C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Фантазия в стиле сольфеджио Действие второе

За сценой звучит музыка. В комнату входит КВИНТА с букетом цветов.
КВИНТА:  /улыбаясь/  Всё-таки какой приятный этот учитель КВАРТСЕКСТАККОРД!  Похвалил моих девочек. СЕКСТА и ТЕРЦИЯ делают большие успехи. СЕПТИМА, вроде бы, давно уже исправилась: стала прилежно учиться, хорошо себя вести. / Вздохнув,/    Только вот самая маленькая меня волнует. Прямо бесёнок какой-то, а не девочка. / Озабоченно. /  Да, а зачем же я сюда пришла?.. Вспомнила!  Куда подевалась ваза для цветов? Что это за листы на полу?      /Бросает букет на стол, поднимает с пола лист, оглядывается./ И вообще – где все? /читает лист, затем восклицает/ Что?! Свод Законов??? /собирает листы /  Что здесь произошло? Я предчувствовала беду! Дети, где вы?
КВИНТА бежит к выходу. Ей навстречу выбегает КВАРТА. Они сталкиваются.
КВАРТА:  Почему ты так кричишь?
КВИНТА:  Что случилось? Где дети? Я предчувствовала беду!!!
КВАРТА:  Успокойся. Никакой беды нет. Все живы – здоровы. Просто СЕКУНДЕ стукнуло в голову проявить независимость, и она ушла из дома.
КВИНТА:  То есть, как ушла? Совсем?
КВАРТА:  Ну, наверно. Распотрошила наш Свод Законов, со всеми переругалась и гордо удалилась.
КВИНТА:  И где же она теперь? Где моя малышка?
КВАРТА:  Хм, думаю, у своего дружка – ТРИТОНА.
КВИНТА:  У этого бездельника? Что она у него забыла?
КВАРТА:  Наверное, свободу, о которой так мечтала.
КВИНТА:  Её надо немедленно вернуть! Вот-вот ОКТАВИАН приедет с гастролей: ведь сегодня у него день рождения. Нельзя допустить, чтобы ему стало известно об этом.
КВАРТА:  Конечно, что уж тут хорошего! Не только праздник будет испорчен, сломается вся наша жизнь!  / Общее молчание. /
КВИНТА:  Да – а… Что же делать?
КВАРТА:  Что-нибудь придумаем.
КВИНТА:  Хорошо, пойду поставлю цветы в воду.
КВАРТА:  Ваза в столовой. Ну что ж, пойду искать эту непоседу. /Уходит./

Осторожно, оглядываясь по сторонам, в комнату входит ТРИТОН. Разглядывает вещи, трогает их руками.
ТРИТОН:  /с завистью/  Ух, ты! Как у них здорово! Сколько книг! / С сожалением./ Конечно, станешь умным, если тебя каждый день заставляют читать. / Гордо./  Вот у меня дома ни одной книжки нет! Вернее, была одна, да и ту я потерял. / Удивлённо./  Ишь ты, у них даже рояль есть! / Злорадно./ Представляю, как девчонки на нём каждый день из-под палки играют. /Радостно улыбается./ Вот меня никто не заставляет. Красота! Свобода – лучше всего на свете!
Песня ТРИТОНА: слова С.Георгиевой
1.Я – свободный гражданин,
   Но давно мне свет не мил:
   Зависть мучает меня,
   Нет мне радости ни дня.
   Почему я одинок,
   Хоть красив и черноок?
   Почему меня не любят,
   Не ласкают, не голубят?
2.Не имею я шкафы,
   Книг бесценных стеллажи,
   И рояль – не для меня…
   Буду ль счастлив я когда?
   Нет, не нужен никому…
   Да и сам я проживу!
   Независимость милей,
   Жизнь становится светлей!
3.Несравненно я богат.
   Мне другая жизнь – как ад.
   Так пойду же я гулять
   И не буду унывать.
   Всем назло мешать я буду,
   Почесать хочу я зубы.
