до сих пор, и, уверен, будет «тащить» ещё очень-очень долго. Я могу бесконечно слушать «цепов» – это для любого времени и настроения, это кладезь энергетики и музыкальности для меня. KING CRIMSON раннего периода заслушан до дыр и является идельным образцом умного хулиганства. PEARL JAM раннего периода это всегда то, что заставляет очень глубоко думать и рождает огромное количество воспоминаний и мыслей о самом сокровенном. Такие песни, как «Ocean», «Black», «Rearview Mirror», «Jeremy», просто настоящие маяки поворотных жизненных событий в юности, это памятники настроений души в самые запомнившиеся моменты в жизни. Чтобы тут не отнимать время такими перечислениями – кому интересно, список самых значимых альбомов для меня в моём VK. Там в фотоальбоме прямо картиночки все подобраны.
За наших отечественных ребят-сверстников радуюсь постоянно, считаю, что все невероятные молодцы. Из всех тех, с кем я знаком лично мою «условную четверть века», никто не сдался, все продолжают творить, играть, прогрессируют и наслаждаются процессом. Радуюсь за BUTTERFLY TEMPLE, которые идут вперёд и кайфуют от творчества, приятно удивляюсь успехам АРКОНЫ и, в частности успехам Маши и Серёги, их трудолюбию, профессионализму и постоянному прогрессу. Про Андрюху Ищенко вообще отдельный разговор – просто уникальнейший профи, который с неизменно высочайшим качеством достиг всех мыслимых и немыслимых высот по количеству участий во всевозможных проектах. И Лёха Миронов ещё дичайше радует своей бешеной энергетикой, целеустремленностью и творческим драйвом – русский Лемми без преувеличений! Да что говорить, все просто Отцы! Нет, не так – АТЦЫ!!!"

- Давай тогда уж и про ваш пока ещё не потерявший свежести альбом поговорим. Как прокладывалась эта «Тайная Тропа» и кто шёл вместе с тобой по ней?
"Этот альбом – логический и естественный результат объединения и сплочения группы на переломном этапе 2015-2016 гг., когда мы все вместе обрели новую ОМЕЛУ – новый подход к творчеству и даже нашим взаимоотношениям. Предыдущий альбом – «Хрустальная Сторона» – открыл совершенно новый этап в истории группы: выход из накатанной колеи, шаг в неизведанное и, как результат, обретение новой мотивации для творческих решений. Мы начали буквально с чистого листа и неожиданно получили самые восхитительные ощущения от такой работы! У нас был очень серьёзный разговор по поводу будущего группы и все, как один, высказались за движение вперёд и сохранение коллектива. И я благодарю богов за то, что этот созидательный и продуктивный путь продолжается и совершенствуется, благодаря труду без исключения всех музыкантов нынешнего состава. Сбывается ещё одна моя мечта о коллективном творчестве, именно таком, когда вся группа участвует в написании музыкальных партий, аранжировок и таким образом становится ещё большим, неделимым целым! И на этом альбоме с нами начал играть Саша Стрельников, и я без преувеличения хочу сказать, что такого гитариста мы ждали все эти годы, и он – лучший за всю историю ОМЕЛЫ. Его музыкальный вкус и безграничное мастерство, умение играть и импровизировать в различных стилях со своим особым почерком невероятно важная и нужная для нашей группы вещь. Мы очень рады, что он заинтересовался сотрудничеством с нами и по собственному желанию стал не сессионным, а постоянным участником коллектива. Вообще на «Тропе» стало ещё более заметным творчество каждого из музыкантов – все внесли свой уникальный творческий вклад в общий котёл омеловского алхимического зелья. Наиль Магжанов сам разрабатывал концепцию записи барабанов и в тесном контакте с Игорем Кивом добился стопроцентной реализации задуманного звука. Фёдор Ветров написал чудесные скрипичные и альтовые партии к альбому, гениальнейшим образом их сыграл и добавил неповторимости альбомному звучанию. Коля Кузьменко обладает уникальной методикой записи баса в домашних условиях, делает эксклюзивный мощнейший басовый саунд и никому не рассказывает, как он этого добивается. Саша Горянчиков использует новаторские техники в игре на флейте и разрабатывает свои партии очень скрупулёзно, уделяя внимание каждой мелочи, и даже пошёл ещё дальше: написал стихи для совсем новой композиции и скоро в нашем репертуаре появится первая песня с текстом «неАбрея» – очень интересный будет опыт. В общем, это колоссальное движение вперёд, и, несмотря на все имеющиеся сложности, сейчас в ОМЕЛЕ самый продуктивный, сбалансированный, творчески полноценный период за всю нашу историю. И это, безусловно, и общая заслуга, и каждого по отдельности. И ещё более отрадно осознавать, что потенциал такого вот счастья далеко не исчерпан: я чувствую огромный запас сил и возможностей нашей команды – нам есть, куда идти, и границ этому пути пока не видно!"

