Фантазия в стиле сольфеджио Действие второе
КВИНТА: /улыбаясь/ Всё-таки какой приятный этот учитель КВАРТСЕКСТАККОРД! Похвалил моих девочек. СЕКСТА и ТЕРЦИЯ делают большие успехи. СЕПТИМА, вроде бы, давно уже исправилась: стала прилежно учиться, хорошо себя вести. / Вздохнув,/ Только вот самая маленькая меня волнует. Прямо бесёнок какой-то, а не девочка. / Озабоченно. / Да, а зачем же я сюда пришла?.. Вспомнила! Куда подевалась ваза для цветов? Что это за листы на полу? /Бросает букет на стол, поднимает с пола лист, оглядывается./ И вообще – где все? /читает лист, затем восклицает/ Что?! Свод Законов??? /собирает листы / Что здесь произошло? Я предчувствовала беду! Дети, где вы?
КВИНТА бежит к выходу. Ей навстречу выбегает КВАРТА. Они сталкиваются.
КВАРТА: Почему ты так кричишь?
КВИНТА: Что случилось? Где дети? Я предчувствовала беду!!!
КВАРТА: Успокойся. Никакой беды нет. Все живы – здоровы. Просто СЕКУНДЕ стукнуло в голову проявить независимость, и она ушла из дома.
КВИНТА: То есть, как ушла? Совсем?
КВАРТА: Ну, наверно. Распотрошила наш Свод Законов, со всеми переругалась и гордо удалилась.
КВИНТА: И где же она теперь? Где моя малышка?
КВАРТА: Хм, думаю, у своего дружка – ТРИТОНА.
КВИНТА: У этого бездельника? Что она у него забыла?
КВАРТА: Наверное, свободу, о которой так мечтала.
КВИНТА: Её надо немедленно вернуть! Вот-вот ОКТАВИАН приедет с гастролей: ведь сегодня у него день рождения. Нельзя допустить, чтобы ему стало известно об этом.
КВАРТА: Конечно, что уж тут хорошего! Не только праздник будет испорчен, сломается вся наша жизнь! / Общее молчание. /
КВИНТА: Да – а… Что же делать?
КВАРТА: Что-нибудь придумаем.
КВИНТА: Хорошо, пойду поставлю цветы в воду.
КВАРТА: Ваза в столовой. Ну что ж, пойду искать эту непоседу. /Уходит./
Осторожно, оглядываясь по сторонам, в комнату входит ТРИТОН. Разглядывает вещи, трогает их руками.
ТРИТОН: /с завистью/ Ух, ты! Как у них здорово! Сколько книг! / С сожалением./ Конечно, станешь умным, если тебя каждый день заставляют читать. / Гордо./ Вот у меня дома ни одной книжки нет! Вернее, была одна, да и ту я потерял. / Удивлённо./ Ишь ты, у них даже рояль есть! / Злорадно./ Представляю, как девчонки на нём каждый день из-под палки играют. /Радостно улыбается./ Вот меня никто не заставляет. Красота! Свобода – лучше всего на свете!
Песня ТРИТОНА: слова С.Георгиевой
1.Я – свободный гражданин,
Но давно мне свет не мил:
Зависть мучает меня,
Нет мне радости ни дня.
Почему я одинок,
Хоть красив и черноок?
Почему меня не любят,
Не ласкают, не голубят?
2.Не имею я шкафы,
Книг бесценных стеллажи,
И рояль – не для меня…
Буду ль счастлив я когда?
Нет, не нужен никому…
Да и сам я проживу!
Независимость милей,
Жизнь становится светлей!
3.Несравненно я богат.
Мне другая жизнь – как ад.
Так пойду же я гулять
И не буду унывать.
Всем назло мешать я буду,
Почесать хочу я зубы.
Говорят, я «неплохой» –
Не шути же ты со мной.
Незаметно входит СЕКСТА.
СЕКСТА: Что ты здесь делаешь?
ТРИТОН: /вскакивая, испуганно/ Я…
СЕКСТА: Как ты сюда попал?
ТРИТОН: Я ищу СЕКУНДУ. Я ждал её 2 часа, но она не пришла. Где она?
СЕКСТА: Мы сами хотели бы знать, где она. Хлопнула дверью и ушла. Мы думали, что она пошла к тебе.
ТРИТОН: А что у вас с дверью? Почему ею нужно хлопать? Сломалась, что ли?
СЕКСТА: Да ничего у нас не сломалось. СЕКУНДА сегодня закатила всем грандиозный скандал по поводу своей независимости и исчезла.
ТРИТОН: Понятно. Я пошёл её искать. /Направляется к выходу./
СЕКСТА: Постой! ТРИТОН, ты ведь не такой уж плохой, каким хочешь казаться. Если найдёшь СЕКУНДУ, постарайся убедить её вернуться домой. За её капризами последует слишком много серьёзных неприятностей.