   Говорят, я «неплохой» –
   Не шути же ты со мной.
Незаметно входит СЕКСТА.
СЕКСТА:  Что ты здесь делаешь?
ТРИТОН:  /вскакивая, испуганно/  Я…
СЕКСТА:  Как ты сюда попал?
ТРИТОН:  Я ищу СЕКУНДУ. Я ждал её 2 часа, но она не пришла. Где она?
СЕКСТА:  Мы сами хотели бы знать, где она. Хлопнула дверью и ушла. Мы думали, что она пошла к тебе.
ТРИТОН:  А что у вас с дверью? Почему ею нужно хлопать? Сломалась, что ли?
СЕКСТА:  Да ничего у нас не сломалось. СЕКУНДА сегодня закатила всем грандиозный скандал по поводу своей независимости и исчезла.
ТРИТОН:  Понятно. Я пошёл её искать. /Направляется к выходу./
СЕКСТА:  Постой! ТРИТОН, ты ведь не такой уж плохой, каким хочешь казаться. Если найдёшь СЕКУНДУ, постарайся убедить её вернуться домой. За её капризами последует слишком много серьёзных неприятностей.
ТРИТОН:  /озабоченно чешет затылок/ Ла-адно, попробую.  /Продолжает умилённо смотреть на СЕКСТУ./
Секста:  Ну, что же ты стоишь? Иди… / ТРИТОН  уходит. /
СЕКСТА берёт с полки одну из книг, листает её, закрывает и с книгой в руках тоже уходит.

За сценой звучит музыка. / На сцене плакат – улица «Музыкальная»./ По улице идёт ТРИТОН.
ТРИТОН:  Какое сегодня солнышко! /останавливается/  Эта зануда совсем мне голову заморочила.  /Язвительно передразнивает/  «Ты не такой уж и плохой!» Это значит, «хороший», что ли? Ха – ха – ха! Как сестрёнку поискать, так сразу хороший стал: сама бегать не хочет. А когда мы играем вместе, то плохой становлюсь. / Машет рукой./  А-а, ну и пусть! Всё равно я никому не нужен!
Песня ТРИТОНА (середина):
   Не имею я шкафы,
   Книг бесценных стеллажи,
   И рояль – не для меня…
   Буду ль счастлив я когда?
   Нет, не нужен никому…
   Да и сам я проживу!
   Независимость милей,
   Жизнь становится светлей!

Раздаётся громкий плач СЕКУНДЫ. Она идёт по улице, рыдает и трёт кулаками глаза. ТРИТОН прерывает песню.
ТРИТОН:  Наконец-то ты нашлась! Что ты ревёшь, как бегемот?
СЕКУНДА ревёт ещё громче.
СЕКУНДА:  Я никому не нужна-а-а-а-а!
ТРИТОН:  Вот те раз! А разве тебя выгоняли из дома?
СЕКУНДА:  Не-е-е-т, я сама ушла.
ТРИТОН:  Так от чего же ты в растрёпанных чувствах? Не плачь! Ты теперь свободна, как ветер! Наслаждайся свободой – делай, что хочешь!
СЕКУНДА:  Спасибо. Я уже насладилась.
ТРИТОН:  А где ты была? Я ждал тебя 2 часа.
СЕКУНДА:  Сначала гуляла. Потом пошла к КВАРТСЕКСТАККОРДУ, а он меня выгнал из своего дома. Сказал, что здесь мне не место: что он из-за меня будет грязно звучать и распугает всех учеников, и чтобы я не слонялась, где попало, а шла домой.
ТРИТОН:  Какой строгий!
СЕКУНДА вдруг решительно вытирает кулаком глаза и, лихо отплясывая, поёт 2-ю песню.
Песня СЕКУНДЫ:  слова С.Георгиевой
1.Ну, и ладно, наплевать,
   Мне ума не занимать.
   Всех покину и уйду.
   Я без них не пропаду.
Припев: Вишь ли, всем я помешала,
Вдруг совсем ненужной стала.
