Граница и авось

«Вы, русские, - замечательные. Только не думаете. Вернее, думаете, но спустя какое-то время и мало. Надо больше рефлекcировать, чтобы не делать ошибок» – заметил как-то мой норвежский ученик. Вы ничего такого не подумайте! Юноша любит Россию, у него русская девушка и он сносно говорит на русском языке. И даже немного разбирается в особенностях нашего менталитета. А вот я уже на следующий день нашла подтверждение его словам.

Решили мы с коллегой прокатиться в Норвегию. Сменить ландшафт, а если быть точнее – обстановку, поскольку пейзажи Восточной Норвегии не сильно отличаются от мурманских. Позвонили перевозчику и начали планировать долгожданную поездку.

По традиции Надежда, которая первой садилась в маршрутку, всегда мне перезванивала. А я ожидала автобус на своей остановке, наслаждаясь особенностями розы ветров на Кольском проспекте – главной магистрали города. Так было и в тот раз. Поздним вечером выпал снег, а под утро подморозило. Дорога красиво блестела, а колючий ветер уносил с собой белые снежинки, не желавшие примерзать к холодному асфальту. Мысленно передала привет школьному учителю географии, а также маме: «Как хорошо, что она сейчас не видит, что я без шапки. Переживала бы только». Натянув капюшон и спрятав руки в карманы, принялась грезить о норвежском кофе.

Голос в трубке на сей раз был не радостным. Не выспалась – подумалось мне. На вопрос о номере маршрутки моя Надежда грустно ответила: «Таня, это - не автобус». Минут через десять к остановке подрулила скромная легковушка: у перевозчика случился форс-мажор и вместо микроавтобуса прислали машину. В салоне царила тишина, которую упорно поддерживал неразговорчивый водитель. Автомобиль неторопливой улиткой катился по трассе, молчаливый мужчина крепко держался за руль. Как-то странно едем – промелькнула мысль, но ее тут же сменила другая, более приятная, о норвежском кофе с горячими вафлями.

На Титовке, единственной остановке по пути в Норвегию, оживились. Вернее, мы с Надеждой бурно обменялись впечатлениями на свежем воздухе. Водитель решил продемонстрировать чудеса выдержки, так и не покинув ни на минуту свой автомобиль.

Границу прошли быстро. На таможне было немноголюдно - все рейсовые автобусы давно укатили вперед. Получив вожделенные штампики в паспорт, сели в машину. Немногословный мужчина, выждав паузу, многозначительно произнес: «У меня плохая новость. В Норвегию мы не поедем!» «Почему?» - выдохнули мы в едином эмоциональном порыве. Причина оказалась простой и понятной для всех цивилизованных людей – водитель не поменял резину. Сегодня в Норвегии снег, а это значит, что въезд в страну на летней резине запрещен.

Возмущению не было предела. Моим утренним мыслям об арабике норвежского помола в этом раз так и не суждено было материализоваться и я заметно приуныла. Надежда тоже сокрушалась: при посадке она ведь интересовалась заменой шин. Утром мужчина заверил коллегу, что держит ситуацию под контролем и посоветовал не тревожить его по пустякам. Вы понимаете, почему в салоне царило молчание? Теперь же наши чувства очень просились наружу, хорошее воспитание и врожденная интеллигенция формулировали их в виде риторических вопросов, обращенных к мужчине за рулем, к самим себе, в небо и к норвежским пограничникам, подошедшим к нашему автомобилю спустя какое-то время.

Надежда решила пересказать историю норвежцам: „Our driver has not changed эти как их там, Reifen!“ Я же, собрав все свои знания английского языка, скромно резюмировала: “We don't have a car!”

Тирады на иностранном языке не произвели должного впечатления на вежливых норвежцев, но были услышаны нашим водителем. Он, не меняя позы, тихо произнес: «За эту поездку вам платить не надо». Слова виновника всех наших бед вызвали у нас очередную бурю негодования.

В глазах норвежских соседей читалось привычное: «Поди их, разбери этих русских!» Совершив круг почета, мы покинули КПП. О происшедшем случае своему ученику из Норвегии решила не рассказывать.

Ноябрь 2018


Рецензии