ТРИТОН: /озабоченно чешет затылок/ Ла-адно, попробую. /Продолжает умилённо смотреть на СЕКСТУ./
Секста: Ну, что же ты стоишь? Иди… / ТРИТОН уходит. /
СЕКСТА берёт с полки одну из книг, листает её, закрывает и с книгой в руках тоже уходит.
За сценой звучит музыка. / На сцене плакат – улица «Музыкальная»./ По улице идёт ТРИТОН.
ТРИТОН: Какое сегодня солнышко! /останавливается/ Эта зануда совсем мне голову заморочила. /Язвительно передразнивает/ «Ты не такой уж и плохой!» Это значит, «хороший», что ли? Ха – ха – ха! Как сестрёнку поискать, так сразу хороший стал: сама бегать не хочет. А когда мы играем вместе, то плохой становлюсь. / Машет рукой./ А-а, ну и пусть! Всё равно я никому не нужен!
Песня ТРИТОНА (середина):
Не имею я шкафы,
Книг бесценных стеллажи,
И рояль – не для меня…
Буду ль счастлив я когда?
Нет, не нужен никому…
Да и сам я проживу!
Независимость милей,
Жизнь становится светлей!
Раздаётся громкий плач СЕКУНДЫ. Она идёт по улице, рыдает и трёт кулаками глаза. ТРИТОН прерывает песню.
ТРИТОН: Наконец-то ты нашлась! Что ты ревёшь, как бегемот?
СЕКУНДА ревёт ещё громче.
СЕКУНДА: Я никому не нужна-а-а-а-а!
ТРИТОН: Вот те раз! А разве тебя выгоняли из дома?
СЕКУНДА: Не-е-е-т, я сама ушла.
ТРИТОН: Так от чего же ты в растрёпанных чувствах? Не плачь! Ты теперь свободна, как ветер! Наслаждайся свободой – делай, что хочешь!
СЕКУНДА: Спасибо. Я уже насладилась.
ТРИТОН: А где ты была? Я ждал тебя 2 часа.
СЕКУНДА: Сначала гуляла. Потом пошла к КВАРТСЕКСТАККОРДУ, а он меня выгнал из своего дома. Сказал, что здесь мне не место: что он из-за меня будет грязно звучать и распугает всех учеников, и чтобы я не слонялась, где попало, а шла домой.
ТРИТОН: Какой строгий!
СЕКУНДА вдруг решительно вытирает кулаком глаза и, лихо отплясывая, поёт 2-ю песню.
Песня СЕКУНДЫ: слова С.Георгиевой
1.Ну, и ладно, наплевать,
Мне ума не занимать.
Всех покину и уйду.
Я без них не пропаду.
Припев: Вишь ли, всем я помешала,
Вдруг совсем ненужной стала.
Ну уж нет, себе вольна,
Лучше буду я одна!
2.Мне законы не указ –
Вам скажу в десятый раз.
Прав, ТРИТОН мой, ты во всём:
На свободе заживём!
Припев: Вишь ли, всем я помешала,
Вдруг совсем ненужной стала.
Ну уж нет, теперь вдвоём
Мы чудесно отдохнём!
ТРИТОН: А-а /машет рукой/, тебя не поймёшь: то слёзы, то смех! Ну что, куда двинем?
СЕКУНДА: Кого двинем? За что? Что-то мне драться не очень хочется.
ТРИТОН: При чём тут «драться»? Двинем – это значит куда-нибудь пойдём. Ну, так куда?
СЕКУНДА: А какая разница? Всё равно куда, лишь бы не домой – там всё по правилам делать надо.
ТРИТОН: Верно, долой правила! Давай играть без правил!
СЕКУНДА: Давай. Ура! Я давно об этом мечтала. Не хочу быть СЕКУНДОЙ малой. Хочу быть большой, очень большой, даже увеличенной – дважды, трижды, четы-реж-ды увеличенной! Вот!!!
ТРИТОН: И я хочу! Нет, а я не хочу! Не хочу никуда разрешаться! Надоело: то уменьшайся, то увеличивайся. Я что, резиновый, что ли?
СЕКУНДА: Не хочу сидеть на одних и тех же ступенях! Хочу прыгать и скакать, скакать, скакать! То туда, то сюда, то туда, то сюда! /Прыгает./
ТРИТОН: Вот красота! /Прыгают вместе./
СЕКУНДА: Что хочу, то и ворочу!
ТРИТОН: /останавливается/ Слу-у-шай! А давай поменяемся: я буду СЕКУНДОЙ, а ты – ТРИТОНОМ.
СЕКУНДА: Как это? А разве так можно?
ТРИТОН: Эх ты, глупая! Конечно, можно! Нам теперь всё нипочём! / /Прислушивается./ Что это там за треск?