Ну уж нет, себе вольна,
Лучше буду я одна!
2.Мне законы  не указ –
   Вам скажу в десятый раз.
   Прав, ТРИТОН мой, ты во всём:
   На свободе заживём!
              Припев: Вишь ли, всем я помешала,
  Вдруг совсем ненужной стала.
Ну уж нет, теперь вдвоём
Мы чудесно отдохнём!
ТРИТОН:  А-а /машет рукой/, тебя не поймёшь: то слёзы, то смех! Ну что, куда двинем?
СЕКУНДА:  Кого двинем? За что? Что-то мне драться не очень хочется.
ТРИТОН:  При чём тут «драться»? Двинем – это значит куда-нибудь пойдём. Ну, так куда?
СЕКУНДА:  А какая разница? Всё равно куда, лишь бы не домой – там всё по правилам делать надо.
ТРИТОН:  Верно, долой правила! Давай играть без правил!
СЕКУНДА:  Давай. Ура! Я давно об этом мечтала. Не хочу быть СЕКУНДОЙ малой. Хочу быть большой, очень большой, даже увеличенной – дважды, трижды, четы-реж-ды увеличенной! Вот!!!
ТРИТОН:  И я хочу! Нет, а я не хочу! Не хочу никуда разрешаться! Надоело: то уменьшайся, то увеличивайся. Я что, резиновый, что ли?
СЕКУНДА:  Не хочу сидеть на одних и тех же ступенях! Хочу прыгать и скакать, скакать, скакать! То туда, то сюда, то туда, то сюда! /Прыгает./
ТРИТОН:  Вот красота! /Прыгают вместе./
СЕКУНДА:  Что хочу, то и ворочу!
ТРИТОН:  /останавливается/  Слу-у-шай! А давай поменяемся: я буду СЕКУНДОЙ, а ты – ТРИТОНОМ.
СЕКУНДА:  Как это? А разве так можно?
ТРИТОН:  Эх ты, глупая! Конечно, можно! Нам теперь всё нипочём! / /Прислушивается./ Что это там за треск?
СЕКУНДА:  А! / Небрежно отмахивается./  Ну, давай, ты начинай первый.
ТРИТОН:  Что-о? Опять уменьшаться?!
СЕКУНДА:  Как же тогда играть, если ты ни уменьшаться, ни увеличиваться не хочешь?
ТРИТОН:  Ну ладно, давай. Вот я какой! /Звучит тритон./ Теперь я – чистая кварта. /Звучит ч4./
СЕКУНДА:  Как моя тётя!
ТРИТОН:  Не мешай. Теперь я – большая терция /звучит б3/. А теперь – малая /звучит м3/. Ещё разок и я – большая секунда /звучит б2/. И наконец – /звучит м2/ – узнаёшь? / Всё больше сгибается. /
СЕКУНДА ходит вокруг ТРИТОНА и с недоумением смотрит на него.
СЕКУНДА:  Что это ты совсем загнулся?
ТРИТОН:  Уменьшился. Я теперь – малая секунда. Узнаёшь себя?
СЕКУНДА:  Узнаю, узнаю! Как с тобой играть, если от тебя ничего не осталось? Бублик какой-то! Делайся обратно собой! / Возмущённо и топнув ногой./ Увеличивайся, говорю, а то уйду!  / Звучит цепочка интервалов: м2, б2, м3, б3, ч4 и тритон, который повторяется несколько раз. ТРИТОН постепенно выпрямляется./  Так-то лучше! А теперь, давай, я буду увеличиваться.
ТРИТОН:  Что это там трещит всё время?
СЕКУНДА:  Неважно. Вот я /звучит м2/. Раз /звучит б2/, два /м3/, три /б3/, четыре /ч4/, пять /тритон/!  / СЕКУНДА  гордо раздувается / –    И я, как ты!
ТРИТОН:  У-ух ты, как тебя разнесло! Нравится? / СЕКУНДА с надутыми щеками и вытаращенными глазами кивает головой./ Что дальше делать будешь?
