Криминальность как политическая идея

 
   Дело хабаровского губернатора стремительно переместилось из юридической в политическую плоскость. Уже не важно виновен в чем-либо Фуркал.
  Важен прецедент массового неподчинения центру.

  В этом же ряду и открытое неповиновение жителей Екатеринбурга. Возникнув как внутренний религиозный конфликт, оно так же быстро переместилось в открытое политическое противостояние.
  Тенденция, однако.

  Не стану обсуждать перспективы обоих противостояний, потому что не хочу подливать масла в огонь. Очевидно одно: мы вползли в новую реальность, в которой политические риски многократно возросли, а внутренняя нестабильность обрела опасный динамизм. Это обязывает к взвешенности всех, но, прежде всего, власть.

  Ситуация с Фуркалом высветила одно из главных качеств российской элиты. Принадлежность к ней предполагает связь с криминалом. Она-это пропуск в закрытый клуб. Замазан-значит свой. Потому что, если ты чист перед законом и совестью, то как же тобой управлять?

  Не знаю, что стало причиной уголовного преследования Фургала, но убежден в том, что не борьба за чистоту чиновничества. Что-то Фургал сделал не так, в чем-то переоценил собственную неуязвимость, дав повод к недовольству собой. Но он не Левченко и не Грудинин. В его прошлом достаточно того, что позволяет не прибегая к фальсификациям поставить его на "правеж".

  Криминальность выражает суть правящего слоя. Он зародился на "большом хапке" и не знает других дорог к благополучию. Воровство и взяточничество это то, что он хорошо знает и умеет. Строить и изобретать его не учили, не до того было.
 Она, криминальность, это одновременно и нить, на которую нанизываются все социальные связи. Порвешь эту нить- обрушишь всю общественную конструкцию.

  Такого еще не было на Руси. Криминал, конечно, был всегда, но его всегда и ограничивали,  в переднюю никогда не пускали. Теперь, впервые в истории, он на самой верхушке социума.
 Говорят у нас нет никакой идеологии. Это не так. Криминальная идея и есть наша современная идеология. Она заполнила все уголки общества и правит им надежнее чем коммунистическая в советском прошлом.

  Большинство из нас ежедневно сталкивается с криминалом, но, страдая от него, никогда не поднимаются до обобщений. А зря, потому что происходящее с нами не частный случай, а проявление закономерности. Так функционирует общественная система. В ней нет понятия личности, но есть сильная личность, вокруг которой выстроены мораль и право. Они обслуживают только ее потребности. Все остальные самостоятельного значения для системы не имеют. Они не субъект общественных отношений, а объект. Проще говоря, планктон, пища для сильного. Их можно грабить,отнимать жилье и детей, облагать непосильными поборами, ограничивать в жизненных условиях- и все совершенно естественным образом в рамках существующего порядка.

  Тут один из авторов опубликовал интересный материал, характеризующий взаимодействие населения с разными бытовыми сферами. И все с одним резюме- "разводилово". "Разводилово" в торговле, медицине, банковской сфере и т.д. Каждый мог бы дополнить этот перечень своим опытом. Мы идем по жизни как по минному полю.Каждый из нас, выходя или даже не выходя из дома, но просто обнаруживая себя, превращается в объект охоты. Вы интересны окружающему вас миру только в этом качестве. В лучшем случае вас обманут на небольшие деньги, в худшем совсем оставят без них и без квартиры. Причем независимо от того соблазнились вы одним из мошеннических предложений или нет. Просто кто-то использует ваши персональные данные которые, как выясняется, никем и ничем не защищены и сфабрикует от вашего имени какой нибудь договор с финансовыми обязательствами. Не сомневайтесь, суды примут за истину этот документ, а не ваши заявления о том, что вы ни сном, ни духом и что это могут подтвердить свидетели.

  Все это потому, что законодатели, определяя правила гражданского оборота, отдали приоритет формальным юридическим фактам, которые, как и известно, убедительнее всего формируются теми, у кого есть возможность нанять хорошего адвоката и потратить деньги на судебную тяжбу. Личность как таковая и, прежде всего, личность слабая практически не имеет шансов добиться в гражданском суде справедливости. Здесь правит бал изворотливость, а это превратило и судебную систему в часть криминального концепта. Наиболее изощренные преступные схемы реализуются через нее.

  Государство сняло с себя все обязанности по защите социально слабого интереса, и он оказался один на один с хищником. Вспомните сколько разного рода инспекций в советское время работало в сфере торговли и услуг и как боялись их те, кто шел на  злоупотребления. А как целенаправленно работали органы внутренних дел, выявляя преступления в этой сфере.
  Теперь этого нет. Зато вам с экранов телевизоров лицемерно заботливо расскажут о все новых схемах обмана и посоветуют быть осторожнее.
  Вместо этих советов понудить бы государство на целенаправленное удаление из жизни мошенничества, которое приобрело рутинный характер. Уверяю, при наличии воли, оно могло бы сделать это быстро.  Но оно не может действовать против своих же правил, в которых, повторюсь, слабый существует для того, чтобы им питался сильный.

  Я по профессии юрист. Трансформация советской правовой системы проходила на моих глазах. Под разговоры о недемократичности из нее сознательно вычищалось все, что олицетворяло и защищало общее. Иезуитски менялся менталитет кадров. Привыкшие жить заботами государства люди были поставлены перед наглядной демонстрацией того, что быть на стороне преступности комфортнее, чем бороться с ней. Их правовые возможности были резко сокращены с одновременным усилением этих позиций подозреваемых. Им месяцами не платили копеечную зарплату, демонстрируя как богато живут те, с кем они всегда и успешно боролись. Власть недвусмысленно указала им направление,и они, кто ломая себя, а кто и с радостью пошли по этой дороге.

  Когда мы справедливо возмущаемся уровнем коррупции в правоохранительной системе, то должны понимать, что он был сознательно выпестован самой властью. Ей не нужна борьба с коррупцией. Коррупция ее стихия.
  Ничего нового в этот раскладе нет и сейчас. Отдельные громкие дела- это, скорее, раздача подарков плебсу. Ешьте хлеб, наслаждайтесь зрелищами, но об изменении жизненных принципов не помышляйте. А ведь в них-то, принципах, и корень  общественного раскола. Люди жаждут справедливости: в имущественном положении, в распределении налоговых тягот, в правовых возможностях, в уважении к себе и, главное, в признании себя независимо от степени личного богатства и должности равноправным участником диалога, а не подтанцовкой в различных шоу. Они хотят, чтобы их слышали и уважали.
 
  Но справедливость должна быть подлинной. Эрзацы приняты не будут, и они не спасут от раскола. Скорее углубят его.
  Да и напоследок несколько слов о морали как об одном из основных регуляторов жизни. Собственно тут и говорить-то много не надо. Воплощением нынешней морали и ее носителями являются личности, которых  пресса назвала " мажорами". Вот они и есть нынешняя мораль в ее неприкрытом виде. Их ментальность, язык, повадки и выражают подлинную общественную мораль. Если вы не желаете поместить их туда, где им положено находиться: в тюрьме, на лесоповале, на уборке городских территорий, то хотя бы уберите эту мерзость с экранов телевизоров. Более разоблачительных для власти кадров и придумать сложно.   


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.