- Тем не менее, в ОМЕЛЕ за эту декаду переиграло множество людей, но, благо, основной костяк остался до сих пор.  Вы очень «человечная группа». Расскажи, пожалуйста, о cвоих товарищах – безусловно великолепных музыкантах! – как о людях.
"Да, я специально посчитал: у нас 30 человек приходило и уходило в общей сложности. В одно время это было реальной катастрофой: так часто менялись люди, что мы иногда впадали в уныние, так как творчеством в таких условиях заниматься очень было сложно. Но наконец-то мы обрели постоянство в составе (с каким же наслаждением я произношу эти слова!) И есть смысл теперь отвечать на подобные вопросы, ибо только при постоянном длительном общении и совместном творчестве раскрываются личностные качества каждого.
Итак, барабанщик Наиль Магжанов. Мы с ним, как и с Федей Ветровым, знакомы миллиард лет. Мы дружим семьями и все самые важные события в наших жизнях происходят на наших с ним глазах. Мы в очень тесном контакте и главные решения в группе принимаем с ним сообща. Наилёк – настоящий дружище и человек слова. Он всегда старается исполнять задуманное, а это мне очень близко и понятно. И ценно. Как и всякое правильное добро, он имеет свои кулаки, и в случае необходимости может биться за правое дело, не щадя своего живота, особенно за интересы команды! Является страстным поклонником большого тенниса и Рафаэля Надаля. Обожает рыбалку и в частности ловлю щук. Далее, Фёдор Ветров, скрипичные инструменты – уникальнейший по доброте человек, очень спокойный и уравновешенный, рассудительный и здравомыслящий, но при этом обладает ураганным чувством юмора! Его умнейшие остроты и фразеологизмы навсегда остаются частью внутреннего омелофольклора. Федя фанат всевозможных настольных игр и головоломок, невероятный гурман в отношении чаепития и крупный спец по сортам чая. Играет на невообразимом количестве инструментов и знает всё про мировой и отечественный фолк. Николай Кузьменко, бас-гитара – личность невероятнейшей душевной организации и жизненного уклада. Оставаясь по многим параметрам прекрасной загадкой для всех участников группы, Коля отличный Друг, готовый всегда прийти на помощь в любое время дня и ночи, имеет золотые руки, чинит ими всё, что угодно, и оберегает их от посторонних глаз в модных перчатках даже на концерте! До безумия обожает абсолютно всё, что связано с оружием и мотоциклами. Свой мотоцикл он даже кормит деньгами через выхлопную трубу. А ради рыбалки вообще готов на всё. Саня Горянчиков, флейта – уникальный разносторонний парень, сочетающий в себе огромное количество талантов и умений, имеющий особый взгляд на жизнь и комбинирующий жёсткую прагматичность с глубоким чувственным пониманием жизни. Он ведёт образ жизни в стиле «стрейт эйдж», жмёт штанги и тягает гири, заряжает тысячеметровые покатушки на велосипеде, собирает кубик Рубика за несколько секунд и при этом является профессиональным филологом и преподавателем русского языка и словесности. Гитарист Александр Стрельников – невероятно душевный, интересный и весёлый дядька, всегда любит пошутить и поприкалываться, но когда настаёт момент действия, всегда сосредоточен, ответственен и профессионален, готов обсудить любые темы с искренним подходом и участием. А если тема ему не нравится, то с особым дружелюбием прямо и честно может послать, куда подальше. Настоящий мастер гитарного дела, гурман, ценитель и знаток разнообразного пива вплоть до мельчайших подробностей производства. Безумно любит собак и хорошие компьютерные игры. Вот такая вот ОМЕЛА, и хотя нам иногда нелегко даётся совместное сосуществование, но мы вместе по каким-то особым законам, и я благодарю судьбу за то, что это происходит именно так".