СЕКУНДА:  /на выдохе/  Полечу – у – у – у!  / Звучит цепочка интервалов, как у ТРИТОНА в 1-й раз: тритон, ч4, б3, м3, б2, м2 – последний интервал звучит несколько раз/  Ой! /жалобно/ Опять сама собой стала…
ТРИТОН:  /с восхищением/  Ну, ты даёшь! /насторожённо/  Слышишь, всё время шум какой-то странный?
СЕКУНДА:  Слышу, а нам какое дело? Давай петь!
ТРИТОН:  Теперь ты первая начинай.
СЕКУНДА  поёт свою 1-ю песню /1-й куплет/ на одном звуке под дикий аккомпанемент. Останавливается и изумлённо смотрит на ТРИТОНА.
ТРИТОН:  Что это с тобой?
СЕКУНДА:  Не знаю… Попробуй ты.
ТРИТОН  поёт свою песню /2-4 строчки/ тоже на одном звуке. Останавливается и так же удивлённо смотрит на СЕКУНДУ.
СЕКУНДА:  /растягивая слова/  Что-то здесь не так…

Вбегает КВАРТА.
КВАРТА:  Ах, вот вы где! Я с ног сбилась!
СЕКУНДА:  Тётя, а что там за треск?
КВАРТА:  Безумные, что вы натворили? Это ЛАД трещит по швам! Скоро наш дом рухнет!
СЕКУНДА  и  ТРИТОН /вместе/:  Ужас!
СЕКУНДА:  Мы не знали…
ТРИТОН:  Мы просто играли!
КВАРТА:  Вы своими глупыми играми всё сломали. Дома все ходят больные – не знают, куда себя девать.
СЕКУНДА:  И мама?
КВАРТА:  И мама плачет.
СЕКУНДА:  Ой, что я наделала!
КВАРТА:  Вот вам ваши «хочу» да «не хочу». Если каждый будет делать только то, что хочет – жди беды. Вот она и пришла. Все эти правила, которыми вы пренебрегли, не напрасно придуманы, а для порядка. На дорогах ведь тоже есть «правила дорожного движения», иначе свалка получится.
ТРИТОН:  Да, да, конечно.
КВАРТА:  Вот и вы по глупости своей свалку из звуков устроили. Чем безобразничать, лучше бы сели да уроки вместе поучили.
СЕКУНДА:  Фу, опять эти уроки…
КВАРТА:  Да, малышка, уроки. Знания всегда нужны. Даже играть нужно с умом. Ну, чем вы тут занимались?
ТРИТОН:  Уменьшались и увеличивались.
КВАРТА:  Какой кошмар!
СЕКУНДА:  Почему кошмар, тётя? Было так весело!
КВАРТА:  Я так понимаю, что ты увеличивалась?
СЕКУНДА:  А как Вы угадали?
КВАРТА:  Я не гадала, я знаю. Потому что, если бы ты уменьшилась больше, чем в один раз, то ты бы исчезла.
СЕКУНДА:  Как исчезла?! Насовсем? И меня бы вообще не было?
КВАРТА:  Совершенно верно. Вообще.
СЕКУНДА:  Какой ужас! Я не хочу исчезать! / Плачет./
КВАРТА:  Не плачь! Хорошо, что этого не произошло, хоть вы и так уже всем настоящий ад устроили. Ты испугалась за себя, а о тех, кто пострадал от ваших проказ, даже не вспомнила. Им тоже страшно за себя.
СЕКУНДА:  Мне стыдно, тётя. Что же делать?
КВАРТА:  Вернуться домой, попросить прощения и снова вести себя по правилам. Всё сразу встанет на свои места и опять воцарятся мир и покой.
ТРИТОН:  А я? А как же я?
Кварта:  А тебе пора кончать дурака валять и нужно взяться за ум.
ТРИТОН:  Я уже сколько раз брался, но у меня ничего не получается.
КВАРТА:  Может быть, плохо старался? Послушай, а почему бы тебе не воспользоваться нашей помощью?
