Небесные мотыльки. Театральная быль
После третьего звонка, приглашавшего зрителей поскорее занять места, в зале гасли свечи, дирижёр в оркестровой яме взмахивал палочкой, музыканты начинали увертюру, а занавес медленно и бесшумно открывал залитую софитами сцену. Зрительный зал был полон, когда на сцену выходила юная звездочка театральной труппы, изящная Снежинка. Юную актрису звали Анной, но зритель за белокурые локоны и хрупкую, как будто выточенную из мрамора фигурку, называл Анну Снежинкой. Она была всеобщей любимицей – кроткая, отзывчивая, жизнерадостная. Каждый раз, когда имя Анны значилось на афише спектакля, в одной из дальних лож тихо сидел седой генерал и затаив дыхание смотрел на свою единственную и любимую дочь. Много боли и смерти видел боевой офицер на своем веку, но только дважды в жизни слезы скатывались по его лицу: когда много лет назад хоронил свою любимую жену, мать Анны, и когда Снежинка под оглушительные авиации выходила на поклон, купаясь в лучах бесконечной зрительской любви. Он гордился дочерью и любил ее больше жизни. В театре был еще один человек, который не задумываясь положил бы к ногам Снежинки все, что имел: чистую душу и божественный талант. Это был молодой скрипач из театрального оркестра, место которого в яме у сцены находилось совсем рядом с норкой мышонка. Боня видел, как светились тихой печалью глаза скрипача, когда на подмостки выходила Снежинка. Его скрипка обретала душу, аккомпанируя пению юной звёздочки. Зрители, как зачарованные, слушали дуэт Снежинки и Скрипача. Как только смолкала музыка, над залом повисала трепетная тишина, а затем гром аплодисментов сотрясал стены видавшего виды зала. Так зритель благодарил актрису и музыканта за возможность прикоснуться к небесам. После спектакля Анну в гримерке неизменно ждала корзина желтых хризантем – любимых цветов девушки. От кого?! Анна терялась в догадках… И лишь Боня знала, что эти цветы, купленные на мизерное жалование, дарил актрисе, оставаясь неизвестным, скрипач. Близился день премьеры нового спектакля. Труппа готовилась рассказать печальную историю маленькой танцовщицы и горбуна. Театр жил в предвкушении и заботах. Режиссер становился все мрачнее, костюмер ворчал над недошитыми костюмами, дирижер нервно постукивал по пюпитру палочкой, и только Снежинка, как и ее героиня – хрупкая Эсмеральда – была как всегда приветлива, добра и подбадривала труппу. За две недели до премьеры в город пришла дождливая сырая осень, принеся с собой холода и болезни. Колючий ветер пронзал улицы и площади, срывая с крыш домов потрепанную годами черепицу. На одном из прогонов, когда по сценарию героиня Анны под скрипку танцевала на воображаемой площади, девушка неожиданно побледнела и чуть не лишилась чувств. Свое недомогание Снежинка связывала с волнением и старалась не отвлекаться перед театральным событием на такую ерунду. Однако все в театре замечали, что с каждым днем Анна становилась все бледнее и печальнее, как будто силы покидали ее. Отец настаивал на переносе премьеры, его разговор на повышенных тонах с директором театра слышала вся притихшая труппа. Анна же, как стойкий оловянный солдатик, отвечала, что она актриса и не имеет права разочаровывать зрителя, поэтому выйдет на сцену именно в день, который указан на афише. На премьере зал был полон: билеты в портер, амфитеатр, ложе, бельэтаж и даже галерку были выкуплены задолго до заявленного дня. Зрители стояли в проходах. Казалось, что весь город пришел посмотреть на Анну-Эсмеральду. Фиалковые глаза Снежинки были в тот день особенными – они горели каким-то нездешним огнем, а жар тела накрывал так, что свет софитов бил в глаза особенно больно. Пряча в рукав окровавленный платок, Снежинка в своей последней сцене играла так, будто навсегда прощалась со своим любимым зрителем. Как только сомкнулись полотнища занавеса, Анна упала без чувств. Приехавший доктор от бессилия лишь развел руками: «Слишком поздно».
После похорон Снежинки скрипач исчез, и мышонок Боня больше никогда не видел его в театре. Поговаривали, что поседевшим за ночь стариком ушел он с труппой бродячих цыган. Но в день рождения Анны на ее могиле по-прежнему неизменно стояла корзина желтых хризантем. Генерал ненадолго пережил свою любимицу. Горе и тоска по дочери сделали то, что ни разу не удавалось картечи на полях сражений.
Много разных историй хранит театральный занавес: о прошлом и будущем, веселых и не очень, о принцах и нищих, героях и злодеях. Но все они для зрителя. И только о беззаветном служении Его Величеству Театру за кулисами вслух не говорят – среди актеров не принято. Старый костюмер Гитан однажды, сидя у могилы Анны, задумчиво произнес: «Небесные мотыльки, небесные мотыльки, душу зрителю выворачивают наизнанку и сами сгорают без остатка. Эх!» – неуклюже смахнул старческую слезу и медленно поплелся восвояси –театральную коморку шить костюмы для новых спектаклей.
Свидетельство о публикации №220072301320
Клаус Карп 23.07.2020 18:48 Заявить о нарушении