СЕКУНДА: А! / Небрежно отмахивается./ Ну, давай, ты начинай первый.
ТРИТОН: Что-о? Опять уменьшаться?!
СЕКУНДА: Как же тогда играть, если ты ни уменьшаться, ни увеличиваться не хочешь?
ТРИТОН: Ну ладно, давай. Вот я какой! /Звучит тритон./ Теперь я – чистая кварта. /Звучит ч4./
СЕКУНДА: Как моя тётя!
ТРИТОН: Не мешай. Теперь я – большая терция /звучит б3/. А теперь – малая /звучит м3/. Ещё разок и я – большая секунда /звучит б2/. И наконец – /звучит м2/ – узнаёшь? / Всё больше сгибается. /
СЕКУНДА ходит вокруг ТРИТОНА и с недоумением смотрит на него.
СЕКУНДА: Что это ты совсем загнулся?
ТРИТОН: Уменьшился. Я теперь – малая секунда. Узнаёшь себя?
СЕКУНДА: Узнаю, узнаю! Как с тобой играть, если от тебя ничего не осталось? Бублик какой-то! Делайся обратно собой! / Возмущённо и топнув ногой./ Увеличивайся, говорю, а то уйду! / Звучит цепочка интервалов: м2, б2, м3, б3, ч4 и тритон, который повторяется несколько раз. ТРИТОН постепенно выпрямляется./ Так-то лучше! А теперь, давай, я буду увеличиваться.
ТРИТОН: Что это там трещит всё время?
СЕКУНДА: Неважно. Вот я /звучит м2/. Раз /звучит б2/, два /м3/, три /б3/, четыре /ч4/, пять /тритон/! / СЕКУНДА гордо раздувается / – И я, как ты!
ТРИТОН: У-ух ты, как тебя разнесло! Нравится? / СЕКУНДА с надутыми щеками и вытаращенными глазами кивает головой./ Что дальше делать будешь?
СЕКУНДА: /на выдохе/ Полечу – у – у – у! / Звучит цепочка интервалов, как у ТРИТОНА в 1-й раз: тритон, ч4, б3, м3, б2, м2 – последний интервал звучит несколько раз/ Ой! /жалобно/ Опять сама собой стала…
ТРИТОН: /с восхищением/ Ну, ты даёшь! /насторожённо/ Слышишь, всё время шум какой-то странный?
СЕКУНДА: Слышу, а нам какое дело? Давай петь!
ТРИТОН: Теперь ты первая начинай.
СЕКУНДА поёт свою 1-ю песню /1-й куплет/ на одном звуке под дикий аккомпанемент. Останавливается и изумлённо смотрит на ТРИТОНА.
ТРИТОН: Что это с тобой?
СЕКУНДА: Не знаю… Попробуй ты.
ТРИТОН поёт свою песню /2-4 строчки/ тоже на одном звуке. Останавливается и так же удивлённо смотрит на СЕКУНДУ.
СЕКУНДА: /растягивая слова/ Что-то здесь не так…
Вбегает КВАРТА.
КВАРТА: Ах, вот вы где! Я с ног сбилась!
СЕКУНДА: Тётя, а что там за треск?
КВАРТА: Безумные, что вы натворили? Это ЛАД трещит по швам! Скоро наш дом рухнет!
СЕКУНДА и ТРИТОН /вместе/: Ужас!
СЕКУНДА: Мы не знали…
ТРИТОН: Мы просто играли!
КВАРТА: Вы своими глупыми играми всё сломали. Дома все ходят больные – не знают, куда себя девать.
СЕКУНДА: И мама?
КВАРТА: И мама плачет.
СЕКУНДА: Ой, что я наделала!
КВАРТА: Вот вам ваши «хочу» да «не хочу». Если каждый будет делать только то, что хочет – жди беды. Вот она и пришла. Все эти правила, которыми вы пренебрегли, не напрасно придуманы, а для порядка. На дорогах ведь тоже есть «правила дорожного движения», иначе свалка получится.
ТРИТОН: Да, да, конечно.
КВАРТА: Вот и вы по глупости своей свалку из звуков устроили. Чем безобразничать, лучше бы сели да уроки вместе поучили.
СЕКУНДА: Фу, опять эти уроки…
КВАРТА: Да, малышка, уроки. Знания всегда нужны. Даже играть нужно с умом. Ну, чем вы тут занимались?
ТРИТОН: Уменьшались и увеличивались.
КВАРТА: Какой кошмар!
СЕКУНДА: Почему кошмар, тётя? Было так весело!
КВАРТА: Я так понимаю, что ты увеличивалась?
СЕКУНДА: А как Вы угадали?
КВАРТА: Я не гадала, я знаю. Потому что, если бы ты уменьшилась больше, чем в один раз, то ты бы исчезла.
СЕКУНДА: Как исчезла?! Насовсем? И меня бы вообще не было?