- Да, компания собралась довольно ажурная, как красивый замысловатый аккорд, но и у  тебя даже изначально до неприличия мелодичные песни. Даже я вас не единожды называл «неофолк-рок эстрадой» в самых наилучших значениях этих определений! В своё время Иван Михалыч Осборн однажды посетовал на то, что по сравнению с музыкой 1980-90 гг. рок- и металл- да и поп-сцена утратили самое главное для песни – Мелодию! И он по ней очень скучает. В ОМЕЛЕ такие мелодии – и не только в аранжировках, но и в вокальных линиях – что невольно можно растрогаться и пустить слезу. Я опять же подчеркну, что это не стёб, а абсолютно искреннее восхищение и благодарность слушателя. Откуда в тебе столько красоты?
"Иван Михалыч правильно сетует, полностью его поддерживаю. Действительно, почему-то вдруг стало не принято писать красивые мелодии. Слюни и сопли якобы, старомодно. Хотя я вполне допускаю, что если бы рос на современной музыке и формировал бы сегодня свои музыкальные принципы творчества, то мне тоже было бы непросто воспринимать эту странную инопланетную субстанцию под названием «мелодия». Но я человек именно мелодической эпохи и ценю её в музыке превыше всего. Глупо и неестественно было бы строить своё творчество на другом фундаменте. Мои родители помогли мне с этим в полной мере. Мой папа, например, никогда не любил «тупую долбёжку» и всегда слушал и сам пел душевные песни с глубоким смыслом и приятными мелодиями. Это всё у меня на подкорке и сохранилось. Конечно, я со временем научился слушать, воспринимать и играть совершенно разную музыку, нашёл особую прелесть в разнообразии. Я расширял свой кругозор с появлением новых стилей: что-то прижилось, что-то нет, но главенствующая роль мелодии всегда оставалась неизменной. И, возможно, благодаря многим воспоминаниям детства и юности я научился видеть и ценить красоту в самом, казалось бы, незначительном и простом. Это умение теперь мне помогает и в жизни быстро восстанавливать себя, по выражению одной нашей замечательной поклонницы Олеси, «из пепла, как птица Феникс». В отличном фильме с Кевином Спейси «Красота по-американски» есть чудесный эпизод, где показана вся суть вот этой самой «неприметной красоты». Пляшущий на ветру пакетик, помните? Если не видели, то обязательно посмотрите – это наглядное объяснение того, о чем я так настойчиво и искренне рассказываю. Так вот, этот необыкновенно элегантный танцующий мусорный пакетик на ветру может увидеть каждый, если захочет. И я искренне всем этого желаю, ведь это дверь в абсолютно другой мир, который, к слову, всегда рядом. И этот мир, если его открыть в себе, превращает нас из обычных наблюдателей в настоящих создателей! И именно поэтому мне не приходится ничего выдумывать и сочинять специально, все эти красивые мелодии просто находятся во мне с рождения. Это часть моей природы, и я просто воспроизвожу эти мелодии, когда чувствую в этом необходимость. Всё это происходит естественным образом, легко и без напряга, и я даже не задумываюсь в большинстве случаев, как и откуда это появляется. Наверное, так и должно быть в творчестве, но я точно не знаю. Dubito ergo cogito, соgito ergo sum!"

