О некоторых аспектах духовной жизни русского народ

"О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА"
Из книги С.А. Наумова "Историческая мозаика".



     Многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления, интересов, общественного сознания людей самых отдаленных эпох. В сказках, былинах, поверьях, песнях, пословицах, обычаях и обрядах передается народный характер, его вечные ценности, вековые истины, прошедшие через многие поколения русского народа и даже встречающиеся с некоторыми видоизмененными формами в сегодняшней жизни.
Бесценные российские архивы, монастырские библиотеки, записки иностранных путешественников и дипломатов как-то: Герберштейна, Олеария, Шлецера оставили нам уникальные свидетельства исторического быта и нравов русского народа.
     Разве не актуальны сегодня вопросы любви? – вечной движущей силы человеческих взаимоотношений. Необыкновенный лиризм и образность мысли мы находим в «Заговоре молодца на любовь красной девицы», изложенном в «Сказках русского народа» из собрания Сахарова. Естественно, современный читатель серьезный текст XVII столетия может воспринимать как нечто экзотическое и даже шокирующее.
     Однако, возвысимся над собой, и попробуем понять мысли и чувства далекого предка, обращающегося к Всевышнему за помощью, дабы привлечь к себе любимую. Звучит это так: «На море, на окияне, на острове Буяне лежит тоска, бьется тоска, убивается тоска с  доски в воду, из воды в полымя, из полымя выбегала сатанина, кричит: Павушка Романея, беги поскорее, дуй рабе (такой-то) в губы, в зубы, в ее кости и пакости, в ее тело белое,  в ее сердце ретивое, в ее печень черную, чтобы раба (такая-то) тосковала всякий час, всякую минуту…, чтоб я ей был лучше чужого молодца, лучше родного отца, лучше родной матери, лучше роду-племени…». Или вот еще одна древняя практическая рекомендация для привлечения к себе любимого мужчины (для присухи мужчин): «Из светлого веника берется пруток, который кладут на пороге двери, в которую пройдет тот, для кого назначена присуха. Как только перешагнут через прут, то прут убирается  положившими его в такое место, где его никто не мог бы видеть. Потом прут берут и кладут в жарко натопленной бане на полок, приговаривая: «Как сохнет этот прут, пускай сохнет по мне раб Божий такой- то».
     Еще один веками проверенный способ привлечения к себе всеобщей любви. «Заговор на людскую любовь». Можно взять на вооружение публичным политикам: «Стану я, раб Божий, по утру, благословясь и перекрестясь, выйду в чисто поле, погляжу на все четыре стороны: на восточной стороне стоит святая церковь. Как на эту церковь смотрят и зарятся, так бы на раба Божьего смотрели и зарились старые старушки, старые старики, маленькие ребята, красные девицы, молодые молодцы, смотрели и зарились на раба Божьего (имя рек), будьте слова мои крепки и емки, как ключи подземельные, аминь».
     Вечная напасть, преследующая самый талантливый, трудолюбивый, высокодуховный русский народ – пьянство. Альтернатива наркологическим диспансерам и целителям от алкоголизма – заговор против злостного недуга: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Хмель и вино отступись от раба (такого-то) в темные леса, где люди не ходят и кони не бродят и птица не летает. Привяжись к лихому человеку, который лихо думает, добра не делает, от меня во веки веков отвяжись» По свидетельству летописца очень помогает в Онежском уезде.
     И, конечно, крайне актуально средство выхода из похмельного состояния. На этот предмет существует веками проверенный надежный способ. Мучающийся похмельем должен сказать следующее: «Господи хмель, буявая голова, не вейся вниз головою, вейся в посон (то есть по направлению движения солнца), а яж тебя не знаю, где живешь, в верх сыра дерева, лезь к своему государю, в медвяные бочки и пивные, как не лежит на огне и так на сем человеке лихая словеса (имя рек): аще испиеши чашу сию, доколи из меня словеси сии изошли, а из сего раба Божьего (имя рек) похмелье». (Из старинного рукописного лечебника Холмогорского уезда). Остается завидовать холмогорцам, прочитавшим поутру сей заговор.
     Россияне, изнемогающие от зубной боли и не желающие обращаться к стоматологу, могут воспользоваться таким заговором: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Господи Храмина тебе не горывать, у раба Божьего (имя рек) зубам не болевать отныне и до веку, во веки, аминь». Сей заговор от зубов нужно проговорить трижды.
     А какие образы, какая высокая поэзия в заговоре против мужского бессилия! «Во имя Отца и Сына и Святого духа, аминь. Есть святые Окиян-море, на том святом Окияне – море есть стоит остров, на том острову стоит дуб булатный, того дуба булатного корени булатные, сучье булатное, вершина булатная. Круг того дубу булатного ветром не согнет, вихорем не сломит, так бы у меня, раба Божьего (имя
рек), стояли семьдесят жил и единая жила…на женский лик, красные девицы, на старые бабы, на молодые молодицы, на сивые кобылицы…, на женскую похоть, на полое место, во веки веков, аминь.» Летопись свидетельствует, что сей заговор очень эффективен.