КВАРТА: Совершенно верно. Вообще.
СЕКУНДА: Какой ужас! Я не хочу исчезать! / Плачет./
КВАРТА: Не плачь! Хорошо, что этого не произошло, хоть вы и так уже всем настоящий ад устроили. Ты испугалась за себя, а о тех, кто пострадал от ваших проказ, даже не вспомнила. Им тоже страшно за себя.
СЕКУНДА: Мне стыдно, тётя. Что же делать?
КВАРТА: Вернуться домой, попросить прощения и снова вести себя по правилам. Всё сразу встанет на свои места и опять воцарятся мир и покой.
ТРИТОН: А я? А как же я?
Кварта: А тебе пора кончать дурака валять и нужно взяться за ум.
ТРИТОН: Я уже сколько раз брался, но у меня ничего не получается.
КВАРТА: Может быть, плохо старался? Послушай, а почему бы тебе не воспользоваться нашей помощью?
ТРИТОН: Вашей помощью? Ну, Вы скажете тоже, тётя КВАРТА! Кто же захочет мне помочь, если все считают меня бездельником?
КВАРТА: Мы поможем. Мы всегда охотно помогаем тем, кто действительно хочет чего-то добиться.
ТРИТОН: А чего добиваться-то? Я даже толком не знаю, как меня зовут. Меня у вас – то УВЕЛИЧЕННОЙ КВАРТОЙ обзывают, то УМЕНЬШЕННОЙ КВИНТОЙ. Не поймёшь – не разберёшь.
КВАРТА: Ну, это совсем просто. Смотря с какой стороны на тебя посмотреть: с одной стороны ты – УВЕЛИЧЕННАЯ КВАРТА, а с другой – УМЕНЬШЕННАЯ КВИНТА.
Тритон: И что, на меня всё время с какой-то стороны смотреть надо? А прямо – нельзя?
КВАРТА: Нет, нельзя. Ты – самый необыкновенный среди нас.
ТРИТОН: Правда? Я – и необыкновенный? Даже не верится!
КВАРТА: Да, да, удивительный! Без тебя многих аккордов вообще не существовало бы.
ТРИТОН: Правда? Вот здорово! Так значит, я всё-таки нужен?
КВАРТА: Конечно. И даже необходим.
ТРИТОН: Потрясающе!!! Я нужен! Я необыкновенный и удивительный! Я – УДИВИТЕЛЬНО необыкновенный!
СЕКУНДА: /хмурясь/ Да-а, а я вот пошла сегодня к КВАРТСЕКСТАККОРДУ, а он меня прогнал. Сказал, что из-за меня грязь получается.
КВАРТА: Потому что ты по незнанию лезешь, куда не следует. В трёхголосных аккордах тебе нечего делать, а вот где без тебя не обойтись – ты ещё, глупышка, не знаешь.
СЕКУНДА: /виновато/ Я думала, что моё дело – это только торчать на ступенях в ладу.
КВАРТА: Не торчать, а быть на своём месте. Ты ещё не знакома с целым рядом важных и красивых СЕПТАККОРДОВ. У каждого из них есть по 3 обращения. Вот без тебя они и не получатся.
СЕКУНДА: Без меня! Не получатся! Ур-ра!!!
ТРИТОН: Чему же ты радуешься-то? Что ничего не получится?
СЕКУНДА: /гордо/ Тому, что я тоже – важная.
ТРИТОН: Ишь ты, заважничала. Смотри, не лопни от радости!
СЕКУНДА: А сам-то ты сейчас чуть не задохнулся от счастья! /передразнивает/ «Я – удивительный! Я – необыкновенный!» Думаешь, только ты такой?
КВАРТА: Ну-ну, дети. Не надо ссориться. Мы все, ИНТЕРВАЛЫ – народ в чём-то необыкновенный. От нашего согласия зависит красота. И если каждый из нас хорошо знает своё дело, то сотворяется чудо, которое невозможно ни разгадать, ни повторить. Это чудо – МУЗЫКА!
ТРИТОН: Вы так хорошо говорите, тётя КВАРТА! Так бы и слушал Вас бесконечно.
КВАРТА: /спохватившись/ Ах, да! У нас совсем мало времени. Нужно готовиться к празднику. / Обращается к СЕКУНДЕ./ Ты не забыла, детка, что сегодня у твоего папы день рождения?
СЕКУНДА: /растерянно/ Ой…
КВАРТА: / к ТРИТОНУ/ Ты не пойдёшь с нами?
ТРИТОН: Конечно, пойду…если можно. Зачем мне такая свобода, если я глупый и никому не нужен? Лучше стану умным и буду приносить пользу друзьям.
КВАРТА: Вот и хорошо. Тогда пойдёмте все вместе. Скорее!
Уходят.
Свидетельство о публикации №220072301195