- А чем не-творческим полна твоя жизнь, и каким созидательным трудом, кроме музыки, ещё занимаешься?
"Моя музыкально-творческая суть настолько плотно и основательно заняла главенствующую позицию в моей жизни с самого рождения, что я в принципе не мыслю себя в отрыве от этого занятия ни на секунду. И все мои занятия по жизни, так или иначе, завязаны на творчестве и музыке. Люблю свою повседневную работу и людей, с которыми её делаю – она даёт мне и моей семье средства к проживанию, достаточно свободного времени для занятия творчеством и не доставляет особо много хлопот, за что ей отдельное спасибо! В остальное время я живу, ради жизни, и получаю удовольствие от времени на Земле: читаю, смотрю кино, путешествую, встречаюсь и общаюсь с приятными людьми, пью джус, занимаюсь спортом по мере возможности, готовлю еду, люблю копаться на даче…"

- Чего же тогда тебе может не хватать, а чего в тебе «с меня хватит»? 
"Дико не хватает времени. Ощущаю цейтнот каждой клеточкой своего организма. Я очень быстро перегораю к написанным песням – в том смысле, что мне нужно записывать и работать над ними в самое ближайшее после непосредственного написания время, «здесь и сейчас». А иногда это не представляется возможным. Поэтому я часто очень переживаю и страдаю от вынужденного бездействия. Я человек быстрой организации: встал-побежал-сделал. Любые проволочки гасят во мне запал и «делают мне скучно». Я человек бешеный, и многим от меня очень неспокойно и некомфортно, но я по-другому не могу, извините. В детстве таких называли «егоза» – так вот я никогда не переставал им быть. Хотя я очень люблю покой и уединение, но это не значит, что, обретая их, я сижу без дела, тупо глядя перед собой в никуда. Не умею и долго спать, мне с детства кажется, что пока я сплю, то ускользнёт что-то важное и интересное. Возможно, надо немного придержать коней, ведь мне уж пятый десяток фигачит, а я всё никак не угомонюсь. Но я точно знаю, печёнкой чую, что если хоть на миг тормозну, то затянет меня эта сонная нега безразличия и ничегонеделания. А это конец. Поэтому я лечу, как угорелый, кувырком, серым волком по полям, по кочкам, по асфальту, хоть куда. Дышу полной грудью и порой ощущаю себя, как гигантский шар, летящий в космосе на огромной скорости и, если случится какая-то неожиданная преграда, то остановиться уже не суждено и будет колоссальный взрыв! Иногда вот даже и сны такие снятся... А чего «с меня хватит», так это организованности и ответственности, хотя без них никуда. Я за определённый период времени прокачал себя в этом плане до уровня бога. Я обязателен и пунктуален до секунд и мгновений: если я поставил себе цель, то её невыполнение в срок для меня настоящая трагедия. Не могу жить без планирования, распорядка и внутренней самодисциплины – иногда ощущаю себя роботом и психопатом на этой почве. Если опаздываю на встречу или куда-то ещё, то бичую себя внутри до полусмерти. Приезжаю раньше за полчаса, а то и ещё раньше, чтобы не переживать и не корить себя за опоздания. Планирую все дела всегда заранее, чем привожу своих друзей в искреннее изумление, как можно так далеко загадывать. И я иногда начинаю требовать такой же дисциплины от других людей и на этой почве порю горячку.  Случаются конфликты и ссоры, так как для многих моя пунктуальность оказывается не так важна, и я, действительно, иногда перегибаю палку. И поэтому я хочу, чтобы прибирался иногда этот градус дисциплины и ответственности, хочу иногда немного побыть безответственным пофигистом и простым юзером, не принимающим решений. Хотя это, наверное, очень скучно, и я этого не смогу вынести. Выходит, нет выхода у меня... Так психопатом и пунктуальным маньяком и помру, видать…"

- Все там будем, дорогой! И каждый – в свой срок, точно вовремя. Значит, тебе точно понравится! Спасибо тебе, Серж, за такой вот разговор! До связи и – до встречи, конечно же! Дышим дальше…


Рецензии