     Осветим еще одну проблему, чрезвычайно волновавшую на протяжении долгого исторического периода русский народ, и не потерявшую свою актуальность по сей день – это заговор или молитва на подход к начальству, к важному лицу, которое необходимо расположить в свою пользу. Перед тем как идти к руководству отточенная веками мудрость рекомендует произнести следующее: «Стану я, раб такой-то, благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, выйду в чистое поле, стану на восток лицом, на запад хребтом. Акиры и Оры, и како идут цари, царицы, короли, королицы, князи, княгини, все православные роды, и не думают и не думают зла и лиха, такожде и на меня, раба (такого-то) не думали бы зла и лиха, как цари, царицы, короли и королицы, все вельможи, все православные роды возрадуются и возвеселятся, увидев меня».
     Дабы не утомлять просвещенного читателя, позволю себе завершить не самое привычное изложение народных представлений о жизни заговором на торговлю, значение которой возрастало по мере развития исторических общностей.
     Рекомендуется всем православным коммерсантам: «Дела, Господи, рек еси пречистыми усты Своими, яко без меня не можете творити ничто же. Господи мой, Господи, верою объем души нашей, помоги мне грешному, рабу Божьему (имя рек), сию нашу жизнь торговлею в купле, продаже и меняльстве и во всем». Это проверенный веками способ стать олигархом.
     Отдельное направление, вызывающее у современного читателя восторг своей экзотикой – это средневековые приметы русского народа, подчас бытующие до сего времени. Например, «если голубь в окно влетит – быть пожару, или кому-нибудь умереть, иногда быть вестям. Если встретится поп, монахиня, монах, женщина, свинья или лысая лошадь, то в предпринятом пути успеха не будет. Если же встретится кто-то с полными ведрами или с ушатом воды – успех обеспечен».
О лошади: «Если дорогой распряжется – жена неверна». О мыши: «Мышь укусит кого в доме – тому неприятности или несчастье. Если попортит какой-нибудь товар – к скорой продаже или прибыли. Летучих мышей носили в сушеном виде за пазухой, ради здоровья или счастья. Или заваривали кипятком и такую воду давали для исцеления больным, лежащим в горячке детям». О беременных женщинах: «Должны отстранять от себя все неприятности и предметы неприятного вида, зверей, безобразных людей. В противном случае, она могла родить ребенка, лицо которого могло иметь большое сходство с животным или тем уродом, которого она часто видела, или которого испугалась».
     Бесценным источником знаний о взглядах и представлениях, как они формировались в сознании людей разных эпох, корректировались и пополнялись нашими дальними и не очень дальними предками являются пословицы и поговорки. Это памятник народной мысли и народного языка. И это не устаревшее наследие. Это живое, входящее в нашу повседневную жизнь. Можно сказать, руководство к действию.
О Родине: «Где кто родится, там и пригодится», «Для продажной псины – кол из осины», «Если народу служить – и на полюсе можно жить», «За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да свое», «Чужой огонь не греет».
Сограждане новой демократической России свободны в своем жизненном выборе. На этот предмет могу рекомендовать следующие народные советы: «Лучше быть богатому да здоровому, чем бедному да больному», «Лучше быть головою кошки, чем хвостом льва», «Лучше в море утопиться, чем в безумную влюбиться», «Лучше жену иметь пьяную, нежели упрямую», «Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан», Лучше с умным потерять, чем с дураком найти», «Лучше страдать брюхом, нежели духом», «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».
Информация к размышлению о любви: «Люби Ивана, да береги карманы», «Любит и кошка мышку», «Люблю как клопа в углу, где увижу, там и задавлю», «Любовь зла, полюбишь и козла», «Любовь хоть и мука, а без нее скука».
     А также памятка мужу и жене: «Жена не гусли, поиграв на стену не повесишь», «Жена не коза, травой кормить не будешь», «Завел жену, забудь тишину», «Муж не сапог –  не скинешь с ног», «Муж не ворона, а все жене оборона», «Не бери ту, которую видел сквозь двери, а бери ту, что знаешь с колыбели», «Не дай бог коня ленивого, а мужа ревнивого», «Не держись за одну, пойдешь ко дну», «Не кайся рано вставши, кайся, рано женившись», «У кого жена плоха, у того и борода рано седеет», «У черта и жена ведьма».
     И, конечно, нельзя забывать такие наставления предков как: «Без крыльев не летай, упадешь», Береги честь смолоду, а здоровье под старость», «Будь малым доволен, получишь большое», «Будь умен, а не силен», «В какой народ приедешь, такую и шапку надень», «Верь приданому после свадьбы», «Ври, да знай меру», «До смерти учись, до гроба исправляйся», «Дурак тот, кто с дураком свяжется», «Не балуйся с медведем – задавит», «С кем знаться не хочешь – тому дай денег взаймы».
     Фрагментарно представленное устное творчество русского этноса несет в себе многовековой опыт и является ценнейшим источником для познания истории народа, его национальных особенностей, глубочайшей мудрости и искрящегося юмора.

2000г.


Рецензии
Интересные тут приметы приводятся. Жму зеленую в поддержку

Марина Славянка   01.03.2021 18:13     Заявить о нарушении