ТРИТОН:  Вашей помощью? Ну, Вы скажете тоже, тётя КВАРТА!  Кто же захочет мне помочь, если все считают меня бездельником?
КВАРТА:  Мы поможем. Мы всегда охотно помогаем тем, кто действительно хочет чего-то добиться.
ТРИТОН:  А чего добиваться-то? Я даже толком не знаю, как меня зовут. Меня у вас – то УВЕЛИЧЕННОЙ  КВАРТОЙ обзывают, то УМЕНЬШЕННОЙ  КВИНТОЙ. Не поймёшь – не разберёшь.
КВАРТА:  Ну, это совсем просто.  Смотря с какой стороны на тебя посмотреть: с одной стороны ты – УВЕЛИЧЕННАЯ  КВАРТА, а с другой – УМЕНЬШЕННАЯ  КВИНТА.
Тритон:  И что, на меня всё время с какой-то стороны смотреть надо? А прямо – нельзя?
КВАРТА:  Нет, нельзя. Ты – самый необыкновенный среди нас.
ТРИТОН:  Правда? Я – и необыкновенный? Даже не верится!
КВАРТА:  Да, да, удивительный! Без тебя многих аккордов вообще не существовало бы.
ТРИТОН:  Правда? Вот здорово! Так значит, я всё-таки нужен?
КВАРТА:  Конечно. И даже необходим.
ТРИТОН:  Потрясающе!!! Я нужен! Я необыкновенный и удивительный! Я – УДИВИТЕЛЬНО  необыкновенный!
СЕКУНДА:  /хмурясь/  Да-а, а я вот пошла сегодня к КВАРТСЕКСТАККОРДУ,  а он меня прогнал. Сказал, что из-за меня грязь получается.
КВАРТА:  Потому что ты по незнанию лезешь, куда не следует. В трёхголосных аккордах тебе нечего делать, а вот где без тебя не обойтись –  ты ещё, глупышка, не знаешь.
СЕКУНДА:  /виновато/ Я думала, что моё дело – это только торчать на ступенях в ладу.
КВАРТА:  Не торчать, а быть на своём месте. Ты ещё не знакома с целым рядом важных и красивых СЕПТАККОРДОВ. У каждого из них есть по 3 обращения. Вот без тебя они и не получатся.
СЕКУНДА:  Без меня! Не получатся! Ур-ра!!!
ТРИТОН:  Чему же ты радуешься-то? Что ничего не получится?
СЕКУНДА:  /гордо/  Тому, что я тоже – важная.
ТРИТОН:  Ишь ты, заважничала. Смотри, не лопни от радости!
СЕКУНДА:  А сам-то ты сейчас чуть не задохнулся от счастья! /передразнивает/ «Я – удивительный! Я – необыкновенный!» Думаешь, только ты такой?
КВАРТА:  Ну-ну, дети. Не надо ссориться. Мы все, ИНТЕРВАЛЫ – народ в чём-то необыкновенный. От нашего согласия зависит красота. И если каждый из нас хорошо знает своё дело, то сотворяется чудо, которое невозможно ни разгадать, ни повторить. Это чудо – МУЗЫКА!
ТРИТОН:  Вы так хорошо говорите, тётя КВАРТА!  Так бы и слушал Вас бесконечно.
КВАРТА:  /спохватившись/ Ах, да! У нас совсем мало времени. Нужно готовиться к празднику. / Обращается к СЕКУНДЕ./  Ты не забыла, детка, что сегодня у твоего папы день рождения?
СЕКУНДА:  /растерянно/  Ой…
КВАРТА:  / к ТРИТОНУ/  Ты не пойдёшь с нами?
ТРИТОН:  Конечно, пойду…если можно. Зачем мне такая свобода, если я глупый и никому не нужен? Лучше стану умным и буду приносить пользу друзьям.
КВАРТА:  Вот и хорошо. Тогда пойдёмте все вместе. Скорее!
Уходят.


Рецензии